Слайд 1Средства
музыкальной выразительности
Слайд 2Что такое «выразительность»?
Выразительность – это выражение эмоций, чувств, переживаний, настроения.
В
музыке тоже есть свои эмоции, и называются они средствами музыкальной
выразительности. Музыкой композитор может показать нам свои эмоции и переживания, исполнитель может нам эти эмоции передать через исполнение на инструментах или голосом, а мы с вами, когда слушаем музыку можем ее почувствовать и рассказать насколько она выразительна.
Средств музыкальной выразительности много, о некоторых их них вы узнаете из моей сказки.
Слайд 4В одном королевстве в большом королевском замке. Жила была королева
со своей дочерью и целой свитой придворных.
Это было необычное королевство,
оно было невидимое, а значит, и жители в нем тоже были невидимыми. Правительницей невидимого королевства была Прекрасная королева Музыка.
Слайд 5Ее никто никогда не видел, но ее все СЛЫШАЛИ.
Королева Музыка
правила в своем королевстве справедливо, она очень любила гармонию и
красоту. Гармония и красота были самые главные законы в ее королевстве. Как только придворные переставали подчиняться этим законам, Музыка сразу же их покидала.
Слайд 6Главной помощницей Музыки была её дочь принцесса Мелодия она была
красивой и очень любила рассказывать удивительные истории о мире, о
природе, о людях, обо всем, что нас окружает и о чем думает Человек. Принцесса всегда со всеми душевно разговаривала, поэтому все ее любили.
Слайд 7У Мелодии, как и у всех принцесс была помощница фрейлина
и звали её Интонация, которая помогала передать настроение своей принцессы,
когда та грустила или радовалась, злилась, хотя это бывало редко или наоборот была очень игрива.
Слайд 8Их окружала целая свита придворных: солдатики Темп и Ритм.
Слайд 9Ему нравилось маршировать и исполнять эти упражнения, которые придавали ему
бодрости, уверенности и собранности.
После строгих, четких упражнений, он переходил
к плавным, пластичным движениям, и тогда марш превращался в танец: та-а-та, та-та-та, та-а-та, та-а-а
Слайд 10Темп всегда выходил на поляну, где тренировался Ритм и увлекал
за собой своего друга: то мчался галопом, то, как медлительная
черепаха еле передвигал ногами. Послушайте пьесу и определите, как меняется характер, темп и ритм музыки.
Слайд 11Ференц Лист. Хоровод гномов.
Исп. Дьердь Циффра
Слайд 12Был у королевы, и придворный советник Тембр, который управлял музыкальными
инструментами: назовите музыкальные инструменты, которые вы знаете или увидели на
картинке.
Слайд 14А еще скрипками, виолончелями, флейтами, гитарами, баянами, барабанами и еще
многими разными инструментами, которых он наделял такими красивыми голосами, что
все вокруг приходили в восторг.
Тембр знал секреты украшения мелодии: она могла стать бархатной и мягкой, если звучала виолончель, крикливой и яркой, если ее исполняла труба.
Слайд 15В волшебном королевстве так же жили два брата Лада, у
которых все время менялось настроение, как вы думаете, какое могло
быть настроение?
Минор
Мажор
Слайд 16Регистр, который мог петь то высоким голосом, словно соловей или
скрипка, то низким, как будто шагал медведь или пел контрабас.
Слайд 17А еще жила в этом замке придворная фея Динамика она
помогала сделать музыку то громче, то тише, а иногда совсем
громко или еле слышно, что все вокруг затихали и прислушивались.
Слайд 18Прослушайте музыку и определите изменение Динамики
Слайд 19Именно все эти жители чудесного замка помогали королеве Музыке поддерживать
порядок, Гармонию и Красоту в королевстве.
Слайд 20Иоганн Штраус. Императорский вальс
Послушайте, как гармонично живут все подданные королевства
Послушайте произведение и скажите, тембр каких инструментов вы услышали, и
как изменялась динамика и темп музыки?
Слайд 21Назовите, пожалуйста, имена жителей невидимого королевства, которые помогут композитору писать
красивую музыку.
Слайд 22Интонация
Мелодия
Ритм
Темп
Тембр
Лад
Регистр
Динамика
Слайд 23Домашнее задание
Разгадать венгерский кроссворд «Средства музыкальной выразительности»
Слова нужно искать под
прямым углом.