Слайд 1Средства общения и использование их в сестринской профессии
Слайд 3Вербальная
– только при помощи речи
Слайд 4Невербальная
– при помощи неречевых средств (жесты, мимика, взгляд…)
Слайд 5Невербальные средства общения изучают следующие науки:
Слайд 6Кинесика
– изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций – мимику,
жесты, пантомимику, моторику всего тела: позы, осанка, поклоны, походку, движение
рук, головы, туловища).
Слайд 7Такесика
– изучает телесный контакт, прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи,
обнимания, достраивания, поглаживания (в медицинской практике – массаж, пальпация, прощупывания
пульса).
Слайд 8Паралингвистика
– изучает общение при помощи голоса ( смех, плач, интонации
голоса) и различные характеристики голоса.
Слайд 9Проксемика
– исследует расположение людей в пространстве при общении, расстояние от
собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство.
Слайд 10Речь как
Источник информации
Способ воздействия на собеседника
Слайд 11Саади:
«Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем
мы,
Пока ты слова не сказал»
Слайд 12Язык:
-это система знаков, служащая средством общения, мыслей, способом выражения и
передачи опыта и хранения информации.
Человек использует язык для общения
с другими людьми и для оформления своих мыслей в процессе своей речи.
Слайд 13Речь:
- Это исторически сложившаяся форма общения людей с помощью языка,
способ выражения мыслей.
Слайд 14Речь:
Внутренняя – внутреннее проговаривание, внутреннее программирование.
Внешняя – устная:
Монологическая
Диалогическая
Письменная
Слайд 15В структуру речевого общения входят:
Слайд 16Значение и смысл слов, фраз:
«Разум человека проявляется
в ясности его
речи»
Речевые звуковые явления:
• темп речи
• модуляция высоты голоса
• тональность голоса
•
ритм
• тембр
• интонация, дикция речи
Слайд 17Выразительные качества голоса:
Характерные специфические звуки, возникающие при общении
Разделительные звуки
Нулевые звуки
Слайд 18И.П. Павлов
«Слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель,
как и все остальное, но вместе с тем такой многообъемлющий,
как никакие другие»
Слайд 19П.А. Бейлин
«Слово, как и лекарство – обладает прямым токсическим или
побочным действием. К отдельным словам вырабатывается непереносимость – они могут
вызвать аллергию, шок. А от передозировки даже «лечебных» слов может развиться «лекарственная болезнь». Болтливый человек может вызвать у своих слушателей головную боль и усталость»
Слайд 20М.В. Бехтерев:
«Если больному или его близким после разговора с врачом
не становится легче, то это не врач»
Слайд 26И.П. Павлов о С. П. Боткине
«Его обаяние среди больных носило
поистине волшебный характер: лечило уже одно его слово, одно посещение
больного»
Слайд 27Гиппократ:
«Если есть несколько врачей, из которых один лечит травами, другой
- ножом, третий - словом, прежде всего обратитесь к тому,
кто лечит словом»
Слайд 28В.Н.Виноградов:
«Сердце можно лечить только сердцем»
Слайд 29Вывод:
Этическая грамотность медицинского работника является важной составляющей его профессионализма!