Разделы презентаций


Средства выразительности

Содержание

Вспомнить: Эпитет  Сравнение (сравнительный оборот)  Фразеологизм  Метафора  Гипербола  ОлицетворениеЗадание: опознать указанное в формулировке средство выразительности.Задания с выбором ответа и кратким ответом.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Средства выразительности
Задание 3 ОГЭ

Средства выразительностиЗадание 3 ОГЭ

Слайд 2Вспомнить:
Эпитет  
Сравнение (сравнительный оборот)  
Фразеологизм  
Метафора  
Гипербола  
Олицетворение
Задание: опознать

указанное в формулировке средство выразительности.
Задания с выбором ответа и кратким

ответом.
Вспомнить: Эпитет  Сравнение (сравнительный оборот)  Фразеологизм  Метафора  Гипербола  ОлицетворениеЗадание: опознать указанное в формулировке средство выразительности.Задания с выбором

Слайд 3Фразеологизм - устойчивое сочетание слов, имеющее переносное значение и близкое

по лексическому значению одному слову.

Например: раз на раз не приходится

(= разный результат), не сводить глаз (= пристально, внимательно, неотрывно смотреть), буря в стакане воды (= большие волнения по ничтожному поводу), на краю земли (= где-то очень далеко), на седьмом небе (= быть в полном восторге), альфа и омега (= самая суть), бабушкины сказки (= какие-либо небылицы), балансировать на грани (= сильно рисковать).

ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ

Фразеологизм - устойчивое сочетание слов, имеющее переносное значение и близкое по лексическому значению одному слову.Например: раз на

Слайд 4Эпитет - художественное, образное определение (какой?), которое необычно, ярко называет

признак предмета в переносном значении.

Например: свежий ветер, могучий дуб, изумрудная

трава

Сравните:
Хрустальный (прямое значение) бокал
Хрустальные (переносное значение) слёзы.

ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ

Эпитет - художественное, образное определение (какой?), которое необычно, ярко называет признак предмета в переносном значении.Например: свежий ветер,

Слайд 5Сравнение (сравнительный оборот) - образное выражение (слово или словосочетание), в

котором один предмет сравнивается с другим: присутствует прямое сравнение с

другим признаком. Используются слова как, как бы, точно, словно, будто, как будто.

Например: тонкий, как прутик; быстрый, точно ветер.

Сравните:
Сравнение - [По всей усадьбе, словно в муравейнике, с утра до ночи копошились люди].
СПП с придаточным сравнительным -
[Восторг его гас], (как гаснет свеча от сильного ветра).

ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ

Сравнение (сравнительный оборот) - образное выражение (слово или словосочетание), в котором один предмет сравнивается с другим: присутствует

Слайд 6Метафора - употребление сочетания слов в переносном значении на основе

сходства: скрывается (намёк) похожий признак другого предмета.

Например: горит костёр рябины,

кругом безбрежный океан пшеницы.

Сравните:
Гнездо (прямое значение) орла.
Дворянское гнездо (переносное значение).

ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ

Метафора - употребление сочетания слов в переносном значении на основе сходства: скрывается (намёк) похожий признак другого предмета.Например:

Слайд 7Олицетворение - наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками: предметы

показаны как живые существа.

Например: вьюга поёт, дуб печалится.
 
Сравните:


Девочка плакала (прямое значение).
Ива плакала (переносное значение).

ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ

Олицетворение - наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками: предметы показаны как живые существа. Например: вьюга поёт,

Слайд 8Гипербола и литота имеют общую основу — отклонение от объективной

количественной оценки предмета, явления, качества.

Гипербола - преувеличение размера, признака, действия.

Например:

сто лет не виделись, тысячу раз тебе говорил.
 
Литота - преуменьшение размера, признака, действия.

Например: мальчик с пальчик, мужичок с ноготок.

ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ

Гипербола и литота имеют общую основу — отклонение от объективной количественной оценки предмета, явления, качества.Гипербола - преувеличение

Слайд 9Алгоритм выполнения задания:

1. Вспомнить, что означает лингвистический термин, указанный в

задании .
2. Внимательно прочитать каждое предложение, содержащееся в выборке ответов.
3.

Определить, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выра­зительности.
4. Выбрать правильный ответ.
Алгоритм выполнения задания:1. Вспомнить, что означает лингвистический термин, указанный в задании .2. Внимательно прочитать каждое предложение, содержащееся

Слайд 10Примерная формулировка задания:  
1) –Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с

невероятным презрением сказала большая девочка.
2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули

не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА.

Примерная формулировка задания:  1) –Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.2) Письма, пользуясь

Слайд 11Потренируемся…
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА.



Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег.
Слева

виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх.
3)Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом.
4) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков.

4

Потренируемся… Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА. Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и

Слайд 12Потренируемся…
2. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является

ЭПИТЕТ.

1)Круглый шатер из оленьих шкур натянут на шесты.
2)Лишь

изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой.
3)Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое.
4)Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головешек.

3

Потренируемся…2. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ. 1)Круглый шатер из оленьих шкур натянут

Слайд 13Потренируемся…
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ.


Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на них причудливые узоры.


У руля сидел мужчина с непокрытой головой и длинными усами, какие носят в здешних местах многие крестьяне.
Тусклое, едва различимое, светит солнце, матовое, какое-то лиловое.
Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло.

4

Потренируемся…3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ. Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на

Слайд 14Потренируемся…
4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ.


1)Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные, как ночь, глаза,

полные участия и тревоги.
2)Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу.
3)Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром.
4)Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста.

2

Потренируемся…4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ. 1)Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные,

Слайд 15Потренируемся…
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА.


Из тумана выплыло девичье лицо, золотистое от полярного загара.
Москва-река

была до набережных покрыта шевелящимся одеялом тумана.
Косматое нежаркое солнце садилось в леса.
Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря.

2

Потренируемся…5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА. Из тумана выплыло девичье лицо, золотистое от

Слайд 16Потренируемся…
6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ.



И вот перед костром между деревцами в розоватом отблеске пламени

появились большие белые птицы, точно снежные комья.
И всё-таки чувствуем себя на льду океана не в своей тарелке.
Стучим топорами по голым деревьям, и они звенят, как корабельные мачты.
Ветер на лету подхватил горящую солому и остервенело швырял её тяжёлыми пригоршнями в ночную степь.

2

Потренируемся…6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ. И вот перед костром между деревцами в

Слайд 17Потренируемся…
7. Укажите предложение, в котором используется ЭПИТЕТ.

Чижов легко отыскал

дом, в котором жил Дегтярёв: он знал маленький курортный городок,

как свои пять пальцев.
Мобильник завибрировал, заскрёбся в ящике тумбочки, как жук в спичечном коробке.
Майское утро дышало особенной прелестью.
До сих пор во сне я вижу эту замерзшую, голую и печальную долину.

4

Потренируемся…7. Укажите предложение, в котором используется ЭПИТЕТ. Чижов легко отыскал дом, в котором жил Дегтярёв: он знал

Слайд 18Потренируемся…
8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА.



Исчезла под стеной сарая лиловая туша ноздреватого сугроба.
Жизнь была

слишком интересной для того, чтобы ломать голову над её смыслом.
У самого горизонта море было лиловым, тревожным, предвещающим шторм.
Тусклый серый свет проходил сквозь маленькие круглые иллюминаторы.

1

Потренируемся…8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА. Исчезла под стеной сарая лиловая туша ноздреватого

Слайд 19Потренируемся…
9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.



Маяк на мысу через равные промежутки времени загорался ярко-голубым светом.


Окна в кабинете полковника светились яркими огнями.
3)Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо, потом снова гас, и становилось ещё темнее.
4)Глубоко внизу, словно рассыпанный бисер, искрились огоньки города.

3

Потренируемся…9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Маяк на мысу через равные промежутки времени

Слайд 20Потренируемся…
10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ.



Дикий, торжествующий крик огласил пустынные берега.
До самого утра вокруг

пылало небо, красные языки пламени видны были далеко в степи.
В море плавал ковш луны, в луче маяка дремали на рейде баржи, со стороны мола доносился грохот экскаваторов и лебёдок.
Точно лапы погибших гигантских пауков, там и тут изгибаются высохшие распластанные корни и сучья.

4

Потренируемся…10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ. Дикий, торжествующий крик огласил пустынные берега. До

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика