Слайд 1
Средства
выразительности
языка
(урок-практикум)
Слайд 2Если в мире есть вещи, достойные названия «чудо», то слово,
бесспорно, первая и самая чудесная из них.
Л. Успенский
Слайд 3Задачи урока:
повторить термины;
скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать
виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности;
развивать умение определять
роль средств выразительности в анализируемом тексте.
Слайд 4Средства выразительности
Троп-
(греч. «поворот») оборот речи, в котором слово или выражение
употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.
В
основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении.
Фигура речи -
термин стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску.
Слайд 5Гипербола
средство художественного изображения, основанное
на преувеличении .
? -
Глаза громадные,
как прожекторы.
( В. Маяковский )
Это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение
размера, силы, значения какого-либо предмета, явления .
В сто сорок солнц закат пылал…
(В.Маяковский).
Слайд 6?
Гротеск
- Предельное преувеличение , придающее образу
фантастический характер
Градоначальник
с фаршированной головой
(у Салтыкова –Щедрина)
Слайд 7 ?
Ирония
осмеяние , содержащее в
себе оценку того, что осмеивается.
Признаком этого средства выразительности
является двойной смысл , где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.
Отколе , умная , бредёшь ты, голова?
(И. Крылов.)
(в обращении к ослу)
- троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки
Слайд 8?
Литота
- средство художественного изображения, осно-ванное на преуменьшении (в противоположность
гиперболе)
Талия никак не толще бутылочной шейки.
(Н. Гоголь.)
Образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.
(Н.А.Некрасов)
Слайд 9Метафора
?
- скрытое сравнение.
Вид тропа, в котором отдельные
слова или выражения сближаются по сходству их значений или по
контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
(С. Есенин)
греч. (перенос) – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. (Словарь лингвистических терминов)
?
? простая:
Нос корабля ,ножка стола , заря жизни , говор волн,
град пуль, закат пылает, льётся речь
(? построена на сближении предметов ,явлений по одному признаку)
? развёрнутая:
Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает
Их с размаха в дикой злобе на утёсы , разбивая в пыль и брызги
изумрудные громады.
(? построена на различных ассоциациях по сходству)
Слайд 10? -
Метонимия
Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых
ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов
или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия дея-тельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения.
Когда же берег ада
Навек меня возьмёт,
Когда навек уснёт
Перо, моя отрада... (А.Пушкин)
(греч. переименование). Употребление названия одного
предмета вместо названия другого предмета на основании
внешней или внутренней связи между ними.
Не то на серебре – на золоте едал. (Грибоедов)
Ну , скушай же ещё тарелочку ,мой милый! (Крылов)
Читал охотно Апулея ,а Цицерона не читал.(Пушкин)
Слайд 11? -
Олицетворение
- Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они
наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и
чувствовать
О чём ты воешь, ветр ночной,
О чём так сетуешь безумно?
(Ф.Тютчев.)
троп, состоящий в приписывании неодушевлённым
предметам признаков и свойств живых существ.
Слайд 12? -
Перифраза
2) Один из тропов, в котором
название предмета, человека, явления
заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи.
Царь зверей (вместо лев)
(греч. «описательный оборот ,описание»)
1)Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова.
Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора )
Туманный Альбион (вместо «Англия»)
Творец Макбета (Шекспир )
Певец Литвы (Мицкевич)
Слайд 13? -
Синекдоха
Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на
другой по признаку количественного между ними отношения : часть вместо
целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым
Все флаги в гости будут к нам.(в значении «корабли»)
( А.Пушкин.);
Швед, русский колет, рубит, режет.
А) Часть вместо целого:
Б) Родовое название вместо видового:
Ну что ж, садись ,светило. (В.Маяковский) (вместо «солнце»)
В) Видовое название вместо родового:
Пуще всего береги копейку. (Н.В.Гоголь) (в значении «деньги»)
Г) Единственное число вместо множественного:
И слышно было до рассвета ,как ликовал француз. (М.Ю.Лермонтов)
Слайд 14? -
Сравнение
Приём, основанный на сопоставлении явления или
понятия с другим
явлением.
Лёд неокрепший на речке студёной
словно как тающий сахар
лежит.
(И. Некрасов )
троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому
на основании общего у них признака.
?выражается:
А) творительным падежом.
Снежная пыль столбом стоит в воздухе. ( Б.Горбатов)
Б) формой сравнительной степени прилагательного или наречия.
Ты всех милее ,всех дороже , русская суглинистая ,жёсткая земля. (А.Сурков)
В) оборотами со сравнительными союзами
Внизу ,как зеркало стальное ,синеют озера струи.(Ф.И.Тютчев)
Г) лексически (при помощи слов подобный ,похожий и т.д.)
Её любовь к сыну была подобна безумию. (М.Горький)
Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы.
(Серафимович)
Слайд 15?-
Эпитет
Образное определение , слово,
Отговорила роща золотая
Берёзовым
весёлым языком.
(С. Есенин.)
(греч. «приложение»).
определяющее предмет и подчёркивающее его свойства
Весёлый ветер , мёртвая тишина ,седая старина ,чёрная тоска
При расширенном толковании ? называют не только прилагательное ,
определяющее существительное ,но и существительное -приложение, а также
наречие , метафорически определяющее глагол.
Мороз-воевода ,бродяга-ветер;
Гордо реет Буревестник (М.Горький)
Петроград жил в эти январские ночи напряжённо ,
Взволнованно , злобно, бешено. (А.Толстой)
Постоянный ?.
? ,часто встречающийся в народном поэтическом творчестве,
переходящий из одного произведения в другое.
Море синее ,поле чистое ,солнце красное ,тучи чёрные;
добрый молодец ,красна девица, зелена трава…
Слайд 16? -
(или единоначатие)
Анафора
Повторение слов или словосочетаний в начале
предложений,
стихотворных строк, строф, прозаического отрывка.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид...
(А. Пушкин.)
? звуковая:
Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища.
(А. Пушкин.)
? морфемная :
…Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
? лексическая:
? синтаксическая:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
(А. Пушкин.)
Слайд 17? -
Антитеза
Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий.
Часто основана на употреблении антонимов.
А новое так отрицает старое!..
Оно стареет на глазах!
Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе.
Богатый и в будни пирует ,а бедный и в праздник горюет .
(поговорка)
Где стол был яств ,там гроб стоит.
Г.Р.Державин.
Слайд 18? -
Градация
(постепенность) - стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и
действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастанию
или убыванию.
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
(С. Есенин.)
? восходящая -
Пришёл, увидел , победил.
Юлий Цезарь
? нисходящая -
расположение слов в порядке уменьшающегося значения.
Присягаю ленинградским ранам,
Первым разорённым очагам;
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
О.Берггольц.
расположение слов в порядке усиливающегося значения.
Слайд 19? -
Инверсия
( перестановка ) стилистическая фигура, состоящая в нарушении
общеграмматической последовательности речи.
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по
мраморным ступеням.
( А. Пушкин.)
В наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в его начало (если только это место для него не явля-ется обычным) или ,наоборот, отодвигается в конец предложения, особенно если в абсолютном конце предложения сообщается нечто новое.
Помогла им чистейшая случайность . (инверсировано подлежащее)
Не надеюсь я на его аккуратность. (инверсировано сказуемое)
Слайд 20?-
Лексический повтор
Намеренное повторение в тексте одного
и того
же слова
Простите, простите, простите, меня!
И я вас прощаю,
и я вас прощаю.
Я зла не держу, это вам обещаю…
1) для обозначения большого числа предметов, явлений.
За теми деревнями леса ,леса , леса.
2) для усиления признака, степени качества или действия.
Вот тёмный, тёмный сад.
И ближе ,ближе всё звучал грузинки голос молодой.
М.Ю.Лермонтов.
3) для указания на длительность действия.
Зимы ждала ,ждала природа.
А.С.Пушкин.
Слайд 21? -
Оксюморон
Мёртвые души
Например:
(греч.- «остроумно-глупое») Стилистическая фигура,
состоящая в
соединении двух понятий, противоречащих
друг другу , логически исключающих одно другое.
Горькая
радость.
Звонкая тишина
Красноречивое молчание
Сладкая скорбь
Слайд 22? -
Риторический вопрос
Приёмы, использующиеся для усиления выразительности
речи. ? задаётся не с целью получения на него ответа,
а для эмоционального воздействия на читателя.
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
(А. Пушкин.)
Вопросительно- риторическое предложение содержит утверждение
или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ.
На кого не действует новизна?
Риторическое обращение – стилистическая фигура ,состоящая в том ,что высказы-вание адресуется неодушевлённому предмету , отвлечённому понятию, лицу отсутст-вующему, тем самым усиливая выразительность речи.
Мечты , мечты! Где ваша сладость?
А.С.Пушкин.
Слайд 23?-
Синтаксический параллелизм
Приём, заключающийся
в сходном построении предложений,
строк или строф.
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу
на прошлое с тоской...
(М. Лермонтов.)
(греч. «рядом идущий»).
Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое
расположение сходных членов предложения ) сосед-
них предложений или отрезков речи.
Молодым везде у нас дорога,
Старикам везде у нас почёт.
(Лебедев –Кумач)
Твой ум глубок ,что море.
Твой дух высок ,что горы.
(В.Брюсов)
? отрицательный.
? ,построенный на отрицательном сравнении
То не чудо сверкает над нами,
То не полюса блеск огневой,..
(Н.Тихонов)
Слайд 24? -
Умолчание
поразмышлять , о чём пойдёт речь во внезапно
прерванном высказывании.
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж... Да что?
Моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
(М. Лермонтов.)
оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца
выражает мысль ,предоставляя читателю (слушателю )
самому догадаться , что именно осталось невысказанным,
Но слушай :если я должна тебе…
кинжалом я владею ,
я близ Кавказа рождена.
(А.С.Пушкин.)
Слайд 25? -
Эллипсис
Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске
одного из
членов предложения, легко восстанавливаемого
в данном контексте или ситуации по смыслу.
Мы сёла — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги.
(В. Жуковский )
(греч. «выпадение ,опущение»)
Во всех окнах – любопытные ,на крышах – мальчишки.
(А.Толстой)
Шампанского!
(А.П.Чехов)
? используется как стилистическая фигура для придания высказыванию динамичности ,интонации живой речи , художественной выразительности.
Вместо хлеба – камень ,вместо поученья – колотушка.
(М.Е.Салтыков - Щедрин)
Слайд 26? -
Эпифора
Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце
стихотворных строк слова или словосочетания.
Милый друг, и в этом
тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня !
(А.Блок )
Мне бы хотелось знать , отчего я титулярный советник ?
Почему именно титулярный советник ?
( Н.В.Гоголь )
Слайд 27? -
Звукопись
приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз,
строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.
Трое суток было слышно,
как в дороге скучной, долгой
Перестукивали стыки: на восток, восток, восток...
( П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)
Звукоподражание
?
подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы.
Когда гремел мазурки гром...
(А. Пушкин )
Слайд 28Кроссворд «Стилистические фигуры речи».
По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи,
расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 2.
Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 3. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 4. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 5. Сочетание противоположных по значению слов. 6. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 7. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
По вертикали: Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.
Слайд 29Кроссворд.
По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и
выражений по восходящей и нисходящей значимости. 2. Оборот поэтической речи,
в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 3. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 4. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 5. Сочетание противоположных по значению слов. 6. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 7. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
По вертикали: Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.
Слайд 30Кроссворд.
По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и
выражений по восходящей и нисходящей значимости. 2. Оборот поэтической речи,
в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 3. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 4. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 5. Сочетание противоположных по значению слов. 6. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 7. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
По вертикали: Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.
Слайд 31Кроссворд.
По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и
выражений по восходящей и нисходящей значимости. 2. Оборот поэтической речи,
в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 3. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 4. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 5. Сочетание противоположных по значению слов. 6. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 7. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
По вертикали: Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.
Слайд 32Кроссворд.
По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и
выражений по восходящей и нисходящей значимости. 2. Оборот поэтической речи,
в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 3. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 4. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 5. Сочетание противоположных по значению слов. 6. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 7. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
По вертикали: Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.
Слайд 33Кроссворд.
По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и
выражений по восходящей и нисходящей значимости. 2. Оборот поэтической речи,
в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 3. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 4. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 5. Сочетание противоположных по значению слов. 6. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 7. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
По вертикали: Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.
Слайд 34Кроссворд.
По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и
выражений по восходящей и нисходящей значимости. 2. Оборот поэтической речи,
в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 3. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 4. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 5. Сочетание противоположных по значению слов. 6. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 7. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
По вертикали: Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.
Слайд 35Кроссворд.
По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и
выражений по восходящей и нисходящей значимости. 2. Оборот поэтической речи,
в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 3. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 4. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 5. Сочетание противоположных по значению слов. 6. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 7. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
По вертикали: Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.
Слайд 36Кроссворд.
По горизонтали: 1. Вид тропа, способ переноса значения по
смежности явлений. 2.Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его
качества, свойства, особенности. 3.Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ. 4.Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 5.Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. 6.Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 7.Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 8.Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
По вертикали: Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
Слайд 37Кроссворд.
По горизонтали: 1. Вид тропа, способ переноса значения по
смежности явлений. 2.Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его
качества, свойства, особенности. 3.Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ. 4.Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 5.Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. 6.Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 7.Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 8.Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
По вертикали: Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
Слайд 38Кроссворд.
По горизонтали: 1. Вид тропа, способ переноса значения по
смежности явлений. 2.Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его
качества, свойства, особенности. 3.Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ. 4.Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 5.Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. 6.Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 7.Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 8.Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
По вертикали: Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
Слайд 39Кроссворд.
По горизонтали: 1. Вид тропа, способ переноса значения по
смежности явлений. 2.Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его
качества, свойства, особенности. 3.Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ. 4.Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 5.Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. 6.Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 7.Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 8.Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
По вертикали: Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
Слайд 40Кроссворд.
По горизонтали: 1. Вид тропа, способ переноса значения по
смежности явлений. 2.Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его
качества, свойства, особенности. 3.Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ. 4.Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 5.Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. 6.Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 7.Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 8.Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
По вертикали: Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
Слайд 41Кроссворд.
По горизонтали: 1. Вид тропа, способ переноса значения по
смежности явлений. 2.Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его
качества, свойства, особенности. 3.Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ. 4.Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 5.Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. 6.Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 7.Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 8.Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
По вертикали: Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
Слайд 42Кроссворд.
По горизонтали: 1. Вид тропа, способ переноса значения по
смежности явлений. 2.Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его
качества, свойства, особенности. 3.Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ. 4.Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 5.Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. 6.Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 7.Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 8.Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
По вертикали: Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
Слайд 43Кроссворд.
По горизонтали: 1. Вид тропа, способ переноса значения по
смежности явлений. 2.Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его
качества, свойства, особенности. 3.Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ. 4.Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 5.Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. 6.Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 7.Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 8.Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
По вертикали: Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
Слайд 44Кроссворд.
По горизонтали: 1. Вид тропа, способ переноса значения по
смежности явлений. 2.Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его
качества, свойства, особенности. 3.Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ. 4.Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 5.Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. 6.Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 7.Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 8.Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
По вертикали: Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
Слайд 47Работа с текстом.
(1)Когда человек
выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе
с тем невольно дает себе оценку. (2)По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке, низкой или высокой.
(3)Если человек рассчитывает приобрести материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…
(4)Если человек живет, чтобы людям приносить добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. (5)Он ставит себе цель, достойную человека.
(6)Только жизненно необходимая цель позволяет человеку продолжить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. (7)От ошибок никто не застрахован. (8)Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни: это ошибка роковая. (9)Не повысили в должности – огорчение. (10)Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. (11)У кого-то лучшая мебель или машина – опять огорчение.
(12)Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. (13)А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? (14)Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью. (15)Поэтому главная жизненная задача не должна быть замкнута только на собственных удачах, она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, ко всей вселенной.
(16)Означает ли это, что человек должен жить, как аскет, не заботясь о себе, ничего не приобретать и не радоваться повышению в должности? (17) Отнюдь нет!
(18)Человек, который совсем не думает о себе, явление ненормальное: в этом есть какое-то показное преувеличение своей доброты и бескорыстия.
(19)Поэтому речь идет лишь о главной жизненной задаче.
(20)А ее не надо подчеркивать в глазах остальных людей. (21)И одеваться можно хорошо, но не обязательно лучше других. (22)И библиотеку нужно составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. (23)И машину хорошо приобрести. (24)Только не надо второстепенное превращать в первостепенное.
Д.С. Лихачёв
Слайд 48Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) - выдающийся советский и российский филолог,
искусствовед, сценарист, академик РАН (до 1991 - АН СССР). Имеет
негласный титул «совести нации».
Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербский, хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий и другие языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства. Круг научных интересов Лихачёва весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключённых. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности. Принимал непосредственное участие в сохранении и реставрации различных культурных объектов Санкт-Петербурга и пригородов.
Слайд 491. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная
мысль?
1) 5
2) 11 3) 9 4) 15
2. Какой(-ие) тип(ы) речи представлен(ы) в тексте.
1) рассуждение и описание
2) рассуждение и повествование
3) рассуждение
4) повествование
3. Укажите предложение, в котором использованы антонимы.
1) 3 2) 2 3) 6 4) 8
Слайд 50В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы
анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Вставьте на
месте пропуска цифры, соответствующие номеру термина из списка.
В этом письме из цикла «Цель и самооценка» Д. Лихачев рассуждает о цели в жизни. Он анализирует нравственные категории, используя для этого _________(предложения 3, 4) и _______ (предложения 9, 10, 11). Рассуждать о самооценке ему помогают _____(предложение 2), а также ________ (предложение 15).
Список терминов:
1) анафора
2) ирония
3) лексический повтор
4) метафора
5) литота
6) вопросно-ответная форма изложения
7) парцелляция
8) однородные члены предложения
9) антонимы