Слайд 1Выполнил: Өтегенов Б.Н.
Группа: ФА-14-002-01
Алматы,2018
СРС на тему: Особенности организации и
проведения экспериментальных исследований
Слайд 2Экспериментальное исследование – это один из методов социальной психологии, который направлен
на выявление взаимосвязи между причиной и следствием.
Слайд 3Изменяя одну из переменных (независимую), исследователь, проводящий эксперимент, наблюдает за
изменением другой переменной (зависимой), с которой не производится никаких манипуляций.
Полученные в результате эксперимента данные, показывают является ли независимая переменная причиной изменений зависимой переменной.
Слайд 4Достоинства метода в возможности:
1) искусственно вызывать интересующие экспериментатора явления;
2) четко
учитывать влияние условий на изучаемые социально-психические явления;
3) количественно изменять условия
эксперимента;
4) изменять одни условия, сохраняя неизменными другие.
Слайд 5Недостатки экспериментального метода включают:
1) искусственность эксперимента или его отдаленность от
жизни, обусловленная выпадением существенных для изучаемого явления условий;
2) осложняющая роль
воздействия экспериментатора (Розенталь-эффект) – невозможность исключения воздействия экспериментатора на ход и результаты эксперимента.
Слайд 6Виды экспериментов:
1) по форме проведения:
а) натуральный эксперимент – заключается в
действительном воздействии на реальный объект с целью его диагностирования;
б) мысленный
эксперимент – состоит в манипулировании не с реальным объектом, а с информацией о нем или с его моделью;
Слайд 72) по условиям проведения:
а) полевой эксперимент – организуется в естественных
для диагностируемого объекта условиях; может проводиться на всех уровнях общественной
жизни. Преимущества: сочетание естественности методов наблюдения и активности эксперимента. Недостатки: связны с этическими и правовыми проблемами;
б) лабораторный эксперимент – протекает в специальных условиях с использованием специальной аппаратуры, позволяющей строго фиксировать особенности внешних воздействий и соответствующих ответных психических реакций людей.
Слайд 8К особым видам экспериментальных методик относятся аппаратурные методы, проводимые с помощью
технических аппаратов, позволяющих создавать определенную значимую ситуацию, выявляющую ту или
иную характеристику диагностируемого объекта, снимающих показания о проявлении изучаемых характеристик, фиксирующих и частично подсчитывающих результаты диагностирования.
В основе аппаратных средств лежит классический в электротехнике «мост Уинстона» – четыре сопротивления (резистора), соединенные в виде ромба.
.
Слайд 9Структура экспериментального исследования состоит из следующих этапов:
1. Постановка задачи или
определение темы. Любое исследование начинается с определения темы (она ограничивает то,
что будем исследовать). Исследование проводится в трех случаях:
1- проверка гипотезы о существовании явления;
2- проверка гипотезы о существовании связи между явлениями;
3- проверка гипотезы о причинной зависимости явления А от явления В.
Слайд 102. Этап работы с научной литературой
Теоретический обзор. Создается первоначальная база.
Теоретический обзор обязательно связан с темой исследования. (В курсовой работе
– цель – показать, насколько знакомы с литературой на выбранную тему). Включает в себя: поиск определений базовых понятий, составление библиографии по тематике исследования.
Слайд 113. Этап уточнения гипотезы и определения переменных.
Определение экспериментальной гипотезы.
Слайд 124. Выбор экспериментального инструмента и условий эксперимента
(отвечает на вопрос –
«как организовать исследование?»):
1- Позволяет управлять независимой переменной. Независимая переменная —
в научном эксперименте переменная, которая намеренно манипулируется или выбирается экспериментатором с целью выяснить ее влияние на зависимую переменную.
2- Позволяет регистрировать зависимую переменную. Зависимая переменная — в научном эксперименте измеряемая переменная, изменения которой связывают с изменениями независимой переменной.
Слайд 135. Планирование экспериментального исследования:
1- Выделение дополнительных переменных.
2- Выбор экспериментального плана.
Планирование
эксперимента — один из важнейших этапов организации психологического исследования, на
котором исследователь пытается сконструировать наиболее оптимальную для воплощения на практике модель (то есть план) эксперимента.
Слайд 146. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии
с принятым планом.
Слайд 157. Проведение эксперимента
1- Подготовка эксперимента
2- Инструктирование и мотивирование испытуемых
3- Собственно
экспериментирование
Слайд 168. Статистическая обработка
1- Выбор методов статистической обработки
2- Преобразование экспериментальной гипотезы
в статистическую гипотезу
3- Проведение статистической обработки
Слайд 179. Интерпретация результатов и выводы
Слайд 1810. Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в
редакцию научного журнала.
Слайд 19Подведем итог. Экспериментальное исследование проводится по определенной схеме. Важнейшие этапы
его проведения: формулировка проблемы и выдвижение гипотезы, конструирование методики и
подбор аппаратуры, отбор испытуемых, создание плана для контроля переменных, проведение эксперимента, обработка и интерпретация результатов, подготовка научного отчета.