Слайд 1СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ФИЛОСОФИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВОСТОКА
Слайд 2Начало
Обретая свой статус в качестве рационального системного знания, философия первоначально
и фактически одновременно (VII−VI вв. до н. э.) зарождалась в
Индии, Китае, Греции, хотя в разных регионах были свои социально-политические и духовно-культурные предпосылки и истоки
Слайд 3Сходства
Однако философские традиции Востока и Запада имели много общего:
−
первые философские концепции формировались в лоне мифологического и религиозного мировоззрения,
неся в себе неизгладимый отпечаток их влияния;
− философию «вызвали» к существованию радикальные перемены, связанные с крушением старого мира, и появлением новой социальной реальности с ее классовой дифференциацией, усилением роли государства и городов;
− будучи выразителями менталитета определенных народов, философские доктрины обладали ведущей интенцией — устремленностью к выработке общечеловеческих ценностей;
− и там, и там наметилось противостояние материалистических и идеалистических направлений, хотя и в неявной форме;
− философская мысль пронизана стихийной диалектикой, постигаемой преимущественно интуитивно;
− во всех философских учениях силен этический элемент, обращенность к смысложизненным проблемам бытия.
Слайд 4Различия
Восточная философия характеризуется обостренным вниманием к изучению человека как целостности
с акцентом на приоритет психо-духовной его деятельности и поискам гармонии
между человеком и Богом, человекам и природой, человеком и обществом. Религия не подавляет свободную мысль и не поглощает ее. Категориальный аппарат философии максимально «очеловечен», активно используются такие понятия, как жизнь, смерть, тело, душа, страдание, блаженство, любовь, путь, судьба и т. д.
Западная философия тяготеет к проблемам бытия, природы, Космоса. Она ориентирует личность на активное познание внешнего мира с целью его преобразования в своих интересах. Ее понятия очищены от человеческого измерения: материя, пространство, время, движение, причина, субстанция и т. д.
Слайд 5Восточная философия
Общая направленность индийской философии — освобождение человека от тягот
бренной жизни, спасение в вечном небытии по ту сторону этого
феноменального мира посредством мобилизации всех его духовно-интеллектуальных сил и внутренних ресурсов, а также формирования чувства ответственности за свою жизнь на пути в вечность.
Фундаментальной основой философии являются Веды — самые ранние произведения индийской литературы, созданные в диапазоне от II до I тысячелетия до н. э. Веды — совокупность священных песен, гимнов, молитв, жертвенных формул и заклинаний, они имеют четыре разновидности: Ригведы, Сомаведы, Яджурведы, Атхараведы.
Слайд 6Вспомним когда-то пройденное
рассказать про индийскую мифологию и основных богов;
«Махабхарату»;
«Рамаяну»…
Слайд 7Основные идеи древнеиндийской философии
− идея цикличности космических и исторических событий,
обусловленная признанием существования Брахмана — безличного абсолютного начала, творящего сущее
посредством поочередного доминирования двух сил — бога Шива (разрушение, распад) и бога Вишну (созидание).
Применительно к социуму это означает прохождение таких фаз, как критаюга, продолжительностью 4 тыс. лет + по 400 лет переходные периоды, третаюга, продолжительностью 3 тыс. лет + по 300 лет «утренние и вечерние зори», двунараюга —
2 тыс. лет + по 200 лет и калиюга, соответственно, —
1 тыс. лет + по 100 лет. Общий цикл равен, следовательно, 12 тыс. лет. От этапа к этапу идет процесс ускорения социального времени и общей деградации культуры, что не означает неизбежной гибели, но символизирует возможность выбора нового пути;
Слайд 8Основные идеи древнеиндийской философии
− идея реинкарнации, гласящая, что бессмертная душа
имела множество воплощений до того, как вселилась в данное тело,
и будет многократно перерождаться после расставания с ним;
− идея кармы, суть которой состоит в том, что любая тайная мысль, любое желание, любое слово и поступок не проходят бесследно, а аккумулируются и формируют причинно-следственную связь, судьбу, от которой не уйти и не откупиться;
− идея кастового деления общества, предполагает существование жрецов, воинов, земледельцев, ремесленников и торговцев, рабов и неприкасаемых как гарант стабильности и процветания. Культивируются добродетели: смирение, молитвы, благоговение, уединение, размышление, скромность, терпение, сострадание.
Слайд 9Будда
Вторая ветвь индийской философии связана прежде всего с буддизмом. Сиддхартха
Гаутама (560−480 до н. э), ставший Буддой, что означает просветленный,
— родоначальник данного идейного течения.
Осуждая принцип кастового устройства общества, культ жертвоприношений, буддизм разработал свою модель жизни, состоящую из четырех тезисов — «благородных истин»
Слайд 10«Благородные истины» Будды
1) жизнь есть страдание, ибо с самого рождения
человека подстерегают боль, неудовлетворенность, тревоги, заботы, разочарования, крушение надежд, болезни
и ожидание смерти. Да, есть и радость, и экстаз, и вдохновение, но они мимолетны и обманны. Мир зыбок, текуч, он — иллюзия, майя;
2) желание — причина страданий. Желание — признак неполноты, нуждаемости, отсутствия чего-то. Дистанция между сущим и возможным угнетает индивида и обесценивает его наличное бытие;
Слайд 11«Благородные истины» Будды
3) чрезмерная привязанность к объекту — основа желаний.
Чем более у меня потребностей и чем они разнообразней, тем
менее я принадлежу себе. Я становлюсь зависимым от всего, находящегося вне меня, теряю самодостаточность, внутренний стержень своей личности. Желанные мне существа или вещи тянут меня в разные стороны, разрывая на части. И это жизнь?;
4) нирвана — подлинный смысл жизни, состояние полной безмятежности, умиротворения и блаженства, достигаемое посредством отрешения от желаний, от чувственного мира вещей и событий. Но к нирване ведет очень сложный и трудный «восьмеричный» путь, предполагающий: высокую культуру мышления, слова и общения, целомудрие, умеренность, самодисциплину, сострадание, медитацию. Буддизм проявляет себя в двух главных учениях: махаяна (путь для многих) и хинаяна («путь для избранных).
Слайд 12Древнекитайская философия
Древняя китайская философия представлена двумя учениями: даосозм и конфуцианство.
Основателем даосизма являлся Лао-цзы (VI в. до н. э.), а
его творческим последователем Чжуан-цзы (369−286 до н. э).
Главные положения даосизма изложены в трактате «Дао дэ цзин» и «Чжуан-цзы». Дао — предвечное, бесконечное, немыслимое, не имеющее «образа, вкуса или запаха»; никем не сотворенное, оно «само себе ствол, само себе корень»; оно беспристрастно охватывает и вмещает в себя все сущее, подобно всеобъятному и бездонному небу. Даосы называют его «Высшим учителем», «Небесным предком», «Матерью мира», или даже «Творцом вещей», но они не ждут от этого Первопринципа заинтересованности в их личной судьбе или судьбе целой вселенной. Ибо в мире все происходит «само собой»: каждое мгновение времени и каждая частица бытия совершенно самодостаточны.
Слайд 13Вспомним
Китайскую государственность;
Географические условия (Хуанхэ и Янцзы);
Внешние угрозы (гунны, монголы);
Китайскую мифологию
…
Слайд 14Древнекитайская философия
Последнее утверждение означает, что и само Дао не является,
в сущности, принципом мироздания. Дао, утверждается в даосской литературе, «не
может владеть даже собой», оно «обладает, не владея». Дао ежемгновенно и непрестанно изменяется, изменяет себе, «теряет себя» в мире конечного и преходящего.
Но, поистине, нет ничего постояннее непостоянства. В своем самопревращении Дао пребудет вечно. Отсюда то важное место, которое занимает в даосизме учение о космогенезе, творении всего сущего. Даосы учат, что мир возник из первозданного Хаоса, который они именуют также Единым дыханием (и ци), Изначальным дыханием (юань ци) или Великой пустотой (сюй тай), еще точнее — пустотой материнской утробы, внутри себя вскармливающей все сущее. Творение же мира есть результат самопроизвольного деления первичного целого Хаоса.
Слайд 15Древнекитайская философия
Сначала Хаос, или Единое дыхание, разделилось на два полярных
начала: мужское, светлое, активное начало Ян и женское, темное, пассивное
начало Инь; из «двух начал» выделилось «четыре образа», соответствующие четырем сторонам света; «четыре образа» породили «восемь пределов» мироздания и т. д.
Эта схема записана в древнейшем китайском каноне «И цзин» («Книга перемен»), содержащим общий для всей китайской традиции свод графических символов мирового процесса Дао. В основе символики «И цзина» лежат восемь так называемых триграмм, представляющих собой комбинации из тех черт двух видов: сплошной (символ Ян) и прерывистой (символ Инь).
Слайд 16Основные идеи даосизма
− дао — всеобщий закон динамического равновесия, гармонии
противоположных сил и тенденций — ян и инь;
− у
каждого предмета, живого существа, этноса, народа, отдельной личности свое дао, свой ритм, свое созревание и угасание;
− всякое пренебрежение дао, искусственное ускорение или искусственное замедление процесса оборачивается разрушениями, катаклизмами, гибельными деформациями;
− необходимо чутко прислушиваться к голосу собственной при- роды, отзываясь на свои потребности, желания и дарования чтобы прожить именно свою жизнь, не отрекаясь от главного в себе;
− принцип у-вэй (недеяния) означает мудрое поведение, учитывающее объективные потенции явлений природного и социального бытия, умение «плыть по течению в нужном направлении».
Слайд 17Конфуцианство
В отличие от даосизма конфуцианство (от имени собственного — Конфуций
(551−479 до н. э.) или Кун-цзы) ориентировано на создание рациональней
системы социально-этических установок, которые при их реализации могли бы способствовать обеспечению стабильности и процветания общества и государства, а также оптимизации и ускорения процесса адаптации личности к нормам, законам, предписаниям культуры.
Слайд 18Конфуцианство
Идеал такого жизнеустройства Конфуций усматривал в эпохе первых династий Жан-Инь
и раннего Чжоу. Император У-ди (140−87 до н. э.) провозгласил
конфуцианство государственной идеологией, и вплоть да 1911 года чиновники при занятии вакантных мест в госаппарате обязаны были сдавать экзамены на знание основ его учения. Из каких же качеств и поступков складывается образ воспитанной личности, совершенномудрого, «благородного мужа»?
Слайд 19Образ «благородного мужа»
− уважать традиции своего народа, быть благодарным предыдущим
поколениям за их труд, знания и достижения, повиноваться старшим как
безусловному авторитету и проявлять любовь к родителям;
− крепить узы семьи, в которой должны сочетаться требовательность и доброта, строгость и нежность;
− неукоснительно исполнять законы государства;
− обладать специальными знаниями и быть нравственно развитым посредством приобщения к духовной культуре (поэзия, музыка и т. д.);
− ценить труд как способ самореализации и моральный долг.
Слайд 20Они актуальны и сегодня
Конфуцианство также культи-вировало такие добродетели, как скромность,
справедливость, сдер-жанность, достоинство, бескорыстие, благопристойность, терпимость.
В китайской культуре и
даосизм, и конфуцианство уживаются вместе и до сих пор являются надежной опорой национальной и цивилизационной идентичности.
Слайд 21Махатма Ганди: Философия «Ненасильственное сопротивление»
1. Во-первых, человек – ни что
иное, как высшая ценность, то есть к человеку нужно обязательно
относиться с уважением, не делая при этом никаких исключений. Человечество индийский мыслитель рассматривал, как одно целое, а не как совокупность различных народов или религий. По его мнению, все люди равны, и каждый имеет право на уважение. Поэтому Ганди вел борьбу с кастовым неравенством и делал все возможное для улучшения жизни «неприкасаемых».
2. Во-вторых, у любого человека есть совесть, значит каждый готов распознать в себе стремление к лучшему, к развитию личности, к борьбе с насилием и плохими явлениями в нашей повседневной жизни. Но делать это стоит, не проявляя ответного зла.
Слайд 22Махатма Ганди: Философия «Ненасильственное сопротивление»
3. В-третьих, просто осознать в себе
стремление к росту, мало. Должны иметь место регулярное самосовершенствование и
проявление принципов ненасилия в жизни, на практике.
Ганди утверждал, что реакция человека на несправедливость имеет три формы: ответная агрессия, пассивность и активное ненасилие. Ответный гнев противоречит принципу уважения к человеку. Пассивность тоже, поскольку инертное подчинение злу, сделает его только сильнее. А ответное ненасилие позволяет разрушить наш страх, настоять на своей собственной жизненной позиции, а не отойти от нее, и в итоге добиться своего.
Слайд 23Махатма Ганди: Философия «Ненасильственное сопротивление»
Тактика ненасильственной борьбы за независимость в
двух формах: несотрудничества и гражданского неповиновения.
Основная идея — в стремлении
воздействовать на благоразумие и совесть противника через:
1) отказ от насилия (ахимса);
2) готовность переносить боль и страдания.
Целью сатьяграхи является превращение соперника в союзника и друга — считается, что обращение к совести эффективнее, чем угрозы и насилие. В соответствии с теорией Ганди, насилие рано или поздно приводит к увеличению насилия, ненасилие же прерывает спираль зла и делает возможным превратить врага в единомышленника. Ганди рассматривает сатьяграху не как оружие слабых, а напротив, как оружие сильнейших духом.
Слайд 24Махатма Ганди: Философия «Ненасильственное сопротивление»
1. При нарушении законов следует проявлять
полнейшие вежливость и дружелюбие по отношению к защитникам правопорядка, пытаться
ни в коей мере их не провоцировать.
Формы несотрудничества, которые Ганди, однако, советовал применять с осторожностью, так как они могли вызвать гнев и репрессии со стороны правительства:
2. Отказ от титулов, званий и наград, присвоенных правительством.
3. Выход с государственной службы,выход из полиции и армии.
4. Бойкот судов, школ и административных учреждений с одновременным созданием альтернативных структур для поддержания функционирования общественной жизни.
5. Отказ от приобретения и использования английских товаров, в первую очередь — текстильной продукции.
Слайд 25//Примеры
Для целой нации это стало духовным прорывом, внутренним открытием. Оказывается,
их политическая и экономическая зависимость от Англии — результат их
сотрудничества с колонизаторами! <…> Сначала англичане осыпают Ганди насмешками, но вскоре начинают испытывать шок — их не замечают, их традиции не почитают, их торговые компании несут колоссальные убытки. Доходит до того, что индийцы не замечают наследного принца Уэльского, который приезжает в Индию. Улицы городов вымирают, когда там показывается высокий гость, воплощение священной королевской власти.
Слайд 26//Примеры
Для целой нации это стало духовным прорывом, внутренним открытием. Оказывается,
их политическая и экономическая зависимость от Англии — результат их
сотрудничества с колонизаторами! <…> Сначала англичане осыпают Ганди насмешками, но вскоре начинают испытывать шок — их не замечают, их традиции не почитают, их торговые компании несут колоссальные убытки. Доходит до того, что индийцы не замечают наследного принца Уэльского, который приезжает в Индию. Улицы городов вымирают, когда там показывается высокий гость, воплощение священной королевской власти.