Слайд 1Становление и развитие отечественного социально-психологического знания
ВВ
Слайд 2Социальная психология
Наука,
изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом
включения людей в социальные группы
и изучающая психологические особенности самих
этих групп.
Слайд 3История социальной психологии в России (периодизация)
I — 60-е годы XIX
в. — начало XX в.,
II — 20-е годы —
первая половина 30-х годов XX в.;
III — вторая половина 30-х — первая половина 50-х годов;
IV — вторая половина 50-х — вторая половина 70-х годов XX в.
Слайд 4Первый период
(60-е годы XIX в. — начало XX вв.)
Социально-психологические
идеи в этот период успешно развивались представителями общественных наук, прежде
всего социологами.
Психологическая школа в социологии (П. Л. Лавров (1865), Н. И. Кареев (1919), М. М. Ковалевский; (1910), Н. К. Михайловский (1906)).
1-й курс СП прочитан социологом М.М. Ковалевским в психоневрологическом институте В.М. Бехтерева.
Слайд 5Н.К. Михайловский
Действующими силами социального развития являются герои и толпа. Сложные
психологические процессы возникают при их взаимодействии.
Вожак управляет толпой. Его
выдвигает конкретная толпа в те или иные моменты исторического процесса. Он аккумулирует разрозненные, функционирующие в толпе чувства, инстинкты, мысли.
Слайд 6Н.К. Михайловский
Общественные настроения являются фактором, который с необходимостью должен учитывать
герой, чтобы массы шли за ним (ощущать и выражать общие
нужды).
Функция героя заключается в том, чтобы управлять настроением толпы, быть способным использовать его для достижения поставленных целей.
Слайд 7Н.К. Михайловский
Механизмы общения:
внушение,
подражание,
заражение,
противопоставление.
Слайд 8Л.И. Петражицкий
Реально существуют только психические явления, а социально-исторические образования представляют
собой их проекции, эмоциональные фантазмы.
Развитие права, морали, этики, эстетики
является продуктом народной психики.
Истинный мотив поведения человека — эмоции.
Слайд 9В. М. Бехтерев
Речь на торжественном актовом собрании Петербургской Военно-медицинской академии
о роли внушения в общественной жизни (1908).
«Личность и условия
ее развития» (1905).
«Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки» (1911) – развернутое изложение взглядов на сущность социально-психологических явлений, на предмет социальной психологии, методы этой отрасли знания.
Слайд 10В. М. Бехтерев
«Коллективная рефлексология» (1921) – первый в России учебник
по социальной психологии.
Принципы рефлексологического объяснения сущности индивидуальной психологии были распространены
на понимание коллективной психологии.
Главная заслуга Бехтерева – разработка системы социально-психологических знаний.
Слайд 11В. М. Бехтерев
Предметом социальной психологии является изучение психологической деятельности собраний
и сборищ, составляемых из массы лиц, проявляющих свои нервно-психические деятельности
как целое.
Системообразующий признак коллектива – общность интересов и задач, побуждающих коллектив к единству действий → коллектив как собирательная личность.
Слайд 12В. М. Бехтерев
Эксперимент (В. М. Бехтерев вместе с М. В.
Ланге) показал, как социально-психологические явления (общение, совместная деятельность) влияют на
формирование процессов восприятия, представлений, памяти.
Эта работа (1925) положила начало экспериментальной социальной психологии в России.
Слайд 13Второй период (20-е годы — первая воловина 30-х годов XX
века)
Интерес к социальной психологии был вызван необходимостью осмысления революционных преобразований
в обществе.
Характеризуется развертыванием социально-психологических исследований и проведением острых дискуссий:
с основными школами зарубежной социальной психологии,
путем освоения марксистских идей и применения их к пониманию сути социально-психологических явлений.
Слайд 14О соотношении индивидуальной и социальной психологии
Если сущность человека, согласно
марксизму, есть совокупность всех общественных отношений, то и вся психология,
изучающая людей, есть социальная психология. Никакой социальной психологии наряду с общей не должно быть.
Должна существовать только социальная психология. Существует единая социальная психология, распадающаяся на социальную психологию индивида и на социальную психологию коллектива (В. А Артемов, 1927).
Слайд 15Исследование проблемы коллективов
Коллектив является не чем иным, как механическим агрегатом,
простой суммой составляющих его индивидов.
Поведение индивида фатально предопределено общими
задачами и структурой коллектива.
Индивидуальное поведение в коллективе изменяется, вместе с тем коллективу как целому присущ самостоятельный творческий характер поведения.
Слайд 161 Всесоюзный съезд по изучению поведения человека (1930 г.)
Главным социально-психологическим
феноменом стал коллективизм, по-разному проявляющийся в разных условиях, в разных
объединениях.
Теоретические, методологические, конкретные задачи по изучению коллектива были отражены в специальном постановлении съезда.
Слайд 17Третий период (вторая половина 30-х - вторая половина 50-х годов
XX в.)
изоляция отечественной науки от западной психологии;
прекращение публикаций и переводов
трудов западных авторов,
идеологический контроль за наукой,
приоритет декретирования и администрирования,
прекращение публикаций по СП.
Слайд 18Факторы стагнации
Теоретическое обоснование ненужности социальной психологии.
Западная социальная психология подверглась
резкой критике и попала в разряд лженаук.
Изучение мнений, настроений людей,
психологической атмосферы в обществе были никому не нужны, более того — крайне опасны.
Постановлении ЦК ВКП/б/ 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов».
Слайд 19Период перерыва (30-50-е г.г.)
Разработка теории, методологии общей психологии, создание теоретического
фундамента социальной психологии (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А.
Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.).
Развились идеи об общественно-исторической детерминации психических явлений.
Основной источник и сфера применения социальной психологии – педагогические исследования и педагогическая практика.
Слайд 20А.С. Макаренко
Коллектив — это контактная совокупность, основанная на социалистическом принципе
объединения. Основные признаки коллектива:
наличие общих целей, служащих на благо
общества,
совместная деятельность, направленная на достижение этих целей;
определенная структура;
наличие в нем органов, координирующих деятельность коллектива и представляющих его интересы.
Слайд 21А.С. Макаренко
Коллектив является частью общества, органически связанной с другими коллективами.
Стадии развития коллектива: от диктаторского требования opганизатора до свободного требования
каждой личности от себя на фоне требований коллектива.
Слайд 22А.С. Макаренко
Целью воспитания человека является формирование проектируемых качеств личности, линий
ее развития.
Главное в мотивационной сфере личности — потребности. Нравственно
оправданная потребность – это потребность коллектива, то есть человека, связанного с коллективом единой целью.
Слайд 23Четвертый период (вторая пол. 50-х — первая пол. 70-х годов
XX века)
Дискуссия и статья А. Г. Ковалева «О социальной психологии»:
осознание
представителями этой науки уровня ее развития, состояния ее исследований, характеристика места этой науки в системе других наук;
определение предмета и объектов ее исследований;
выделение и определение основных категорий и понятий;
формулирование законов и закономерностей;
институционализация науки;
подготовка специалистов.
Слайд 24Институализация СП
В 1962 г организована первая в стране лаборатория социальной
психологии в ЛГУ,
в 1966 г. с введением ученых степеней
по психологии социальная психология приобрела статус квалификационной научной дисциплины;
началась систематическая подготовка специалистов по социальной психологии;
в 1968 г. — первая кафедра социальной психологии в ЛГУ;
в 1972 г. —кафедра в МГУ;
в 1972 г. – создан сектор социальной психологии в Институте психологии АН СССР.