Разделы презентаций


Становление и развитие отечественного социально-психологического знания

Содержание

Социальная психологияНаука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом включения людей в социальные группы и изучающая психологические особенности самих этих групп.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Становление и развитие отечественного социально-психологического знания
ВВ

Становление и развитие отечественного социально-психологического знанияВВ

Слайд 2Социальная психология
Наука,
изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом

включения людей в социальные группы
и изучающая психологические особенности самих

этих групп.
Социальная психологияНаука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом включения людей в социальные группы и изучающая

Слайд 3История социальной психологии в России (периодизация)
I — 60-е годы XIX

в. — начало XX в.,
II — 20-е годы —

первая половина 30-х годов XX в.;
III — вторая половина 30-х — первая половина 50-х годов;
IV — вторая половина 50-х — вторая половина 70-х годов XX в.
История социальной психологии в России (периодизация)I — 60-е годы XIX в. — начало XX в., II —

Слайд 4Первый период (60-е годы XIX в. — начало XX вв.)
Социально-психологические

идеи в этот период успешно развивались представителями общественных наук, прежде

всего социологами.
Психологическая школа в социологии (П. Л. Лавров (1865), Н. И. Кареев (1919), М. М. Ковалевский; (1910), Н. К. Михайловский (1906)).
1-й курс СП прочитан социологом М.М. Ковалевским в психоневрологическом институте В.М. Бехтерева.
Первый период  (60-е годы XIX в. — начало XX вв.)Социально-психологические идеи в этот период успешно развивались

Слайд 5Н.К. Михайловский
Действующими силами социального развития являются герои и толпа. Сложные

психологические процессы возникают при их взаимодействии.
Вожак управляет толпой. Его

выдвигает конкретная толпа в те или иные моменты исторического процесса. Он аккумулирует разрозненные, функционирующие в толпе чувства, инстинкты, мысли.
Н.К. МихайловскийДействующими силами социального развития являются герои и толпа. Сложные психологические процессы возникают при их взаимодействии. Вожак

Слайд 6Н.К. Михайловский
Общественные настроения являются фактором, который с необходимостью должен учитывать

герой, чтобы массы шли за ним (ощущать и выражать общие

нужды).
Функция героя заключается в том, чтобы управлять настроением толпы, быть способным использовать его для достижения поставленных целей.
Н.К. МихайловскийОбщественные настроения являются фактором, который с необходимостью должен учитывать герой, чтобы массы шли за ним (ощущать

Слайд 7Н.К. Михайловский
Механизмы общения:
внушение,
подражание,
заражение,
противопоставление.

Н.К. МихайловскийМеханизмы общения:внушение, подражание, заражение, противопоставление.

Слайд 8Л.И. Петражицкий
Реально существуют только психические явления, а социально-исторические образования представляют

собой их проекции, эмоциональные фантазмы.
Развитие права, морали, этики, эстетики

является продуктом народной психики.
Истинный мотив поведения человека — эмоции.

Л.И. ПетражицкийРеально существуют только психические явления, а социально-исторические образования представляют собой их проекции, эмоциональные фантазмы. Развитие права,

Слайд 9В. М. Бехтерев
Речь на торжественном актовом собрании Петербургской Военно-медицинской академии

о роли внушения в общественной жизни (1908).
«Личность и условия

ее развития» (1905).
«Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки» (1911) – развернутое изложение взглядов на сущность социально-психологических явлений, на предмет социальной психологии, методы этой отрасли знания.
В. М. БехтеревРечь на торжественном актовом собрании Петербургской Военно-медицинской академии о роли внушения в общественной жизни (1908).

Слайд 10В. М. Бехтерев
«Коллективная рефлексология» (1921) – первый в России учебник

по социальной психологии.
Принципы рефлексологического объяснения сущности индивидуальной психологии были распространены

на понимание коллективной психологии.
Главная заслуга Бехтерева – разработка системы социально-психологических знаний.
В. М. Бехтерев«Коллективная рефлексология» (1921) – первый в России учебник по социальной психологии.Принципы рефлексологического объяснения сущности индивидуальной

Слайд 11В. М. Бехтерев
Предметом социальной психологии является изучение психологической деятельности собраний

и сборищ, составляемых из массы лиц, проявляющих свои нервно-психические деятельности

как целое.
Системообразующий признак коллектива – общность интересов и задач, побуждающих коллектив к единству действий → коллектив как собирательная личность.
В. М. БехтеревПредметом социальной психологии является изучение психологической деятельности собраний и сборищ, составляемых из массы лиц, проявляющих

Слайд 12В. М. Бехтерев
Эксперимент (В. М. Бехтерев вместе с М. В.

Ланге) показал, как социально-психологические явления (общение, совместная деятельность) влияют на

формирование процессов восприятия, представлений, памяти.
Эта работа (1925) положила начало экспериментальной социальной психологии в России.
В. М. БехтеревЭксперимент (В. М. Бехтерев вместе с М. В. Ланге) показал, как социально-психологические явления (общение, совместная

Слайд 13Второй период (20-е годы — первая воловина 30-х годов XX

века)
Интерес к социальной психологии был вызван необходимостью осмысления революционных преобразований

в обществе.
Характеризуется развертыванием социально-психологических исследований и проведением острых дискуссий:
с основными школами зарубежной социальной психо­логии,
путем освоения марксистских идей и применения их к пониманию сути социально-психологических явлений.
Второй период (20-е годы — первая воловина 30-х годов XX века)Интерес к социальной психологии был вызван необходимостью

Слайд 14О соотношении индивидуальной и социальной психологии
Если сущность человека, согласно

марксизму, есть совокупность всех общественных отношений, то и вся психология,

изучающая людей, есть социальная психология. Никакой социальной психологии наряду с общей не должно быть.
Должна существовать только социальная психология. Существует единая социальная психология, распадающаяся на социальную психологию индивида и на социальную психологию коллектива (В. А Артемов, 1927).
О соотношении индивидуальной и социальной психологии Если сущность человека, согласно марксизму, есть совокупность всех общественных отношений, то

Слайд 15Исследование проблемы коллективов
Коллектив является не чем иным, как механическим агрегатом,

простой суммой составляющих его индивидов.
Поведение индивида фатально предопределено общими

задачами и структурой коллектива.
Индивидуальное поведение в коллективе изменяется, вместе с тем коллективу как целому присущ самостоятельный творческий характер поведения.
Исследование проблемы коллективовКоллектив является не чем иным, как механическим агрегатом, простой суммой составляющих его индивидов. Поведение индивида

Слайд 161 Всесоюзный съезд по изучению поведения человека (1930 г.)
Главным социально-психологическим

феноменом стал коллективизм, по-разному проявляющийся в разных условиях, в разных

объединениях.
Теоретические, методологические, конкретные задачи по изучению коллектива были отражены в специальном постановлении съезда.
1 Всесоюзный съезд по изучению поведения человека (1930 г.)Главным социально-психологическим феноменом стал коллективизм, по-разному проявляющийся в разных

Слайд 17Третий период (вторая половина 30-х - вторая половина 50-х го­дов

XX в.)
изоляция отечественной науки от западной психологии;
прекращение публикаций и переводов

трудов западных авторов,
идеологический контроль за наукой,
приоритет декретирования и администрирования,
прекращение публикаций по СП.
Третий период (вторая половина 30-х - вторая половина 50-х го­дов XX в.)изоляция отечественной науки от западной психологии;прекращение

Слайд 18Факторы стагнации
Теоретическое обоснование ненужности социальной психологии.
Западная социальная психология подверглась

резкой критике и попала в разряд лженаук.
Изучение мнений, настроений людей,

психологической атмосферы в обществе были никому не нужны, более того — крайне опасны.
Постановлении ЦК ВКП/б/ 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов».
Факторы стагнацииТеоретическое обоснование ненужности социальной психологии. Западная социальная психология подверглась резкой критике и попала в разряд лженаук.Изучение

Слайд 19Период перерыва (30-50-е г.г.)
Разработка теории, методологии общей психологии, создание теоретического

фундамента социальной психологии (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А.

Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.).
Развились идеи об общественно-исторической детерминации психических явлений.
Основной источник и сфера применения социальной психологии – педагогические исследования и педагогическая практика.
Период перерыва (30-50-е г.г.)Разработка теории, методологии общей психологии, создание теоретического фундамента социальной психологии (Б. Г. Ананьев, Л.

Слайд 20А.С. Макаренко
Коллектив — это контактная совокупность, основанная на социалистическом принципе

объединения. Основные признаки коллектива:
наличие общих целей, служащих на благо

общества,
совместная деятельность, направленная на достижение этих целей;
определенная структура;
наличие в нем органов, координирующих деятельность коллектива и представляющих его интересы.
А.С. МакаренкоКоллектив — это контактная совокупность, основанная на социалистическом принципе объединения. Основные признаки коллектива: наличие общих целей,

Слайд 21А.С. Макаренко
Коллектив является частью общества, органически связанной с другими коллективами.


Стадии развития коллектива: от диктаторского требования opганизатора до свободного требования

каждой личности от себя на фоне требований коллектива.
А.С. МакаренкоКоллектив является частью общества, органически связанной с другими коллективами. Стадии развития коллектива: от диктаторского требования opганизатора

Слайд 22А.С. Макаренко
Целью воспитания человека является формирование проектируемых качеств личности, линий

ее развития.
Главное в мотивационной сфере личности — потребности. Нравственно

оправданная потребность – это потребность коллектива, то есть человека, связанного с коллективом единой целью.
А.С. МакаренкоЦелью воспитания человека является формирование проектируемых качеств личности, линий ее развития. Главное в мотивационной сфере личности

Слайд 23Четвертый период (вторая пол. 50-х — первая пол. 70-х годов

XX века)
Дискуссия и статья А. Г. Ковалева «О социальной психологии»:
осознание

представителями этой науки уровня ее развития, состояния ее исследований, характеристика места этой науки в системе других наук;
определение предмета и объектов ее исследований;
выделение и определение основных категорий и понятий;
формулирование законов и закономерностей;
институционализация науки;
подготовка специалистов.
Четвертый период (вторая пол. 50-х — первая пол. 70-х годов XX века)Дискуссия и статья А. Г. Ковалева

Слайд 24Институализация СП
В 1962 г организована первая в стране лаборатория социальной

психологии в ЛГУ,
в 1966 г. с введением ученых степеней

по психологии социальная психология приобрела статус квалификационной научной дисциплины;
началась систематическая подготовка специалистов по социальной психологии;
в 1968 г. — первая кафедра социальной психологии в ЛГУ;
в 1972 г. —кафедра в МГУ;
в 1972 г. – создан сектор социальной психологии в Институте психологии АН СССР.
Институализация СПВ 1962 г организована первая в стране лаборатория социальной психологии в ЛГУ, в 1966 г. с

Слайд 25Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика