Слайд 1Становление музейной педагогики как науки
Company Name
Слайд 2Зарождение музейной педагогики
Музейная педагогика зародилась как особое направление музейной деятельности
в Германии в 1890–1930-х гг. под влиянием появившейся в начале
ХХ в. «реформаторской педагогики», отрицавшей пассивные методы обучения, зубрёжку, подавление личности ученика. Были сформулированы идеалы нового образования (упор на воспитание личности, введение творческого начала в обучение, обращение к воспитательному воздействию искусства), которые привели в дальнейшем к формированию концепции музейного образования.
Слайд 3Зарождение музейной педагогики
Огромное влияние на дальнейшее развитие педагогики реформ оказала
книга Юлиуса Лангбена «Рембрандт как воспитатель», с 1870 до 1922
г. выдержавшая 74 издания. Автор рассматривал личность Рембрандта в качестве исторического идеала немецкого народа, образца индивидуальности и жизненной силы. Выход из тупика, когда «духовная жизнь немецкого народа находится в состоянии медленного... умирания», виделся в новом образовании, обращении к творческим возможностям искусства. Немецкая педагогика в начале XX в. сделала ставку на развитие искусства в быту, воспитание хорошего вкуса обывателя, поддержку любительского творчества.
Слайд 4Зарождение музейной педагогики
Музейно-образовательная деятельность в Германии не носила такого энергичного
и целенаправленного характера, как в США. Она была обязана своему
существованию энтузиазму отдельных личностей, среди которых особое место занимает директор Гамбургской картинной галереи, теоретик искусства и педагог
Альфред Лихтварк, ставший пионером не только немецкой, но и европейской музейной педагогики. С самого начала своей работы на посту директора Лихтварк начал сотрудничать
с учителями гамбургских школ, которые объединились в 1896 г. в «Учительское сообщество содействия художественному образованию в школе».
Слайд 5Зарождение музейной педагогики
Альфред Лихтварк
(14.11.1852–13.01.1914)
Немецкий историк искусства и преподаватель искусства в
Гамбурге. Учился в Академиях искусств в Дрездене, Лейпциге и Берлине.
После окончания учебы работал в нескольких начальных и средних школах Берлина. С 1886 г. – первый директор гамбургского музея Кунстхалле.
Слайд 6Зарождение музейной педагогики
С
1887 г. началась организация знаменитых «музейных диалогов» в Гамбургской картинной
галерее (для взрослых и школьников с 13-14 лет), целью которых было осуществление идей воспитания средствами искусства.
Об экскурсионном методе, внедрённом Лихтварком, можно судить по его книге «Упражнение в рассматривании произведений искусства» (стенограмма занятий с 12-летними ученицами гамбургской женской гимназии), которая была издана в 1897 г. Каждая встреча в музее происходила у одной картины. Как правило, Лихтварк обращался к произведениям, связанным с темой детства, например, «Дети Хюльзенбек» Филиппа Рунге.
Слайд 8Зарождение музейной педагогики
Зрители рассаживались около картины и с помощью руководителя
рассматривали её очень подробно: построение произведения, сюжет, смысловые акценты, психология
персонажей и даже вопросы нравственности и гражданственности, связь этого произведения с литературой, музыкой своей эпохи. Лихтварк предложил новый метод «музейного диалога со зрителем», цель которого он видел в развитии умения творчески воспринимать произведение искусства через понимание замысла художника.
Слайд 9Зарождение музейной педагогики
«Мы стремимся к тому, чтобы охватить взглядом
всю эпоху... показать, как она отразилась в единичном произведении, какое
впечатление оно производит, предоставить зрителям право на самостоятельное суждение. Метод вопросов и ответов не единственный, существуют и другие методы анализа материала, но категорически не рекомендуется выстроенный доклад, неизбежно подавляющий самостоятельность. Обсуждение картины должно представлять собой маленькую драму и иметь прелесть импровизации… Каждая осмотренная картина должна звучать в памяти как стихотворение не только в смысле своего содержания, но и своей неповторимости».
А. Лихтварк
Слайд 10Зарождение музейной педагогики
Среди успешных начинаний А. Лихтварка следует назвать:
организацию
любительских курсов живописи и графики под
руководством профессиональных художников;
учреждение «Общества гамбургских
друзей искусства» с изданием ежегодника, освещавшего проблемы искусства;
организацию выставок детского творчества;
основание общества содействия развитию любительской фотографии, формирование уникальной коллекции фотоснимков, проведение первых международных выставок фотографий;
создание коллекции учебных пособий (игрушечный печатный
станок и др.);
содействие развитию современной живописи;
содействие организации Гамбургского клуба художников;
Слайд 11Зарождение музейной педагогики
Огромное воздействие на дальнейшее
развитие образователь-ной деятельности музеев оказала конференция, организованная в 1903 г. в
Маннгейме по инициативе благотворительных организаций Берлина на тему «Музеи как образовательные и воспитательные учреждения». Центральной фигурой на конференции стал её председатель А. Лихтварк. Он выразил общее мнение собравшихся, назвав музеи «новыми образовательными институтами», которые наряду с академиями и университетами должны «оказывать непосредственное влияние на воспитание всех слоев общества».
Слайд 12Зарождение музейной педагогики
После проведения
конференции работа с посетителями в музеях Германии развивалась в русле
положений о музее как образовательном, просветительном центре. В 1912 г. по инициативе Мэркишес-Музеума (Берлин) и «Краеведческого союза немецких учителей» организована служба «Музей и школа», которая стала проводить на выставках регулярные консультации для учителей (1914 г. – 3 тыс. консультаций). В 1915 г. музей организовал цикл из 20 занятий (10 лекций, 5 экскурсий в музее, 5 выездов на раскопки) для школьных педагогов-историков.
Слайд 13Зарождение музейной педагогики
Музейные сотрудники вели занятия в Институте воспитания и
обучения (за 1915-1920 гг. подготовлено около 400 учителей). Чтение лекций
для студентов института им. Гумбольдта способствовало повышению квалификации более 1090 студентов (1915–1920 гг.). В музее проводились семинары для школьников (октябрь-декабрь 1919 г. - 18 школ), лекции для рабочих.
В начале 1920-х гг. в журнале «Музеумскунде» начинают публиковаться материалы, посвященные американским детским музеям, впервые были поставлены вопросы педагогики музейной экспозиции, разработанные в трудах Г. Кершенштейнера.
Слайд 14Зарождение музейной педагогики
Георг Кершенштейнер (1854–1932)
Педагог, один из лидеров реформатор-ского движения,
создатель теории «ра-бочей школы», автор трудов о детском художественном творчестве.
Предложил идеи введения активного творческого начала в школьное обучение и создания такой школы, «которая учит не только словами и книгами, но и ... практическим опытом», школы «игр раннего детства». Один из создателей Немецкого музея шедевров естествознания и техники Мюнхена.
Слайд 15Зарождение музейной педагогики
С 1895 г. исполняя
в течение 24 лет должность председателя Городского совета школ Мюнхена,
Г. Кершенштейнер настойчиво воплощал в жизнь свою мечту о школе гражданского воспитания с опорой на производительный труд. С конца XIX в. благодаря его усилиям в школах вводятся занятия стряпнёй, работы на пришкольном садовом участке или в школьных террариумах и зверинцах, работы по дереву и металлу, лабораторные работы по физике и химии. Такой же творческой представлялась ему работа посетителей в музее. Посещаемость технических выставок в Мюнхене стала рекордной: 300 тысяч человек в год при общей численности населения города около 700 тыс.
Слайд 16Зарождение музейной педагогики
К торжествам по случаю открытия
Немецкого музея шедевров естествознания и техники в 1925 г. была
выпущена книга Кершенштейнера «Немецкий музей. История. Задачи. Цели», в которой была опубликована программная работа «Образовательные задачи Немецкого музея», имевшая большое теоре-тическое и практическое значение как манифест музейно-педагогических взглядов. Годом позже вышла «Теория образования» (1926) – основной научный труд Г. Кершенштейнера, в котором обоснована необходимость построения музея по педагогическому принципу и показаны пути осуществления этой цели.
Слайд 17Зарождение музейной педагогики
Г. Кершенштейнер делит все музеи на 4 категории: склады
учености, собрания раритетов, «балаганы» и образовательные институты, причём указывает, что
музей станет институтом образования только тогда, когда «педагогике будет подчинена вся структура музея».
Музей должен строится исходя из:
логики содержания образования;
психологического состояния образовывающегося;
целей образовательного процесса.
2. Музейно-педагогический процесс должен быть структурирован по принципу школьного учебного плана, с той разницей, что он «оперирует не описанием вещей, а самими вещами».
Слайд 18Зарождение музейной педагогики
Музей должен дать возможность зрителю
наглядно увидеть своими глазами технологические или творческие процессы. Имеется в
виду, что посетитель сможет, например, «лишь нажав кнопку, увидеть перед своими глазами протекание химических или физических процессов», а там, где это сделать наглядно с помощью музейных предметов не представляется возможным, должны помочь «печатные объяснения, обзоры, таблицы, графики», а также «двигающиеся модели», макеты, «пластические профили», кинофильмы, то есть любые «дидактические вспомогательные средства»
Слайд 19Зарождение музейной педагогики
Экспозиция строилась от
простого к сложному, диалектической принцип был выдержан в каждой группе
экспонатов. Впервые в музее были установлены модели, приводимые в действие посетителями, а также научно-вспомогательный материал: таблицы, диаграммы, схемы, установки для кино и диафильмов.
«Экскурсионная линия» (маршруты экскурсий) насчитывала 16 км. Экскурсии проводились как просто «для интересующихся», так и специально для ремесленников, студентов, школьников, рабочих. Все музейные смотрители были компетентны в области техники и технологий и давали разъяснения одиночным посетителям.
Слайд 20Зарождение музейной педагогики
На основе концепции Г. Кершенштейнера об «экспозиции-учебнике» впоследствии сформировалась
школо-центристская теория, подчинявшая всю деятельность музея потребностям школы. Основой музейной
коммуникации признавалась экспозиция, построенная по педагогическому принципу: Важной заслугой было развитие принципа наглядности, но вместо пассивного восприятия им была предложена активная творческая деятельность обучающегося.
Слайд 21Зарождение музейной педагогики
С начала 1930-х гг. во главе разработки
связей музея и школы становится Центральный институт воспитания и обучения
Берлина, сплотивший вокруг себя плеяду талантливых педагогов.
Деятельность Института способствовала разрушению барьера между музеем и школой. Регулярно проводились циклы лекций и экскурсий для учителей по музейной тематике. Подчёркивалась необходимость создавать специальные выставки и выделять помещения для занятий с детьми, создавать в музеях «педагогические отделы» для организации сотрудничества музея и школы.
Слайд 22Зарождение музейной педагогики
Закономерным следствием процессов, протекавших в музейном деле в
середине 1930-х гг. было появление термина музейная педагогика, обозначавшего особое
направление деятельности музея. Впервые в таком контексте этот термин употребляется в 1931 г. в книге Г. Фройденталя «Музей — Народное образование — Школа.
Автор предложил новую классификацию музеев на:
систематизирующие («посвященные содержанию определенной науки, выяснению объективных закономерностей») – например, естественнонаучные собрания, музеи промыслов и технологий;
Слайд 23Зарождение музейной педагогики
культурологические («документально представляющие культурную среду во времени и
пространстве») – исторические;
эстетические («представляющие художественную жизнь посредством признанных художественных ценностей»)
– картинные галереи;
педагогические музеи, которые непосредственно посвящены обучению, – например, Дрезденский музей гигиены, Музей пожарной охраны в Киле, Музеи труда в Мюнхене, Берлине, Гамбурге.
Слайд 24Зарождение музейной педагогики
Ключевые идеи Г. Фройденталя:
каждое посещение музея должно иметь конкретную
учебную цель;
посещать занятия в музее нужно после предварительной
подготовки и в
процессе школьных занятий, то есть когда дети не устали и готовы к восприятию;
следует отказаться от обзорных экскурсий как «безумно тяжелых для сознания не только ребенка, но и взрослого»;
отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребенка;
итогом посещения музея должно быть самостоятельное
творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т. д.).
Слайд 25Зарождение музейной педагогики
Г. Фройденталь впервые в истории музейной образовательной деятельности
сформулировал и предложил педагогическую методику организации школьных занятий в музее,
в которой предусматривались этапы их подготовки, проведения и закрепления. Именно Г. Фройденталь предложил термин «музейный педагог», имея в виду музейного специалиста с педагогическим образованием, способного организовать образовательный процесс в музейной среде. Автор выявил образовательный потенциал музеев (на примере 6 Гамбургских музеев), с привязкой их экспозиций к программам школ всех ступеней и обеспечением школьных педагогов возможностью использовать музеи как средство обучения и школе.
Слайд 26Зарождение музейной педагогики
Для каждой школьной ступени рекомендовалось посещение определенных музеев:
в младших классах – естественнонаучных, художественных, краеведческих;
в средних – исторических, этнографических, естественнонаучных;
в старших - технические и специальные.
Г. Фройденталь предложил новый подход к посещению музея детьми. Главное внимание обращено на ребенка: подготовка его вхождения в музей, подбор экспонатов, доступных и интересных для его возраста, организация творческой деятельности на основе этого посещения.
Слайд 27Зарождение музейной педагогики
Взаимоотношения школы и музея занимали и А. Рейхвейна
— руководителя отдела «Школа и музей» в этнографическом музее Берлина
в 1939—1944 годах.
Экспозиция музея должна учитывать образ. задачи школы.
Посещение классом вместе с учителем экспозиции должно
согласовываться с музеем.
В музейном пространстве учитель должен иметь хороший
творческий контакт с классом.
В работе своих творческих объединений учителя должны уделять внимание музею.
Научные сотрудники музея должны заниматься подготовкой
учителей.
Музей как образовательное учреждение должен быть открыт
и доступен учителям разного профиля.
Слайд 28Зарождение музейной педагогики
Адольф Рейхвейн (1898–1944)
немецкий учёный, преподаватель. С 1930 профессор
истории Галльского педагогического института.
После прихода нацистов к власти был
отстранен от работы и направлен учителем в сельскую школу под Берлином. Являясь противником нацизма, примкнул к участникам движения Сопротивления, был в 1944 арестован гестапо и казнен.
Слайд 29Зарождение музейной педагогики
Адольф Рейхвейн (1898–1944)
Был руководителем отдела «Школа и музей»
Берлинского музея этнографии.
Создал серию детских дидактических экспозиций:
«Глина и гончар»,
«Дерево в
немецком народном ремесле»,
«Вязание и ткачество»,
«Металл в немецком народном ремесле».
Разработал принцип музеев-мастерских для детей.
Слайд 30Зарождение музейной педагогики
Поступательное развитие немецкой музейной педагогики было прервано наступлением
на культуру и образование в 1930-е годы фашистской идеологии и
Второй мировой войной. О музейной педагогике вспомнили только после разгрома фашизма и восстановления разрушенного хозяйства в 1960-е гг. Причем и Западная, и Восточная части Германии внесли свой вклад в оформление ее в особую научную дисциплину.
Музеи Восточной Германии стали инструментом государственной идеологической и культурной политики, а музейная педагогика средством обучения и воспитания музейными средствами.
Слайд 31Зарождение музейной педагогики
В 1963 г. была создана Рабочая группа музейной
педагогики при отделе музееведения Министерства культуры ГДР, поставившая перед собой
задачи планирования и руководства педагогической деятельностью музеев и организации их связей со школой и проведение теоретических исследований для обеспечения новой научной дисциплины. Музейная педагогика была определена музееведами ГДР как «вспомогательная научная дисциплина на стыке музееведения и педагогики, занимающаяся теоретическими и практическими педагогическими аспектами функционирования ... музеев в социалистическом обществе». Впоследствии руководитель группы К. Патцвал был избран в Комитет ИКОМа по образовательной и культурной деятельности.
Слайд 32Зарождение музейной педагогики
В это же время в ФРГ возникает ряд
центров, в задачи которых входила организация рекламы, связь с прессой,
музейные публикации и музейная педагогика. В 1971 в Мюнхене появился музейно-педагогический центр как межмузейный орган для разработки и проведения музейно-педагогических программ, а к концу 1970-х гг. их число достигло 6. Кроме того, при больших музеях было организовано 25 музейно-педагогических служб и отделов, и почти в каждом музее была введена должность штатного или внештатного музейного педагога. Если музеи ГДР более последовательно развивали довоенные традиции музейной педагогики, то в ФРГ акцент был перенесен на её коммуникативную функцию. После объединения в 1990 эта тенденция стала характерна для всей страны.
Слайд 33Зарождение музейной педагогики
Таким образом, вклад Германии в развитие музейной педагогики
неоценим.
Были сформированы методы работы с посетителями, привлечения детей в
музеи, формы взаимодействия музея и школы.
Музейная педагогика появилась как междисциплинарное направление на стыке музееведения, педагогики, психологии, культурологии, этики, эстетики и др., как наука и построенная на её основе научно-практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды.
Слайд 34Зарождение музейной педагогики
Экскурсия утвердилась как основная форма музейно-педагогического процесса.
Введено
понятие «музейные диалоги» (А. Лихтварк).
Германия стала издавать первый в
Европе журнал «Музеум-
скунде» («Музейное дело»), освещавший на своих страницах образовательную деятельность музея.
Образовательная деятельность музея стала объектом научного исследования (Г. Кершенштайнер и Г. Фройденталь).
Впервые в научный обиход был введен термин «музейная педагогика» (1934), содержанием стали традиции художественного воспитания музейными средствами, опирающиеся на просветительскую работу и музейную дидактику.