Слайд 1Статья 192 УК РФ
«Нарушение правил сдачи государству драгоценных, металлов
и драгоценных камней»
Ряд. Хотюн А. О.
Слайд 2Уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству
добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых
и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней, если это деяние совершено в крупном размере, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Слайд 3Аффинаж (фр. affinage, от affiner — «очищать») —металлургический процесс получения высокочистых благородных металлов путём отделения от них загрязняющих
примесей. Один из видов рафинирования металлов, который наиболее распространён не только
в промышленных масштабах, но и некоторые способы доступны в домашних условиях.
Слайд 4Предмет преступления
Драгоценные камни и драгоценные металлы, добытые или полученные на
законных основаниях, а также поднятые и найденные драгоценные металлы и
драгоценные камни.
Слайд 5Объективная сторона
Состоит в совершении следующих альтернативных деяний, каждое из которых
выражается в бездействии, то есть в несовершении действия, которое лицо
обязано выполнить:
уклонения от обязательной сдачи драгметаллов на аффинаж;
уклонения от обязательной продажи драгметаллов государству.
Слайд 6Субъект и субъективная сторона преступления
Общий - физическое вменяемое лицо, достигшее
16 лет. Такими субъектами могут быть как частные лица (например,
нашедшие драгметаллы в виде кладов и т.п.), так и должностные (руководители или работники старательских артелей и других добывающих организаций, скупочных предприятий, организаций по сбору и заготовке лома и отходов драгметаллов).
Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в форме прямого умысла
Слайд 7Санкция
Альтернативная - штраф в размере от 200 до 500 МРОТ
или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за
период от 2 до 5 месяцев, либо арест на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 5 лет.
Слайд 85. Аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде, а также добытые
из недр или рекуперированные драгоценные камни в рассортированном виде при
продаже субъектами их добычи и производства в приоритетном порядке предлагаются:
1) специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;
2) уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты эти драгоценные металлы и драгоценные камни, для пополнения соответствующих государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации.
Перечисленные в подпунктах 1, 2 настоящего пункта органы и организации пользуются преимущественным правом покупки драгоценных металлов и драгоценных камней только при условиях предварительного (по драгоценным металлам не менее чем за три месяца до предполагаемой даты покупки) заключения договоров купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства и авансирования (выдачи задатка) в счет платежей, причитающихся с этих органов и организаций по указанным договорам. Невыполнение одной или обеими сторонами условий заключенного договора купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней влечет за собой последствия, установленные статьей 21 настоящего Федерального закона и частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ (ред. от 02.05.2015) "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"
Слайд 9Закон предусматривает обязательства для субъектов добычи и производства до осуществления
операций с полученными драгоценными металлами ПРЕДЛОЖИТЬ государству приобрести драгметаллы в
приоритетном порядке, а государство может реализовать свое приоритетное право при условии авансирования.
Слайд 10Гражданское законодательство закрепляет два основополагающих принципа:
природные ресурсы, не находящиеся
в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной
собственностью;
природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Слайд 11ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, КВАЛИФИЦИРУЕМЫМИ ПО СТ. 192 УК РФ
Слайд 12Немного статистики
За последние два года в отрасли выявлено 3300 преступлений,
связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов, драгоценных природных камней или
жемчуга.
Из незаконного оборота изъяты около одной тонны золота, свыше тонны серебра, более 28 тысяч карат драгоценных камней (алмазы, бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры, жемчуг и т.д.), другие ценности и ювелирные изделия.
Однако эти цифры не отражают всей глубины происходящих негативных процессов в отрасли. По экспертным оценкам ежегодно в теневой оборот попадают 25 - 30 тысяч карат драгоценных камней и 2 - 3 тонны золота. Как правило, значительная их часть вывозится из России контрабандным путем.
Слайд 13Выявление и раскрытие преступлений
Слайд 14Сбор информации
об объектах, на которых имеются драгоценные камни и драгоценные
металлы;
о признаках, позволяющих предполагать о подготовке к совершению данных преступлений;
о
лицах, причастных к совершению преступлений, связанных с нарушением сдачи государству валютных ценностей.
Слайд 15Определить круг объектов
пользователи недр, которым выданы лицензии и квоты на
добычу драгоценного металла и драгоценных камней;
предприятия-переработчики, производящие переработку сырья с
получением промежуточного продукта, подлежащего последующей переработке;
аффинажные заводы.
Слайд 16Направления по пресечению преступления
организация работы по выявлению, пресечению и предотвращению
различных преступлений, в том числе квалифицируемых по ст. 192 УК
РФ, непосредственно на территории золотодобывающих и алмазоносных районов, а также в местах переработки драгоценных металлов и драгоценных камней;
организация работы по выявлению, пресечению и предотвращению преступлений в прилегающих к местам добычи и переработки населенных пунктах в отношении лиц, занимающихся скупкой, перепродажей и перевозкой похищенного золота и алмазов.
Слайд 17Выявление признаков преступления
При организации работы по выявлению признаков, свидетельствующих о
возможном совершении преступлений, целесообразно обращать внимание на факты:
нарушений правил землепользования;
недостаточного
контроля за экспортно-импортными операциями со стороны государственных контролирующих органов;
отсутствия должного надзора со стороны Минфина и Минэкономики России за использованием федеральных средств, выделяемых для развития отрасли, которые расходуются не по целевому назначению.