Слайд 1
СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Аметова
А.С. ЗДО-2-16
Слайд 2Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Ключевым признаком,
по которому произведения можно группировать по стилям, являются единые принципы
художественного мышления. Смена одних способов художественного мышления другими (чередование типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита) не случайна. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства.
Выстраивая систему стилей в иерархическом порядке, будем придерживаться европоцентристской традиции. Наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Для каждой эпохи характерна определенная «картина мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.
Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает.
В одну и ту же историческую эпоху могут сосуществовать несколько стилей. Например, Классицизм, Академизм и Барокко в XVII столетии, Рококо и Неоклассицизм – в XVIII, Романтизм и Академизм – в XIX. Такие стили как, например, классицизм и барокко называют большими стилями, поскольку они распространяются на все виды искусства: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, музыку.
Слайд 3Готика
Художественный стиль, сформировавшийся в странах Западной и Центральной Европы в
XII-XV вв. Он явился результатом многовековой эволюции средневекового искусства, его
высшей стадией и одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным художественным стилем. Он охватил все виды искусства – архитектуру, скульптуру, живопись, витраж, книжное оформление, декоративно-прикладное искусство. Основой готического стиля была архитектура, которая характеризуется устремленными ввысь стрельчатыми арками, многоцветными витражами, визуальной дематериализацией формы.
Слайд 4Возрождение
Эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и
Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные
черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда и название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый сплав. Сложным является вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии - 14-16 вв., в других странах - 15-16 вв.), его территориальном распространении и национальных особенностях. Элементы этого стиля в современном искусстве довольно часто используются в настенных росписях, реже в станковой живописи.
Слайд 5Барокко
Исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в сер.
XVI-XVII столетия, а затем во Франции, Испании, Фландрии и Германии
XVII-XVIII вв. Шире этот термин используется для определения вечно обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах. Наконец, в каждом времени, почти в каждом историческом художественном стиле можно обнаружить свой «период барокко» как этап наивысшего творческого подъема, напряжения эмоций, взрывоопасности форм.
Слайд 6Классицизм
Художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII - нач. XIX века
и в русском XVIII - нач. XIX, обращавшийся к античному
наследию как к идеалу для подражания. Он проявился в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали ее своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать. Со временем переродился в академизм.
Слайд 7Романтизм
Направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг., сменившее классицизм.
Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов
«несовершенную» действительность. Художников привлекали яркие, редкие, необычайные явления, а также образы фантастического характера. В искусстве романтизма большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание. Романтизм освободил искусство от отвлеченных классицистических догм и повернул его к национальной истории и образам народного фольклора.
Слайд 8Сентиментализм
Направление западного искусства второй половины XVIII., выражающее разочарование в “цивилизации”,
основанной на идеалах “разума” (идеологии Просвещения). С. провозглашает чувство, уединенное
размышление, простоту сельской жизни “маленького человека”. Идеологом С. считается Ж.Ж.Руссо.
Слайд 9Реализм
Направление в искусстве, стремящееся с наибольшей правдой и достоверностью отобразить
как внешнюю форму, так и сущность явлений и вещей. Как
творческий метод соединяет в себе индивидуальные и типические черты при создании образа. Самое длительное по времени существования направление, развивающееся от первобытной эпохи до наших дней.
Слайд 10Абстракционизм
Направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм
в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма - достижение
«гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Крайнее проявление модернизма.
Слайд 11Экспрессионизм
Модернистское течение в западноевропейском искусстве, главным образом в Германии, первой
трети 20 века, сложившееся в определенный исторический период – в
преддверии первой мировой войны. Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувство бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Художественные приемы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов, любовь к резким красочным диссонансам, особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций.
Слайд 12Минимализм
Возник в США в пер. пол. 60-х гг. Его истоки
- в конструктивизме, супрематизме, дадаизме, абстракционизме, поп-арте. Непосредственным предшественником минимализма
является американский художник Ф. Стелла, представивший в 1959-60 гг. серию “Черных картин”, где превалировали упорядоченные прямые линии. Термин принадлежит Р. Уолхейму, вводящему его применительно к анализу творчества М. Дюшана и поп-артистов, сводящих к минимуму вмешательство художника в окружающую среду.