Разделы презентаций


Страны ислама

Содержание

Наука в Средневековье на ЗападеБыли потеряны многие библиотеки и древние текстыГреческий язык был позабыт, остался лишь упрощенный латинский языкЖизнь потеряла свою ценностьПроизошло падение всей культуры

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1История астрономии
Страны ислама

История  астрономии  Страны ислама

Слайд 2Наука в Средневековье на Западе
Были потеряны многие библиотеки и древние


тексты
Греческий язык был позабыт, остался лишь

упрощенный латинский язык
Жизнь потеряла свою ценность
Произошло падение всей культуры
Наука в Средневековье на ЗападеБыли потеряны многие библиотеки и древние    текстыГреческий язык был позабыт,

Слайд 3 Введение
После Птолемея

греческая наука ( и наука в Европе) потеряла свое значение,

и настали времена темного средневековья. Но арабский мир в средние века обладал большой культуры и науки. К счастью, в появившейся в 632 году н.э. арабской империи ученые перевели книги греческих и индийских ученых, переняли опыт и развили науку до еще больших высот. Во многих вопросах они сделали открытия, опередив европейских ученых (см. следующие слайды). Собственно благодаря арабским ученым сохранились сведения из греческой науке.
Важный вклад арабских астрономов заключается в признании астрономии как наблюдательной науки. Это привело к открытию многих обсерваторий.
Доктор Оуэн Джинджерич, астроном и историк астрономии в Гарварде, полагает, что Коперник мог прийти к этим идеям самостоятельно, однако в целом представление о неправоте Птолемея и необходимости реформирования его модели относится к "тому состоянию научного сознания, которое латинский Запад позаимствовал из ислама".

ВведениеПосле Птолемея греческая наука ( и наука в Европе)

Слайд 4Все, что мы имеем от античности, было сохранена
арабским миром.


Арабская империя
в период ее расцвета

Все, что мы имеем от античности, было сохранена арабским миром. Арабская империя в период ее расцвета

Слайд 5В арабском мире
происходит обучение
наукам, в частности,
астрономии

В арабском мире происходит обучение наукам, в частности, астрономии

Слайд 6Арабские ученые очень внимательно изучали труды
греческих ученых и переводили

их на арабский язык
Перевод труда Птолемея «Синтаксис» (слева) на арабский

язык
«Альмагест» (справа)
Арабские ученые очень внимательно изучали труды греческих ученых и переводили их на арабский языкПеревод труда Птолемея «Синтаксис»

Слайд 7 Развитие астрономии сперва происходило на Среднем Востоке, Центральной

Азии, Испании и Северной Африке, а затем позднее на Дальнем

Востоке и Индии. Около 10 000 арабских рукописей разбросаны по всему миру, и многие из них еще и не исследованы.
Названия большого числа звезд (например, Альдебаран или Альтаир), многих астрономических терминов (например, алидада, азимут и др.) имеют арабское

История мусульманской астрономии делится на несколько этапов:
1) Ассимиляция и развитие ранних эллинистической, индийской астрономии (700—825 н.э.)
2) Исследование и модификация системы мира Птолемея (825—1025 н.э.)
3) Развития исламской системы астрономии (1025—1450 н.э.)
4) Период стагнации, когда были сделаны лишь несколько открытий ( (1450—1900 н.э.)

Развитие астрономии сперва происходило на Среднем Востоке, Центральной Азии, Испании и Северной Африке, а затем

Слайд 8Copernicus
(1473–1543),
Aristarchus of Samos
(310-230 B.C.)
Ptolemy
~ 90-160 B.C.
Al-Beruni
(973 – 1048)
HELIO
GEO
?

1000 лет средневековья
(темной

эры)?
Copernicus(1473–1543),Aristarchus of Samos (310-230 B.C.)Ptolemy~ 90-160 B.C. Al-Beruni(973 – 1048)HELIOGEO?    1000 лет средневековья

Слайд 91) Дело в том, что Ислам предписывает верующим в своей

жизни ориентироваться именно на звезды. В Коране сказано:

"And it is He who ordained the stars for you that you may be guided thereby in the darkness of the land and the sea.»
По этой причине мусульмане начали развивать более совершенные наблюдательные и навигационные инструменты. Поэтому большинство навигационных звезд имеют арабские имена.
В Коране утверждается, что «Вселенная управляется единым набором законов», что отождествляется с единым Богом.
В Коране придается большое значение эмпирическим данным. В нем часто повторяются слова «думать, смотреть, размышлять». Все это приводит к необходимости изучать и предыдущий опыт астрономов.

Астрономия в странах исламах
имеет особенное значение
(Астрономия и Коран)

1) Дело в том, что Ислам предписывает верующим в своей жизни ориентироваться именно на звезды. В Коране

Слайд 10
1) В Коране сказано:

"They ask you about the waxing and waning

phases of the crescent moons, say they are to mark fixed times for mankind and Hajj."
Это предписывает мусульманам находить фазы Луны. Причем для них важна не столь фаза новолуния, сколь фаза появления тонкого серпа. Теория Птолемея давала положения Луны относительно эклиптики. Но для ислама надо знать положения Луны относительно горизонта. Это требовало развитие сферической тригонометрии.
2) Важно также и время молитв при восходе Солнца, в полдень, после полудня, при заходе Солнца и вечером.

Астрономия в странах исламах
имеет особенное значение
(Астрономия и Коран)

1)  В Коране сказано:

Слайд 113) Коран предписывает мусульмане молиться в направлении Каабы в

Мекке. Поэтому возникает необходимость в точной ориентации
Кааба
Картографическая сетка (17 век)

дает расстояние и направление на Мекку (точка в центре) для любой точки на поверхности Земли .
3)  Коран предписывает мусульмане молиться в направлении Каабы в Мекке. Поэтому возникает необходимость в точной ориентацииКаабаКартографическая

Слайд 12
4) В Коране сказано: « Согласно

Аллаху число месяцев в году должно быть 12». Поэтому мусульмане

не должны следовать христианскому или еврейскому календаря, а развить свой собственный. Примерно в 638 году халиф Умар ввел новый лунный календарь, который имел 12 лунных месяцев. Начало каждого месяца приходится на появлении серпа молодой Луны. Этот календарь на 11 суток короче солнечного. Он используется и по настоящее время.

Астрономия в странах исламах
имеет особенное значение
(Астрономия и Коран)

4) В Коране сказано: « Согласно Аллаху число месяцев в году должно быть

Слайд 13В 1 9 век: Аль-Балхи (Альбумасар)

развил планетарную модель, которую
можно рассматривать

как гелиоцентри-
ческую систему.
В 10 веке Абт Аль-Рахман Аль-Суфи
(Азофи) провел наблюдения звезд,
определил их координаты, звездные
величины и цвета. Эти звезды были
объединены в созвездия, схемы которых имеются в его
«Книге неподвижных звезд.
3) Он также дал первое описание и рисунок «Малого облака» (галактики в Андромеда), описание Большого Магелланового Облака.
4) 900 г. Н.э. Аль-Баттани разработал новые методы определения положений планет

( страница из книги Аль-Суфи
с созвездием Стрельца)

.

Хронология открытий

В 1 9 век: Аль-Балхи (Альбумасар)    развил планетарную модель, которую    можно

Слайд 148) В 12 веке Аль-Рази критиковал идею о центральном положении

Земли во Вселенной. Он думал о множественности миров, которые имели

большие размеры и большие массы.
9) В 13 веке Аль-Туси привел первое эмпирическое свидетельство о вращении Земли

.

Арабские астрономы
13 века

5) Аль ибн Ридван наблюдал Сверхновую SN1006 – ярчайшую сверхновую.
6) В 10 веке были построены большая
обсерватория около Тегерана, в которой
Абу-Махмуд Аль-Худжанди провел ряд
наблюдений прохождений Солнца через
меридиан. Это позволило ему определить
наклон эклиптики.
7) В 11 веке Ибн Аль-Хатам (Альхазен)
написал книгу «О свете Луны», в которой
фактически был изложен астрофизический
подход в астрономии

8) В 12 веке Аль-Рази критиковал идею о центральном положении Земли во Вселенной. Он думал о множественности

Слайд 15Qutb –Kутб: конец XIII века

Средняя Волга (татаро-мишарская среда)
Поэма “Хосров и Ширин” (1342)

Глава “О движениях во Вселенной”

В каждом деле есть причина-что приводит в действие,
Если вращается Земля- значит есть внутренняя закрутка.

Она дребезжит как лебедка в руках у старухи
И земля вертится, в чем причина?

Прецессия и нутация ???

Qutb –Kутб:   конец XIII века

Слайд 16поэма
«Сухайль и Гульдурсун»
(1394г)

Saif Sarai – Саиф Сараи (1321-1396) 


“ … Гульдурсун повернулась вокруг Сухайла
Как

Земля вращается вокруг Солнца…”

«…Кыз әйләнде бу батыр тирәли,
Җир әйләнгән кебек Кояш тирәли…


поэма «Сухайль и Гульдурсун» (1394г)Saif Sarai – Саиф Сараи (1321-1396)  “ … Гульдурсун повернулась вокруг Сухайла

Слайд 17Sukhayl
Canopus
Ярчайшая звезда южного полушария Канопус имеет арабское
Сухейль. Случайное совпадение?

Или:
- наши предки уже в 14 веке

были осведомлены о южных странах и южных звездах (еще до эпохи ренессанса)
- С. Сафари полагал что Солнце и Канопус являются объектами одной природы.

SukhaylCanopusЯрчайшая звезда южного полушария Канопус имеет арабское Сухейль. Случайное совпадение? Или:   - наши предки уже

Слайд 18Древняя
столица-
“Великие
Булгары”


“Черная палата”

Древняя столица-“Великие Булгары” “Черная палата”

Слайд 19Khan’s burial-vault
Mosque
Белая палата
Красная палата

Khan’s burial-vaultMosqueБелая палатаКрасная палата

Слайд 20 Башня Сююмбеки
"Башня Сююмбеки"— это одновременно и модель мира, и

компас, и солнечные часы, и "Страна звезд", и памятник, призывающий

к верности гуманистическим идеалам, и место обращения к Аллаху, и мавзолей-усыпальница великого государственного мужа. Именно такие архитектурные памятники являются символами некоторых городов и государств

Башня Сююмбеки

Слайд 21Почему семь уровней?
- или семь сводов небес, олицетворяющих

семиступенчатость рая
-или соответствуют

небесным светилам как в Вавилоне)



Saturne – Сатурн
Mercury - Меркурий
Vines - Венера
Jupiter - Юпитер
Mars – Марс
the Moon - Луна
the Sun - Солнце

Почему семь уровней? - или семь сводов небес, олицетворяющих       семиступенчатость рая

Слайд 22
Железная решетка украшена звездами, каждая из которых имеет по восемь

"крылышек". Концы всех "крылышек" согнуты только в одну сторону, что

означает вращение звезд вокруг своей оси. Свод первого яруса башни имеет форму купола, продолжением которого представляется "звездчатая" решетка.


Железная решетка украшена звездами, каждая из которых имеет по восемь

Слайд 23БИРУНИ (Беруни) (973 – 1048), среднеазиатский ученый-энциклопедист. Родился в Хорезме.

Впервые на Среднем Востоке высказал мысль о том, что Земля

движется вокруг Солнца. Проводя наблюдения Солнца во время полных солнечных затмений, предложил гипотезы о структуре солнечной короны. Построил первый неподвижный квадрант.

(7,5 м) для наблюдения Солнца и планет. Этот астрономический инструмент был самым большим и лучшим на протяжении 400 лет. Бируни принадлежит метод определения радиуса Земли при наблюдении линии горизонта с горы. Открыл зодиакальный свет. Предполагал, что звезды – очень далекие от нас солнца

Свыше 150 его трудов охватывают астрономию и географию, физику и математику, геологию и минералогию, химию и ботанику. / Математике и астрономии посвящено свыше 40 сочинений Бируни.

БИРУНИ (Беруни) (973 – 1048), среднеазиатский ученый-энциклопедист. Родился в Хорезме. Впервые на Среднем Востоке высказал мысль о

Слайд 24Аль Туси (1201-1274) – выдающийся
ученый,
1) Построил обсерваторию в

Марагха, После 12 лет постоян-
ных наблюдений составил таблицы планет

Аль Туси (1201-1274) – выдающийсяученый, 1) Построил обсерваторию в Марагха, После 12 лет постоян-ных наблюдений составил таблицы

Слайд 252) Аль Туси критиковал систему Птолемея. Он заменил
идею эквантов на

введение двойных эпициклов. Эту идею,
кстати, использовал Коперник
экванты
двойные эпициклы

2) Аль Туси критиковал систему Птолемея. Он заменилидею эквантов на введение двойных эпициклов. Эту идею, кстати, использовал

Слайд 261420 н.э.
УЛУГБЕК Мирза Мухаммед ибн Шахрух ибн Тимур (1394–1449),

государственный деятель, ученый, просветитель. Построил обсерваторию, в которой главной ее

частью был гигантский квадрант радиусом 40 м. Точность наблюдений в обсерватории при определении угловых расстояний достигала угловых секунд. Главный труд,

выполненный в обсерватории, «Новые астрономи-
ческие таблицы», содержит изложение теоретичес-
ких основ астрономии и каталог положений 1018 
звезд, определенных с большой точностью. Это
первый каталог после Гиппарха.

1420 н.э. УЛУГБЕК Мирза Мухаммед ибн Шахрух ибн Тимур (1394–1449), государственный деятель, ученый, просветитель. Построил обсерваторию, в

Слайд 27Астрономия в Средней Азии (1)
Сохранившаяся часть главного инструмента обсерватории Улугбека.

Две параллельные меридианные дуги, выложены из жженого кирпича и облицованы

мраморными плитами.
Астрономия в Средней Азии (1)Сохранившаяся часть главного инструмента обсерватории Улугбека. Две параллельные меридианные дуги, выложены из жженого

Слайд 28Астрономия в Средней Азии (2)
Обозначения градусов на главном
инструменте обсерватории

Улугбека
Схема главного инструмента. На крыше здания обсерватории (верхний правый

угол) находилось отверстие (диоптр), через которое свет от небесных светил падал на меридианные дуги. Инструмент позволял измерять высоту светил над горизонтом.
Астрономия в Средней Азии (2)Обозначения градусов на главном инструменте обсерватории Улугбека Схема главного инструмента. На крыше здания

Слайд 29 - это первый каталог со
времен Гиппарха (2 век
до

н. э.
- насчитывал более 1000
звезд
- имел очень высокую


точность

Каталог не был известен Европе

Звездный каталог Улугбека

- это первый каталог современ Гиппарха (2 век до н. э. - насчитывал более 1000звезд -

Слайд 30Мусульманский календарь (1)
Исламский календарь является лунным календарем. Он используется для

определения дат религиозных праздников, а также как официальный календарь в

некоторых мусульманских странах.
Летоисчисление ведётся от Хиджры (16 июля 633 г. н.э.) – даты переселения пророка Мухаммада и первых мусульман из Мекки в Медину
Год состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, что на 10 или 11 дней меньше солнечного года. По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря.
Сутки, согласно мусульманскому календарю, начинаются в момент захода солнца, а не в полночь, как в григорианском календаре.
Мусульманский календарь (1)Исламский календарь является лунным календарем. Он используется для определения дат религиозных праздников, а также как

Слайд 31Месяцы состоят из 29 или 30 дней, обычно без какого-либо

видимого порядка.
По традиции, первым днём

нового месяца считался первый день после астрономического новолуния, в который вскоре после захода солнца на небе можно было увидеть серп луны. Если серп не был виден после 29-го дня месяца, например, из-за облаков или из-за того, что луна заходила сразу после солнца и небо было ещё слишком светлым, то новый день считался 30-м днём текущего месяца. Наблюдение лунного серпа должны засвидетельствовать как минимум два заслуживающих доверия мусульманина.

Мусульманский календарь (2)

Месяцы состоят из 29 или 30 дней, обычно без какого-либо видимого порядка.    По традиции,

Слайд 326) Такая система до сих пор используется в некоторых странах,

например, в Пакистане и в Бангладеш. Однако в большинстве исламских

стран пользуются астрономическими правилами, которые позволяют рассчитать начало месяцев заранее. В разных странах используются разные правила. Кроме того, разница во времени между заходом солнца и заходом луны зависит от географических координат местности. Чем западнее находится страна, тем больше вероятность, что месяц будет виден на небе. Таким образом, в разных исламских странах календари различаются и часто одни и те же религиозные праздники отмечаются в разные дни.

Мусульманский календарь (3)

7) Названия месяцев
1 – сафар 2 – рабии’у ль-авваль 3 – рабии’у с- сании
4 - джумада ль-ууля 5 – иухароам 6 – джумаада ль-аахыр
7 – раджаб 8 – шаабан 9 – рамазан 10 – шавваль
11 – зуль-ка да 12 зульхиджа

6) Такая система до сих пор используется в некоторых странах, например, в Пакистане и в Бангладеш. Однако

Слайд 33Мусульманский календарь (4)
Формула приближенного перевода

Г = И + 622 -

(И/33)

где Г - григорианский календарь, И - исламский календарь.

Например,

1410 год по мусульманскому календарю соответствовал Г=1410+622-(1410/33)=1989 году.
Данная формула может дать погрешность в один год.

Формула для обратного перевода:
И = Г - 622 + ((Г - 622)/32)
Мусульманский календарь (4)Формула приближенного переводаГ = И + 622 - (И/33)где Г - григорианский календарь, И -

Слайд 34Мусульманский календарь (5)

Начало каждого месяца
Каждый месяц начинается с неомении, то есть начало месяца приходится на тот день, когда серп молодой Луны, после новолуния, становится видимым с заходом Солнца. Астрономическое новолуние совсем не обязательно означает начало одного из месяцев Хиджры. Луна движется по небесной сфере по очень сложной траектории, и хотя новолуния можно рассчитать весьма точно, действительную видимость полумесяца предсказать гораздо сложнее. Это зависит от таких факторов, как погода, оптические свойства атмосферы и место нахождения наблюдателя. Поэтому очень сложно заранее предсказать, когда начнется новый месяц.
В настоящий момент существуют два мнения по вопросу определения начала месяца: некоторые мусульмане учитывают местную видимость Луны, в то время как другие полагаются на свидетельства авторитетных людей в мусульманском мире. Ислам допускает обе возможности, но это приводит к различию времени начала месяцев.
Мусульманский календарь (5)

Слайд 35Дополнение 1
что дал арабский мир науке

Дополнение 1что дал арабский мир науке

Слайд 36What is Taught

Who was the first?

What is TaughtWho was the first?

Слайд 37the 16th century, Niccolo Tartaglia, an Italian mathematician,
Who was

the first?

the 16th century, Niccolo Tartaglia, an Italian mathematician, Who was the first?

Слайд 38,
the 17th century, Robert Boyle,
Who was the first?

, the 17th century, Robert Boyle, Who was the first?

Слайд 39Дополнение 2: Достижения науки  средневекового Востока
Доклад студента 5 курса
Шамсетдинова Н.Т.

Дополнение 2: Достижения науки  средневекового Востока Доклад студента 5 курсаШамсетдинова Н.Т.

Слайд 40предисловие
Эпоха Средневековья в Европе сопровождалась закатом классической греко-римской культуры и

значительным усилением влияния церкви на общество, особенно на культурную, научную

жизнь. Со второй половины VIII века естествознание стало развиваться в основном на Востоке, а не в Европе.
В то время как патриарх Александрийский велел закрыть всемирно известную библиотеку, изгнать ее ученых, а книги сжечь, у арабов приобретение книг стало страстью, а обладание ими - символом общественного положения. По всему миру разъезжали агенты арабов, имея при себе громадные суммы денег, чтобы закупить наиболее ценные сочинения. Книги взыскивались с побежденных в качестве военной контрибуции. Книги собирались как музейные экспонаты, но гораздо важнее то, что их переводили. Переписчики, переплетчики и прежде всего переводчики принадлежали к самым уважаемым и самым высокооплачиваемым подданным государства. Халифы ценили переведенные с иностранных языков книги на вес золота. В больших городах создавались специальные ведомства переводов.
предисловиеЭпоха Средневековья в Европе сопровождалась закатом классической греко-римской культуры и значительным усилением влияния церкви на общество, особенно

Слайд 41После того как знания арабов обогатились знаниями прежде всего античного

мира и византийской эпохи, начался следующий этап - собственного получения

и переработки знаний и совершенствования. Ни в коем случае не следует, как это иногда пытаются делать запутавшиеся в европейском высокомерии историки, умалять значения арабов в сохранении ценностей античного мира для культуры человечества, и в том, что эти сокровища для нас не потеряны,- огромная заслуга арабских ученых. Бесчисленное множество выдающихся ученых, вышедших из арабских школ, скоро приступили, опираясь на приобретенные знания, к собственным исследованиям, изысканиям и публикациям своих произведений. Уже примерно в 1000 году книготорговец Ибн ан-Надим смог издать десятитомный "Каталог знаний", содержащий все доступные ему арабские публикации. 
После того как знания арабов обогатились знаниями прежде всего античного мира и византийской эпохи, начался следующий этап

Слайд 42IX–XII вв. – расцвет науки в арабоязычных странах.
Багдад, ставший

столицей халифата, превратился в крупный научный центр. Здесь трудилась большая

группа ученых, переводчиков и переписчиков, переводя и комментируя произведения Платона, Аристотеля, Евклида, Архимеда, Птолемея. Работа не сводилась к простому копированию чужих исследований. Арабские ученые продолжали эти исследования и выполняли новые, строили обсерватории, конструировали приборы, вели самостоятельные наблюдения. Материал для математических задач давала широко развитая торговля восточных купцов. Дальние путешествия способствовали развитию астрономии и географии, развитию ремесел, развитию экспериментальной науки.
IX–XII вв. – расцвет науки в арабоязычных странах. Багдад, ставший столицей халифата, превратился в крупный научный центр.

Слайд 43Дом Мудрости (араб. يت الحكمة‎‎, Бейт ал-Хикма) — исламская) — исламская академия, основанная в 20-е годы IX века халифом) — исламская академия,

основанная в 20-е годы IX века халифом ал-Мамуном) — исламская академия, основанная в 20-е годы

IX века халифом ал-Мамуном в Багдаде.
В БагдадВ Багдад изо всех областей халифата были собраны выдающиеся учёные, многие из которых являлись уроженцами Средней АзииВ Багдад изо всех областей халифата были собраны выдающиеся учёные, многие из которых являлись уроженцами Средней Азии и ИранаВ Багдад изо всех областей халифата были собраны выдающиеся учёные, многие из которых являлись уроженцами Средней Азии и Ирана. Возглавлял Дом Мудрости Сахль ибн Харун.
Дом Мудрости (араб. يت الحكمة‎‎, Бейт ал-Хикма) — исламская) — исламская академия, основанная в 20-е годы IX века халифом) — исламская академия, основанная в 20-е годы IX века халифом ал-Мамуном) — исламская академия, основанная

Слайд 44При Доме Мудрости существовала библиотека «Хизанат ал-Хикма». Одной из важнейших

задач академии был перевод на арабский язык индийских и древнегреческих

трудов по астрономии, математике, медицине, алхимии, философии. По инициативе ал-Мамуна в ВизантиюПри Доме Мудрости существовала библиотека «Хизанат ал-Хикма». Одной из важнейших задач академии был перевод на арабский язык индийских и древнегреческих трудов по астрономии, математике, медицине, алхимии, философии. По инициативе ал-Мамуна в Византию было отправлено специальное посольство с целью получить ценные греческие рукописи. Главой переводчиков Дома Мудрости был назначен несторианин Хунайн ибн Исхак ал-ИбадиПри Доме Мудрости существовала библиотека «Хизанат ал-Хикма». Одной из важнейших задач академии был перевод на арабский язык индийских и древнегреческих трудов по астрономии, математике, медицине, алхимии, философии. По инициативе ал-Мамуна в Византию было отправлено специальное посольство с целью получить ценные греческие рукописи. Главой переводчиков Дома Мудрости был назначен несторианин Хунайн ибн Исхак ал-Ибади, владевший четырьмя языками и получавший вознаграждение золотом, причём по преданию вес вознаграждения зависел от веса переведённых трудов. Он перевел на арабский ПлатонаПри Доме Мудрости существовала библиотека «Хизанат ал-Хикма». Одной из важнейших задач академии был перевод на арабский язык индийских и древнегреческих трудов по астрономии, математике, медицине, алхимии, философии. По инициативе ал-Мамуна в Византию было отправлено специальное посольство с целью получить ценные греческие рукописи. Главой переводчиков Дома Мудрости был назначен несторианин Хунайн ибн Исхак ал-Ибади, владевший четырьмя языками и получавший вознаграждение золотом, причём по преданию вес вознаграждения зависел от веса переведённых трудов. Он перевел на арабский Платона, АристотеляПри Доме Мудрости существовала библиотека «Хизанат ал-Хикма». Одной из важнейших задач академии был перевод на арабский язык индийских и древнегреческих трудов по астрономии, математике, медицине, алхимии, философии. По инициативе ал-Мамуна в Византию было отправлено специальное посольство с целью получить ценные греческие рукописи. Главой переводчиков Дома Мудрости был назначен несторианин Хунайн ибн Исхак ал-Ибади, владевший четырьмя языками и получавший вознаграждение золотом, причём по преданию вес вознаграждения зависел от веса переведённых трудов. Он перевел на арабский Платона, Аристотеля и их комментаторов, а также труды трёх основоположников греческой медицины:ГиппократаПри Доме Мудрости существовала библиотека «Хизанат ал-Хикма». Одной из важнейших задач академии был перевод на арабский язык индийских и древнегреческих трудов по астрономии, математике, медицине, алхимии, философии. По инициативе ал-Мамуна в Византию было отправлено специальное посольство с целью получить ценные греческие рукописи. Главой переводчиков Дома Мудрости был назначен несторианин Хунайн ибн Исхак ал-Ибади, владевший четырьмя языками и получавший вознаграждение золотом, причём по преданию вес вознаграждения зависел от веса переведённых трудов. Он перевел на арабский Платона, Аристотеля и их комментаторов, а также труды трёх основоположников греческой медицины:Гиппократа, ГаленаПри Доме Мудрости существовала библиотека «Хизанат ал-Хикма». Одной из важнейших задач академии был перевод на арабский язык индийских и древнегреческих трудов по астрономии, математике, медицине, алхимии, философии. По инициативе ал-Мамуна в Византию было отправлено специальное посольство с целью получить ценные греческие рукописи. Главой переводчиков Дома Мудрости был назначен несторианин Хунайн ибн Исхак ал-Ибади, владевший четырьмя языками и получавший вознаграждение золотом, причём по преданию вес вознаграждения зависел от веса переведённых трудов. Он перевел на арабский Платона, Аристотеля и их комментаторов, а также труды трёх основоположников греческой медицины:Гиппократа, Галена и Диоскорида.
Большое внимание уделялось астрономическим наблюдениям, цель которых состояла в проверке и уточнении данных, полученных из древнегреческих и индийских сочинений. При ал-Мамуне (829Большое внимание уделялось астрономическим наблюдениям, цель которых состояла в проверке и уточнении данных, полученных из древнегреческих и индийских сочинений. При ал-Мамуне (829) была построена обсерватория в багдадском пригороде Шаммасийа. По его же инициативе в 827 годуБольшое внимание уделялось астрономическим наблюдениям, цель которых состояла в проверке и уточнении данных, полученных из древнегреческих и индийских сочинений. При ал-Мамуне (829) была построена обсерватория в багдадском пригороде Шаммасийа. По его же инициативе в 827 году на равнине около СинджараБольшое внимание уделялось астрономическим наблюдениям, цель которых состояла в проверке и уточнении данных, полученных из древнегреческих и индийских сочинений. При ал-Мамуне (829) была построена обсерватория в багдадском пригороде Шаммасийа. По его же инициативе в 827 году на равнине около Синджара были проведены геодезические работы, в результате которых была непосредственно измерена длина дуги 1° земного меридиана. Они имели целью уточнить размеры Земли, найденные Эратосфеном, так как оказалось неизвестным соотношение между древнегреческими и арабскими единицами длины. Полученный арабскими астрономами результат лишь на 1% отклоняется от современного.
Сотрудниками Дома Мудрости в разное время были такие выдающиеся учёные, как ал-ХорезмиСотрудниками Дома Мудрости в разное время были такие выдающиеся учёные, как ал-Хорезми, Ибн ТуркСотрудниками Дома Мудрости в разное время были такие выдающиеся учёные, как ал-Хорезми, Ибн Турк, ал-ФарганиСотрудниками Дома Мудрости в разное время были такие выдающиеся учёные, как ал-Хорезми, Ибн Турк, ал-Фаргани, ал-ДжаухариСотрудниками Дома Мудрости в разное время были такие выдающиеся учёные, как ал-Хорезми, Ибн Турк, ал-Фаргани, ал-Джаухари, ал-МарвазиСотрудниками Дома Мудрости в разное время были такие выдающиеся учёные, как ал-Хорезми, Ибн Турк, ал-Фаргани, ал-Джаухари, ал-Марвази, ал-КиндиСотрудниками Дома Мудрости в разное время были такие выдающиеся учёные, как ал-Хорезми, Ибн Турк, ал-Фаргани, ал-Джаухари, ал-Марвази, ал-Кинди, братья Бану МусаСотрудниками Дома Мудрости в разное время были такие выдающиеся учёные, как ал-Хорезми, Ибн Турк, ал-Фаргани, ал-Джаухари, ал-Марвази, ал-Кинди, братья Бану Муса, ал-МаханиСотрудниками Дома Мудрости в разное время были такие выдающиеся учёные, как ал-Хорезми, Ибн Турк, ал-Фаргани, ал-Джаухари, ал-Марвази, ал-Кинди, братья Бану Муса, ал-Махани,Сабит ибн КорраСотрудниками Дома Мудрости в разное время были такие выдающиеся учёные, как ал-Хорезми, Ибн Турк, ал-Фаргани, ал-Джаухари, ал-Марвази, ал-Кинди, братья Бану Муса, ал-Махани,Сабит ибн Корра, Куста ибн ЛуккаСотрудниками Дома Мудрости в разное время были такие выдающиеся учёные, как ал-Хорезми, Ибн Турк, ал-Фаргани, ал-Джаухари, ал-Марвази, ал-Кинди, братья Бану Муса, ал-Махани,Сабит ибн Корра, Куста ибн Лукка, ан-НасраниСотрудниками Дома Мудрости в разное время были такие выдающиеся учёные, как ал-Хорезми, Ибн Турк, ал-Фаргани, ал-Джаухари, ал-Марвази, ал-Кинди, братья Бану Муса, ал-Махани,Сабит ибн Корра, Куста ибн Лукка, ан-Насрани, ал-АхвазиСотрудниками Дома Мудрости в разное время были такие выдающиеся учёные, как ал-Хорезми, Ибн Турк, ал-Фаргани, ал-Джаухари, ал-Марвази, ал-Кинди, братья Бану Муса, ал-Махани,Сабит ибн Корра, Куста ибн Лукка, ан-Насрани, ал-Ахвази, Абу-л-ВафаСотрудниками Дома Мудрости в разное время были такие выдающиеся учёные, как ал-Хорезми, Ибн Турк, ал-Фаргани, ал-Джаухари, ал-Марвази, ал-Кинди, братья Бану Муса, ал-Махани,Сабит ибн Корра, Куста ибн Лукка, ан-Насрани, ал-Ахвази, Абу-л-Вафа, ал-Кухи.
При Доме Мудрости существовала библиотека «Хизанат ал-Хикма». Одной из важнейших задач академии был перевод на арабский язык

Слайд 45Мухаммед ибн Муса Хорезми (перс. محمد بن موسی خوارزمی‎, Mohammad ebne Mūsā Khwārazmī, Хорезм, Хорезм,

ок. 783, Хорезм, ок. 783 — ок. 850, Хорезм, ок. 783 — ок. 850) — хорезмийский, Хорезм, ок. 783 — ок. 850) — хорезмийский,центральноазиатский, Хорезм, ок. 783 — ок. 850) — хорезмийский,центральноазиатский математик, Хорезм, ок. 783 —

ок. 850) — хорезмийский,центральноазиатский математик, астроном, Хорезм, ок. 783 — ок. 850) — хорезмийский,центральноазиатский математик, астроном и географ, основатель классической алгебры.

Сведений о жизни учёного сохранилось крайне мало. Родился в ХорезмеСведений о жизни учёного сохранилось крайне мало. Родился в Хорезме в 783 годуСведений о жизни учёного сохранилось крайне мало. Родился в Хорезме в 783 году. Согласно родословной происходил из рода зороастрийскихжрецов, позже принявших ислам.
Значительный период своей жизни он провёл в БагдадеЗначительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-МамунеЗначительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813Значительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833Значительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудростиЗначительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-МарвазиЗначительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-Марвази, ал-ФарганиЗначительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-Марвази, ал-Фаргани, Ибн ТуркЗначительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-Марвази, ал-Фаргани, Ибн Турк, ал-КиндиЗначительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-Марвази, ал-Фаргани, Ибн Турк, ал-Кинди и другие выдающиеся учёные. В 827 годуЗначительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-Марвази, ал-Фаргани, Ибн Турк, ал-Кинди и другие выдающиеся учёные. В 827 году ал-Хорезми принимал участие в измерении длины градуса земного меридиана на равнине Синджара. При халифе ал-ВасикеЗначительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-Марвази, ал-Фаргани, Ибн Турк, ал-Кинди и другие выдающиеся учёные. В 827 году ал-Хорезми принимал участие в измерении длины градуса земного меридиана на равнине Синджара. При халифе ал-Васике (842Значительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-Марвази, ал-Фаргани, Ибн Турк, ал-Кинди и другие выдающиеся учёные. В 827 году ал-Хорезми принимал участие в измерении длины градуса земного меридиана на равнине Синджара. При халифе ал-Васике (842—847Значительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-Марвази, ал-Фаргани, Ибн Турк, ал-Кинди и другие выдающиеся учёные. В 827 году ал-Хорезми принимал участие в измерении длины градуса земного меридиана на равнине Синджара. При халифе ал-Васике (842—847) ал-Хорезми возглавлял экспедицию кхазарамЗначительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-Марвази, ал-Фаргани, Ибн Турк, ал-Кинди и другие выдающиеся учёные. В 827 году ал-Хорезми принимал участие в измерении длины градуса земного меридиана на равнине Синджара. При халифе ал-Васике (842—847) ал-Хорезми возглавлял экспедицию кхазарам. Последнее упоминание о нём относится к 847 году.

Мухаммед ибн Муса Хорезми (перс. محمد بن موسی خوارزمی‎, Mohammad ebne Mūsā Khwārazmī, Хорезм, Хорезм, ок. 783, Хорезм, ок. 783 — ок. 850, Хорезм, ок. 783 — ок. 850) — хорезмийский, Хорезм, ок. 783 — ок. 850) — хорезмийский,центральноазиатский, Хорезм,

Слайд 46Книга об алгебре и алмукабале
Ал-Хорезми известен прежде всего своей «Книгой

о восполнении и противопоставленииАл-Хорезми известен прежде всего своей «Книгой о

восполнении и противопоставлении» («Ал-китаб ал мухтасар фи хисаб ал-джабр ва-л-мукабала»), от названия которой произошло слово «алгебра».
В теоретической части своего трактата ал-Хорезми даёт классификацию уравнений 1-й и 2-й степени и выделяет шесть их видов:

квадраты равны корням (пример 5x2 = 10x);
квадраты равны числу (пример 5x2 = 80);
корни равны числу (пример 4x = 20);
квадраты и корни равны числу (пример x2 + 10x = 39);
квадраты и числа равны корням (пример x2 + 21 = 10x);
корни и числа равны квадрату (пример 3x + 4 = x2).

Такая классификация объясняется требованием, чтобы в обеих частях уравнения стояли положительные члены.
Охарактеризовав каждый вид уравнений и показав на примерах правила их решения, ал-Хорезми даёт геометрическое доказательство этих правил для трёх последних видов, когда решение не сводится к простому извлечению корня.
Книга об алгебре и алмукабалеАл-Хорезми известен прежде всего своей «Книгой о восполнении и противопоставленииАл-Хорезми известен прежде всего

Слайд 47Другие работы
Ал-Хорезми написал книгу «Об индийском счёте», способствовавшую популяризации десятичной

позиционной системы записи чисел во всём Халифате, вплоть до Испании.


Написанная ал-Хорезми «Книга картины Земли» — первое географическое сочинение на арабском языке — оказала сильное влияние на развитие этой науки.
Главная заслуга ал-Хорезми в истории астрономии заключается в составлении тригонометрических и астрономических таблиц («Зидж ал-Хорезми»), которые послужили основой средневековых исследований в этой области как на Востоке, так и в Западной Европе.
«Книга о построении астролябии» не сохранилась и известна только по упоминаниям в других источниках. Из астрономических сочинений ал-Хорезми известны также «Книга о солнечных часах» и «Книга о действии с помощью астролябии» (в неполном виде включённая в сочинение ал-Фаргани«Книга о построении астролябии» не сохранилась и известна только по упоминаниям в других источниках. Из астрономических сочинений ал-Хорезми известны также «Книга о солнечных часах» и «Книга о действии с помощью астролябии» (в неполном виде включённая в сочинение ал-Фаргани). В разделах 41-42 этой книги был описан специальный циркуль для определения времени намаза. Также Аль-Хорезми в 834 году отделил алгебру от геометрии
Другие работы Ал-Хорезми написал книгу «Об индийском счёте», способствовавшую популяризации десятичной позиционной системы записи чисел во всём

Слайд 48Мухаммед ибн Муса Хорезми (перс. محمد بن موسی خوارزمی‎, Mohammad ebne Mūsā Khwārazmī, Хорезм, Хорезм,

ок. 783, Хорезм, ок. 783 — ок. 850, Хорезм, ок. 783 — ок. 850) — хорезмийский, Хорезм, ок. 783 — ок. 850) — хорезмийский,центральноазиатский, Хорезм, ок. 783 — ок. 850) — хорезмийский,центральноазиатский математик, Хорезм, ок. 783 —

ок. 850) — хорезмийский,центральноазиатский математик, астроном, Хорезм, ок. 783 — ок. 850) — хорезмийский,центральноазиатский математик, астроном и географ, основатель классической алгебры.

Сведений о жизни учёного сохранилось крайне мало. Родился в ХорезмеСведений о жизни учёного сохранилось крайне мало. Родился в Хорезме в 783 годуСведений о жизни учёного сохранилось крайне мало. Родился в Хорезме в 783 году. Согласно родословной происходил из рода зороастрийскихжрецов, позже принявших ислам.
Значительный период своей жизни он провёл в БагдадеЗначительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-МамунеЗначительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813Значительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833Значительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудростиЗначительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-МарвазиЗначительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-Марвази, ал-ФарганиЗначительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-Марвази, ал-Фаргани, Ибн ТуркЗначительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-Марвази, ал-Фаргани, Ибн Турк, ал-КиндиЗначительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-Марвази, ал-Фаргани, Ибн Турк, ал-Кинди и другие выдающиеся учёные. В 827 годуЗначительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-Марвази, ал-Фаргани, Ибн Турк, ал-Кинди и другие выдающиеся учёные. В 827 году ал-Хорезми принимал участие в измерении длины градуса земного меридиана на равнине Синджара. При халифе ал-ВасикеЗначительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-Марвази, ал-Фаргани, Ибн Турк, ал-Кинди и другие выдающиеся учёные. В 827 году ал-Хорезми принимал участие в измерении длины градуса земного меридиана на равнине Синджара. При халифе ал-Васике (842Значительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-Марвази, ал-Фаргани, Ибн Турк, ал-Кинди и другие выдающиеся учёные. В 827 году ал-Хорезми принимал участие в измерении длины градуса земного меридиана на равнине Синджара. При халифе ал-Васике (842—847Значительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-Марвази, ал-Фаргани, Ибн Турк, ал-Кинди и другие выдающиеся учёные. В 827 году ал-Хорезми принимал участие в измерении длины градуса земного меридиана на равнине Синджара. При халифе ал-Васике (842—847) ал-Хорезми возглавлял экспедицию кхазарамЗначительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-Марвази, ал-Фаргани, Ибн Турк, ал-Кинди и другие выдающиеся учёные. В 827 году ал-Хорезми принимал участие в измерении длины градуса земного меридиана на равнине Синджара. При халифе ал-Васике (842—847) ал-Хорезми возглавлял экспедицию кхазарам. Последнее упоминание о нём относится к 847 году.

Мухаммед ибн Муса Хорезми (перс. محمد بن موسی خوارزمی‎, Mohammad ebne Mūsā Khwārazmī, Хорезм, Хорезм, ок. 783, Хорезм, ок. 783 — ок. 850, Хорезм, ок. 783 — ок. 850) — хорезмийский, Хорезм, ок. 783 — ок. 850) — хорезмийский,центральноазиатский, Хорезм,

Слайд 49Книга об алгебре и алмукабале
Ал-Хорезми известен прежде всего своей «Книгой

о восполнении и противопоставленииАл-Хорезми известен прежде всего своей «Книгой о

восполнении и противопоставлении» («Ал-китаб ал мухтасар фи хисаб ал-джабр ва-л-мукабала»), от названия которой произошло слово «алгебра».
В теоретической части своего трактата ал-Хорезми даёт классификацию уравнений 1-й и 2-й степени и выделяет шесть их видов:

квадраты равны корням (пример 5x2 = 10x);
квадраты равны числу (пример 5x2 = 80);
корни равны числу (пример 4x = 20);
квадраты и корни равны числу (пример x2 + 10x = 39);
квадраты и числа равны корням (пример x2 + 21 = 10x);
корни и числа равны квадрату (пример 3x + 4 = x2).

Такая классификация объясняется требованием, чтобы в обеих частях уравнения стояли положительные члены.
Охарактеризовав каждый вид уравнений и показав на примерах правила их решения, ал-Хорезми даёт геометрическое доказательство этих правил для трёх последних видов, когда решение не сводится к простому извлечению корня.
Книга об алгебре и алмукабалеАл-Хорезми известен прежде всего своей «Книгой о восполнении и противопоставленииАл-Хорезми известен прежде всего

Слайд 50Другие работы
Ал-Хорезми написал книгу «Об индийском счёте», способствовавшую популяризации десятичной

позиционной системы записи чисел во всём Халифате, вплоть до Испании.


Написанная ал-Хорезми «Книга картины Земли» — первое географическое сочинение на арабском языке — оказала сильное влияние на развитие этой науки.
Главная заслуга ал-Хорезми в истории астрономии заключается в составлении тригонометрических и астрономических таблиц («Зидж ал-Хорезми»), которые послужили основой средневековых исследований в этой области как на Востоке, так и в Западной Европе.
«Книга о построении астролябии» не сохранилась и известна только по упоминаниям в других источниках. Из астрономических сочинений ал-Хорезми известны также «Книга о солнечных часах» и «Книга о действии с помощью астролябии» (в неполном виде включённая в сочинение ал-Фаргани«Книга о построении астролябии» не сохранилась и известна только по упоминаниям в других источниках. Из астрономических сочинений ал-Хорезми известны также «Книга о солнечных часах» и «Книга о действии с помощью астролябии» (в неполном виде включённая в сочинение ал-Фаргани). В разделах 41-42 этой книги был описан специальный циркуль для определения времени намаза. Также Аль-Хорезми в 834 году отделил алгебру от геометрии
Другие работы Ал-Хорезми написал книгу «Об индийском счёте», способствовавшую популяризации десятичной позиционной системы записи чисел во всём

Слайд 51Мухаммед ибн Муса Хорезми (перс. محمد بن موسی خوارزمی‎, Mohammad ebne Mūsā Khwārazmī, Хорезм, Хорезм,

ок. 783, Хорезм, ок. 783 — ок. 850, Хорезм, ок. 783 — ок. 850) — хорезмийский, Хорезм, ок. 783 — ок. 850) — хорезмийский,центральноазиатский, Хорезм, ок. 783 — ок. 850) — хорезмийский,центральноазиатский математик, Хорезм, ок. 783 —

ок. 850) — хорезмийский,центральноазиатский математик, астроном, Хорезм, ок. 783 — ок. 850) — хорезмийский,центральноазиатский математик, астроном и географ, основатель классической алгебры.

Сведений о жизни учёного сохранилось крайне мало. Родился в ХорезмеСведений о жизни учёного сохранилось крайне мало. Родился в Хорезме в 783 годуСведений о жизни учёного сохранилось крайне мало. Родился в Хорезме в 783 году. Согласно родословной происходил из рода зороастрийскихжрецов, позже принявших ислам.
Значительный период своей жизни он провёл в БагдадеЗначительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-МамунеЗначительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813Значительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833Значительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудростиЗначительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-МарвазиЗначительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-Марвази, ал-ФарганиЗначительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-Марвази, ал-Фаргани, Ибн ТуркЗначительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-Марвази, ал-Фаргани, Ибн Турк, ал-КиндиЗначительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-Марвази, ал-Фаргани, Ибн Турк, ал-Кинди и другие выдающиеся учёные. В 827 годуЗначительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-Марвази, ал-Фаргани, Ибн Турк, ал-Кинди и другие выдающиеся учёные. В 827 году ал-Хорезми принимал участие в измерении длины градуса земного меридиана на равнине Синджара. При халифе ал-ВасикеЗначительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-Марвази, ал-Фаргани, Ибн Турк, ал-Кинди и другие выдающиеся учёные. В 827 году ал-Хорезми принимал участие в измерении длины градуса земного меридиана на равнине Синджара. При халифе ал-Васике (842Значительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-Марвази, ал-Фаргани, Ибн Турк, ал-Кинди и другие выдающиеся учёные. В 827 году ал-Хорезми принимал участие в измерении длины градуса земного меридиана на равнине Синджара. При халифе ал-Васике (842—847Значительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-Марвази, ал-Фаргани, Ибн Турк, ал-Кинди и другие выдающиеся учёные. В 827 году ал-Хорезми принимал участие в измерении длины градуса земного меридиана на равнине Синджара. При халифе ал-Васике (842—847) ал-Хорезми возглавлял экспедицию кхазарамЗначительный период своей жизни он провёл в Багдаде, возглавляя при халифе ал-Мамуне (813—833) библиотеку «Дома мудрости». В это же время там работали ал-Марвази, ал-Фаргани, Ибн Турк, ал-Кинди и другие выдающиеся учёные. В 827 году ал-Хорезми принимал участие в измерении длины градуса земного меридиана на равнине Синджара. При халифе ал-Васике (842—847) ал-Хорезми возглавлял экспедицию кхазарам. Последнее упоминание о нём относится к 847 году.

Мухаммед ибн Муса Хорезми (перс. محمد بن موسی خوارزمی‎, Mohammad ebne Mūsā Khwārazmī, Хорезм, Хорезм, ок. 783, Хорезм, ок. 783 — ок. 850, Хорезм, ок. 783 — ок. 850) — хорезмийский, Хорезм, ок. 783 — ок. 850) — хорезмийский,центральноазиатский, Хорезм,

Слайд 52Книга об алгебре и алмукабале
Ал-Хорезми известен прежде всего своей «Книгой

о восполнении и противопоставленииАл-Хорезми известен прежде всего своей «Книгой о

восполнении и противопоставлении» («Ал-китаб ал мухтасар фи хисаб ал-джабр ва-л-мукабала»), от названия которой произошло слово «алгебра».
В теоретической части своего трактата ал-Хорезми даёт классификацию уравнений 1-й и 2-й степени и выделяет шесть их видов:

квадраты равны корням (пример 5x2 = 10x);
квадраты равны числу (пример 5x2 = 80);
корни равны числу (пример 4x = 20);
квадраты и корни равны числу (пример x2 + 10x = 39);
квадраты и числа равны корням (пример x2 + 21 = 10x);
корни и числа равны квадрату (пример 3x + 4 = x2).

Такая классификация объясняется требованием, чтобы в обеих частях уравнения стояли положительные члены.
Охарактеризовав каждый вид уравнений и показав на примерах правила их решения, ал-Хорезми даёт геометрическое доказательство этих правил для трёх последних видов, когда решение не сводится к простому извлечению корня.
Книга об алгебре и алмукабалеАл-Хорезми известен прежде всего своей «Книгой о восполнении и противопоставленииАл-Хорезми известен прежде всего

Слайд 53Другие работы
Ал-Хорезми написал книгу «Об индийском счёте», способствовавшую популяризации десятичной

позиционной системы записи чисел во всём Халифате, вплоть до Испании.


Написанная ал-Хорезми «Книга картины Земли» — первое географическое сочинение на арабском языке — оказала сильное влияние на развитие этой науки.
Главная заслуга ал-Хорезми в истории астрономии заключается в составлении тригонометрических и астрономических таблиц («Зидж ал-Хорезми»), которые послужили основой средневековых исследований в этой области как на Востоке, так и в Западной Европе.
«Книга о построении астролябии» не сохранилась и известна только по упоминаниям в других источниках. Из астрономических сочинений ал-Хорезми известны также «Книга о солнечных часах» и «Книга о действии с помощью астролябии» (в неполном виде включённая в сочинение ал-Фаргани«Книга о построении астролябии» не сохранилась и известна только по упоминаниям в других источниках. Из астрономических сочинений ал-Хорезми известны также «Книга о солнечных часах» и «Книга о действии с помощью астролябии» (в неполном виде включённая в сочинение ал-Фаргани). В разделах 41-42 этой книги был описан специальный циркуль для определения времени намаза. Также Аль-Хорезми в 834 году отделил алгебру от геометрии
Другие работы Ал-Хорезми написал книгу «Об индийском счёте», способствовавшую популяризации десятичной позиционной системы записи чисел во всём

Слайд 54Абу Райхан Бируни 
(перс. ابوریحان محمد بن احمد بیرونی‎‎ 4 сентября‎‎ 4 сентября 973‎‎ 4 сентября 973,

город Кят, Хорезм‎‎ 4 сентября 973, город Кят, Хорезм, — 9 декабря‎‎ 4 сентября 973, город Кят, Хорезм, — 9 декабря 1048‎‎ 4

сентября 973, город Кят, Хорезм, — 9 декабря 1048, Газни‎‎ 4 сентября 973, город Кят, Хорезм, — 9 декабря 1048, Газни, совр. Афганистан‎‎ 4 сентября 973, город Кят, Хорезм, — 9 декабря 1048, Газни, совр. Афганистан) — великий учёный из Хорезма, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др.
Абу Райхан Бируни (перс. ابوریحان محمد بن احمد بیرونی‎‎ 4 сентября‎‎ 4 сентября 973‎‎ 4 сентября 973, город Кят, Хорезм‎‎ 4 сентября 973, город Кят, Хорезм, — 9 декабря‎‎ 4 сентября 973,

Слайд 55Главное сочинение Бируни по астрономии — «Канон Мас‘уда по астрономии и

звёздам». План этого сочинения близок к стандартному плану арабских зиджей,

но в отличие от них здесь приведены подробные экспериментальные и математические доказательства всех излагаемых положений
Главное сочинение Бируни по астрономии — «Канон Мас‘уда по астрономии и звёздам». План этого сочинения близок к стандартному

Слайд 56Большое внимание Бируни уделял математике, особенно тригонометрии: помимо значительной части

«Канона Мас‘уда», он посвятил ей сочинения «Об определении хорд в

круге при помощи вписанной в него ломаной линии» (здесь рассматривается ряд принадлежащих АрхимедуБольшое внимание Бируни уделял математике, особенно тригонометрии: помимо значительной части «Канона Мас‘уда», он посвятил ей сочинения «Об определении хорд в круге при помощи вписанной в него ломаной линии» (здесь рассматривается ряд принадлежащих Архимеду теорем, не сохранившихся в греческих рукописях), «Об индийских рашиках» (в этой книге обсуждается так называемое тройное правилоБольшое внимание Бируни уделял математике, особенно тригонометрии: помимо значительной части «Канона Мас‘уда», он посвятил ей сочинения «Об определении хорд в круге при помощи вписанной в него ломаной линии» (здесь рассматривается ряд принадлежащих Архимеду теорем, не сохранившихся в греческих рукописях), «Об индийских рашиках» (в этой книге обсуждается так называемое тройное правило), «Сферика», «Книга жемчужин о плоскости сферы» и др. Вопросам прикладной математики посвящены трактат «Тени», несколько трактатов об астролябииБольшое внимание Бируни уделял математике, особенно тригонометрии: помимо значительной части «Канона Мас‘уда», он посвятил ей сочинения «Об определении хорд в круге при помощи вписанной в него ломаной линии» (здесь рассматривается ряд принадлежащих Архимеду теорем, не сохранившихся в греческих рукописях), «Об индийских рашиках» (в этой книге обсуждается так называемое тройное правило), «Сферика», «Книга жемчужин о плоскости сферы» и др. Вопросам прикладной математики посвящены трактат «Тени», несколько трактатов об астролябии и других астрономических инструментах, ряд сочинений погеодезии.
В 1038 году Бируни написал «Минералогию, или Книгу сводок для познания драгоценностей», в которой определён удельный вес многих минералов и даны подробные сведения о более чем пятидесяти минералах, рудах, металлах, сплавах и др. Им же составлена «Фармакогнозия» — книга о медицинских лекарствах.
Большое внимание Бируни уделял математике, особенно тригонометрии: помимо значительной части «Канона Мас‘уда», он посвятил ей сочинения «Об

Слайд 57Достижения аль-Бируни огромны, отметим важнейшие:

– изготовил один из первых научных

глобусов, на котором были отмечены населенные пункты, так что можно

было определять их координаты;
– сконструировал несколько приборов для определения географической широты, которые описал в «Геодезии»: широта Бухары, по его данным, 39° 20', по современным – 39° 48'; широта Чарджоу соответственно 39° 12' и 39° 08';
– тригонометрическим способом определил радиус Земли, получив примерно 6403 км (по современным данным – 6371 км);
– определил угол наклона эклиптики к экватору, установив его вековые изменения. Расхождения между его данными (1020 г.) и современными составляют 45'';
– оценил расстояние до Луны как 664 земных радиуса;
– составил каталог 1029 звезд, положения которых вычислил заново из более ранних арабских зиджей;
– считал Солнце и звезды огненными шарами, Луну и планеты – темными телами, отражающими свет; утверждал, что звезды в сотни раз больше Земли и подобны Солнцу;
– заметил существование двойных звезд;
– создал шаровую астролябию, что позволило следить за восходом и заходом звезд, за их движением на разных широтах и решать большое число задач.
Достижения аль-Бируни огромны, отметим важнейшие:– изготовил один из первых научных глобусов, на котором были отмечены населенные пункты,

Слайд 58Чтобы определить ширину оврага ВС, аль-Бируни предлагает построить два прямоугольных

треугольника АВС и ACD с общей стороной АС. Наблюдатель в

точке А при помощи астролябии измеряет угол ВАС и строит такой же – САМ. Точку на отрезке АМ закрепляет вехой. После этого, продолжив направление прямой ВС в сторону вехи М, отыскивает точку D, которая лежит на пересечении ВС и АМ. Теперь измеряет DC, это расстояние равно искомому расстоянию ВС.
Чтобы определить ширину оврага ВС, аль-Бируни предлагает построить два прямоугольных треугольника АВС и ACD с общей стороной

Слайд 59Измерить радиус Земли аль-Бируни удалось во время поездки в Индию.

Угол «понижения горизонта» а он определил с помощью астролябии, а

высоту горы, с которой производил измерения, – с помощью сконструированного им высотомера. Пусть h = AD – высота горы, AB и AM – касательные к поверхности Земли, OD – радиус Земли, CMB – видимый горизонт.

Из рисунка видно, что R=(R+h)cosa, т.е.

Измерить радиус Земли аль-Бируни удалось во время поездки в Индию. Угол «понижения горизонта» а он определил с

Слайд 60Заслугой аль-Бируни является определение удельных весов (плотностей) драгоценных камней и

металлов. Для измерения объема им был сконструирован отливной сосуд. Измерения

отличались высокой точностью (сравните данные аль-Бируни и современные в г/см3):
– золото: 19,05 и 19,32; – серебро: 10,43 и 10,50; – медь: 8,70 и 8,94; – железо: 7,87 и 7,85; – олово: 7,32 и 7,31.
Заслугой аль-Бируни является определение удельных весов (плотностей) драгоценных камней и металлов. Для измерения объема им был сконструирован

Слайд 61Али ибн Иса ал-Аструлаби ал Харрани (IX в.) 

— математик и астроном из Харрана—

математик и астроном из Харрана, работал в Багдаде— математик и астроном из Харрана,

работал в Багдаде при халифе ал-Мамуне— математик и астроном из Харрана, работал в Багдаде при халифе ал-Мамуне, участвовал в наблюдениях в Багдаде— математик и астроном из Харрана, работал в Багдаде при халифе ал-Мамуне, участвовал в наблюдениях в Багдаде и Дамаске— математик и астроном из Харрана, работал в Багдаде при халифе ал-Мамуне, участвовал в наблюдениях в Багдаде и Дамаске и в измерении длины 1° земного меридиана на равнине Синджар.
Написал «Трактат о действиях с астролябией», по которому получил своё прозвище. Составил также «Трактат о действиях с лунным тимпаном и диском затмений», «Книгу о тимпане горизонтов» и направленный против астрологии «Трактат об опровержении искусства приговоров звёзд».
Али ибн Иса ал-Аструлаби ал Харрани (IX в.) — математик и астроном из Харрана— математик и астроном из Харрана, работал в Багдаде— математик

Слайд 62Абу Джафар ибн Ахмад ибн Абдаллах ибн Хаббаш (XI в.) —

известный астроном и конструктор астрономических инструментов, сын ал-Марвази. Написал «Книгу о

построении распластанной астролябии» и «Книгу о плоской астролябии».
Абу Джафар ибн Ахмад ибн Абдаллах ибн Хаббаш (XI в.) — известный астроном и конструктор астрономических инструментов, сын ал-Марвази.

Слайд 63Абу-л-Вафа Мухаммад ибн Мухаммад ибн Яхья ибн Исмаил ибн Аббас

ал-Бузджани (араб. ابوالوفا محمد بن محمد بن یحیی بن اسماعیل بن العباس

البوزجانی‎‎, Бузган‎‎, Бузган (вблизи от Тегерана‎‎, Бузган (вблизи от Тегерана), 10 июня 940‎‎, Бузган (вблизи от Тегерана), 10 июня 940 — Багдад‎‎, Бузган (вблизи от Тегерана), 10 июня 940 — Багдад, 998‎‎, Бузган (вблизи от Тегерана), 10 июня 940 — Багдад, 998) — один из крупнейших математиков и астрономов средневекового Востока. Учитель Абу-л-Хасана ибн Юниса.

Абу-л-Вафа Мухаммад ибн Мухаммад ибн Яхья ибн Исмаил ибн Аббас ал-Бузджани (араб. ابوالوفا محمد بن محمد بن یحیی بن

Слайд 64Мирза (позже Султан) Мухаммед ибн Шахрух ибн Тимур Улугбек Гураган (перс. میرزا

محمد طارق بن شاهرخ‎; 22 марта‎; 22 марта 1394‎; 22 марта 1394,Сольтание‎; 22 марта 1394,Сольтание — 27 октября‎; 22 марта 1394,Сольтание — 27 октября 1449‎; 22 марта 1394,Сольтание — 27 октября 1449, Самарканд‎; 22 марта 1394,Сольтание — 27 октября 1449, Самарканд) — правитель державы Тимуридов‎; 22 марта 1394,Сольтание — 27

октября 1449, Самарканд) — правитель державы Тимуридов, сын Шахруха‎; 22 марта 1394,Сольтание — 27 октября 1449, Самарканд) — правитель державы Тимуридов, сын Шахруха, внук Тамерлана‎; 22 марта 1394,Сольтание — 27 октября 1449, Самарканд) — правитель державы Тимуридов, сын Шахруха, внук Тамерлана. Известный как выдающийся астроном‎; 22 марта 1394,Сольтание — 27 октября 1449, Самарканд) — правитель державы Тимуридов, сын Шахруха, внук Тамерлана. Известный как выдающийся астроном и астролог.

Мирза (позже Султан) Мухаммед ибн Шахрух ибн Тимур Улугбек Гураган (перс. میرزا محمد طارق بن شاهرخ‎; 22 марта‎; 22 марта 1394‎; 22 марта 1394,Сольтание‎; 22 марта 1394,Сольтание — 27 октября‎; 22 марта 1394,Сольтание — 27 октября 1449‎; 22 марта 1394,Сольтание — 27 октября 1449, Самарканд‎; 22 марта 1394,Сольтание — 27

Слайд 65Обсерватория Улугбека (узб. Ulug‘bek rasadxonasi) — одна из наиболее значительных обсерваторий средневековья, построеннаяУлугбеком) —

одна из наиболее значительных обсерваторий средневековья, построеннаяУлугбеком на холме Кухак в

окрестностях Самарканда) — одна из наиболее значительных обсерваторий средневековья, построеннаяУлугбеком на холме Кухак в окрестностях Самарканда в 1424) — одна из наиболее значительных обсерваторий средневековья, построеннаяУлугбеком на холме Кухак в окрестностях Самарканда в 1424—1428 гг.
Обсерватория Улугбека (узб. Ulug‘bek rasadxonasi) — одна из наиболее значительных обсерваторий средневековья, построеннаяУлугбеком) — одна из наиболее значительных обсерваторий средневековья, построеннаяУлугбеком на

Слайд 66Шамс ад-Дин Мухаммад ибн Мубаракшах Мирак ал-Бухари ал-Харави (конец XIII в.) — персидский

математик, астроном и философ. Родился в Бухаре (конец XIII в.) — персидский математик, астроном

и философ. Родился в Бухаре, работал в Герате.

Составил комментарии к «Предложениям обоснования» ас-СамаркандиСоставил комментарии к «Предложениям обоснования» ас-Самарканди, к «Введению в науку астрономии» ал-ХаракиСоставил комментарии к «Предложениям обоснования» ас-Самарканди, к «Введению в науку астрономии» ал-Хараки, к «Краткому изложению»ал-ЧагминиСоставил комментарии к «Предложениям обоснования» ас-Самарканди, к «Введению в науку астрономии» ал-Хараки, к «Краткому изложению»ал-Чагмини, к «Философии источника» ал-Казвини. Написал книгу «Познание северной астролябии».
ЗиджЗидж Ал-Бухари сохранился в греческом византийском переводе. В его главе «Об эрах» рассмартиваются зиджи других астрономов стран ислама: «Сабейский зидж» ал-БаттаниЗидж Ал-Бухари сохранился в греческом византийском переводе. В его главе «Об эрах» рассмартиваются зиджи других астрономов стран ислама: «Сабейский зидж» ал-Баттани, «Всеобщий зидж» Кушьяра ибн ЛаббанаЗидж Ал-Бухари сохранился в греческом византийском переводе. В его главе «Об эрах» рассмартиваются зиджи других астрономов стран ислама: «Сабейский зидж» ал-Баттани, «Всеобщий зидж» Кушьяра ибн Лаббана, «Санджаров зидж» ал-ХазиниЗидж Ал-Бухари сохранился в греческом византийском переводе. В его главе «Об эрах» рассмартиваются зиджи других астрономов стран ислама: «Сабейский зидж» ал-Баттани, «Всеобщий зидж» Кушьяра ибн Лаббана, «Санджаров зидж» ал-Хазини, «Ала ад-Динов зидж» аш-ШирваниЗидж Ал-Бухари сохранился в греческом византийском переводе. В его главе «Об эрах» рассмартиваются зиджи других астрономов стран ислама: «Сабейский зидж» ал-Баттани, «Всеобщий зидж» Кушьяра ибн Лаббана, «Санджаров зидж» ал-Хазини, «Ала ад-Динов зидж» аш-Ширвани, «Шахский зидж» ас-СалараЗидж Ал-Бухари сохранился в греческом византийском переводе. В его главе «Об эрах» рассмартиваются зиджи других астрономов стран ислама: «Сабейский зидж» ал-Баттани, «Всеобщий зидж» Кушьяра ибн Лаббана, «Санджаров зидж» ал-Хазини, «Ала ад-Динов зидж» аш-Ширвани, «Шахский зидж» ас-Салара, «Фахиров зидж» ал-АбхариЗидж Ал-Бухари сохранился в греческом византийском переводе. В его главе «Об эрах» рассмартиваются зиджи других астрономов стран ислама: «Сабейский зидж» ал-Баттани, «Всеобщий зидж» Кушьяра ибн Лаббана, «Санджаров зидж» ал-Хазини, «Ала ад-Динов зидж» аш-Ширвани, «Шахский зидж» ас-Салара, «Фахиров зидж» ал-Абхари, зидж ал-МагрибиЗидж Ал-Бухари сохранился в греческом византийском переводе. В его главе «Об эрах» рассмартиваются зиджи других астрономов стран ислама: «Сабейский зидж» ал-Баттани, «Всеобщий зидж» Кушьяра ибн Лаббана, «Санджаров зидж» ал-Хазини, «Ала ад-Динов зидж» аш-Ширвани, «Шахский зидж» ас-Салара, «Фахиров зидж» ал-Абхари, зидж ал-Магриби, «Ильханский зидж» Насир ад-Дина ат-Туси.
Шамс ад-Дин Мухаммад ибн Мубаракшах Мирак ал-Бухари ал-Харави (конец XIII в.) — персидский математик, астроном и философ. Родился в Бухаре (конец XIII в.) —

Слайд 67Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Си́на[1][1] (перс. ابو علی حسین بن

عبدالله بن سینا‎ — Abū ‘Alī Husein ibn ‘Abdallāh ibn Sīnā, тадж. Абуалӣ Ҳуссайн

ибни Абдуллоҳ ибни Сино)

Находясь в ГурганеНаходясь в Гургане, Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-л-ВафаНаходясь в Гургане, Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-л-Вафа и ал-БируниНаходясь в Гургане, Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-л-Вафа и ал-Бируни, и предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной высоты Луны и её сравнении с высотой в БагдадеНаходясь в Гургане, Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-л-Вафа и ал-Бируни, и предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной высоты Луны и её сравнении с высотой в Багдаде путём вычислений по правилам сферической тригонометрии.
В «Книге о способе, предпочитаемом другим способам при конструировании наблюдательного инструмента», Ибн Сина описал изобретенный им наблюдательный инструмент, который по его мнению, должен был заменить астролябиюВ «Книге о способе, предпочитаемом другим способам при конструировании наблюдательного инструмента», Ибн Сина описал изобретенный им наблюдательный инструмент, который по его мнению, должен был заменить астролябию; в этом инструменте для уточнения измерений впервые применялся принцип нониуса.
Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Си́на[1][1] (перс. ابو علی حسین بن عبدالله بن سینا‎ — Abū ‘Alī Husein ibn ‘Abdallāh

Слайд 68«Астрономы средневекового Востока»
А
Абу Джафар ибн Хаббаш
Абу Машар
Абу-л-Вафа
Абу-с-Салт
Ал-Абхари
Ал-Амили
Ал-Аструлаби
Ал-Ахвази
Б
Бану Муса
Ал-Баттани
Ал-Бирджанди
Аль-Бируни
Ал-Битруджи
Ал-Бухари
Д
Джабир ибн Афлах
Джабир

ибн Хайян
Ал-Джайяни
Ал-Джаухари
Ал-Джурджани
З
Аз-Заркали
И
Ибн ал-Банна
Ибн ал-Хайсам
Ибн ас-Салах
Ибн аш-Шатир

И (продолжение)
Ибн Ирак
Ибн Рушд
Ибн Сина
Ибн

Синан
Ибн Юнис, Абу-л-Хасан
Ибн Юнис, Камал ад-Дин
К
Ал-Казвини
Ал-Каши
Ал-Кинди
Куста ибн Лукка
Ал-Кухи
Ал-Кушчи
Кушьяр ибн Лаббан
М
Ал-Магриби
Ал-Марвази
Ал-Марварруди
Ал-Марракиши
Ал-Махани
Н
Ан-Найризи
Ан-Найсабури
Ан-Насави
О
Омар Хайям
Р
Ар-Рази
Кази-заде ар-Руми

С
Сабит Ибн Курра
Ас-Сагани
Ас-Салар
Ас-Самарканди
Санад ибн Али
Ас-Сиджизи
Ас-Суфи
Т
Ат-Туси, Насир ад-Дин
Ат-Туси, Шараф ад-Дин
У
Улугбек
Ал-Урди, Муаййад ад-Дин
Ф
Ал-Фазари, Ибрахим
Ал-Фаргани
Х
Ал-Хазин
Ал-Хазини
Ал-Хашими
Ал-Ходжанди
Ал-Хорезми
Ч
Ал-Чагмини
Челеби, Мирам
Ш
Аш-Ширази
Аш-Ширвани
Я
Якуб ибн Тарик
Яхья ибн Аби Мансур

«Астрономы средневекового Востока»ААбу Джафар ибн ХаббашАбу МашарАбу-л-ВафаАбу-с-СалтАл-АбхариАл-АмилиАл-АструлабиАл-АхвазиББану МусаАл-БаттаниАл-БирджандиАль-БируниАл-БитруджиАл-БухариДДжабир ибн АфлахДжабир ибн ХайянАл-ДжайяниАл-ДжаухариАл-ДжурджаниЗАз-ЗаркалиИИбн ал-БаннаИбн ал-ХайсамИбн ас-СалахИбн аш-ШатирИ (продолжение)Ибн

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика