проект для обсуждения
Комитет по рынку труда и кадровым стратегиям РСПП,
Председатель Комитета, Президент «Группы «Онэксим»,
М.Д. Прохоров
2009 г.
Комитет по рынку труда и кадровым стратегиям РСПП,
Председатель Комитета, Президент «Группы «Онэксим»,
М.Д. Прохоров
2009 г.
«Единственной реальной альтернативой … является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ - на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом".
Цель работы :
Соотнести принятые обществом цели и реальные изменения в социально-трудовой сфере, идентифицировать успешные направления и предложить новые точки роста.
Премьер-министр Путин В.В.
Президент РФ Медведев Д.А.
Обобщающий показатель уровня жизни - валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной̆ способности увеличится с $13,9 тыс. в 2007 году (42% от среднего уровня государств – членов ОЭСР) до более чем $30 тыс. в 2020 году (70%)
Российские политики и экономисты оценивают развитие страны по темпам роста ВВП, игнорируя тот факт, что в основе долгосрочного экономического роста лежит производительность труда. Низкая производительность труда становится основным сдерживающим фактором и риском российской экономики.
II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом.
Структура численности занятых в экономике по видам экономической деятельности
II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом.
2. Доходы и заработная плата.
Существование значительного числа «рабочих мест» с низкой оплатой труда приводит к существованию нетрадиционной группы бедности – «работающие бедные»
Снижение уровня доходов и заработной платы ради сохранения высокой занятости отбрасывает экономику и социальную сферу на несколько лет назад, лишает экономику социальной базы для устойчивого функционирования и развития
II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом.
2. Высокая, но неэффективная занятость.
В России сохранение высокой занятости ведет к консервации архаичной структуры рынка труда и экономики в целом. Таким образом искусственно поддерживается низкая производительность труда, не создаются стимулы к организации новой занятости и переходу работников в новые сферы экономики.
а. низкий уровень профессиональной подготовки;
в. недостаточно устойчивое материальное положение, преобладание
бедных слоев в социальной структуре занятых;
с. недостаточный уровень трудовой и производственной дисциплины.
а. низкий уровень профессиональной подготовки
Уровень профессионализма работников требует коренных изменений в системе квалификаций и профессиональном образовании.
В стране отсутствует современная национальная система квалификаций. В России согласно действующему «Единому тарифно-квалификационному справочнику насчитывается более 7 тысяч рабочих профессий, а в странах ОЭСР сборники рабочих профессий насчитывают от 600 до 800 профессий. Например, профессии «miner» (шахтер), в России соответствует 6 профессий (горнорабочий очистного забоя, забойщик, крепильщик и др.).
В России отсутствует механизм формирования и актуализации современных стандартных требований к профессиям и стандартных технологий подготовки по каждой специальности. Профессиональные учебные заведения часто используют устаревшие методические материалы, списанную технику для обучения и т.д.
Для опережающего обучения необходима практика составления среднесрочных и долгосрочных прогнозов в разрезе секторов занятости, профессий и квалификаций
В системе подготовки и квалификации существенно нарушен баланс по объему и качеству высшего среднего и начального профессионального образования. Необходимо перейти от массового высшего образования к получению высокой квалификации в сфере начального, среднего и высшего образования в пропорциях, необходимых для инновационной экономики.
В последнее десятилетие улучшение качества жизни не привело к изменению социальной структуры общества. Вместе с тем, бедность среди работающих является сдерживающим фактором развития экономики и общества.
II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом.
3. Качество рабочей силы
в) недостаточно устойчивое материальное положение большинства работников
Целевые программы поддержки самозанятости, малого предпринимательства
Программы обучения и переобучения для перспективных секторов инновационной экономики, инфраструктурных секторов экономики, рынка социальных услуг, обеспечения доступа к этим программам всех слоев общества
Финансовые инструменты социальной мобильности (доступное ипотечное кредитование, страхование, потребительское кредитование)
Создание «социальных лифтов» во всех секторах социальной структуры общества, перемещения из «слабых» социальных групп - в социально благополучные, из маргинальных - в социально стабильные – основное условие создания благоприятной среды для инновационной экономики, роста социальной стабильности в обществе
Несмотря на рост реального размера пенсий, происходит уменьшение коэффициента замещения (Россия – 22,9 %, Франция, Япония, США – 50 %, Швеция, Германия – 65 %, Италия, Испания – 90 %). Дальнейшее реформирование связано с поддержкой бедности, адекватной инфраструктуры для социального и пенсионного страхования работников,чей доход превышает 415 тыс. рублей в год не существует.
II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом.
4. Пенсионная система и социальное страхование.
В системе нечетко разграничены социальное обеспечение и социальное страхование граждан, что ведет к непрозрачности системы;
Отсутствует система ревизии и актуализации льгот, часть льгот неконкурентна в сравнении с современными социальными системами зарубежных государств, часть льгот существенно расширены даже в сравнении с советским временем;
Постоянно принимаются новые обязательства, влекущие дополнительные расходы;
Некоторые виды социального обеспечения предоставляются без имущественного ценза, в том числе и состоятельным гражданам.
Не развиты институты дополнительного пенсионного страхования и дополнительного социального страхования для лиц, чья заработная плата превышает 415 тыс. рублей в год.
Коммерческие институты в слабой мере задействованы на развитие пенсионной системы, пенсионные деньги должны в большей мере работать на экономику и застрахованных.
Пенсионная система ведет к постоянному, нерегулируемому росту налоговой нагрузки, отдача от нее для населения не корреспондирует с целями развития инновационной экономики, нужны дополнительные шаги реформирования пенсионной и социальной системы для ее увязывания с новыми задачами в социально-экономической сфере.
Формы трудовых отношений: до и после принятия ТК
Проведенная реформа трудового законодательства не несла в себе радикальных новаций, необходимых рынку. Как следствие, не получили распространения гибкие формы занятости, основной формой найма остается бессрочный трудовой договор.
II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом.
Занятость на пике экономического роста (2007 г.)
самооценка по выборочным обследованиям
населения – нет связи с видами экономической деятельности и ВВП
выборочные обследования предприятий (25%) - есть связь с видами экономической деятельности и ВВП
регулярный статистический учет
на предприятиях – есть связь с
к видами экономической
деятельности и ВВП
Крупные и средние
предприятия
40 млн. чел.
(57%)
Малые предприятия
10 млн. чел. (15%)
Прочие
20 млн. чел.
(28%)
Неформальная занятость
12 млн. чел. (20%)
II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом.
5. Трудовое законодательство
к политике стимулирования роста производительности труда, созданию новых рабочих мест в инновационном секторе, инфраструктурных секторах, секторе услуг и т.д.
от дешевых и неквалифицированных
рабочих мест
к рабочим местам с достойной заработной платой и высокой квалификацией труда
от жесткого трудового законодательства и слабой дисциплины экономических субъектов
к гибкому законодательству и высокой дисциплине участников рынка
в пенсионной сфере
от инструмента борьбы с бедностью
к системе страхования и накоплений
Масштабные публичные дебаты, обсуждение в обществе ценности производительности труда и ее связи с качеством жизни населения.
Политика занятости, нацеленная на создание новых рабочих мест в перспективных секторах экономики и стимулирующих участников рынка к эффективной занятости в этих секторах.
Гибкость трудового законодательства в части увольнения работников (в том числе работающих пенсионеров.)
Конкурентные для РФ условия трудового законодательства (в первую очередь, по использованию рабочего времени).
Целевые программы частно-государственного партнерства по созданию рабочих мест для случаев массового высвобождения.
Отказ от практики административного сдерживания увольнений.
Система обязательного страхования работников на случай безработицы, расширение системы социального страхования как социальной среды занятых «нового поколения».
Современная национальная система квалификаций.
Актуальный прогноз структуры экономики и занятости в разрезе профессий и квалификаций.
Институт разработки и внедрения современных профессиональных стандартов для инновационной экономики.
Программа стимулирования молодежи и взрослого населения к получению перспективных профессий и занятости в инновационных отраслях экономики.
Высокое качество образования на всех его уровнях, доступность качественного образования всем слоям общества.
Переход к экономике с высокими стандартами рабочего места, уровня производительности, квалификации и оплаты.
Исключение явления бедности среди работающих за счет роста производительности труда, технического оснащения рабочих мест, повышения уровня квалификации персонала.
IV. Основные выводы и предложения
Усиление связи между уплачиваемыми взносами и пенсионными правами;
Разделение страховых функций и функций социального обеспечения по источникам финансирования, исключение из страховой системы финансирования прошлых обязательств;
Правовые и институциональные условия развития пенсионного страхования в отношении лиц, чей доход превышает 415 тысяч рублей в год;
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть