Разделы презентаций


Стратегические задачи управления человеческим капиталом – новый вектор

Содержание

«… Мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характер развития.» «… Человеческий капитал- ресурс для модернизации никак не

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Стратегические задачи управления человеческим капиталом –
новый вектор развития

позиция работодателей,

проект для обсуждения



Комитет по рынку труда и кадровым стратегиям РСПП,
Председатель Комитета, Президент «Группы «Онэксим»,
М.Д. Прохоров

2009 г.

Стратегические задачи управления человеческим капиталом – новый вектор развитияпозиция работодателей, проект для обсуждения

Слайд 2«… Мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и

в государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на

инновационный характер развития.» «… Человеческий капитал- ресурс для модернизации никак не меньший, чем капитал финансовый.» «По-настоящему современным может считаться только общество, настроенное на неуклонное повышение качества жизни.»

«Единственной реальной альтернативой … является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ - на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом".

Цель работы :
Соотнести принятые обществом цели и реальные изменения в социально-трудовой сфере, идентифицировать успешные направления и предложить новые точки роста.

Премьер-министр Путин В.В.

Президент РФ Медведев Д.А.

«… Мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей

Слайд 3I . Основные целевые ориентиры социально-экономического развития Российской Федерации на

период до 2020г. с приоритетом создания инновационной экономики



Рост производительности труда

- 2,5 раза.

Рост реальных доходов населения – 2,5 раза, рост заработной платы - 3,3 раза, увеличение численности среднего класса к 2020 году - до более половины населения страны.

Повышение качества профессиональных кадров для инновационной экономики. Охват необходимым для инновационной экономики высшим и средним профессиональным образованием составит 60 – 70% населения.

Повышение среднего размера трудовых пенсий по старости до величины, обеспечивающей не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера. Повышение индивидуального коэффициента замещения утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, трудовой̆ пенсией по старости не менее чем до 40%.

Обобщающий показатель уровня жизни - валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной̆ способности увеличится с $13,9 тыс. в 2007 году (42% от среднего уровня государств – членов ОЭСР) до более чем $30 тыс. в 2020 году (70%)

I . Основные целевые ориентиры социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г. с приоритетом создания инновационной

Слайд 4II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом.



Производительность труда.
Занятость и

доходы.
Качество рабочей силы – уровень профессиональной подготовки, социальная база и дисциплина труда.
Социальное и пенсионное страхование.
Трудовое законодательство и институциональное устройство в сфере труда.
II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом.           Производительность

Слайд 5II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом. 1. Производительность труда.
Критерием роста

производительности труда и модернизации является сокращение разрыва с аналогами -

конкурентами в мире, а не вклад той или иной отрасли (производства) в государственный бюджет.
Отставание по производительности труда от развитых стран в 3-4 раза, отсутствие положительного тренда по росту производительности труда является основным системным вызовом при создании инновационной экономики (см. приложения 1- 4).

Российские политики и экономисты оценивают развитие страны по темпам роста ВВП, игнорируя тот факт, что в основе долгосрочного экономического роста лежит производительность труда. Низкая производительность труда становится основным сдерживающим фактором и риском российской экономики.

II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом.  1. Производительность труда.Критерием роста производительности труда и модернизации является сокращение

Слайд 6Сложившая в России структура занятости не отвечает требованиям инновационной экономики.

Необходима реструктуризация структуры занятости со значительным увеличением численности занятых в

сферах, непосредственно связанных с предоставлением услуг, развитием здравоохранения, образования и т.д.

II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом.

Структура численности занятых в экономике по видам экономической деятельности

Сложившая в России структура занятости не отвечает требованиям инновационной экономики. Необходима реструктуризация структуры занятости со значительным увеличением

Слайд 7До 2005 г. происходил не рост, а восстановление уровня доходов

населения и заработной платы по сравнению с 1991 г.
На российском

рынке труда в силу низкой заработной платы существует группа «работающих бедных». В 1 кв. 2009 г.13,5 млн. занятых ( 19,3%) имели доходы ниже ПМ, 6,5 млн. работников (9,3 %) имели доходы в интервале 100 - 115%% от ПМ.
В 2008-2009 гг. происходит падение доходов и заработной платы. Возможна высокая производительность труда при низкой, но растущей заработной плате (например, Китай), но невозможен рост производительности при падающей заработной плате (Россия)

II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом. 2. Доходы и заработная плата.

Существование значительного числа «рабочих мест» с низкой оплатой труда приводит к существованию нетрадиционной группы бедности – «работающие бедные»

Снижение уровня доходов и заработной платы ради сохранения высокой занятости отбрасывает экономику и социальную сферу на несколько лет назад, лишает экономику социальной базы для устойчивого функционирования и развития

До 2005 г. происходил не рост, а восстановление уровня доходов населения и заработной платы по сравнению с

Слайд 8 Специфика российской модели рынка труда – жесткая занятость, низкая

производительность труда, нестабильная заработная плата




Кризис создает возможности для

реструктуризации экономики и рынка труда. Пока Россия не воспользовалась этим шансом: искусственно поддерживается высокая формальная занятость на фоне падения заработной платы

II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом.
2. Высокая, но неэффективная занятость.

В России сохранение высокой занятости ведет к консервации архаичной структуры рынка труда и экономики в целом. Таким образом искусственно поддерживается низкая производительность труда, не создаются стимулы к организации новой занятости и переходу работников в новые сферы экономики.

Специфика российской модели рынка труда – жесткая занятость, низкая производительность труда, нестабильная заработная плата  Кризис

Слайд 9Существенным ограничением развития российской экономики является качество рабочей силы, для

которой характерен:
II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом.
3. Качество рабочей силы


а. низкий уровень профессиональной подготовки;
в. недостаточно устойчивое материальное положение, преобладание
бедных слоев в социальной структуре занятых;
с. недостаточный уровень трудовой и производственной дисциплины.

а. низкий уровень профессиональной подготовки

Уровень профессионализма работников требует коренных изменений в системе квалификаций и профессиональном образовании.

В стране отсутствует современная национальная система квалификаций. В России согласно действующему «Единому тарифно-квалификационному справочнику насчитывается более 7 тысяч рабочих профессий, а в странах ОЭСР сборники рабочих профессий насчитывают от 600 до 800 профессий. Например, профессии «miner» (шахтер), в России соответствует 6 профессий (горнорабочий очистного забоя, забойщик, крепильщик и др.).
В России отсутствует механизм формирования и актуализации современных стандартных требований к профессиям и стандартных технологий подготовки по каждой специальности. Профессиональные учебные заведения часто используют устаревшие методические материалы, списанную технику для обучения и т.д.
Для опережающего обучения необходима практика составления среднесрочных и долгосрочных прогнозов в разрезе секторов занятости, профессий и квалификаций
В системе подготовки и квалификации существенно нарушен баланс по объему и качеству высшего среднего и начального профессионального образования. Необходимо перейти от массового высшего образования к получению высокой квалификации в сфере начального, среднего и высшего образования в пропорциях, необходимых для инновационной экономики.

Существенным ограничением развития российской экономики является качество рабочей силы, для которой характерен:II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом.3.

Слайд 10Качество рабочей силы определяется отношением работника к тому или иному

социальному слою.
Социальные позиции среднего класса выражаются в ответственном отношении к

труду, готовности к обучению, стремлении к высокому профессионализму. Средний класс является социальной базой функционирования инновационной экономики.
Расширение границ среднего класса, увеличение на рынке труда доли среднего класса - это задача формирования качества рабочей силы, адекватного инновационной экономике.

В последнее десятилетие улучшение качества жизни не привело к изменению социальной структуры общества. Вместе с тем, бедность среди работающих является сдерживающим фактором развития экономики и общества.

II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом. 3. Качество рабочей силы

в) недостаточно устойчивое материальное положение большинства работников

Качество рабочей силы определяется отношением работника к тому или иному социальному слою.Социальные позиции среднего класса выражаются в

Слайд 11II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом. 3. Качество рабочей силы.
Стратегические

задачи: создание «социальных лифтов»
Создание
благоприятной
предпринимательской
среды, стимулирование потребительского спроса для

новых предприятий
и рабочих мест инновационной экономики, инфраструктуры, рынка социальных услуг


Целевые программы поддержки самозанятости, малого предпринимательства
  
Программы обучения и переобучения для перспективных секторов инновационной экономики, инфраструктурных секторов экономики, рынка социальных услуг, обеспечения доступа к этим программам всех слоев общества
 
Финансовые инструменты социальной мобильности (доступное ипотечное кредитование, страхование, потребительское кредитование)

Создание «социальных лифтов» во всех секторах социальной структуры общества, перемещения из «слабых» социальных групп - в социально благополучные, из маргинальных - в социально стабильные – основное условие создания благоприятной среды для инновационной экономики, роста социальной стабильности в обществе

II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом.  3. Качество рабочей силы.Стратегические задачи: создание «социальных лифтов»Создание благоприятнойпредпринимательской среды,

Слайд 12Пенсионная система в России представляет собой инструмент борьбы с бедностью,

но не является системой страхования и не содержит стимулов к

производительному труду .

Несмотря на рост реального размера пенсий, происходит уменьшение коэффициента замещения (Россия – 22,9 %, Франция, Япония, США – 50 %, Швеция, Германия – 65 %, Италия, Испания – 90 %). Дальнейшее реформирование связано с поддержкой бедности, адекватной инфраструктуры для социального и пенсионного страхования работников,чей доход превышает 415 тыс. рублей в год не существует.

II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом.
4. Пенсионная система и социальное страхование.

Пенсионная система в России представляет собой инструмент борьбы с бедностью, но не является системой страхования и не

Слайд 13II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом.
4. Пенсионная система и социальное

страхование.
Пенсионная система де-факто развивается как инструмент борьбы с бедностью. Основные

проблемы пенсионной системы, которые становятся препятствием для создания социальной базы инновационной экономики сводятся к следующему :

В системе нечетко разграничены социальное обеспечение и социальное страхование граждан, что ведет к непрозрачности системы;
Отсутствует система ревизии и актуализации льгот, часть льгот неконкурентна в сравнении с современными социальными системами зарубежных государств, часть льгот существенно расширены даже в сравнении с советским временем;
Постоянно принимаются новые обязательства, влекущие дополнительные расходы;
Некоторые виды социального обеспечения предоставляются без имущественного ценза, в том числе и состоятельным гражданам.
Не развиты институты дополнительного пенсионного страхования и дополнительного социального страхования для лиц, чья заработная плата превышает 415 тыс. рублей в год.
Коммерческие институты в слабой мере задействованы на развитие пенсионной системы, пенсионные деньги должны в большей мере работать на экономику и застрахованных.


Пенсионная система ведет к постоянному, нерегулируемому росту налоговой нагрузки, отдача от нее для населения не корреспондирует с целями развития инновационной экономики, нужны дополнительные шаги реформирования пенсионной и социальной системы для ее увязывания с новыми задачами в социально-экономической сфере.


II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом.4. Пенсионная система и социальное страхование.Пенсионная система де-факто развивается как инструмент борьбы

Слайд 14II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом. 5. Трудовое законодательство
2000 г. (КЗоТ

РФ)

2007 г. (ТК РФ)

Формы трудовых отношений: до и после принятия ТК

Проведенная реформа трудового законодательства не несла в себе радикальных новаций, необходимых рынку. Как следствие, не получили распространения гибкие формы занятости, основной формой найма остается бессрочный трудовой договор.

II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом. 5. Трудовое законодательство2000 г. (КЗоТ РФ)

Слайд 15На российском рынке труда почти 20% (12 млн. чел.) составляет

неформальная занятость (= численности занятых в Австралии!). Необходимы изменения трудового

законодательства, которые бы позволяли оформлять современные виды трудовых отношений, включая дистанционную занятость.

II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом.

Занятость на пике экономического роста (2007 г.)


самооценка по выборочным обследованиям
населения – нет связи с видами экономической деятельности и ВВП


выборочные обследования предприятий (25%) - есть связь с видами экономической деятельности и ВВП

регулярный статистический учет
на предприятиях – есть связь с
к видами экономической
деятельности и ВВП

Крупные и средние
предприятия
40 млн. чел.
(57%)

Малые предприятия
10 млн. чел. (15%)

Прочие
20 млн. чел.
(28%)

Неформальная занятость
12 млн. чел. (20%)

На российском рынке труда почти 20% (12 млн. чел.) составляет неформальная занятость (= численности занятых в Австралии!).

Слайд 16Трудовое законодательство направлено в первую очередь на «консервацию» действующей структуры

занятости по следующим основным причинам:

Действующее законодательство сдерживает рост производительности труда,

ставя работодателя в неконкурентные условия по срокам высвобождения и его стоимости (5 месяцев на всей территории РФ и 8 месяцев для регионов Крайнего Севера);

Законодательство не позволяет эффективно оформлять новые формы трудовых отношений, связанные с развитием инновационной экономики – например, с использованием дистанционных рабочих мест и пр.

установленный в законодательстве перечень оснований для заключения срочных трудовых договоров и введения гибких графиков работ существенно ограничивает их использование;

установленные трудовым законодательством нормы, регулирующие рабочее время и время отдыха, предоставление работникам льгот и компенсаций являются существенно завышенными по сравнению с аналогичными нормами в законодательстве стран ОЭСР (фонд рабочего времени шахтера Канады на 40% больше годового фонда рабочего времени аналогичного рабочего, занятого в тех же северных широтах на шахтах России);

переводы на другую работу в связи с технологическими изменениями излишне «зарегламентированы» и сдерживают необходимые инновации;

для обеспечения эффективной занятости работников старшего возраста практически отсутствуют возможности применения гибких графиков работы, неполной занятости, упрощенных процедур приема и увольнения и т.д.

II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом. 5. Трудовое законодательство

Трудовое законодательство направлено в первую очередь на «консервацию» действующей структуры занятости по следующим основным причинам:Действующее законодательство сдерживает

Слайд 17III. Векторы движения
Для достижения целевых параметров социально экономического развития Российской

Федерации до 2020 года необходимо изменить векторы движения.
от политики искусственного

сдерживания высвобождения работников

к политике стимулирования роста производительности труда, созданию новых рабочих мест в инновационном секторе, инфраструктурных секторах, секторе услуг и т.д.

от дешевых и неквалифицированных
рабочих мест

к рабочим местам с достойной заработной платой и высокой квалификацией труда

от жесткого трудового законодательства и слабой дисциплины экономических субъектов

к гибкому законодательству и высокой дисциплине участников рынка

в пенсионной сфере
от инструмента борьбы с бедностью

к системе страхования и накоплений

III. Векторы движенияДля достижения целевых параметров социально экономического развития Российской Федерации до 2020 года необходимо изменить векторы

Слайд 18IV. Основные выводы и предложения
Ключевые элементы
рынка труда
Условия

развития
Производительность
труда
Целевые параметры
Рост производительности труда в 2.5 раза по

сравнению с 2008 г.

Масштабные публичные дебаты, обсуждение в обществе ценности производительности труда и ее связи с качеством жизни населения.
Политика занятости, нацеленная на создание новых рабочих мест в перспективных секторах экономики и стимулирующих участников рынка к эффективной занятости в этих секторах.
Гибкость трудового законодательства в части увольнения работников (в том числе работающих пенсионеров.)
Конкурентные для РФ условия трудового законодательства (в первую очередь, по использованию рабочего времени).
Целевые программы частно-государственного партнерства по созданию рабочих мест для случаев массового высвобождения.
Отказ от практики административного сдерживания увольнений.
Система обязательного страхования работников на случай безработицы, расширение системы социального страхования как социальной среды занятых «нового поколения».



IV. Основные выводы и предложения Ключевые элементы рынка трудаУсловия развитияПроизводительность трудаЦелевые параметры Рост производительности труда в 2.5

Слайд 19Ключевые элементы
рынка труда
Условия развития
Качество рабочей силы, занятость и

доходы
Целевые параметры
Повышение качества профессиональных кадров для инновационной экономики.
Рост

реальных располагаемых доходов населения – 2,5 раза, рост заработной платы - 3,3 раза, увеличение среднего класса к 2020 году до более половины населения страны.
Исключение бедности среди работающего населения.



Современная национальная система квалификаций.
Актуальный прогноз структуры экономики и занятости в разрезе профессий и квалификаций.
Институт разработки и внедрения современных профессиональных стандартов для инновационной экономики.
Программа стимулирования молодежи и взрослого населения к получению перспективных профессий и занятости в инновационных отраслях экономики.
Высокое качество образования на всех его уровнях, доступность качественного образования всем слоям общества.
Переход к экономике с высокими стандартами рабочего места, уровня производительности, квалификации и оплаты.
Исключение явления бедности среди работающих за счет роста производительности труда, технического оснащения рабочих мест, повышения уровня квалификации персонала.

IV. Основные выводы и предложения

Ключевые элементы рынка трудаУсловия развитияКачество рабочей силы, занятость и доходыЦелевые параметры Повышение качества профессиональных кадров для инновационной

Слайд 20IV. Основные выводы и предложения
Ключевые элементы
рынка труда
Условия развития
Социальное и

пенсионное страхование

Целевые параметры
Повысить коэффициент замещения утраченного заработка трудовой

пенсией по старости не менее, чем до 40%

Усиление связи между уплачиваемыми взносами и пенсионными правами;
Разделение страховых функций и функций социального обеспечения по источникам финансирования, исключение из страховой системы финансирования прошлых обязательств;
Правовые и институциональные условия развития пенсионного страхования в отношении лиц, чей доход превышает 415 тысяч рублей в год;

IV. Основные выводы и предложенияКлючевые элементы рынка трудаУсловия развитияСоциальное и пенсионное страхование Целевые параметры Повысить коэффициент замещения

Слайд 21Приложения

Приложения

Слайд 22Приложение 1 Изменение численности занятых 2002-2007гг.

Приложение 1  Изменение численности занятых 2002-2007гг.

Слайд 23Приложение 2 Рост номинальной заработной платы в 2002 - 2007гг. относительно

средней по экономики

Приложение 2 Рост номинальной заработной платы в 2002 - 2007гг. относительно средней по экономики

Слайд 24Приложение 3 Рост производительности труда в 2002 - 2007гг.

Приложение 3  Рост производительности труда в 2002 - 2007гг.

Слайд 25Приложение 4 Лидеры изменений: сравнительные характеристики видов деятельности за 2002 –

2007гг.

Приложение 4 Лидеры изменений: сравнительные характеристики видов деятельности за 2002 – 2007гг.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика