Слайд 1Стратегическое планирование цепей поставок
Слайд 2Рекомендуемая литература
1.Архипкин О.В. Организация интегрированного логистического сервиса в регионе/Науч.ред. В.В.Щербаков.
- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. - 233 с.
2.Бауэрсокс Д.Дж, Клосс
Д.Д. Логистика: интегрированная цепь поставок - наука об управлении материальными и информационными потоками. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. - 640 с.
3.Бочкарев А. А. Планирование и моделирование цепи поставок: Учеб.пособие. - М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2008. - 192 с.
4.Бродецкий Г.Л. Моделирование логистических систем: оптимальные решения в условиях риска. - СПб: Питер, 2006. - 236 с.
5.Джонсон Дж., Вуд Д., Вордлоу Д., Мэрфи-мл. П. Современная логистика. - 7-е изд./Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2005. - 624 с.
6.Кристофер Мартин. Логистика и управление цепочками поставок: как сохранить затраты и улучшить обслуживание потребителей/Пер. с англ. - СПб и др.: Питер, 2004. - 315 с.
7.Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок: Пер. с 6-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2005. - ХУШ, 798 с.
8.Линдерс М.Р., Фирон Х.Е. Управление снабжением и запасами. Логистика: Пер. с англ. - СПб.: ООО «Издательство Полигон», 1999. - 768 с.
9.Логистика: Учебник / Под ред. В.И. Сергеева. - М.: Эксмо, 2009. - 944 с. - (Полный курс MBA).
10.Михайлов Д.М. Аутсорсинг. Новая система организации бизнеса: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2006. - 256 с.
11.Миротин Л.Б., Некрасов А.Г. Логистика интегрированных цепочек поставок: Учебник. - М.: Экзамен, 2005. - 495 с.
12.Основы логистики: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Щербако¬ва. - СПб.: Питер, 2009. - 432 с.
13.Питеркин С.В., Оладов Н.А., Исаев Д.В. Точно вовремя для России. Практика применения ERP-систем. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 368 с.
14.Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой: Пер. с 4-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 797 с.
15.Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок: Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 503 с.
16.Управление цепями поставок: Справочник издательства Gower / Под ред. Дж. Гатторны; Пер. с 5-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 670 с.
17.Харрисон А., Ван Хоук Ремко. Управление логистикой. Разработка стратегий логистических операций: Пер. с англ. - Днепропетровск: Баланс Букс, 2007. - 368 с.
18.Шапиро Дж. Моделирование цепи поставок. - СПб.: Изд-во «Питер», 2006. - 716 с.
Слайд 3Раздел 1. Теоретические основы интегрированного планирования
цепей поставок
Тема 1. Основное
содержание концепции SCM
Слайд 4Вопрос 1. Понятие Цепь Поставок
Термин «Supply Chain Management» - управление
цепью/цепями поставок был предложен американскими специалистами (в частности, компанией «Артур
Андерсен») в начале 1980-х г.г. и впоследствии приобрел большую популярность. С 1989 года ученые разных стран пытаются структурировать это понятие.
ЦП рассматривается в объектном и процессном аспектах.
Объектный :
Цепь поставок - три или более экономических единиц (юридические или физические лица), напрямую участвующих во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя.
Процессный:
Цепь поставок - объединение всех видов бизнес-процессов (проектирование, производство, продажи, сервис, закупки, дистрибьюция, управление ресурсами, поддерживающие функции), необходимых для удовлетворения спроса на продукцию или сервис - от начального момента получения исходного сырья или информации до доставки конечному потребителю.
Слайд 5Три уровня сложности ЦП
1. Прямая ЦП
2. Расширенная ЦП
3. Максимальная ЦП
Физ./юридич.
лица, от поставщика сырья до конечного потребителя
Поставщик 1 уровня
ФК
Потребитель 1
уровня
Поставщик 1 уровня
ФК
Потребитель 1 уровня
Поставщик 2 уровня
Потребитель 2 уровня
Слайд 6УЦП и 8 ключевых бизнес-процессов
Управление цепями поставок - интегрирование ключевых
бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров,
услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц.
Раскрывая это определение, мы рассматриваем интеграцию 8 ключевых бизнес-процессов:
1. Управление взаимоотношениями с потребителями
2. Обслуживание потребителей
3. Управление спросом
4. Управление выполнением заказов
5. Поддержка производственных процессов
6. Управление снабжением
7. Управление разработкой продукции и ее доведением до коммерческого использования
8. Управление возвратными материальными потоками.
Слайд 7Вопрос 2. Сетевая структура цепей поставок
Слайд 8Максимальная ЦП на примере зубных щеток компании DUPON
Щетина
Рукоятка
Нефтяная скважина
Газовая скважина
Нефт/хим
завод
Завод DP Техас
Завод DP З. Вирджиния
Завод Dupon Массачутетс
E-commerce
Оптовики
Склады DP в
NY, Тенесси, Даллас и др.
Консолидатор грузов в Чикаго
Розничные сети
Wool Worths (спец. магазины)
Розничные сети
Отели Shereton
Розничные сети
Не управляемые
Управляемые
Отслеживаемые
Слайд 9Вопрос 3. Виды интеграции в ЦП
Внутренняя и Внешняя.
Выгоды внешней интеграции:
1.настоящая
кооперация между всеми частями цепи поставок, позволяющая вести обмен информацией
и ресурсами;
2. более низкие затраты, получаемые благодаря сбалансированности проводимых операций, более низким запасам, меньшему числу экспедирований, экономии на масштабах, устранению видов деятельности, на которые время тратилось зря или которые не добавляли ценности, и т.д.;
3. повышение показателей работы благодаря более точным прогнозам, более совершенному планированию, более продуктивному использованию ресурсов, более обоснованному установлению приоритетов и т.д.;
4. совершенствование материального потока, так как координация позволяет перемещать его быстрее и надежнее;
5. более качественное обслуживание потребителей: более короткое время выполнения заказа, более быстрая доставка и более полный учет запросов отдельных потребителей;
6. более высокая гибкость, позволяющая организациям быстрее реагировать на изменяющиеся условия;
7. использование стандартизированных процедур, что становится обычной и хорошо отработанной практикой, позволяющей устранять дублирование усилий, передаваемой информации, операций, выполняемых в ходе планирования и т.д.;
8. стабильность показателей качества продукции и меньшее число его проверок как результат реализации программ интегрированного управления качеством.
Слайд 11Виды вертикальной интеграции
1.
обратная
2.
прямая
3.
сильная (не всегда необходима)
Поставщик
Производитель
Потребитель
Слайд 12Раздел 1. Теоретические основы интегрированного планирования
цепей поставок
Тема 2. Неопределенность
в ЦП
Слайд 13Вопрос 1. Понятие и причины неопределенности
Неопределенность – общее обозначение разного
вида непредвиденных событий, нарушающих функционирование ЦП
Причины
Фактор неопределенности необходимо учитывать как
при планировании, так и при реализации плана
Целенаправленное воздействие
Нецеленаправленное воздействие
Терроризм
- пиратство
- атаки хакеров
- Природные катаклизмы
- изменение экон. И /или политич. среды
- человеческий фактор
- технологические отказы
Слайд 14Узкие места
Одна их основных целей при анализе неопределенности – устранение
узких мест.
Под узким местом понимают:
1. Участок ЦП на котором особо
часто происходят нарушения
2. Участок ЦП, являющийся критическим для обеспечения пропускной способности системы
3. Участок ЦП, незначительное отклонение на котором приводят к значительным отклонениям показателей экономической эффективности
4. Участок ЦП ликвидация нарушений в котором связана со значительными финансовыми и/или временными затратами
Слайд 15Вопрос 2. Bullwhip эффект и методы его снижения (разновидность неопределенности
спроса)
Эффект хлыста – представляет собой ситуацию при которой незначительное изменение
спроса конечного потребителя, приводит к значительному отклонению планов других участников ЦП нарушение бесперебойного движения мат. потока и повышение риска невыполнения заказов
Конечн.потреб. Ритейлор Дистриб. Производ. Поставщик
мат. поток
инф. Поток
Причины:
1. Ошибки в прогнозировании спроса
2. Отклонение от плановых сроков и объемов производства и поставок
3. Создание предприятием дополнительных страховых запасов
4. Колебание цен
5. Запаздывание в получении информации о потребностях
6. Увеличение размеров партии
Слайд 16Учет неопределенности на этапе планирования
Планирование – процесс принятия решений относительно
использования всех видов ресурсов, благодаря кот. Продукт доходит до конечного
потр-ля. Разработка временных параметров, регламентирующих какие и когда виды деятельности должны выполняться.
1. Введение избыточности в структуру ЦП (доп. Склады, расширение ассортимента).
2. Улучшение координации и информационного обмена для повышения кач-ва, своевременности и доступности прогнозов спроса для всех участников ЦП
3. Введение системы мониторинга и регулирования ЦП в случае нарушения и отклонения от плана.
4. Унификация элементов управления ЦП.
5. Использование методов скользящего планирования, при котором периодически модифицируются планы путем изменения параметров ЦП или характеристик управляющих воздействий на основании обработки информации о текущих состояниях ЦП, прошлых и обновл-х прогнозах.
6. Формирование мн-ва неокончательных решений
7. Создание виртуальных резервов
Слайд 17Раздел 1. Теоретические основы интегрированного планирования
цепей поставок
Тема 3. Виды
и методы планирования в ЦП
Слайд 18Виды планирования в ЦП
Основная цель процесса планирования – обеспечить максимально
точные прогнозы спроса, оптимизировать программу выполнения заказов, сформировать реалистичные производственные
планы и обеспечить выполнение 7 правил логистики.
Виды планирования в ЦП
По уровню принятия решений
По функциональным областям
Стратегическое
Тактическое
Оперативное
пл-е продаж
пл-е прозводста
пл-е потребностей в мат. Рес-ах
И т.д.
Слайд 19Уровни принятия решений при управлении ЦП
Слайд 20Характеристика Видов планирования
Стратегическое планирование – задает общее направление деятельности ЦП,
оказывает долгосрочное влияние, требует больших ресурсов и считается более рискованным.
Как правило на период от 3 до 10 лет.
Тактическое планирование – связано с реализацией стратегии в среднесрочном плане, прорабатывается на более детальном уровне, требует меньше ресурсов и сопряжено с определенным риском.
Оперативное планирование – касается видов деятельности на ближайшее время. Наиболее детализированный. Требуются достаточно ограниченные ресурсы, риск небольшой.
Принципы планирования
Цикличность
Непрерывность
Согласованность
Гибкость
Унифицированность плана
Точность
Слайд 21Алгоритм планирования в ЦП на тактическом уровне
Получение прогнозных данных и
другой информации относящейся к плановому периоду
1
Преобразование этих данных в спрос
по ресурсам
Выявление расхождений между спросом на ресурсы и их наличием
Разработка плана, позволяющего устранить разрывы
Пересмотр и поиск возможных улучшений
Оценка плана.
Приемлемый план ?
Нет
Уточнение деталей, улучшение плана на текущий период
Да
Интеграция плана с другими ур. пл-я и коорд. с уч. ЦП
Реализация плана и контроль его выполнения
2
3
Определение наличных ресурсов в настоящее время
4
5
6
К след. Циклу планирования
Слайд 22Методы планирования
Приступая к планированию необходимо определить:
Объект, субъект, горизонт, средства, методику,
согласование планов, контроль.
Главное – достижение баланса затрат планирования и соотв-й
выгоды.
Группы методов:
1. Корректировка предыдущих планов: когда спрос существенно не меняется при достаточно устойчивой ЦП
2. Графические методы – в качестве исходных и выходных данных используются различные графики и диаграммы
3. Электронная таблица
4. Экспертные системы
5. Математические модели: формализованные математические законы без участия человека.
Слайд 23Раздел 2. Стратегические решения
при планировании цепей поставок
Тема 4.
Процесс стратегического планирования
Слайд 24Шаги при проектировании ЦП:
1. Выявление исходных факторов для проектирования ЦП
2.
Формулирование стратегии ЦП
3. Определение альтернативных вариантов структур ЦП
4. Оценка альтернативных
вариантов структур ЦП
5. Выбор конкретной структуры ЦП
6. Измерение показателей функционирования ЦП и их оценка
Слайд 251. Выявление исходных факторов для проектирования ЦП
Сначала необходимо определить цели.
Число
уровней в ЦП уменьшается
Слайд 272. Формулирование стратегии ЦП
Стратегия ЦП связана с логистической стратегией ФК,
которая состоит из всех стратегических решений, приемов, планов, связанных с
управлением ЦП.
Группы стратегий:
1. Направленные на затраты
2. Временные параметры
3. Качество Т и У
4. Гибкость предлагаемой продукции
5. Гибкость объема предлагаемой продукции
6. Основанная на современной технологии
7. Место расположения
Т.е. организации выбирают 1 фокус, но остальным так же уделяют внимание.
Слайд 28Факторы влияющие на выбор логистической стратегии
1. Внешняя среда – среда
в которой ведется бизнес, включает в себя элементы, которые не
может включать ФК
2. Внутренняя среда - включает в себя факторы которыми ФК может управлять: сотрудники, гибкость компании, взаимоотношения отделов, качество продукции и т.д.
3. Стратегии более высокого уровня – бизнес стратегия, миссия и т.д.
Логистическая стратегия
Внешняя среда
Внутренняя среда
Стратегия более высокого уровня
Слайд 29Факторы, влияющие на выбор местоположения звена ЦП
Слайд 31Определение и основные задачи ФП в ЦП
ФП в ЦП –
часть стратегического планирования, при котором субъектом планирования является ФК, а
основным объектом – деятельность ФК в рамках стратегии ЦП.
Основные задачи:
1. Планирование спроса
2. Планирование мощности
3. Моделирование жизненного цикла
4. Планирование поставок в цепи
Слайд 32Планирование использования мощностей
Мощность ЦП – определяет максимальное кол-во товаров, которое
может быть доставлено конечным потребителям в заданное время.
Это важно т.к.
существуют ограничения по мощности.
Задача: Завод компании, занимающейся разливом жидкости по бутылкам имеет N=80тыс. л. в день, работает без выходных. Стандартные бутылки емк. 750мл наполняются напитками и отправляются на упаковочный участок. Ежедневно оттуда отправляется 20 000 уп., в каждой 12 бутылок., и работает 5 дн. В нед. Отуда отправляются на склад, транспортной компаннией, 8 грузовиков, каждый может перевозить по 300 упаковок и совершать 4 поездки в день, 7 дней в неделю. У компании 2 склада, каждый ихз которых может перерабатывать до 30тыс уп. в неделю. Далее местные доставки со склада, мелкими партиями, не ограничены.
Определить мощность и узкое место.
Слайд 33Решение задачи
1.Определение мощности каждого участка
А. 7*80000/0,75=746 666
Б. 5*12*20000=
1 200 000 б/нед
В. 8*300*4*7*12= 806 400
Г. 2*30
000*12= 720 000 б/нед
2. Узкое место – склад
3. Мощность 720 000 б/нед
4. Изменять мощность нужно в соответствии со спросом.
Завод
Упаковочный центр
Склад тр. компании
Склад
Фургоны конечной доставки
Слайд 34Способы корректировки мощности
Планирование М – это стратегическое планирование в случае
открытия нового склада и т.п., тактическое/операционное планирование или корректировка мощности.
Способы
корректировки мощности:
1. Управлять мощностью. Т.е. корректировать М в соответствии со спросом.
- аренда/лизинг доп. сооружений
- наем внештатного персонала
- использование внешних подрядчиков
- изменение скорости выполнения работ и т.п.
2. Управлять спросом, что бы он соответствовал мощности.
- изменение цены
- ограничение числа обслуживаемых потребителей
- маркетинговые усилия
Мощность во времени не постоянна:
-случайные колебания
-постоянные колебания – кривая обучения
Эти изменения могут происходить на протяжении длительного времени, могут быстро
Слайд 35Эффективность деятельности ЦП. Этапы определения. Экономический смысл
Алгоритм определения:
1. Доля затрат
каждого звена: Дзi=Зi/Зi
2. Для каждого звена в совокупной чистой прибыли
ЦП Дпj=Пj/Пj, Пj–чистая П jго звена
3. Коэффициент эффективности хоз. Деят-ти для каждого звена Кэi=Дпi/Дзj
4. Все коэффициенты ранжируются по 3. коэффициенту.
Показатель эффективности взаимодействия звеньев ЦП с поправкой на каждое звено:
Эзi=Rj/Rcpj, R–рентабельность Rcpj - средневзвешенная
Rj= Пj/Аj , Пj-прибыль j-го звена, Аj-актив
j=1 – для первого звена : Rcpj= 1/(n-2)*(R2/2+Ri+Rn/2)
j=2, 3, … , n-1 : Rcpj= 1/(n-2)*(R1/2+Ri+Rn/2-Ri)
j=n : Rcpj= 1/(n-2)*(R1/2+Ri+Rn-1/2 )
n-1
j=3
Эзi=Rj/Rcpj
n-1
j=2
n-2
j=2
Экономический смысл: если 1 из звеньев ЦП заменено единичным звеном, которое при расчетах всех интегральных показателей не оказывает влияния на общий показатель эффективности взаимодействия звеньев ЦП, то если интегральные показатели, рассчитанные без учета j-го звена выше, чем рассчитанные с его учетом, то : j-ое звено снижает интегральный показатель ЦП в целом
Слайд 36Спрос. Планирование. Прогнозирование
Слайд 37Варианты действий компаний при независимом спросе
1. Активная позиция: можно оказывать
влияние на спрос
а. Увеличить:
- Поощрять клиентов и влиять
на торговый персонал
- Распродажи товаров
- Снижение цен
б. Уменьшить:
- повысить цены
- Ослабление усилий по продвижению товаров
2. Пассивная позиция: простое реагирование на изменение спроса
Причины:
- итак работает на полную мощность
- дорогая рекламная компания
- правовые, этические, моральные, конкур. причины
Слайд 38Способы прогнозирования спроса
Группы методов:
1. Методы динамических рядов
- скользящая средняя
- экспоненциальная средняя
- расширенное сглаживание
- адаптивное сглаживание
-
прогнозирование спроса на ординальной шкале
2. Причинно-следственные методы
Основаны на регрессивной оценке объемов продаж по каждой единице хранения с учетом влияния независимых факторов.
Актуально для долгосрочных/интегрированных прогнозов
3. Качественные методы.
Ориентированы на суждения экспертов
- экспертный метод
- оценочный метод
- опросный метод
- маркетинговые исследования
- конференции