Разделы презентаций


Строение текста Стили речи

Содержание

(Не)притворная грусть; (не)выглаженное с вечера белье; (не)далеко, а близко; (не)известность; (не)брежно касаться; (не)наш человек; (не)три, а тридцать три.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Строение текста Стили речи

8 класс


Строение текста Стили речи 8 класс

Слайд 2(Не)притворная грусть; (не)выглаженное с вечера белье; (не)далеко, а близко; (не)известность;

(не)брежно касаться; (не)наш человек; (не)три, а тридцать три.

(Не)притворная грусть; (не)выглаженное с вечера белье; (не)далеко, а близко; (не)известность; (не)брежно касаться; (не)наш человек; (не)три, а тридцать

Слайд 3 Текст – единица речи.
ПРИЗНАКИ ТЕКСТА:

Заглавие (зависит от содержания).
Тема

(о чем этот текст?).
Основная мысль, идея (в чем нас убеждает?

).
Делимость на смысловые части: начало (то без чего текст не может существовать), основная часть (может делиться на более на более мелкие смысловые части), конец (последняя смысловая часть).
Смысловая и структурная связанность всех частей (раскрывается общая тема и идея).
Композиционная завершенность (обычно возвращает к заглавию или началу рассказа).
Стилистическое единство (художественный, разговорный, официально – деловой, научный, публицистический).


Текст – единица речи. ПРИЗНАКИ ТЕКСТА: Заглавие (зависит от содержания).Тема (о чем этот текст?).	Основная мысль, идея (в

Слайд 4ТИПЫ РЕЧИ



Описание

Повествование

Рассуждение


завязка

кульминация

развязка

тезис

доказательство

вывод

Описание, повествование, рассуждение могут объединяться в одном тексте.





ТИПЫ РЕЧИОписание           Повествование

Слайд 5 В текстах с цепной связью предложений мысль развивается по

цепочке: новое в первом предложении становится данным во втором, новое

во втором предложении становится данным в третьем и т.д. Например: Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийств, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это легкое имя: Пушкин. А. Блок

Д1 – Н1

Д2 – Н2

Д3 – Н3

В текстах с цепной связью предложений мысль развивается по цепочке: новое в первом предложении становится данным

Слайд 6Укажите новое во втором предложении. Что такое счастье?

Соучастие в добрых человеческих

делах. Н.Н.Асеева


Соучастие

Укажите новое во втором предложении.     Что такое счастье? Соучастие

Слайд 7В текстах с параллельной связью все предложения, начиная со второго,

конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении

Самое лучшее и дорогое


Родина.
Горе твое-
Это наше
горе,
Родина.
Правда твоя –


Это наша
правда,
Родина.
Слава твоя –
Это наша
слава,
Родина!

Р.И.Рождественский «Реквием»
В текстах с параллельной связью все предложения, начиная со второго, конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложенииСамое

Слайд 8


Параллельная связь предложений в тексте может быть особо подчеркнута, усилена

их одинаковым концом. Одинаковое начало нескольких соседних предложений называют анафорой,

одинаковую концовку – эпифоровой.



Прочитайте начало текста; продолжите его, используя параллельную связь предложений, усиленную анафорой. Запишите полученный текст.
Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за емким словом Отечество. Но все – таки можно сказать: Родина – это… . Это -… . Это - … .

Параллельная связь предложений в тексте может быть особо подчеркнута, усилена их одинаковым концом. Одинаковое начало нескольких соседних

Слайд 9Лексические средства связи предложений в тексте

Лексические средства связи предложений в тексте

Слайд 10Морфологические средства связи предложений в тексте

Морфологические средства связи предложений в тексте

Слайд 11Синтаксические средства

приложение

сравнительный оборот

Синтаксические средства приложение         сравнительный оборот

Слайд 12Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить

хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере,

чем даже внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова. Д.С.Лихачёв
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его

Слайд 13Стили речи

Стили  речи

Слайд 14Разговорный стиль речи
Форма и вид речи - устная (возможна письменная

- частная переписка)
Сфера общения - неофициальное непосредственное спонтанное общение в

быту, дома, в магазине, в транспорте
Функция - общение - обмен информацией, мыслями, впечатлениями
Жанры - бытовая беседа, воспоминания и др.
Особенности стиля - непринужденность, неофициальность, неподготовленность коммуникации; широкое использование неязыковых средств общения (жесты, мимика); особая роль интонационных средств; ситуативная прикрепленность; эмоциональность и оценочность
Языковые средства - обиходно-бытовая лексика и фразеология; эмоционально-экспрессивная лексика; широкое употребление частиц, междометий, вводных слов; короткие и неполные предложения, слова-предложения; повторы; ослабление и нарушение связи между частями предложений; бессоюзная связь и присоединительные конструкции; инверсия


Разговорный стиль речиФорма и вид речи - устная (возможна письменная - частная переписка)Сфера общения - неофициальное непосредственное

Слайд 15Научный стиль речи
Форма и вид речи – письменная (возможна и

устная); монолог
Сфера общения – научная деятельность
Функция – сообщение, разъяснение научной

информации, пропаганда научных сведений и достижений
Жанры – диссертация, монография, научная статья, реферат, доклад, учебник и учебная литература, научно-популярная литература
Особенности стиля – строгая логичность изложения; смысловая точность, отвлеченность и высокая степень обобщения; объективность
Языковые средства - употребление слов в прямом значении; терминология, абстрактная лексика; употребление причастий и деепричастий; вводные слова; сложные синтаксические построения; четкое построение абзацев
Научный стиль речиФорма и вид речи – письменная (возможна и устная); монологСфера общения – научная деятельностьФункция –

Слайд 16Официально - деловой
Форма и вид речи – письменная; монолог
Сфера общения

– общение органов государственной власти с гражданами, общение учреждений между

собой, общение граждан с учреждениями
Функция – сообщение
Жанры – законодательные документы (закон, кодекс, конституция, устав), дипломатические акты, служебная переписка между учреждениями и организациями, деловые бумаги (приказ, распоряжение, постановление, справка, характеристика, заявление, докладная записка, расписка, объявление и др.)
Особенности стиля – точность; стандартизованность, стереотипность; устойчивость и замкнутость; слабая степень индивидуализации стиля; широкое употребление клише и штампов; почти полное отсутствие экспрессивных речевых средств
Языковые средства - особая официальная и канцелярская лексика и фразеология; употребление слов и номенклатурных наименований в прямом значении; широкое использование условных сокращений, сложных союзов, производных предлогов, конструкций с отглагольными существительными, распространенных предложений с развернутой синтаксической связью
Официально - деловойФорма и вид речи – письменная; монологСфера общения – общение органов государственной власти с гражданами,

Слайд 17Публицистический
Форма и вид речи – письменная (возможна и устная);

монолог диалог полилог
Сфера общения – агитационно-массовая деятельность
Функция – воздействие с

целью агитации и пропаганды, т.е. формирование общественного мнения; сообщение (информирование граждан о событиях в стране и мире)
Жанры – очерки, статьи в СМИ (газетах, журналах, в интернете), дискуссии, политические дебаты и др.
Особенности стиля – логичность; образность; эмоциональность; оценочность; жанровое разнообразие
Языковые средства – общественно-политическая лексика и фразеология; частотны заимствованные слова (особенно англицизмы); эмоционально-экспрессивная лексика; разнообразие стилистического использования языковых средств: многозначность; эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и восклицания, лексические повторы, инверсия, синтаксический параллелизм, парцелляция

Публицистический Форма и вид речи – письменная (возможна и устная); монолог диалог полилогСфера общения – агитационно-массовая деятельностьФункция

Слайд 18Художественный стиль речи
Форма и вид речи – письменная; монолог, диалог.

полилог
Сфера общения – словесно-художественное творчество
Функция – воздействие, единство коммуникативной и

эстетической функций
Жанры – роман, повесть, рассказ, драма, трагедия, сказка и др.
Особенности стиля – широкое использование средств других стилей и средств нелитературных (просторечия, диалектов, жаргонов); широкое применение экспрессивных и изобразительных средств языка; поэтический синтаксис; индивидуализация стиля (стиль писателя)
Языковые средства – лексика эмоционально-экспрессивная и разговорная, просторечная, жаргонная; широкое употребление тропов и стилистических фигур: эпитеты, сравнения, метафоры, анафоры, антитезы, риторические вопросы, инверсии и др.

Художественный стиль речиФорма и вид речи – письменная; монолог, диалог. полилогСфера общения – словесно-художественное творчествоФункция – воздействие,

Слайд 19Какой это стиль?
Стандартные фразы (клише)
Устойчивые обороты
Отсутствие эмоциональной лексики, тропов
Обилие существительных,

обозначающих действие как предмет (в связи с поездкой, во избежание…,

по окончании…)
Употребление производных предлогов.

Официально-деловой

Какой это стиль?Стандартные фразы (клише)Устойчивые оборотыОтсутствие эмоциональной лексики, троповОбилие существительных, обозначающих действие как предмет (в связи с

Слайд 20 
В Российской Федерации признаются и

гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам

и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми?
«Вон человек, что скажешь ты о нем?» Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?»
Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле».
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
«Вон человек, что скажешь ты о нем?» - спросил я у товарища другого. «Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нем плохого?».
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать душевные силы, как тренируют и физические. Социальный долг человека – быть интеллигентным.
      В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина

Слайд 21Статья 17
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы

человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права

и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

(Конституция Российской Федерации)
 

Статья 17В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и

Слайд 22Какой это стиль?
Гражданская лексика
Эмоциональность (ирония, торжественность, гнев и пр.)
Оценочная лексика
Синонимия,

антонимия, бессоюзие, многосоюзие, фразеологизмы, антитеза
Литературные тропы (метафора, эпитеты, сравнения, оксюморон,

повторы, метонимия и пр.)
Риторический вопрос
Поговорки, пословицы,
Цитирование

Публицистический

Какой это стиль?Гражданская лексикаЭмоциональность (ирония, торжественность, гнев и пр.)Оценочная лексикаСинонимия, антонимия, бессоюзие, многосоюзие, фразеологизмы, антитезаЛитературные тропы (метафора,

Слайд 23 
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы

человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права

и в соответствии с настоящей Конституцией.
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми?
«Вон человек, что скажешь ты о нем?» Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?»
Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле».
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
«Вон человек, что скажешь ты о нем?» - спросил я у товарища другого. «Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нем плохого?».
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать душевные силы, как тренируют и физические. Социальный долг человека – быть интеллигентным.
  В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и

Слайд 24 Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия

не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования?

А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле».
Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.
Социальный долг человека – быть интеллигентным.
( Д.С. Лихачев)
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не

Слайд 25Какой это стиль?
Образность
Эмоциональность
Лиричность
Историзмы, архаизмы
Диалектизмы
Разговорная (в том числе, грубая) лексика
Тропы
Нарушение грамматических

норм

Художественный

Какой это стиль?ОбразностьЭмоциональностьЛиричностьИсторизмы, архаизмыДиалектизмыРазговорная (в том числе, грубая) лексикаТропыНарушение грамматических норм Художественный

Слайд 26 
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы

человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права

и в соответствии с настоящей Конституцией.
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми?
«Вон человек, что скажешь ты о нем?» Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?»
Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле».
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
«Вон человек, что скажешь ты о нем?» - спросил я у товарища другого. «Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нем плохого?».
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. Социальный долг человека – быть интеллигентным.
  В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и

Слайд 27«Вон человек, что скажешь ты о нем?»
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я

с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?»

«Вон

человек, что скажешь ты о нем?» -
Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком не знаком,
Что я могу сказать о нем плохого?»

Р. Гамзатов.

«Вон человек, что скажешь ты о нем?»Ответил друг, плечами пожимая:«Я с этим человеком не знаком,Что про него

Слайд 28Какой это стиль?
Специальная лексика
Термины
Точность в передаче мысли
Отсутствие эмоциональности, экспрессии
Обилие сложносочиненных/

сложноподчиненных предложений, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов
Научный

Какой это стиль? Специальная лексикаТерминыТочность в передаче мыслиОтсутствие эмоциональности, экспрессииОбилие сложносочиненных/ сложноподчиненных предложений, причастных и деепричастных оборотов,

Слайд 29 Вода – хороший растворитель. Это связано

с молекулярным строением воды и вытекающими отсюда ярко выраженными электрическими

свойствами молекул. Тело, оказавшееся в воде, очень чувствует эти свойства. На поверхности тела чрезвычайно ослабляется молекулярное притяжение. Настолько, что это притяжение уже не может сопротивляться ударам молекул друг о друга при их тепловом движении. Атомы или молекулы начинают постепенно отрываться от поверхности тела и переходить в воду. А это и есть процесс растворения. (По В. Келлеру)
Вода – хороший растворитель. 	Это связано с молекулярным строением воды и

Слайд 30Использованные материалы:
1.А.Г. Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку:

планирование занятий, организация урока, система упражнений. – М.: Педагогический университет

«Первое сентября», 2007.
2. ЕГЭ-2008: Русский язык. Репетитор / И.П. Цыбулько, С.И. Львова. - М.: Эксмо, 2008.
3. Н.А. Сенина. Русский язык. ЕГЭ – 2007. Вступительные экзамены. - Р/Д: Легион, 2006.
4. И.Б. Голуб. Стилистика русского языка. – М.: Рольф, 2001.
5. Н.С. Валгина. Теория текста. – М.: Логос, 2004.
6. А.Я. Кузьма, О.В. Неупокоева, К.В. Прохорова. Русский язык. Комплексная подготовка к Единому государственному экзамену. – М.: Айрис-пресс, 2007.
7. В.И. Капинос и др. развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
8. Е.И.Никитина. Русская речь: учеб. Пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. сред.шк. – М.: Просвещение, 1992.
Использованные материалы:1.А.Г. Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. –

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика