Слайд 1Образование как социальный феномен
Слайд 2Образование -
единый процесс физического и духовного становления личности, процесс
социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные
в общественном сознании социальные эталоны.
Слайд 3 Образование есть прежде всего социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс
воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Слайд 4 Архаичный тип образования - образование носит общественный характер, поскольку оно
осуществлялось в процессе повседневной социальной, прежде всего производственной, жизни.
Слайд 5 Переход от неинституциональной социализации к институциональной.
Образование осуществляется с помощью обучения
и воспитания в приспособленных для этих целей учреждениях.
Слайд 6XX век – «Образовательный взрыв».
Образование стало необходимым условием воспроизводства рабочей
силы. Человек, не имеющий образовательной подготовки, сегодня фактически лишен возможности
получить современную профессию.
Слайд 7Образование как социальное явление
- относительно самостоятельная система, функцией которой
является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение
определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.
Слайд 8Функции образования
Функция воспроизводства — направлена на воспроизводство культуры, общественного опыта
и способов деятельности в новых поколениях людей.
Функция развития — направлена
на развитие, как личности человека, так и общества в целом.
Слайд 9Цели образования
Традиционная парадигма - формирование у обучаемого знаний, навыков и
умений, приобщения человека к культуре, подготовка его к труду.
Гуманистическая
парадигма - раскрытие индивидуального творческого потенциала личности.
Слайд 10Цели образования
По отношению к учебному заведению, образовательной системе
подготовка носителей
социальных функций, способных обслуживать современное производство.
По отношению к личности
обучаемого следует выделить:
раскрытие индивидуальных задатков личности;
приобщение обучаемого к мировой и национальной культуре;
ценностное воспитание и развитие мировоззрения;
физическое и валеологическое воспитание;
общая и профессиональная подготовка к трудовой деятельности;
выведение личности на уровень самовоспитания и саморазвития.
Слайд 11Государственные ценности образования
Идеалы ценностей гражданского общества
Патриотизм, основанный на принципах гражданской
ответственности и диалоге культур
Ценности безопасности (личностной, социальной, государственной)
Гражданская идентичность
Национальное согласие
по основным этапам становления и развития страны
Семейные ценности
Ценность человеческой жизни
Слайд 12Общественные ценности образования
человек как субъект культуры, собственной жизни и индивидуального
развития
образование как культурно развивающая среда
творчество и диалог как способы существования
и саморазвития человека в культурно-образовательном пространстве
Слайд 13Личностные ценности образования
инициативность и нацеленность на приобретение новых компетенций
готовность и
способность к технологическим, организационным, социальным инновациям
сотрудничество и взаимная ответственность
креативность
критическое мышление
высокая
социальная активность и компетентность в осуществлении социальных
взаимодействий
информационная грамотность
Слайд 14Ключевые компетенции 21 века
творческое мышление;
критическое мышление;
коммуникация;
сотрудничество.
Результат образовательной деятельности -
формирование ключевых компетентностей.
Слайд 16Содержание образования
Содержание образования (обучения, учебного процесса) — четкая система знаний,
умений, навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения.
Учебный предмет — это часть социального опыта (человеческой культуры), выделенная по определенным признакам, чаще всего принадлежности к определенному классу явлений.
Слайд 17Непрерывное образование
философско-педагогическая концепция, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий
всю жизнь человека;
аспект образовательной практики, представляющий её как непрекращающееся
целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы;
принцип организации образования, образовательной политики.
Слайд 18Функции непрерывного образования
диагностическая (установление начального уровня подготовленности в той или
иной области знаний),
компенсаторная (восполнение пробелов в базовом образовании);
адаптивная
(оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся производственной и социальной ситуации);
развивающая (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста);
культурологическая.
Слайд 19Этапы непрерывного образования
обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению
в самостоятельную жизнь (детско- юношеское образование);
учебная деятельность в период
взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности (образование взрослых).
Слайд 20Принципы непрерывного образования
принцип гуманизации;
принцип индивидуализации;
принцип дифференциации;
принцип гуманитаризации;
принцип демократизации;
Слайд 21Принципы непрерывного образования
принцип интеграции
горизонтальная интеграция: дом – соседи – местная
социальная сфера – общество – мир труда – средства массовой
информации – рекреационные, культурные, религиозные организации и т.д.; между изучаемыми предметами; между различными аспектами развития человека на отдельных этапах жизни;
вертикальная интеграция: между отдельными этапами образования; между разными уровнями и предметами внутри отдельных этапов; между разными социальными ролями, реализуемыми человеком на отдельных этапах жизненного пути; между различными качествами развития человека;
Слайд 22Принципы непрерывного образования
всеобщий характер;
преемственность между различными ступенями образования и
разными направлениями формирования личности;
взаимосвязь общего и профессионального образования;
политехническое
образование, дополняемое подготовкой на производстве, обеспечение возможности переквалификации;
Слайд 23Принципы непрерывного образования
открытость и гибкость системы образования: свобода выбора профиля
обучения и возможность воспользоваться услугами системы образования в любом возрасте;
релевантность (связь с жизнью индивида профессиональной и социальной деятельностью).
Слайд 24Структура непрерывного образования
Слайд 26ОД-игра
Организационно-деятельностная игра (проблемно-деловая) - это разновидность операциональных игр, форма активного обучения
разрешению проблемных ситуаций посредством моделирования когнитивной исследовательской и организации социально-производственной
деятельности. Поэтому другим названием оргдеятельностных игр является термин проблемно-деловые.
В отличии от деловой игры, целью которой является решение актуальной практической задачи, цель организационно-деятельностные игры - решение теоретической или практической проблемы, заданной в рамках конкретной ситуации.
Слайд 27СПТ
Социально-психологический тренинг (СПТ) - активный групповой метод, направленный на усовершенствование и развитие
установок, навыков и знаний межличностного общения