Слайд 1Структура контракта об аутсорсинге
К.э.н, Доцент кафедры утбис клычева Н.А.
nalarkova@mail.ru, ауд. 1419
Слайд 2 Договор аутсорсинга
Юридический документ, регулирующий отношения аутсорсера и организации-заказчика.
Договор
является документом, который включает в себя согласованные механизмы обеспечения исполнения
обязательств сторон.
Его разработка может основываться на статье 421 Гражданского Кодекса РФ (глава 27), в которой определяется, что "граждане и юридические лица свободны в заключении договора… Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами… Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами". Таким образом, содержание аутсорсингового договора зависит от воли сторон, его заключающих. Условия заключенного договора определяют права, ответственность и обязанности обеих сторон.
В зависимости от предмета договора могут применяться и другие формы договоров. Например, смешанный договор, регламентированный п. 3. ст. 421 ГК РФ: "стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор)".
Слайд 3 Содержание аутсорсингового договора
Слайд 4 Содержание аутсорсингового договора
Слайд 5Передача активов
Содержание разделов контракта
Существует два основных типа контрактов:
передача
активов
предоставление услуг.
Контракт на предоставление услуг определяют долгосрочные
отношения между сторонами, в то время как контракт на передачу активов предполагает одноразовую передачу активов, после чего контракт фактически заканчивает свое действие.
Рекомендации для укрепления позиции потребителя услуг при обновлении действия контракта.
При первичном заключении в контракте могут быть прописаны условия, накладывающие некоторые обязательства на компанию – поставщика не пользоваться преимуществами своего положения в случае не возобновления соглашения.
Такими мерами могут быть обязательства о переобучении персонала компании – потребителя или гарантии разработки стандартной ИС для замены существующей собственной разработки, переданной поставщику в виде активов.
Слайд 6Условия передачи подразделений
Содержание разделов контракта
Дата и время,
когда в распоряжение поставщика услуг перейдут собственность, оборудование, материалы, другие
активы, лицензии на программное обеспечение, интеллектуальная собственность и персонал, а также условия, при которых произойдет эта передача.
Процедура заключения альтернативных соглашений и определения стороны, принимающей на себя все расходы, на тот случай, если возникнут какие-то непредвиденные затруднения, связанные с вышеупомянутой передачей. Проблемы могут возникнуть в связи с тем, что при составлении контракта недостаточное внимание уделялось правам собственности, например, на программное обеспечение и оборудование, принадлежащее третьей стороне.
Информация об обязанностях и затратах, которые должен будет нести поставщик услуг в течение срока действия контракта.
Информация об обязанностях и затратах, которые должен будет нести клиент в течение срока действия контракта.
Слайд 7Описание услуг, которые будут предоставляться во время передачи подразделений
Содержание
разделов контракта
Соглашения, касающиеся подготовки переводимого персонала, в том числе его
обучения и консультаций, а также всех аналогичных услуг, которые будут: предоставлены работникам, остающимся с клиентом. Необходимо также подробно описать все соглашения о передаче списков сотрудников и платежных ведомостей. Как правило, устанавливается день до окончания передачи подразделений, к которому эти задачи должны быть выполнены. В идеале, их нужно выполнить как можно быстрее, чтобы решить все проблемы еще до завершения этапа передачи подразделений.
Подробное описание предоставляемой поставщиком услуги, соглашения об уровне обслуживания (SLA) и механизмов отчетности.
Подробная информация об установленных критериях качества обслуживания и ставках, на основе которых будут рассчитываться суммы взысканий и/или вознаграждений.
Слайд 8Описание услуг, которые будут предоставляться во время передачи подразделений
Содержание
разделов контракта
4. Детальная информация, в том числе даты начала и
окончания всех специальных проектов, которые необходимо реализовать во время передачи подразделений. К таким проектам может, например, относиться внедрение новой системы ERP. В качестве ориентировочной стоимости проекта обычно берется "золотая середина" между максимальным и минимальным уровнем затрат; иногда могут применяться взыскания или вознаграждения, в зависимости от результатов выполнения проекта.
5. Информация о затратах и консультациях, необходимых для проведения определенной работы, например реорганизации, во время передачи подразделений. Обычно стоимость таких консультаций приводят отдельно от стоимости консультаций, необходимых на других этапах реализации соглашения или при выполнении специальных проектов.
6. Обязательство со стороны поставщика, в том случае, если какая-либо из оговоренных услуг будет передана на выполнение субподрядчикам, взять на себя полную ответственность за их действия и гарантировать неизменный уровень эффективности.
7. Если клиент хочет оставить за собой право запрещать принимать на работу каких-либо служащих, следует включить в соглашение пункт, объясняющий, какие права есть у клиента в отношении персонала.
Слайд 9Обязательства перед персоналом
Содержание разделов контракта
Поставщик следит за тем, чтобы
все обязательства по отношению к персоналу, о которых стало известно
после передачи подразделений, но относящиеся к периоду, предшествующему передаче, лежали на клиенте, независимо оттого, знал ли он об их существовании.
Важно, чтобы были полностью ясны все обязательства по урегулированию вопросов об увольнении сотрудников. Как правило, клиент решает такие вопросы до начала передачи подразделений. Если необходимость в увольнениях возникла после начала переговоров, желательно подробно описать все предпринятые действия и устранить любые неясности по поводу обязательств перед сотрудниками.
Переводимых сотрудников необходимо письменно проинформировать о новых сроках и условиях их работы, подробно описав все произошедшие изменения. В контракте должно быть положение, предусматривающее выполнение этого мероприятия, а также какие-либо гарантии персоналу (срок занятости или условия работы).
Слайд 10Интеллектуальная собственность
Содержание разделов контракта
Во многих контрактах огромное внимание уделяется
вопросу интеллектуальной собственности. Это вполне естественно, поскольку и клиент, и
поставщик услуг скоро будут пользоваться интеллектуальной собственностью друг друга, и кроме того, очень важно, будут ли они вместе владеть всеми новыми разработками.
Обычно стороны соглашения не платят друг другу за права на интеллектуальную собственность. Однако в том случае, когда такие права принадлежат какой-либо третьей стороне, необходимо позаботиться о том, чтобы не нарушать условия существующих соглашений и лицензий.
Слайд 11Гарантии поставщику
Содержание разделов контракта
Организация-клиент обязуется бесплатно предоставлять
поставщику услуг необходимую документацию, специализированные консультации и все остальное, что
потребуется ему для выполнения своих обязательств.
Организация-клиент гарантирует точность предоставляемой информации, на основе которой поставщик услуг составляет свое предложение. Сюда, в частности, относится информация о владельцах организации, сведения о состоянии всех относящихся к делу активов, в том числе интеллектуальной собственности, такой как лицензии на программное обеспечение, а также финансовая отчетность и сведения о выплатах переведенному персоналу.
На время реализации соглашения организация-клиент обязуется предоставить сотрудников и менеджеров, обладающих необходимыми навыками, которые будут работать в тесном контакте с поставщиком услуг, а также обеспечить приемлемые условия работы для персонала поставщика.
Организация-клиент обязуется возместить все убытки, понесенные поставщиком вследствие нарушения клиентом вышеперечисленных пунктов соглашения.
Организация-клиент согласна с тем, что если на работу поставщика услуг повлияло серьезное нарушение клиентом одного из вышеперечисленных пунктов, то поставщик имеет право пересмотреть условия договора или, в качестве крайней меры, расторгнуть соглашение.
Слайд 12Конфиденциальность
Содержание разделов контракта
Стороны соглашения, их персонал и агенты не
должны разглашать основные элементы контракта. Это требование может распространяться также
на несколько лет после окончания срока действия первоначального контракта.
Слайд 13Право на надзор
Содержание разделов контракта
Часто клиентам необходимо через определенные
промежутки времени приезжать на предприятие поставщика и инспектировать различные виды
работ, поэтому соответствующее право нужно оговорить в контракте. Не следует отказывать клиенту в проведении целесообразных осмотров, хотя поставщик может потребовать предварительного письменного уведомления перед визитом на предприятие представителей клиента, которые могут проводить любое обследование, в том числе внутреннюю ревизию. Иногда поставщики услуг включают в контракт пункт, позволяющий им взимать плату за дополнительную и ненужную работу вследствие слишком частых визитов клиента.
Нельзя вносить никаких изменений в права доступа внешних аудиторов, которое сохраняется в том же виде, в котором оно было до заключения договора об аутсорсинге.
Слайд 14Ограничение ответственности
Содержание разделов контракта
Как правило, обе стороны соглашения заинтересованы
в ограничении их ответственности. Обычно они договариваются о том, что
все проблемы нужно решать сообща, по возможности избегая денежного штрафа для наказания ответчика. Виновная сторона должна иметь как можно больше возможностей для исправления ситуации, а другой стороне следует уменьшить сумму убытков, понесенных виновной стороной.
В некоторых контрактах также есть пункт, определяющий срок, в течение которого должны быть предъявлены все претензии. Такой срок обычно начинается с того момента, когда обе стороны признают наличие проблемы.
Слайд 15Другие обязательства
Содержание разделов контракта
Иногда работа, предусмотренная соглашениями об аутсорсинге,
выполняется в помещении, принадлежащем поставщику услуг. В этом случае в
контракте должен присутствовать пункт об обеспечении поставщиком всех необходимых мер безопасности. Если помещение, в котором будет проводиться работа, принадлежит организации-клиенту, в контракт может быть включен пункт, запрещающий поставщику услуг без предварительного уведомления менять что-либо в здании. Если соглашением предусмотрена сдача в аренду или продажа помещений поставщику услуг, клиент, вероятно, должен выработать план действий на тот случай, если соглашение придется расторгнуть, и включить в контракт соответствующие положения.
В контракте обычно есть пункт, обязывающий все заинтересованные стороны, в том числе дочерние компании и субподрядчиков, соблюдать все установленные законом предписания, такие как санитарные нормы и требования безопасности, распоряжения муниципальной власти, законы страны и нормы международного права, имеющие отношение к данной ситуации, а также любые правила, установленные клиентом. Все необычные правила и предписания, связанные с деятельностью клиента, следует обсудить уже на самых ранних этапах переговоров.
Слайд 16Другие обязательства
Содержание разделов контракта
Иногда работа, предусмотренная соглашениями об аутсорсинге,
выполняется в помещении, принадлежащем поставщику услуг. В этом случае в
контракте должен присутствовать пункт об обеспечении поставщиком всех необходимых мер безопасности. Если помещение, в котором будет проводиться работа, принадлежит организации-клиенту, в контракт может быть включен пункт, запрещающий поставщику услуг без предварительного уведомления менять что-либо в здании. Если соглашением предусмотрена сдача в аренду или продажа помещений поставщику услуг, клиент, вероятно, должен выработать план действий на тот случай, если соглашение придется расторгнуть, и включить в контракт соответствующие положения.
В контракте обычно есть пункт, обязывающий все заинтересованные стороны, в том числе дочерние компании и субподрядчиков, соблюдать все установленные законом предписания, такие как санитарные нормы и требования безопасности, распоряжения муниципальной власти, законы страны и нормы международного права, имеющие отношение к данной ситуации, а также любые правила, установленные клиентом. Все необычные правила и предписания, связанные с деятельностью клиента, следует обсудить уже на самых ранних этапах переговоров.
Слайд 17Структура контракта
Содержание разделов контракта
Имена и адреса сторон,
даты начала и окончания срока действия контракта, а также точное
описание тех видов деятельности клиента, которые затрагивает соглашение об аутсорсинге.
Инструкции и, если необходимо, правила для руководства переводимого подразделения, а также описание обязанностей каждого менеджера. Cледует предусмотреть возможные разногласия по вопросам управления между сторонами и выработать правила поведения в таких ситуациях.
Подробное описание и технические характеристики всех подразделений, затрагиваемых данным соглашением, как переводимых в организацию поставщика, так и остающихся в организации клиента.
Подробное объяснение всех особо оговоренных условий выхода из контракта, а также все заранее обусловленные сроки окончания проекта при преждевременном разрыве соглашения.
Сведения о том, как клиент собирается проводить эталонное тестирование предоставляемых услуг, и дата его проведения.
Дата, до которой должны начаться переговоры о продлении реализуемого соглашения.
Сведения о любом соглашении, предусматривающем распределение риска и/или прибыли.
Пути решения проблем, которые могут возникнуть под действием внешних факторов, например изменений в законодательстве, и повлиять на реализацию соглашения.
Описание всех выплат и компенсаций, причитающихся поставщику услуг и клиенту
Слайд 18Ценообразование
Содержание разделов контракта
схемы ценообразования
Слайд 19Ценообразование в мировой практике
Содержание разделов контракта
Фиксированный гонорар:
включает все затраты по оказанию услуг плюс удельная прибыль за
весь срок действия соглашения, которая обычно разделяется на равные квартальные выплаты.
Гонорар по количеству операций: установленная цена за совершение одной операции, умножаемая на количество таковых, осуществленных за данный период.
Гонорар по объему вложенных средств и усилий плюс гонорар по количеству операций: базовый гонорар покрывает затраты на оказание отдельных услуг (консультирование, интеграция), в то время как сам процесс оплачивается по количеству совершенных операций.
Гонорар по объему вложенных средств и усилий плюс гонорар по количеству пользователей: базовый гонорар покрывает затраты на оказание отдельных услуг; сам процесс оплачивается по количеству пользователей.
Разделение рисков/бонусов: разновидность фиксированного гонорара и/или гонорара по количеству операций. Провайдер получает бонус за перевыполнение поставленных задач, каковые рассчитываются на основании установленной шкалы, или штрафуется в случае неспособности выполнить поставленные перед ним задачи.
Гонорар по полученным результатам: провайдер получает часть стоимости, созданной благодаря осуществлению проекта или оказанным услугам, например процент от увеличившейся прибыли или сэкономленных средств.
Установление цены на основании "открытых книг": равна точной сумме затрат на оказание услуг плюс согласованная ранее удельная прибыль. Клиент и провайдер договариваются о полном раскрытии всей финансовой информации.
Инвестиции в создание совместного предприятия: клиент и провайдер создают новую компанию по оказанию услуг, что предполагает также отношения равных партнеров. Инвестиции партнеров в совместное предприятие могут иметь форму взносов в капитал, предоставляемого персонала, знаний или других активов.
Слайд 20Ценообразование в мировой практике
Содержание разделов контракта
В России
отсутствуют отраслевые стандарты ценообразования на услуги ИТ-аутсорсинга. Большинство поставщиков используют
"затратный" метод ценообразования, также применяются фиксированные тарифы на услуги ИТ-аутсорсинга и средние рыночные цены.
Выбор организацией определенной схемы ценообразования определяется видом услуг, целями аутсорсинга и типом взаимоотношений, которые предполагается построить с поставщиком аутсорсинговых услуг. При выборе соответствующей модели ценообразования рекомендуется провести моделирование альтернативных ценовых моделей, проанализировать ценовую модель в долговременной перспективе и оценить последствия принятия конкретной ценовой модели.
Слайд 21Условия и порядок оплаты
Содержание разделов контракта
Формы оплаты
фиксированная,
переменная,
комбинированная,
оплата по конечным результатам.
Установление фиксированной платы за некоторые информационные
услуги является общепринятой отраслевой практикой и чаще используется для оплаты разовых услуг, связанных с конкретным проектом.
Слайд 22Условия и порядок оплаты
Содержание разделов контракта
Формы оплаты
Установление минимальной фиксированной
платы не всегда выгодно для потребителя услуг, поскольку ее величина
связана с ценностью приобретаемых провайдером активов, необходимых для обеспечения компании – потребителю аутсорсинга услуг. Провайдер аутсорсинга ожидает получение от этих активов разумной прибыли, и минимальная плата должна гарантировать ему минимальную приемлемую прибыль
В случаях, когда сложно прогнозировать затраты рекомендуется договор о прямой оплате предоставления услуг. При использовании варианта оплаты по конечным результатам размер платы определяется на основании реализуемой чистой прибыли, например, от развертывания новых услуг.
Слайд 23Условия и порядок оплаты
Содержание разделов контракта
Помимо формы оплаты в
контракте должна быть указана дата начала выплат. Следует описать процедуры
выставления счетов-фактур и оговорить условия оплаты, а также упомянуть о любых соглашениях, предусматривающих возможность повышения оплаты на протяжении срока действия контракта, при этом указать индекс инфляции или другой показатель, на основе которого будет повышаться оплата.
Как бы тщательно ни было спланировано соглашение, во время его реализации поставщику придется предоставлять дополнительные услуги, не предусмотренные вначале. На этот случай в соглашение включают пункт с формулой, по которой можно будет рассчитать стоимость подобных услуг для клиента.
Поставщик услуг обычно просит добавить в соглашение пункт, устанавливающий срок, в течение которого, по предъявлении соответствующих квитанций и деклараций, должны быть оплачены понесенные им расходы. К ним, в основном, относятся затраты (например, дорожные расходы и затраты на коммунальные услуги), которые раньше несли сотрудники организации-клиента, работавшие в подразделении, впоследствии переведенном к поставщику услуг.