Слайд 1Бактерии — друзья и враги
Конспект занятия по познанию окружающего мира
Слайд 2Презентация совместной деятельности педагога с детьми
Старший дошкольный возраст
Воспитатель ГБДОУ «Детский сад № 30»
Холодова Наталья Владимировна
Слайд 3
Цель: сформировать у детей элементарные представления о бактериях, о
болезнетворных микробах, о пользе и вреде бактерий, о том, как
можно защитить себя от болезнетворных микробов.
Слайд 4Под музыку в группу вылетают микробы.
Мы заразные микробы
Любим мы детей
пугать.
А особенно детишек
Мы умеем заражать —
Заражать, заражать,
Всех детишек заражать.
1-й микроб. Здравствуйте,
детишки. Ой, какие вы хорошие, умные! Как вам живётся, как ваши животики, носики? Ха-ха-ха!
В. Вы зачем сюда пришли?
2-й микроб. Мы ваши друзья — микробы.
1-й микроб.
Я — вирус. Я вызываю грипп и простуду.
Ох, я вирус-невеличка,
Безобидный я такой.
Я как тоненькая спичка,
Подружись-ка ты со мной.
(Обнимает детей, гладит их, чихает.)
2-й микроб.
Я — бацилла.
Я бацилла молодая,
Я болезнь распространяю.
Стоит мне лишь зачихать —
Уложу я всех в кровать.
Все вместе мы — микробы.
Пейте все сырую воду —
Мы в сырой воде живём.
И не мойте свои ручки —
Вот тогда мы к вам придём
И заразу принесём. Ха-ха-ха!
(Подходят к детям и стараются их заразить.)
Слайд 5В. Скорее надо позвонить по номеру 03. (Звонит.) Доктор Айболит, спасите
нас от микробов!
(Приезжает Доктор Айболит.)
Доктор Айболит. Что
случилось? А, старые знакомые! (Микробы дрожат и убегают.) Не бойтесь, ребята, я вам помогу, но прежде я расскажу вам о бактериях.
Слайд 6Рассказ Доктора Айболита.
Бактерии —
очень маленькие живые существа. Их нельзя увидеть глазами, а можно
рассмотреть только в микроскоп. Некоторые бактерии полезны. В природе они разрушают мёртвые растения. Осенью осыпаются листья деревьев и кустарников. Падают на землю гнилые стволы старых деревьев. Засыхает трава. Бактерии-санитары всё это превращают в перегной, а перегной удобряет почву. Другие бактерии живут в почве. Они снабжают растения нужными веществами. С помощью особых пищевых бактерий получают кефир и сметану. Но есть и бактерии, которые приносят вред человеку. Они поселяются на продуктах питания и портят их. Много бактерий на грязной коже. Они проникают в организм вместе с едой, водой и воздухом и вызывают различные заболевания. Такие бактерии называются болезнетворными микробами.
Слайд 7 Бактерии существуют везде и
всюду: в пище, которую мы едим, особенно
если
она готовилась в грязной посуде; на немытых овощах и фруктах. Ещё больше их в воздухе, которым мы дышим, особенно в пыльном, непроветриваемом помещении. Бактерии можно найти на всех предметах, с которыми мы соприкасаемся: на ручках дверей, на поручнях автобусов, на листах книг, тетрадей. Бактерии очень быстро размножаются. Их могут погубить холод, сухое помещение, солнечный свет, чистота, отсутствие «пищи».Пути заражения болезнетворными бактериями. Каждый больной распространяет вокруг себя большое количество болезнетворных бактерий. Во время чихания капельки изо рта разбрызгиваются на 4—5 метров, при кашле — на 6—8 метров! Можно заразиться через воздух, через рукопожатие.
Заражение может произойти и через вещи больного: посуду, полотенце, книги, одежду, игрушки. Переносчиками микробов могут служить собаки, кошки, мыши, крысы, мухи, комары.
Раны, ссадины, другие повреждения кожи — это «ворота», через которые микробы протекают в наш организм.
Переносят микробы немытые овощи и фрукты.
Слайд 8Любопытные факты.
Чаще всего у нас грязнятся руки. Вместе с
грязью, пылью на руках скапливается много заразных микробов. С рук
они переносятся на лицо, глаза, губы, попадают в рот. Через грязные руки к людям попадают глисты и другие микробы.
Ещё больше микробов скапливается под ногтями, на лице. От них могут загноится и заболеть глаза. В волосах скапливается много пыли и микробов.
Слайд 9Сюжетная игра «Составь плакат».
Дети делятся на две
команды. Одной команде необходимо составить плакат «Как передаются болезнетворные микробы»,
другой — «Как защитить себя от микробов». Карточки для оформления плакатов: небольшие карточки (10×15) с изображением крысы, комара, кошки, собаки, грязного яблока, грязных рук, кашля, чихания, тарелки, полотенца; носовой платок, мыло, шампунь, струя воды из-под крана, чистое яблоко, чистые руки, полотенце, посуда, книга, открытая форточка, солнце, снежинка.
Воспитатель вместе с детьми и с помощью карточек ещё раз повторяют, как передаются микробы и как от них можно защититься.
Доктор Айболит.
Молодцы, ребята. Теперь я за вас не боюсь. До свидания.
Слайд 10(Выходят ребята.)
1-й ребёнок.
Ты почаще свои окна открывай,
Про уборку никогда не
забывай,
Дружи с мочалкою и мылом,
Грязи шанса не давай!
2-й ребёнок.
Умывайся, чисти
зубы. Будь здоров
И не бойся наших добрых докторов.
Ты все прививки делай смело,
Если хочешь быть здоров!
3-й ребёнок.
Умывайся, если хочешь быть здоров,
Закаляйся — и не надо докторов.
Борись с микробами и пылью —
Будешь ты всегда здоров!
Слайд 11Песня «Микробы и мыло»
Микробы и мыло
По воздуху летают.
Микробы, микробы,
На кожу
попадают.
Микробы, микробы
Сквозь ссадины и ранки
Стремятся спозаранку
Проникнуть в нас.
Микробы, микробы!
Припев:
Мойте руки
с мылом,
Мылом белым,
Пропадут микробы навсегда.
Защищают тело, тело, тело
Солнце, воздух, мыло и вода.
Вода, вода, да-да, да-да!
Когда ты друг чихаешь,
Невольно, невольно
И рот не прикрываешь,
Невольно, невольно,
Микробы вылетают,
Вокруг всех заражают,
Они тобой довольны, довольны.
Припев: тот же.
Исполнение песни сопровождается
соответствующими имитационными движениями.