Слайд 1Структура личности
К.К. Платонова
Слайд 2Определение личности
К.К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е.
систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов
и связей между ними, при сохранении функции
Слайд 3Константи́н Константи́нович Плато́нов (1906—1984)
советский психолог, доктор психологических наук и доктор медицинских наук,
профессор. Внук психиатра Ивана Яковлевича Платонова и сын гипнотерапевта Константина Ивановича Платонова.
Автор
более 300 публикаций, переведенных на 21 язык («Человек в полёте», «Психология летного труда», «Проблема способностей», «О системе психологии», «Психология религии», «Занимательная психология», «Система психологии и теория отражения», «О системе психологии», «Краткий словарь системы психологических понятий», «Краткий психологический словарь-хрестоматия» и др.). Структура и развитие личности. М., 1986.
Слайд 4Платонов К.К.
1. Врач по образованию, закончил Харьковский мединститут.
2. Прошёл
всю войну от Сталинграда до Берлина в составе 16воздушной армии
в качестве врача
3. Создал первую в стране
самолёт-лабораторию для исследования
лётных навыков
4. Занимался исследованиями
в области психологии труда
Слайд 5Автор, известный психолог Константин Константинович Платонов, написал эту книгу… в
больничной палате, где он лежал после инсульта. Написал увлекательно и
просто, с большим количеством примеров, описаний необычных опытов, удивительных экспериментов. В ней сотни коротких рассказов-заметок, охватывающих три области: сознание, личность, деятельность. «Такие психические процессы, как сознание, ощущение, восприятие, представление, мышление, эмоции, воля, – говорил Платонов, – не даются человеку раз и навсегда готовыми, неизменными. Человек должен их активно развивать, помогая всестороннему расцвету личности».Книга выдержала несколько изданий и переведена на 18 языков мира.Издание 5-е, исправленное.
Слайд 6К.К. Платонов Занимательная психология
Константин Константинович Платонов, написал эту книгу… в
больничной палате, где он лежал после инсульта. Написал увлекательно и
просто, с большим количеством примеров, описаний необычных опытов, удивительных экспериментов. В ней сотни коротких рассказов-заметок, охватывающих три области: сознание, личность, деятельность.
Слайд 8Критериями выделения подструктур являются:
1) отношение биологического и социального;
2) внутренняя близость
черт личности;
3) особый, основной вид формирования;
4) объективно существующая неиерархическая зависимость
этих подструктур;
5) исторически сложившееся описание подструктур личности.
Слайд 9Критерии формирования подструктур
Первая подструктура формируется путем воспитания,
вторая — обучения,
третья — упражнения,
4-я — тренировки.
Взаимодействие этих специфических для каждой
подструктуры видов формирования определяет индивидуальные особенности личности.
Слайд 101. Подструктура направленности и отношений личности
проявляются в виде моральных черт.
Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому
она может быть названа социально обусловленной. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение. Все это – формы проявления направленности, в которых проявляются отношения личности
Слайд 11Компоненты направленности личности
Влечение Не полностью осознанное стремление к достижению чего-либо, неосознаваемая
потребность
Желание Потребность, четко осознаваемая человеком
Стремление Желание, в котором присутствует волевой компонент, то
есть готовность к преодолению препятствий
Идеал Образ, являющийся воплощением совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида
Ценности Предметы пли явления окружающей действительности, особо значимые для человека (семейные, материальные, статусные и другие ценности)
эмоциональных переживаний и волевых устремлений
Слайд 12Установка Готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она
проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению
индивида
Цель Желаемый и представляемый в сознании результат конкретной деятельности человека
Мировоззрение Система взглядов и представлений о мире, обществе, природе, самом себе (различают религиозное, политическое, экономическое; этическое и другие виды мировоззрения)
Убеждение Высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностями ориентациями на фоне
Слайд 13Выделяют три основных вида направленности личности: общественная, деловая и личная.
Общественная
направленность имеет место, если мысли и поступки человека в основном определяются
потребностью в общении и для него важно поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе или учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, но его больше интересует сам процесс общения, чем конечный результат работы. Нередко такие люди, несмотря на видимую повышенную активность, не только не способствуют, но даже мешают достижению цели организации, создавая ненужную суету и отвлекая других работников от их прямых обязанностей.
Слайд 14Деловая направленность отражает приоритет мотивов к достижению профессиональных целей, увлечение процессом
деятельности, стремлением овладеть новыми навыками и умениями. Общение для него
не является самоцелью, а служит лишь средством достижения профессиональных целей.
Слайд 15Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству,
престижу. Человек с преобладанием такой направленности чаще занят самим собой,
свои ми чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей. В своей профессиональной деятельности он нередко игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне связи с интересами дела или других сотрудников.
Слайд 16Интерес
—форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей
деятельности и способствующая более полному познанию действительности.
Интересы — это эмоциональные
проявления познавательных потребностей человека. Субъективно интересы обнаруживаются в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, приобретшим значимость, узнать о нем еще больше, понять его. Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.
Слайд 17Классификация интересов
По содержанию интересы определяются теми объектами, на которые они направлены.
Различные по содержанию интересы оцениваются с точки зрения их общественной
значимости: одни — положительно, если в них правильно сочетаются общественные и личные моменты; другие — отрицательно, как мелкие, обывательские, связанные только с удовлетворением своих чувственных потребностей или низких страстей. Различие по признаку цели выявляет наличие непосредственных и опосредованных интересов. Первые вызываются эмоциональной привлекательностью значимого объекта, вторые — имеют место только тогда, когда реальное значение объекте и значимость его для личности совпадают.
Слайд 18Различают широкие и узкие интересы. Разностороннее развитие личности предполагает большую
широту и разносторонность интересов при наличии основного центрального интереса. Под
узостью интересов понимают наличие у человека одного двух ограниченных и изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному. Ценной особенностью личности является многофокусность интересов – содержательные интересы располагаются в двух (а иногда и в трех) не связанных друг с другом областях деятельности.
Интересы могут подразделяться и по степени их устойчивости. Устойчивость интереса выражается в длительности сохранения относительно интенсивного интереса. Устойчивыми будут интересы, наиболее полно выявляющие основные потребности личности и поэтому становящиеся существенными чертами ее психологического склада. Устойчивый интерес — одно из свидетельств пробуждающихся способностей человека.
Слайд 19Убеждение
– система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии
со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
Убеждения — это то, что не
только понято, осмыслено, но и глубоко прочувствовано, пережито. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений, — это знания об окружающем мире природы и общества, их определенное понимание. Когда эти знания образуют упорядоченную и внутренне организованную систему воззрений, то они могут рассматриваться как мировоззрение человека.
Слайд 20Стремления — это мотивы поведения, где выражена потребность в таких условиях
существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации,
но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности. Если отчетливо осознаются не только условия, в которых человек испытывает потребность, но и средства, которые рассчитывает он использовать, то такие стремления принимают характер намерения.
Слайд 21Стремления могут приобретать различные психологические формы. Конкретной формой стремлений человека
является, наряду с намерениями, мечта как созданный фантазией образ желаемого, побуждающий человека
не только созерцать в законченной картине то, что еще предстоит совершить, создать и построить, но и поддерживающий, и усиливающий энергию человека. К стремлениям следует отнести и страсти — мотивы, в которых выражаются потребности, обладающие непреодолимой силой, отодвигающие на задний план в деятельности человека все, что не связано со значимым объектом, и на протяжении длительного времени неизменно определяющие направление мыслей и поступков человека. Неудовлетворенная страсть вызывает бурные эмоции. Стремлениями являются и идеалы как потребность подражать или следовать примеру, принятому личностью за образец поведения.
Слайд 222. Подструктура опыта
«объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем
обучения, но уже с заметным влиянием биологически, и даже генетически
обусловленных свойств личности». К. К. Платонов, признает что «далеко не все психологи рассматривают указанные свойства как свойства личности». Но закрепление их в процессе обучения, делает их типичными, что и позволяет их считать свойствами личности. Ведущая форма развития качеств этой подструктуры – обучение обусловливает и уровень их анализа – психолого-педагогический.
Слайд 233. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов
или функций памяти, эмоций, ощущений,
мышления, восприятия, чувств, воли. К. К. Платонов намеренно устанавливает такой
порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций. В наибольшей мере это характерно для памяти, поскольку психическая память развивалась на основе физиологической и генетической памяти, а без нее не могли бы существовать другие психические процессы и функции. Что касается эмоций и ощущений, то они свойственны как человеку, так и животным. Уже поэтому видно отчетливое влияние на их развитие биологического фактора.
Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается данная подструктура в основном на индивидуально-психологическом уровне.
Слайд 24Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов:
1. Эмоциональная возбудимость.
2. Эмоционально-моторная устойчивость.
3. Стеничность
эмоций.
4. Внимательность.
5. Критичность мышления.
6. Продуктивность памяти.
7. Сообразительность.
8. Творческое воображение.
9. Дисциплинированность.
10.
Воля: самообладание, целеустремленность, инициативность, настойчивость, решительность.
Слайд 25К.К. Платонов выделяет две формы отражения:
• с помощью познавательных процессов
происходит по
знание окружающего мира;
• с помощью эмоциональных процессов происходит эмоциональная
оценка значимости воспринимаемого для субъекта.
Слайд 264. Подструктура биопсихических свойств
входят «половые и возрастные свойства личности, типологические
свойства личности (темперамент). Процесс формирования черт этой подструктуры, а точнее
их переделки, осуществляется путем тренировки. «Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют». Поскольку активность этой подструктуры определяется силой нервной системы, то изучаться она должна на психофизиологическом и нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.
Слайд 27Таким образом, по мнению К. К. Платонова, в эти подструктуры
«могут быть уложены все известные свойства личности. Причем часть этих
свойств относится в основном только к одной подструктуре, например, убежденность и заинтересованность – к первой; начитанность и умелость – ко второй; решительность и сообразительность – к третьей; истощаемость и возбудимость – к четвертой. Другие, а их больше, лежат на пересечениях подструктур и являются результатом взаимосвязей различных собственных подструктур. Примером может являться морально-воспитанная воля, как взаимосвязь 1-й и 3-й подструктур; музыкальность, как взаимосвязь 3, 4 и обычно 2-й подструктур»
Слайд 29Характер, или стиль поведения человека в социальной среде – это
сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма
духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте. В системе характера тоже можно выделить ведущие свойства, к которым относятся в первую очередь моральные и волевые, составляющие его основу.
Способности обеспечивают успех деятельности, они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются. Подчиненная способность усиливает основную, ведущую способность.
Слайд 30Карта личности Платонова
5 – названная в карте черта личности развита
очень хорошо, ярко выражена, проявляется часто и в различных видах
деятельности, являясь чертой характера;
4 – заметно выражена, но проявляется не постоянно, хотя противоположная ей черта проявляется очень редко;
3 – она и противоположная ей черта личности выражены не резко и в проявлениях уравновешивают одна другую, хотя обе проявляются не часто;
2 – заметно более выражена и чаще проявляется противоположная названной черта личности;
1 – противоположная названной черта личности проявляется часто и в различных видах деятельности, являясь чертой характера;
0 – если заполняющий карту не имеет сведений для оценки данной черты.
Слайд 31Способ заполнения: самооценка; оценка; МОНХ « » 20.. г.
Фамилия И.
О.______________ группа______________
Возраст______ образование_____________
Специальность _________________________
Состояние здоровья
Отношение к здоровью
Жизненные обстоятельства:
Работа
Семья
Материальные условия
Д. Дополнительные
данные:
Слайд 32Проявление способностей:
Психомоторные
Музыкальные
Вокальные
Артистические
Художественные
Технические
Математические
Литературные
Педагогические
Организаторские
Нравственные
Правовые
Прочие, наиболее отчетливо выраженные способности
Слайд 33Черты характера:
Идейность
Патриотизм
Принципиальность
Коллективизм
Оптимизм
Прочие, наиболее отчетливо выраженные черты характера
Слайд 34Структура личности
I. Социально-обусловленная подструктура
Общая направленность:
а) уровень
б) широта
в) интенсивность
г) устойчивость
д) действенность
Профессиональная
направленность
Атеистическая направленность
Отношение:
а) к труду
б) к людям
в) к себе
Слайд 35Подструктура опыта
Профессиональная подготовленность
Культура:
а) психомоторная
б) музыкальная
в) театральная
г) художественная
д) литературная
е) поведения
Слайд 36 Биологически обусловленная подструктура
Темперамент:
а) сила
б) подвижность
в) уравновешенность
Патологические изменения личности
Слайд 37IV. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов
Эмоциональная возбудимость
Эмоционально-моторная устойчивость
Стеничность эмоций
Внимательность
Продуктивность памяти
Критичность
мышления
Сообразительность
Творческое воображение
Воля:
а) самообладание
б) целеустремленность
в) инициативность
г) настойчивость
д) решительность
Дисциплинированность
Слайд 38Практическое 1.
СТРУКТУРА ВНУТРЕННЕГО МИРА.