Слайд 1Сущность и виды экономического планирования на предприятиях
Слайд 2 Понятие «планирование»
Планирование – это разработка и
корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности предприятия
(объекта) на ближайшую и отдаленную перспективу. Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата.
Слайд 3Сущность планирования и его основная задача
Сущность проявляется:
в конкретизации целей
развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на
установленный
период времени;
в определении хозяйственных задач, средств их достижения,
сроков и последовательности реализации;
выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Основной задачей планирования является формирование и выбор волевых ответственных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени, ресурсам.
Слайд 4Основные принципы планирования по А. Файоль
1. Принцип
единства предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер.
Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели. Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.
2. Принцип участия тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает.
Слайд 5Основные принципы планирования по А. Файоль
3. Принцип непрерывности
предполагает, что: – процесс планирования на предприятии должен осуществляться
постоянно в рамках установленного цикла;
– разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену первому, третий – на смену второму и т. д.). Второе из условий непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом – компании, как правило, соблюдают.
4. Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.
5. Принцип точности означает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, которая совместима с определенной долей неизвестности. Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.
Слайд 6Для осуществления процесса планирования необходимо определить:
1) объект планирования;
2) субъект планирования;
3)
период планирования;
4) средства планирования;
5) методику планирования;
6) согласование планов.
Слайд 7Виды планирования:
1. В зависимости от степени неопределенности плановой деятельности систему планирования можно
разделить на два вида:
1) детерминированное — предприятие действует в
предсказуемой среде и не имеет недостатка в информации. Но в современных условиях предприятие, как правило, испытывает неопределенность во внешней среде, поэтому в чистом виде такое планирование не встречается;
2) вероятностное (стохастическое) планирование, предполагающее дефицит определенности во внешней среде и, как следствие, дефицит информации для принятия решений.
2. В зависимости от того, куда ориентированы основные идеи плановика (а именно в прошлое, настоящее или будущее), планирование может быть:
• реактивное (ориентированное на прошлое). Данный вид планирования использует генетический подход, т.е. планирование опирается на предшествующий опыт.
• преактивное (предпочитающее смотреть только в будущее) планирование (упреждение) ориентировано в основном на будущие изменения; основывается на поиске оптимальных решений;
• интерактивное планирование, основанное на взаимодействии этих трех видов.
Слайд 8Виды планирования
3.В зависимости от горизонта (периода времени) планирование подразделяют на:
• долгосрочное (перспективное)
(от 5 до 25 лет) — направлено на определение стратегии
предприятия, включая социальное, экономическое и научно-техническое развитие;
• среднесрочное (от 1 года до 5 лет) — детализация перспективных планов. В некоторых предприятиях среднесрочное планирование совпадает с текущим. В этом случае составляется «скользящий» пятилетний план, в котором план на первый год детализируется таким образом, что он становится краткосрочным;
• краткосрочное (текущее) (до 1 года) — включает планы на полгода, на квартал, месяц, декаду, неделю, сутки и смену.
4. По методам реализации планы могут подразделяться на :
Директивные планы предназначаются для безусловного исполнения (планы для производственных подразделений предприятия).
Индикативные планы представляют собой ориентиры экономического развития и могут варьироваться в зависимости от условий.
5.По степени охвата сфер деятельности планирование делится на
общее (охватывает все сферы)
частное (охватывает только конкретные сферы).
Слайд 9Виды планирования
6.По координации частных планов во времени выделяют планирование:
• последовательное, при
котором процесс разработки различных планов представляет собой согласованный, последовательно осуществляемый
процесс, состоящий из нескольких этапов;
• одновременное, при котором параметры всех планов определяются на одном (единственном) этапе.
7.По содержанию планирование делится на:
• технико-экономическое (поиск новых возможностей, создание определенных предпосылок. В процессе такого планирования составляются долгосрочные, среднесрочные и годовые планы производственной и социальной деятельности организации);
• оперативно-производственное (логическое развитие технико-экономического планирования; направлено на реализацию возможностей, а также на осуществление контроля текущего хода производства).
8.По объектам планирования выделяют:
• целевое (определение стратегических и тактических целей);
• планирование средств достижения поставленных целей (планирование потребности в оборудовании, в персонале, в финансах, информации и т.п.);
• программное (например, разработки производственной программы);
• планирование действий (например, планирование продаж).
Слайд 10Стадии процесса планирования:
• разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое
планирование);
• определение тактики реализации выработанной стратегии (тактическое и оперативное).
Стратегическое планирование предполагает
выбор и обоснование задач и целей для достижения коммерческой организацией заданных идеалов.
Тактическое планирование заключается в обосновании необходимых для достижения заранее установленных целей, ресурсов и охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, являясь предметом забот среднего и низшего руководства.
Оперативное планирование – это планирование отдельных операций всех направлений деятельности в коммерческой организации. Основной задачей оперативного планирования является выбор необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов производства, выполнения работ или услуг. Такое планирование обычно бывает краткосрочным.