Разделы презентаций


ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Содержание

В. Н. Мясищев выделял два основных вида отношений: ОбщественныеПсихологическиеПсихологические отношения отличаются от общественных наличием эмоциональной основы, т. е. в процессе непосредственного общения возникают определенные эмоциональные проявления различной интенсивности.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Слайд 2В. Н. Мясищев выделял два основных вида отношений:
Общественные
Психологические
Психологические отношения

отличаются от общественных наличием эмоциональной основы, т. е. в процессе непосредственного общения

возникают определенные эмоциональные проявления различной интенсивности.

В. Н. Мясищев выделял два основных вида отношений: ОбщественныеПсихологическиеПсихологические отношения отличаются от общественных наличием эмоциональной основы, т. е.

Слайд 3Общественные отношения – отношения между социальными группами или между индивидами

как представителями социальных групп (идеологические, политические, социальные, экономические и др.).
Межличностные

(по Мясищеву – психологические) отношения – отношения между людьми, входящими в общую для них группу, которые проявляются в характере и способах взаимовлияний в процессе совместной деятельности и общения.
Социальная роль – общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения.
Межличностная роль – положение человека в системе групповых связей, которое определяется индивидуальными психологическими особенностями личности.


Общественные отношения – отношения между социальными группами или между индивидами как представителями социальных групп (идеологические, политические, социальные,

Слайд 4Общение (как информационно-коммуникативный процесс) – процесс обмена информацией с помощью

вербальных и невербальных средств для передачи и понимания общающимися смысла

сообщений.

Обмен информацией

Восприятие и понимание

Общение (как информационно-коммуникативный процесс) – процесс обмена информацией с помощью вербальных и невербальных средств для передачи и

Слайд 5Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между

людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной

деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение),

Слайд 6Общение одновременно существует и в структуре общественных и межличностных отношений.
Общение

может происходить на различных уровнях, что определяется особенностями личности, ситуации,

общей культурой и др.
Информационный – осуществляется обмен информацией, сопровождающийся мыслительной, эмоциональной или поведенческой активностью человека. Преобладает в условиях совместной деятельности или дружеской встречи. Способствует активному включению человека в процесс коммуникации.
Личностный (духовный) уровень – взаимодействие, в процессе которого субъекты способны к глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека. Такое общение возможно лишь при позитивном отношении к себе, другим и миру в целом.
Общение с самим собой– это чисто индивидуальное общение, предполагающее особую точку зрения на самого себя и окружающее, которая может меняться. В ходе такого разговора человек мысленно может общаться с тем, с кем общался недавно, продумывать тактику будущего общения и т. п.


Общение одновременно существует и в структуре общественных и межличностных отношений.Общение может происходить на различных уровнях, что определяется

Слайд 7Классификация видов общения:
межличностное,
групповое и межгрупповое,
массовое,
доверительное и конфликтное,

интимное и криминогенное,
деловое и личное,
прямое и опосредованное,
терапевтическое

и ненасильственное.
Классификация видов общения:межличностное, групповое и межгрупповое, массовое, доверительное и конфликтное, интимное и криминогенное, деловое и личное, прямое

Слайд 83 группы функций общения:

1) психологические, определяющие развитие человека как индивида и

личности;
2) социальные, обуславливающие развитие общества как социальной системы и развитие групп

как составных единиц этой системы;
3) инструментальные, определяющие связи между человеком и миром в широком смысле этого слова, между различными социальными группами.

3 группы функций общения:1) психологические, определяющие развитие человека как индивида и личности;2) социальные, обуславливающие развитие общества как социальной системы

Слайд 9ВЕРБАЛЬНАЯ И НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИИ
Вербальная коммуникация (от лат. verbalis — словесный) использует

в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е.

систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.
Невербальная коммуникация - это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме.


ВЕРБАЛЬНАЯ И НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИИ  Вербальная коммуникация (от лат. verbalis — словесный) использует в качестве знаковой системы человеческую

Слайд 10Общее представление
Человеческое общение на 7 % является вербальным (слова и

фразы), на 38 % вокальным (интонация, тон голоса, др. звуки),

на 55 % - невербальным.
Вербальные способы используются для передачи фактической информации, а невербально передаются эмоции и чувства собеседников.
Язык тела состоит из слов, предложений и знаков препинания. Каждый жест – это слово, а слово может иметь множество различных значений. Только поставив слово в предложение и окружив его другими словами можно понять точно его значение
Общее представлениеЧеловеческое общение на 7 % является вербальным (слова и фразы), на 38 % вокальным (интонация, тон

Слайд 11Невербальные средства общения:
1. Визуальные: кинесика (движения частей тела); направление взгляда и

визуальный контакт; выражение глаз, лица; поза; кожные реакции; дистанция (расстояние

до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); вспомогательные средства общения – особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, сигарета и т. п.).
2. Акустические: связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте); не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубами, хлюпанье носом и т. п.).
3. Тактильные: физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.); такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

Невербальные средства общения:1. Визуальные: кинесика (движения частей тела); направление взгляда и визуальный контакт; выражение глаз, лица; поза; кожные

Слайд 12Невербальные средства общения:
1) оптико‑кинетические (жесты, мимика, пантомимика);
2) паралингвистические (вокализация) и экстралингвистические (паузы,

покашливание, плач, смех, темп речи);
3) организующие пространство и время коммуникативного процесса

(размещение партнеров, возможность опоздания и т. п.);
4) визуальные (контакт глаз).

(В.А. Лабунская)

Невербальные средства общения:1) оптико‑кинетические (жесты, мимика, пантомимика);2) паралингвистические (вокализация) и экстралингвистические (паузы, покашливание, плач, смех, темп речи);3) организующие пространство и

Слайд 13ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ:
По Н. Н. Обозову, Т. Шибутани – продуктивность общения во

многом определяется совместимостью субъектов.
Психологическая совместимость в социальной группе – это

осуществление взаимодействия в отсутствии психологического напряжения и при максимально возможной взаимозаменяемости и взаимодополняемости.
1) люди, испытывающие высокую потребность в общении;
2) эмоциональные, аффективные лица, предпочитающие иметь дело с себе подобными;
3) субъекты с сильной нервной системой, склонные к общению с людьми со слабой нервной системой;
4) лица с разным практическим интеллектом.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ:По Н. Н. Обозову, Т. Шибутани – продуктивность общения во многом определяется совместимостью субъектов.Психологическая совместимость в социальной

Слайд 14Процесс взаимодействия состоит из функциональных единиц взаимодействия (акты, действия).
Действие

состоит из четырех фаз:
побуждения (первых стимулов к общению),
уточнения ситуации (восприятия

другого человека, ситуации и информации),
непосредственного действия,
завершения.


(Д. Мид)
Процесс взаимодействия состоит из функциональных единиц взаимодействия (акты, действия). Действие состоит из четырех фаз:побуждения (первых стимулов к

Слайд 15Трансакция (Э. Берн) - функциональная единица общения.
Представляет взаимодействие двух эго‑состояний

индивидов, где под эго‑состоянием понимается способ существования Я‑субъекта.
Выделяются три

основных эго‑состояния:
взрослый,
ребенок,
родитель.
Различают три основных стиля действий:
Ритуальный – задан культурой. Его цель – подтвердить свое присутствие в данной культуре, ситуации, заявить о компетенции и т. п.
Манипулятивный – состоит в желании управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою точку зрения.
Гуманистический – его целью является не изменить другого, а изменить представления обоих партнеров относительно объектов взаимодействия (К. Роджерс).

Трансакция (Э. Берн) - функциональная единица общения.Представляет взаимодействие двух эго‑состояний индивидов, где под эго‑состоянием понимается способ существования

Слайд 16СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ:
Стратегия взаимодействия – совокупность доминирующих особенностей поведения человека в

отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или иной социальной

ситуации.
Приспособление – сглаживание противоречий, перестройка своих позиций.
Компромисс – урегулирование разногласий через уступки.
Сотрудничество – совместная выработка решений, удовлетворяющих интересы всех сторон.
Избегание (уклонение) – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее.
Соперничество (конкуренция) – открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.


(Р. Блейк, Д. Моутон, К. Томас)
СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ:Стратегия взаимодействия – совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той

Слайд 17Формы взаимодействия в процессе совместной деятельности:
1) каждый участник независимо от других

делает свою часть общей работы – совместно‑индивидуальная деятельность;
2) общая задача выполняется

последовательно каждым участником – совместно‑последовательная деятельность;
3) одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными – совместно‑взаимодействующая деятельность.

(Л. И. Уманский)
Формы взаимодействия в процессе совместной деятельности:1) каждый участник независимо от других делает свою часть общей работы – совместно‑индивидуальная

Слайд 18СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ
Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других

людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне

чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения) (Дж. Брунер)
Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий.
«Познание другого человека» (А. А. Бодалев)

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯСоциальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ

Слайд 19Механизмы социальной перцепции
Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека,

понимание его эмоций, чувств, переживаний.
Аттаракция – особая форма восприятия и

познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства.
Каузальная атрибуция – процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует.
Идентификация – отождествление себя с другим, один из самых простых способов понимания другого человека – уподобление себя ему.
Социальная рефлексия – понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми.
Механизмы социальной перцепции Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств, переживаний.Аттаракция – особая

Слайд 20Социально‑психологические эффекты восприятия:
Эффект установки формирует первое впечатление о незнакомом

человеке, которое затем может принимать характер устойчивого.
Эффект ореола –

склонность переносить предварительно полученную положительную или отрицательную информацию о человеке на его реальное восприятие.
Эффект первичности и новизны – значимость порядка предъявления информации о человеке; более ранняя информация характеризуется как первичная, более поздняя – как новая. В случае восприятия незнакомого человека срабатывает эффект первичности, при восприятии знакомого человека – эффект новизны.
Стереотипизация – устойчивый образ какого‑либо явления или человека, которым пользуются как известным сокращением при взаимодействии с этим явлением.


Социально‑психологические  эффекты восприятия: Эффект установки формирует первое впечатление о незнакомом человеке, которое затем может принимать характер

Слайд 21Факторы, мешающие правильному восприятию людей:
1. Неумение различать ситуации по целям и

задачам общения; по намерениям и мотивам субъектов; прогнозировать формы поведения,

состояние дел, самочувствие людей.
2. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений.
3. Наличие уже сформированных стереотипов.
4. Стремление делать преждевременные заключения.
5. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей.
6. Однажды высказанное суждение не меняется, несмотря на то, что накапливается новая информация.

Факторы, мешающие правильному восприятию людей:1. Неумение различать ситуации по целям и задачам общения; по намерениям и мотивам субъектов;

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика