Слайд 1Сущность категорий «доверие», «доверительные отношения», их роль в социально-педагогической и
социально-психологической деятельности
ТЕМА 2
Слайд 2ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ
1. «Доверие» как этическая категория, отражающая нравственные отношения между
людьми. Этимологическая и философская связь между понятиями «вера» и «доверие».
2. Доверительные отношения в системе «человек – человек». Доверие в межличностных отношениях.
3. Трехмерная модель доверия в психологии: доверие к миру, доверие к другим, доверие к себе (Т.П.Скрипкина). Соотношение понятий доверие и недоверие (А.Б.Купрейченко).
4. Доверительные отношения на каждом возрастном этапе становления личности ребенка. Доверчивость как свойство личности.
Слайд 3ВОПРОС 1
«Доверие» как этическая категория, отражающая нравственные отношения между людьми.
Этимологическая и философская связь между понятиями «вера» и «доверие»
Слайд 4ДОВЕРИЕ
традиционно рассматривается как этическая категория, отражающая нравственные отношения между
людьми;
рассматривается в философии в реально существующих взаимоотношениях между людьми и
связаны с нравственными нормами
Слайд 5Т.П.Скрипкина
под доверительными понимаются отношения, основанные на нравственном кредите, на добровольных
взаимных обязательствах;
обязательства соотнесены с требованиями, выработанными в течение длительного времени
развития человечества и предъявляемыми обществом к личности
Слайд 6ВЕРА
традиционная наука продолжительный период времени рассматривала веру с позиций
религиозного мировоззрения как «глубинную установку теистического сознания, предполагающую верность и
доверие к Богу»
Слайд 7ВЕРА
1. Убежденность, уверенность в ком - либо, в чем- либо;
2. Убежденность в существовании Бога;
3. То же, что и
религия
Слайд 8«Belief-вера»
это вера во что-то или в кого-то – чувство,
что что-то или кто-то является реальным или действительным;
доверие или
уверенность в чем-либо, ком-либо;
религия или что-либо, проповедуемое как часть религии
Слайд 9«Faith-вера»
вера во что-то или в кого-то;
доверие, абсолютная уверенность;
глубокая религиозная вера;
религия
Слайд 10«Trust-доверие»
доверие к кому-то или к чему-то;
это вера или
желание верить в возможность положиться на доброжелательность, силу, способности и
т.д. кого-либо, чего-либо;
соглашение, в соответствии с которым группа людей или организация распоряжается деньгами или собственностью, принадлежащей кому- либо, и использует их для его блага.
Слайд 11ФИЛОСОФСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 80-90 гг.
вера противопоставляется научному знанию, т.е., вера начинается
там, где заканчивается знание;
вера определяется «как центральная мировоззренческая позиция
и одновременно психологическая установка»
в гносеологии: «принятие какого-либо знания без непосредственного эмпирического и рационального обоснования»
Слайд 12Современный философский словарь (1996 г.)
«Фэйтх-вера»:
духовная способность человеческой души
непосредственно знать сокровенные слои бытия, интуитивно постигать сущность;
подлинное
начало человеческого познания и прямой источник информации о мире в целом и крупных сферах бытия.
Слайд 13Современный философский словарь (1996 г.)
«Билиф-вера»:
сопряжена с с противопоставлением «я»
внешнему миру;
начинается с субъективной чувственной достоверности, то есть с доверия
к данным собственных ощущений и восприятия;
обнаруживается в структуре рационального познания, связана с образами сверхчувственной реальности (эталоны, идеалы культуры, авторитетные свидетельства и т.д.)
Слайд 14Развитие представлений о вере
«верую, ибо абсурдно» (К.С.Ф.Тертуллиан, 160-220 гг.);
«верую, чтобы
понять» (Августин Блаженный, 354-430 гг.);
«понимаю, чтобы верить» (А.Кентоберийский, 1033-1109 гг.)
Слайд 15Иммануил Кант
вера выступает как позиция разума, принимающего то, что логически
недоказуемо;
вера является субъективным оправданием возможности достижения цели, ее реализации в
процессе деятельности;
одним из первых назвал веру необходимым условием, связывающим деятельность с поставленной целью
Слайд 16Эрих Фромм
человек не может жить без веры и связывает
веру с чувством безопасности, надежности самого человеческого существования;
разделяет веру на
рациональную и иррациональную
Слайд 17Эрих Фромм
иррациональная вера – убежденность, подчиненность кому-либо или чему-либо авторитетному;
рациональная
вера – это независимость убеждений, основанных на продуктивном собственном наблюдении
и размышлении, базируется на личном опыте и убеждениях человека, т.е. фактически это вера в самого себя
Слайд 19ВЫВОД
Вера осуществляет функцию моделирования целостности бытия, поскольку является неотъемлемой
частью творческой активности личности и важным условием ее развития;
Доверие выступает
как относительно самостоятельная часть веры, где субъект и объект неотождествляемы, принципиально несоединяемы;
Традиционное философское отношение к доверию как к этической категории морали позволило говорить о доверии в сфере общения и взаимодействия людей;
Некоторые философы выделяют также доверие к себе.
Слайд 20ВОПРОС 2
Доверительные отношения в системе «человек – человек». Доверие в
межличностных отношениях
Слайд 2160-70-е годы прошлого века за рубежом
М.Дойтч определял доверие через
отрицание:
доверие не есть принудительная вера с целью избежания большего
зла;
не является доверием общественный конформизм, то есть проявление доверия только под влиянием группы;
нельзя назвать доверием наивность, когда доверительное поведение становится следствием неспособности личности оценить негативные стороны другого человека;
с доверием не следует отождествлять импульсивность, слепую веру или рискованное поведение. Он называет это проявлением псевдодоверия..
Слайд 22Ситуационный аспект доверия
личность имеет бóльшее доверие к какой-либо ситуации,
когда ее прогнозирует;
личность по-разному воспринимает поощрения и наказания в зависимости
от своего отношения к объекту воздействия;
существенными факторами, порождающими доверие, является готовность личности к сотрудничеству и взаимодействию с другими людьми.
Слайд 23Механизм появления доверительной позиции
готовность личности к сотрудничеству и взаимодействию
с другими людьми;
личность использует возможность установления контактов с другим человеком,
общения и единения с ним;
количество и качество контактов позволяют партнерам взаимодействия воспринимать такие важные черты доверительных отношений, как намерение, компетенция и возможности выполнения взаимных ожиданий;
в процессе взаимодействия обе стороны открыто демонстрируют свои намерения и ожидания, касающиеся взаимного доверия.
Слайд 24доверие служит средством повышения активности субъектов взаимодействия, а отсутствие доверия
снижает их возможности в этом направлении;
слишком высокий уровень доверия может
иметь негативные последствия в экстремальных или сложных ситуациях, в таких случаях лучше полагаться на себя;
не всегда возможно некритическое восприятие, апробирование любой поступающей информации;
требование от партнера дополнительных «подкреплений» его честных намерений снижает эффект роста доверия;
на установление ДО оказывает влияние частота поступающей информации, ее точность, и, особенно, – открытость партнеров, их готовность к взаимодействию.
Слайд 25Ю.Роттер
уровень межличностного доверия зависит от того, имел ли
предшествующий опыт людей положительное или отрицательное подкрепление;
формирование базового доверия становится
фундаментом возникновения доверчивости как свойства личности и доверия к себе
Слайд 26Ю.Роттер
выделил позитивные и негативные стороны влияния доверия или недоверия на
личность, на ее отношение к посторонним;
люди, проявляющие доверие как черту
личности, менее склонны в обману, реже совершают противоправные поступки, нацелены на то, чтобы дать другим людям шанс для исправления, даже в том случае, если пострадали от них;
люди, проявляющие высокий уровень доверия, чаще ощущают себя счастливыми, менее конфликтны. Такие люди проявляют симпатию к другим. В свою очередь, другие воспринимают их как достойных доверия лиц.
Слайд 27Ю.Роттер
на проявление доверия (недоверия) оказывают влияние не только обобщенные
ожидания (доверчивость как свойство личности);
предполагает наличие так называемых специфических ожиданий,
возникающих в результате соприкосновения человека с определенными людьми, группами или ситуациями, с которыми личность имела отношения в прошлом и в которых она уверена;
ставит вопрос о том, что же в действительности оказывает влияние на доверительное поведение человека: его личностные качества, средовые ожидания или ситуации, в которые личность попадает в течение жизни.
Слайд 28Е.Бетти
одни и те же люди проявляют различный уровень доверия
в школьных и в профессиональных ситуациях, в отношениях с друзьями.
Вывод:
вместо развития одномерного доверия вообще, личность развивает разные стороны доверия к различным людям и ситуациям, например, к врачам, учителям, клиентам и так далее.
Слайд 29Третье направление
при изучении проблем доверия акцентируют внимание на проблеме соответствия
ожиданиям другого человека;
наблюдая за другим человеком и его поведением,
мы оцениваем его с позиций доверия – недоверия, приписывая его личности определенные значимые для нас качества или констатируем их отсутствие;
большую роль уделяют механизмам социальной перцепции: констатируется тесная взаимосвязь между поведением человека и его восприятием другими людьми.
Слайд 30Отношение
общенаучная категория, выступает элементарной частицей, способной соединить несоединимое, и
объединяет воедино различные стороны познания – обыденную, естественную, философскую, религиозную
Слайд 31Отношение
в философии – характеризует определенные взаимозависимости элементов определенной системы;
в
структуре жизненно значимых отношений личности – отношение к миру, отношение
к другим людям и отношение к себе
Слайд 32Отношение
В психологии:
как «связь, зависимость», а значит – как взаимоотношение,
общение (т.е. отношение с …);
как мнение, оценка, социальная установка,
ценностная ориентация (т.е. отношение к …).
Слайд 33«Теория отношений» В.Н.Мясищева
отношение – одна из форм отражения человеком
окружающей действительности;
формирование отношений в структуре личности происходит в результате отражения
ею на сознательном уровне социальных, объективно существующих в обществе, отношений к разным сторонам мира
Слайд 34Общение (Т.В.Сенько)
процесс субъект-субъектной взаимосвязи, содержанием которой являются общественные, психологические и
социально-психологические отношения, интегрирующиеся в межличностных отношениях
Слайд 35Отражение
раскрывает идеальную сторону общения;
способ или форма общения и отношений,
т.е. особенностей поведения, которые человек демонстрирует по отношению к другим
людям;
эти отношения эмоционально окрашены и интегрируются в различные групповые эффекты взаимодействия и взаимоотношений
Слайд 36Взаимоотношения
отражают субъективные связи и отношения, существующие между людьми в
социальных группах;
отличительная черта – наличие взаимности, ответного отношения;
основываются на
определенных побуждениях, включают то или иное поведение, имеют чувственно-эмоциональную окраску;
предполагают познание субъекта отношений, а также проявление воли.
Слайд 37А.А.Бодалев, А.Н.Сухов
доверительные отношения связаны с доверительным общением;
доверительным называется общение,
при котором человек доверяет другому свои мысли, чувства, раскрывая разные
стороны своего внутреннего мира;
доверительное общение приобретает форму однонаправленного процесса передачи информации от субъекта взаимодействия к объекту.
Слайд 38Признаки доверительного общения
прочность установленного контакта;
отсутствие жесткого контроля в
процессе контакта;
искренность;
уверенность в неиспользовании полученной информации во вред;
значимость
раскрываемого собеседнику материала, степень доверия к партнеру;
наличие психологического контакта.
Слайд 39М.С.Каган, А.М.Эткинд
сущность процесса общения шире, чем просто факт передачи
или приема информации;
общение предполагает выработку «новой информации, общей для общающихся
людей и рождающей общность»;
разводят понятия «общение» и «коммуникация» (общение «порождает общность», а коммуникация сводится к обмену информацией, предполагающую личностную обособленность ее участников);
доверительные отношения при переходе от акта безличной коммуникации к акту общения, предполагают взаимосвязь взаимодействующих субъектов в едином диалогичном процессе.
Слайд 40Обращение (по А.У.Харашу)
внутренне-смысловое, личностное обращение человека к человеку;
обращенность человека к
другим людям характеризуется определенным коммуникативным состоянием.
Слайд 41Коммуникативное состояние
состояние готовности к воздействию других людей (установка, преднастройка),
готовность к
коммуникативному воздействию, предрасположенность к действиям и оценкам по отношению к
другим людям.
Предполагает установку или преднастройку на общение как самим субъектом, так и его ожиданиями относительно другого субъекта.
Слайд 42Ранжирование коммуникативных состояний
1) полная закрытость, первоначально связанная с ролевой
защитой;
2) дискуссионная защита, связанная с псевдораскрытием;
3) открытая защита;
4) отказ от использования защиты, который предполагает доверительные отношения.
Слайд 43В.А.Сафонов
один человек доверяет другому конкретный значимый материал, т.е. доверие
к партнеру носит не общий характер, а «всегда конкретно соотнесено
с раскрываемым содержанием»;
возникновение доверительного общения в каждой конкретной ситуации и доверительных отношений к каждому конкретному человеку связано со знанием черт и особенностей личности партнера, убежденности в наличии у него определенных нравственных качеств;
доверительность в отношениях может возникнуть уже потому, что собеседник располагает своим внешним видом, манерой вести беседу и т.п. к проявлению доверия;
основу доверительного общения составляет установка на доверие
Слайд 44Установка на доверие
общая предрасположенность, готовность к проявлению доверительности в
каком-либо отношении;
отражает «потребности личности, характерологические особенности, привычки, текущее психическое состояние»,
т.е. всю «совокупность внутренних условий» (С.Л.Рубинштейн);
взаимодействие сопряжено также с оценкой конкретных условий общения, которые оказывают влияние на расположенность доверия или недоверия.
Слайд 45ВОПРОС 3
Трехмерная модель доверия в психологии: доверие к миру, доверие
к другим, доверие к себе
(Т.П.Скрипкина)
Слайд 46ДОВЕРИЕ
представлено в рамках единой трехмерной модели,
выступает как специфический
вид отношения к любому объекту, представленный субъекту как значимое переживание,
проявляющееся в соотношении ценностных отношений к себе и миру;
выделено доверие к миру, доверие к себе и доверие к другим,
имеет двухполюсную природу и отражает взаимосвязь доверия к миру и доверия к себе.