Разделы презентаций


Сущность категорий доверие, доверительные отношения, их роль в

Содержание

ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ1. «Доверие» как этическая категория, отражающая нравственные отношения между людьми. Этимологическая и философская связь между понятиями «вера» и «доверие». 2. Доверительные отношения в системе «человек – человек». Доверие в межличностных

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Сущность категорий «доверие», «доверительные отношения», их роль в социально-педагогической и

социально-психологической деятельности
ТЕМА 2

Сущность категорий «доверие», «доверительные отношения», их роль в социально-педагогической и социально-психологической деятельности ТЕМА 2

Слайд 2ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ
1. «Доверие» как этическая категория, отражающая нравственные отношения между

людьми. Этимологическая и философская связь между понятиями «вера» и «доверие».


2. Доверительные отношения в системе «человек – человек». Доверие в межличностных отношениях.
3. Трехмерная модель доверия в психологии: доверие к миру, доверие к другим, доверие к себе (Т.П.Скрипкина). Соотношение понятий доверие и недоверие (А.Б.Купрейченко).
4. Доверительные отношения на каждом возрастном этапе становления личности ребенка. Доверчивость как свойство личности.
ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ1. «Доверие» как этическая категория, отражающая нравственные отношения между людьми. Этимологическая и философская связь между понятиями

Слайд 3ВОПРОС 1
«Доверие» как этическая категория, отражающая нравственные отношения между людьми.

Этимологическая и философская связь между понятиями «вера» и «доверие»

ВОПРОС 1«Доверие» как этическая категория, отражающая нравственные отношения между людьми. Этимологическая и философская связь между понятиями «вера»

Слайд 4ДОВЕРИЕ
традиционно рассматривается как этическая категория, отражающая нравственные отношения между

людьми;
рассматривается в философии в реально существующих взаимоотношениях между людьми и

связаны с нравственными нормами
ДОВЕРИЕ традиционно рассматривается как этическая категория, отражающая нравственные отношения между людьми;рассматривается в философии в реально существующих взаимоотношениях

Слайд 5Т.П.Скрипкина
под доверительными понимаются отношения, основанные на нравственном кредите, на добровольных

взаимных обязательствах;
обязательства соотнесены с требованиями, выработанными в течение длительного времени

развития человечества и предъявляемыми обществом к личности
Т.П.Скрипкинапод доверительными понимаются отношения, основанные на нравственном кредите, на добровольных взаимных обязательствах;обязательства соотнесены с требованиями, выработанными в

Слайд 6ВЕРА
традиционная наука продолжительный период времени рассматривала веру с позиций

религиозного мировоззрения как «глубинную установку теистического сознания, предполагающую верность и

доверие к Богу»
ВЕРА традиционная наука продолжительный период времени рассматривала веру с позиций религиозного мировоззрения как «глубинную установку теистического сознания,

Слайд 7ВЕРА
1. Убежденность, уверенность в ком - либо, в чем- либо;


2. Убежденность в существовании Бога;
3. То же, что и

религия
ВЕРА1. Убежденность, уверенность в ком - либо, в чем- либо; 2. Убежденность в существовании Бога; 3. То

Слайд 8«Belief-вера»
это вера во что-то или в кого-то – чувство,

что что-то или кто-то является реальным или действительным;
доверие или

уверенность в чем-либо, ком-либо;
религия или что-либо, проповедуемое как часть религии
«Belief-вера» это вера во что-то или в кого-то – чувство, что что-то или кто-то является реальным или

Слайд 9«Faith-вера»
вера во что-то или в кого-то;
доверие, абсолютная уверенность;


глубокая религиозная вера;
религия

«Faith-вера» вера во что-то или в кого-то; доверие, абсолютная уверенность; глубокая религиозная вера; религия

Слайд 10«Trust-доверие»
доверие к кому-то или к чему-то;
это вера или

желание верить в возможность положиться на доброжелательность, силу, способности и

т.д. кого-либо, чего-либо;
соглашение, в соответствии с которым группа людей или организация распоряжается деньгами или собственностью, принадлежащей кому- либо, и использует их для его блага.
«Trust-доверие» доверие к кому-то или к чему-то; это вера или желание верить в возможность положиться на доброжелательность,

Слайд 11ФИЛОСОФСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 80-90 гг.
вера противопоставляется научному знанию, т.е., вера начинается

там, где заканчивается знание;
вера определяется «как центральная мировоззренческая позиция

и одновременно психологическая установка»
в гносеологии: «принятие какого-либо знания без непосредственного эмпирического и рационального обоснования»
ФИЛОСОФСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 80-90 гг.вера противопоставляется научному знанию, т.е., вера начинается там, где заканчивается знание; вера определяется «как

Слайд 12Современный философский словарь (1996 г.)
«Фэйтх-вера»:
духовная способность человеческой души

непосредственно знать сокровенные слои бытия, интуитивно постигать сущность;
подлинное

начало человеческого познания и прямой источник информации о мире в целом и крупных сферах бытия.
Современный философский словарь (1996 г.) «Фэйтх-вера»: духовная способность человеческой души непосредственно знать сокровенные слои бытия, интуитивно постигать

Слайд 13Современный философский словарь (1996 г.)
«Билиф-вера»:
сопряжена с с противопоставлением «я»

внешнему миру;
начинается с субъективной чувственной достоверности, то есть с доверия

к данным собственных ощущений и восприятия;
обнаруживается в структуре рационального познания, связана с образами сверхчувственной реальности (эталоны, идеалы культуры, авторитетные свидетельства и т.д.)
Современный философский словарь (1996 г.)«Билиф-вера»: сопряжена с с противопоставлением «я» внешнему миру;начинается с субъективной чувственной достоверности, то

Слайд 14Развитие представлений о вере
«верую, ибо абсурдно» (К.С.Ф.Тертуллиан, 160-220 гг.);
«верую, чтобы

понять» (Августин Блаженный, 354-430 гг.);
«понимаю, чтобы верить» (А.Кентоберийский, 1033-1109 гг.)


Развитие представлений о вере«верую, ибо абсурдно» (К.С.Ф.Тертуллиан, 160-220 гг.);«верую, чтобы понять» (Августин Блаженный, 354-430 гг.);«понимаю, чтобы верить»

Слайд 15Иммануил Кант
вера выступает как позиция разума, принимающего то, что логически

недоказуемо;
вера является субъективным оправданием возможности достижения цели, ее реализации в

процессе деятельности;
одним из первых назвал веру необходимым условием, связывающим деятельность с поставленной целью
Иммануил Кантвера выступает как позиция разума, принимающего то, что логически недоказуемо;вера является субъективным оправданием возможности достижения цели,

Слайд 16Эрих Фромм
человек не может жить без веры и связывает

веру с чувством безопасности, надежности самого человеческого существования;
разделяет веру на

рациональную и иррациональную
Эрих Фромм человек не может жить без веры и связывает веру с чувством безопасности, надежности самого человеческого

Слайд 17Эрих Фромм
иррациональная вера – убежденность, подчиненность кому-либо или чему-либо авторитетному;
рациональная

вера – это независимость убеждений, основанных на продуктивном собственном наблюдении

и размышлении, базируется на личном опыте и убеждениях человека, т.е. фактически это вера в самого себя
Эрих Фроммиррациональная вера – убежденность, подчиненность кому-либо или чему-либо авторитетному;рациональная вера – это независимость убеждений, основанных на

Слайд 19ВЫВОД
Вера осуществляет функцию моделирования целостности бытия, поскольку является неотъемлемой

частью творческой активности личности и важным условием ее развития;
Доверие выступает

как относительно самостоятельная часть веры, где субъект и объект неотождествляемы, принципиально несоединяемы;
Традиционное философское отношение к доверию как к этической категории морали позволило говорить о доверии в сфере общения и взаимодействия людей;
Некоторые философы выделяют также доверие к себе.
ВЫВОД Вера осуществляет функцию моделирования целостности бытия, поскольку является неотъемлемой частью творческой активности личности и важным условием

Слайд 20ВОПРОС 2

Доверительные отношения в системе «человек – человек». Доверие в

межличностных отношениях

ВОПРОС 2Доверительные отношения в системе «человек – человек». Доверие в межличностных отношениях

Слайд 2160-70-е годы прошлого века за рубежом
М.Дойтч определял доверие через

отрицание:
доверие не есть принудительная вера с целью избежания большего

зла;
не является доверием общественный конформизм, то есть проявление доверия только под влиянием группы;
нельзя назвать доверием наивность, когда доверительное поведение становится следствием неспособности личности оценить негативные стороны другого человека;
с доверием не следует отождествлять импульсивность, слепую веру или рискованное поведение. Он называет это проявлением псевдодоверия..
60-70-е годы прошлого века за рубежом М.Дойтч определял доверие через отрицание: доверие не есть принудительная вера с

Слайд 22Ситуационный аспект доверия
личность имеет бóльшее доверие к какой-либо ситуации,

когда ее прогнозирует;
личность по-разному воспринимает поощрения и наказания в зависимости

от своего отношения к объекту воздействия;
существенными факторами, порождающими доверие, является готовность личности к сотрудничеству и взаимодействию с другими людьми.
Ситуационный аспект доверия личность имеет бóльшее доверие к какой-либо ситуации, когда ее прогнозирует;личность по-разному воспринимает поощрения и

Слайд 23Механизм появления доверительной позиции
готовность личности к сотрудничеству и взаимодействию

с другими людьми;
личность использует возможность установления контактов с другим человеком,

общения и единения с ним;
количество и качество контактов позволяют партнерам взаимодействия воспринимать такие важные черты доверительных отношений, как намерение, компетенция и возможности выполнения взаимных ожиданий;
в процессе взаимодействия обе стороны открыто демонстрируют свои намерения и ожидания, касающиеся взаимного доверия.
Механизм появления доверительной позиции готовность личности к сотрудничеству и взаимодействию с другими людьми;личность использует возможность установления контактов

Слайд 24доверие служит средством повышения активности субъектов взаимодействия, а отсутствие доверия

снижает их возможности в этом направлении;
слишком высокий уровень доверия может

иметь негативные последствия в экстремальных или сложных ситуациях, в таких случаях лучше полагаться на себя;
не всегда возможно некритическое восприятие, апробирование любой поступающей информации;
требование от партнера дополнительных «подкреплений» его честных намерений снижает эффект роста доверия;
на установление ДО оказывает влияние частота поступающей информации, ее точность, и, особенно, – открытость партнеров, их готовность к взаимодействию.
доверие служит средством повышения активности субъектов взаимодействия, а отсутствие доверия снижает их возможности в этом направлении;слишком высокий

Слайд 25Ю.Роттер
уровень межличностного доверия зависит от того, имел ли

предшествующий опыт людей положительное или отрицательное подкрепление;
формирование базового доверия становится

фундаментом возникновения доверчивости как свойства личности и доверия к себе
Ю.Роттер уровень межличностного доверия  зависит от того, имел ли предшествующий опыт людей положительное или отрицательное подкрепление;формирование

Слайд 26Ю.Роттер
выделил позитивные и негативные стороны влияния доверия или недоверия на

личность, на ее отношение к посторонним;
люди, проявляющие доверие как черту

личности, менее склонны в обману, реже совершают противоправные поступки, нацелены на то, чтобы дать другим людям шанс для исправления, даже в том случае, если пострадали от них;
люди, проявляющие высокий уровень доверия, чаще ощущают себя счастливыми, менее конфликтны. Такие люди проявляют симпатию к другим. В свою очередь, другие воспринимают их как достойных доверия лиц.
Ю.Роттервыделил позитивные и негативные стороны влияния доверия или недоверия на личность, на ее отношение к посторонним;люди, проявляющие

Слайд 27Ю.Роттер
на проявление доверия (недоверия) оказывают влияние не только обобщенные

ожидания (доверчивость как свойство личности);
предполагает наличие так называемых специфических ожиданий,

возникающих в результате соприкосновения человека с определенными людьми, группами или ситуациями, с которыми личность имела отношения в прошлом и в которых она уверена;
ставит вопрос о том, что же в действительности оказывает влияние на доверительное поведение человека: его личностные качества, средовые ожидания или ситуации, в которые личность попадает в течение жизни.
Ю.Роттер на проявление доверия (недоверия) оказывают влияние не только обобщенные ожидания (доверчивость как свойство личности);предполагает наличие так

Слайд 28Е.Бетти
одни и те же люди проявляют различный уровень доверия

в школьных и в профессиональных ситуациях, в отношениях с друзьями.
Вывод:

вместо развития одномерного доверия вообще, личность развивает разные стороны доверия к различным людям и ситуациям, например, к врачам, учителям, клиентам и так далее.
Е.Бетти одни и те же люди проявляют различный уровень доверия в школьных и в профессиональных ситуациях, в

Слайд 29Третье направление
при изучении проблем доверия акцентируют внимание на проблеме соответствия

ожиданиям другого человека;
наблюдая за другим человеком и его поведением,

мы оцениваем его с позиций доверия – недоверия, приписывая его личности определенные значимые для нас качества или констатируем их отсутствие;
большую роль уделяют механизмам социальной перцепции: констатируется тесная взаимосвязь между поведением человека и его восприятием другими людьми.
Третье направлениепри изучении проблем доверия акцентируют внимание на проблеме соответствия ожиданиям другого человека; наблюдая за другим человеком

Слайд 30Отношение
общенаучная категория, выступает элементарной частицей, способной соединить несоединимое, и

объединяет воедино различные стороны познания – обыденную, естественную, философскую, религиозную


Отношение общенаучная категория, выступает элементарной частицей, способной соединить несоединимое, и объединяет воедино различные стороны познания – обыденную,

Слайд 31Отношение
в философии – характеризует определенные взаимозависимости элементов определенной системы;
в

структуре жизненно значимых отношений личности – отношение к миру, отношение

к другим людям и отношение к себе
Отношение в философии – характеризует определенные взаимозависимости элементов определенной системы;в структуре жизненно значимых отношений личности – отношение

Слайд 32Отношение
В психологии:
как «связь, зависимость», а значит – как взаимоотношение,

общение (т.е. отношение с …);
как мнение, оценка, социальная установка,

ценностная ориентация (т.е. отношение к …).
Отношение В психологии:как «связь, зависимость», а значит – как взаимоотношение, общение (т.е. отношение с …);как мнение, оценка,

Слайд 33«Теория отношений» В.Н.Мясищева
отношение – одна из форм отражения человеком

окружающей действительности;
формирование отношений в структуре личности происходит в результате отражения

ею на сознательном уровне социальных, объективно существующих в обществе, отношений к разным сторонам мира
«Теория отношений» В.Н.Мясищева отношение – одна из форм отражения человеком окружающей действительности;формирование отношений в структуре личности происходит

Слайд 34Общение (Т.В.Сенько)
процесс субъект-субъектной взаимосвязи, содержанием которой являются общественные, психологические и

социально-психологические отношения, интегрирующиеся в межличностных отношениях

Общение (Т.В.Сенько)процесс субъект-субъектной взаимосвязи, содержанием которой являются общественные, психологические и социально-психологические отношения, интегрирующиеся в межличностных отношениях

Слайд 35Отражение
раскрывает идеальную сторону общения;
способ или форма общения и отношений,

т.е. особенностей поведения, которые человек демонстрирует по отношению к другим

людям;
эти отношения эмоционально окрашены и интегрируются в различные групповые эффекты взаимодействия и взаимоотношений
Отражение раскрывает идеальную сторону общения;способ или форма общения и отношений, т.е. особенностей поведения, которые человек демонстрирует по

Слайд 36Взаимоотношения
отражают субъективные связи и отношения, существующие между людьми в

социальных группах;
отличительная черта – наличие взаимности, ответного отношения;
основываются на

определенных побуждениях, включают то или иное поведение, имеют чувственно-эмоциональную окраску;
предполагают познание субъекта отношений, а также проявление воли.
Взаимоотношения отражают субъективные связи и отношения, существующие между людьми в социальных группах; отличительная черта – наличие взаимности,

Слайд 37А.А.Бодалев, А.Н.Сухов
доверительные отношения связаны с доверительным общением;
доверительным называется общение,

при котором человек доверяет другому свои мысли, чувства, раскрывая разные

стороны своего внутреннего мира;
доверительное общение приобретает форму однонаправленного процесса передачи информации от субъекта взаимодействия к объекту.

А.А.Бодалев, А.Н.Сухов доверительные отношения связаны с доверительным общением;доверительным называется общение, при котором человек доверяет другому свои мысли,

Слайд 38Признаки доверительного общения
прочность установленного контакта;
отсутствие жесткого контроля в

процессе контакта;
искренность;
уверенность в неиспользовании полученной информации во вред;
значимость

раскрываемого собеседнику материала, степень доверия к партнеру;
наличие психологического контакта.
Признаки доверительного общения прочность установленного контакта; отсутствие жесткого контроля в процессе контакта; искренность; уверенность в неиспользовании полученной

Слайд 39М.С.Каган, А.М.Эткинд
сущность процесса общения шире, чем просто факт передачи

или приема информации;
общение предполагает выработку «новой информации, общей для общающихся

людей и рождающей общность»;
разводят понятия «общение» и «коммуникация» (общение «порождает общность», а коммуникация сводится к обмену информацией, предполагающую личностную обособленность ее участников);
доверительные отношения при переходе от акта безличной коммуникации к акту общения, предполагают взаимосвязь взаимодействующих субъектов в едином диалогичном процессе.
М.С.Каган, А.М.Эткинд сущность процесса общения шире, чем просто факт передачи или приема информации;общение предполагает выработку «новой информации,

Слайд 40Обращение (по А.У.Харашу)
внутренне-смысловое, личностное обращение человека к человеку;
обращенность человека к

другим людям характеризуется определенным коммуникативным состоянием.

Обращение (по А.У.Харашу)внутренне-смысловое, личностное обращение человека к человеку;обращенность человека к другим людям характеризуется определенным коммуникативным состоянием.

Слайд 41Коммуникативное состояние
состояние готовности к воздействию других людей (установка, преднастройка),
готовность к

коммуникативному воздействию, предрасположенность к действиям и оценкам по отношению к

другим людям.
Предполагает установку или преднастройку на общение как самим субъектом, так и его ожиданиями относительно другого субъекта.
Коммуникативное состояниесостояние готовности к воздействию других людей (установка, преднастройка),готовность к коммуникативному воздействию, предрасположенность к действиям и оценкам

Слайд 42Ранжирование коммуникативных состояний
1) полная закрытость, первоначально связанная с ролевой

защитой;
2) дискуссионная защита, связанная с псевдораскрытием;
3) открытая защита;


4) отказ от использования защиты, который предполагает доверительные отношения.
Ранжирование коммуникативных состояний 1) полная закрытость, первоначально связанная с ролевой защитой; 2) дискуссионная защита, связанная с псевдораскрытием;

Слайд 43В.А.Сафонов
один человек доверяет другому конкретный значимый материал, т.е. доверие

к партнеру носит не общий характер, а «всегда конкретно соотнесено

с раскрываемым содержанием»;
возникновение доверительного общения в каждой конкретной ситуации и доверительных отношений к каждому конкретному человеку связано со знанием черт и особенностей личности партнера, убежденности в наличии у него определенных нравственных качеств;
доверительность в отношениях может возникнуть уже потому, что собеседник располагает своим внешним видом, манерой вести беседу и т.п. к проявлению доверия;
основу доверительного общения составляет установка на доверие
В.А.Сафонов один человек доверяет другому конкретный значимый материал, т.е. доверие к партнеру носит не общий характер, а

Слайд 44Установка на доверие
общая предрасположенность, готовность к проявлению доверительности в

каком-либо отношении;
отражает «потребности личности, характерологические особенности, привычки, текущее психическое состояние»,

т.е. всю «совокупность внутренних условий» (С.Л.Рубинштейн);
взаимодействие сопряжено также с оценкой конкретных условий общения, которые оказывают влияние на расположенность доверия или недоверия.
Установка на доверие общая предрасположенность, готовность к проявлению доверительности в каком-либо отношении;отражает «потребности личности, характерологические особенности, привычки,

Слайд 45ВОПРОС 3

Трехмерная модель доверия в психологии: доверие к миру, доверие

к другим, доверие к себе
(Т.П.Скрипкина)

ВОПРОС 3Трехмерная модель доверия в психологии: доверие к миру, доверие к другим, доверие к себе (Т.П.Скрипкина)

Слайд 46ДОВЕРИЕ
представлено в рамках единой трехмерной модели,
выступает как специфический

вид отношения к любому объекту, представленный субъекту как значимое переживание,

проявляющееся в соотношении ценностных отношений к себе и миру;
выделено доверие к миру, доверие к себе и доверие к другим,
имеет двухполюсную природу и отражает взаимосвязь доверия к миру и доверия к себе.
ДОВЕРИЕ представлено в рамках единой трехмерной модели, выступает как специфический вид отношения к любому объекту, представленный субъекту

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика