Слайд 1Сущность
менеджмента
Ключевые понятия
Слайд 2Менеджмент
Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством
с целью повышения его эффективности, увеличения прибыли
Слайд 3Менеджмент
– умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы
поведения других людей, работающих в организации
Слайд 4Менеджмент
Основатель менеджмента – Ф. Тейлор (1911 г. – «Принципы научного
управления»)
Отец менеджмента – Анри Файоль (разработал 14 универсальных принципов управления)
В
России как наука менеджмент оформился в 30-40ые гг. XX века.
Слайд 5менеджмент
= искусство + опыт + обучение
Слайд 6Менеджер
Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью, наделённый
полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение
Цель работы менеджера
- обеспечение стабильной конкурентоспособности фирмы
Слайд 7Менеджер
(от англ. manager)
наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению
Слайд 8Основные задачи менеджера
• координация,
• руководство,
• управление,
• принятие решений
Слайд 9теория менеджеризма
согласно теории менеджеризма
Контроль над производством перешел от частных
собственников к наемным управляющим – менеджерам
Слайд 10Виды разделения труда менеджеров
функциональное (группы менеджеров, которые выполняют одинаковые функции);
структурное;
вертикальное
(выделение трех уровней управления):
низшего (руководитель бригады, смены, участка);
среднего
(менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления);
высшего (администрация предприятия);
горизонтальное разделение труда менеджеров по функциям.
Слайд 11Сфера деятельности менеджмента:
Производственная;
административная;
социально-политическая;
финансово-экономическая;
маркетинговая;
персонал.
Слайд 13Подходы в менеджменте
Процессный подход
Системный подход
Ситуационный подход
Поведенческий подход
Слайд 14Процессный подход
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих
функций.
каждый процесс должен вносить дополнительный вклад по отношению к предыдущему
процессу в ценность конечного продукта
Группы процессов:
основные, которые связаны непосредственно с производством продукции;
обеспечивающие процессы осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом и ДР.);
управленческие процессы включают процессы по установлению целей и формированию условий для их достижения.
Слайд 16Системный подход
исследования любых объектов посредством представления их в качестве систем
и анализа этих систем
Главный инструмент системного анализа – модель изучаемой
системы
Система – это совокупность элементов, находящихся во взаимодействии
Закрытая система
открытая система
Слайд 17Системы
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы
от среды, окружающей систему
Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.
Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают извне. Открытая система должна иметь способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде, чтобы продолжать свое функционирование
Слайд 18Ситуационный подход
Центральным моментом этого подхода является ситуация, т.е. конкретный набор
обстоятельств.
Если ситуация определена правильно, то всегда можно найти подходящее решение
Слайд 19Методологию ситуационного подхода
Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления,
Каждая методика имеет свои сильные и слабые стороны
Руководитель
должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации
Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы
Слайд 20Поведенческий подход
Поведенческий подход основан на оказании помощи работнику в осознании
своих собственных возможностей, т.е. основной целью этого подхода будет повышение
эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Слайд 22Японская модель менеджмента
Американская модель менеджмента
Слайд 23Японская модель
формировалась под влиянием двух факторов:
1. творческое освоение зарубежного опыта
в области организации и управления;
2. последовательное сохранение национальных традиций.
Слайд 24черты японского характера
сдержанность,
дипломатичность,
восприимчивость к новому,
бережливость
Слайд 25Особенности японской модели
Коллективизм. Коллективный характер труда требует от менеджеров умения
ладить с людьми.
Долгосрочный найм, система пожизненного найма.
Принцип старшинства
Доктрина патернализма
Слайд 26Черты американского характера
Американская модель менеджмента обусловлена национальными особенностями
способность бороться до
конца,
утверждать свое превосходство и жизненность
подчеркивают свою исключительность, «богоизбранность»
стремятся добиваться
быстрого и большого успеха
борьба за лидерство