Слайд 1Сущность целостного педагогического процесса (ЦПП)
Слайд 3Педагогический процесс
целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи воспитания и обучения,
характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее
полному развитию и самореализации личности
Слайд 4История становления ЦПП
идея ЦПП в единстве воспитания и обучения стала
оформляться в начале XIX в.
И.Гербарт ввёл в педагогику понятие воспитывающего
обучения
в советский период вопросы воспитания и обучения в теории, и на практике стали расходится (2 научные составляющие: теория и методика воспитания и дидактика (теория обучения))
У В.А. Сухомлинского сложилось единство воспитания и обучения как 2-х взаимообусловленных процессов
Слайд 5Структурные компоненты ЦПП
цель,
содержание,
формы,
деятельность педагога,
задачи,
методы,
средства,
деятельность воспитанника
результат совместной деятельности
Слайд 9Подготовительный этап
решаются следующие важные задачи: - - выделение и постановка
конкретных задач,
- изучение (диагностика условий) развития процесса,
- прогнозирование достижений,
-проектирование,
- планирование развития процесса.
Слайд 10Основной этап
- постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
- взаимодействие педагога
и учеников;
- использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;
- создание благоприятных
условий;
- осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности учащихся.
Слайд 11Завершающий этап
анализ достигнутых результатов, помогающий избежать повторения ошибок, или же,
напротив, учесть наиболее эффективные моменты
Слайд 13Функции ЦПП
а) Воспитательная, которая проявляется во всём: в воспитательном пространстве,
в личности воспитателей и их профессионализме, в учебных планах и
программах, формах, методах и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе.
б) Образовательная, которая реализуется прежде всего в процессе обучения, а также во внеклассной работе, в деятельности учреждений доп. образования и заключается в освоении общечеловеческой культуры как суммы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и отношений.
в) Развивающая, которая реализуется при любой организации УВП, но интенсивность развития, безусловно, определяется тем, на чём делается акцент: на ЗУНах или на формировании мотивационной и познавательной сферы обучаемого.
Слайд 14Л.С. Выготский разработал теорию о зонах развития
Слайд 15Закономерности и принципы ЦПП
Закономерности ЦПП - объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся,
необходимые и существенные связи между педагогическими явлениями, процессами, отдельными компонентами
педагогического процесса, характеризующие их развитие.
Принципы ЦПП – система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивающие его успешность
Слайд 17Принцип гуманизации
Принцип гуманизации состоит в очеловечивании отношений учащихся между
собой и педагогами, в приоритетах человеческих ценностей.
Правила осуществления принципа гуманизации:
-создание
ситуации успеха;
-опора на положительные качества ученика и т.п.
Слайд 18Принцип демократизации
Принцип демократизации состоит в предоставлении участникам ПП определённых
свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.
Правила осуществления принципа демократизации:
-введение самоуправления учащихся
в процессе организации их жизнедеятельности;
-организация педагогического процесса с учётом национальных особенностей обучающихся и т.п.
Слайд 19Принцип природосообразности
Принцип природосообразности - согласовывать организацию всего ПП не
только с возможностями самого ребёнка на определённых этапах его развития,
но и с природой, в которой он живёт, её изменениями.
Правила:
- направлен на самовоспитание, самообразование, самообучение учащихся;
- организуется как процесс поддерживающий и укрепляющий здоровье учащихся, способствующий созданию здорового образа жизни и т.п.
Слайд 20Принцип единства и непротиворечивости
Принцип единства и непротиворечивости направлен на
организацию комплексного ПП, ликвидацию противоречий в нём и дублирования в
действиях всех сфер жизнедеятельности учащихся.
Правила:
- обеспечение взаимной компенсации, взаимопомощи, взаимодополнения, интегрирования усилий всех сфер жизнедеятельности учащихся;
- установление прочных связей и отношений между всеми сферами жизнедеятельности учащихся и т.п.
Слайд 21Принцип научности
Принцип научности реализуется в отборе содержания образования и
его соответствии современному уровню развития науки и техники, а следовательно,
является основополагающим при разработке учебных планов, программ, учебников.
Правила:
- создание проблемных ситуаций на уроке;
- организация исследовательской деятельности;
- овладение навыками самообразования и т.п.
Слайд 22Принцип культуросообразности
Принцип культуросообразности - максимальное использование в воспитании и
образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение.
Правила:
- максимальное
использование семейной, региональной, конфессиональной, народной материальной и духовной культуры;
- обеспечение единства национального, интернационального, межнационального начал в воспитании и образовании и т.п.
Слайд 23Принцип доступности
Принцип доступности заключается в подборе методов и средств
обучения в соответствии с возрастными возможностями учащихся, уровнем их обученности
и воспитанности.
Правила:
- переходить от близкому к далёкому;
- переход от известного к неизвестному и т.п.
Слайд 24Принцип наглядности
Принцип наглядности - предлагать всё, что возможно, предоставлять
органам чувств, призывал изучать сами вещи, а не чужие наблюдения
и свидетельства о нём
Правила:
- прямое изучение действительности, основанное на наблюдении, измерении и различных видах деятельности, целесообразно тогда, когда обучаемые не имеют наблюдений и представлений, которые необходимы для понимания изучаемого вопроса;
- познавательной деятельностью ученика в процессе использования наглядных средств надо руководить и т.п.
Слайд 25Принцип систематичности и последовательности
Принцип систематичности и последовательности реализуется через
следующие правила:
- доступность и привлекательность предлагаемой информации, что имеет мотивационное значение;
- предварительное
определение имеющегося у обучаемых уровня знаний и их актуализации;
- использование внутри предметных и межпредметных связей и т.п.
Слайд 26Принцип сознательности, активности, творчества и инициативы
Принцип сознательности, активности, творчества
и инициативы помогает воспитанникам овладевать материалом и развивать свои умственные
возможности.
Правила:
- создание противоречивых ситуаций, заставляющих мыслить, самостоятельно ставить проблемы и разрешать их;
- отказ от чрезмерной регламентации, опеки, подавления инициативы, самостоятельности и творчества и т.п.
Слайд 27Принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания и обучения
Принцип прочности,
осознанности и действенности результатов воспитания и обучения.
Правила:
- формирование позитивного отношения к
изучаемому;
- выработка умений и потребности у обучаемых в теоретической и практической проверке рассматриваемых законов, научных принципов и правил и т.п.
Слайд 28Принцип связи теории с практикой
Принцип связи теории с практикой
выражает необходимость подготовки учащихся к правильному использованию теоретических знаний в
разнообразных практических ситуациях, к преобразованию окружающей действительности.
Правила:
- посильное включение в трудовую деятельность;
- попытка решить проблему новым путём и объяснить полученные результаты и т.п
Слайд 29Принцип положительного эмоционального фона
Принцип положительного эмоционального фона педагогического процесса
выступает как бы итоговым, обобщающим.
Слайд 30Принципы
1. Научности (т.к. изучаем науки, то важность объяснять в жизни)
2. Системности (последовательность,
структурированность)
3. Сознательности (понимать, зачем ему это нужно)
4. Активности (сам должен работать)
5. Наглядности (через
таблицы, опорные схемы, рисунки…)
6. Доступности (чтобы было понятно ученику, иначе будет ситуация неуспеха и он не захочет учиться; от простого к сложного, от известного к неизвестному)
7. Прочности усвоения знаний (в зоне ближайшего развития работаем)
Слайд 31Содержание образования – часть социокультурного опыта, который передается учащимся для
достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Она должна соответствовать соц.экономическому
положению.
Метод – способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи, совокупность приемов.
Средство – материальный или идеальный объект, который используется У. для усвоения знаний (библиотека, канцелярия, кары, компьютерные программы..)
Форма – вид, обусловленный определенным содержанием, конструкция циклов процесса обучения, реализующая деятельность У. и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению содержания предмета
Слайд 32Вывод
ЦПП: цель определяет принципы, которые определяют все:
содержание реализуется через методы обучения, где используются средства обучения,
которые оформляются в формы обучения.