Слайд 1Сущность воспитания и его место в целостной структуре педагогического процесса
Лекция
Слайд 2Воспитание
Воспитание - это процесс формирования, развития личности, включающий в
себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности
В
современном понимании процесс воспитания - это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели
Социализация личности
Формирование личности
Становление личности
Слайд 3Стороны воспитания
содержательная
процессуальная
от воспитателя
к воспитаннику
(прямая связь)
от воспитанника
к
воспитателю
(обратная связь)
Слайд 4Противоречия
внешние
внутренние
Эффективность воспитания зависит от:
• сложившихся
воспитательных отношений
• соответствия цели и организации действий, помогающих
достигнуть цели
• соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников
• совокупного действия объективных и субъективных факторов
Слайд 5Факторы воспитания
выражаются через условия воспитания (материально-технические, социальные, санитарно-гигиенические и др.
Объективные факторы
воспитатели и воспитанники, взаимодействие между ними, сложившиеся отношения, психологический
климат и др.
Субъективные факторы
Слайд 6Условия воспитательного процесса
• интенсивность воспитания и самовоспитания;
• активность
его участников в педагогическом взаимодействии;
• эффективность сопутствующих ему процессов
- развития и обучения;
• воспитание улучшает развитие, развитие прокладывает путь к более успешному воспитанию;
• качество воспитательного воздействия;
• интенсивность воздействия на "внутреннюю сферу" воспитанника;
• сочетание педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников;
• интенсивность и качество взаимоотношений (общения) между самими воспитанниками;
• общественная направленность воспитания;
• связь воспитания с жизнью, трудом;
• опора на положительное в воспитании;
• гуманизация воспитания;
• личностный подход;
• единство воспитательных воздействий
Слайд 7Принципы воспитания
Принцип связи воспитания с жизнью
Принцип опоры на положительное
Принцип гуманизации
Принцип личностного подхода
Принцип единства воспитательных воздействий
Принцип
направленности воспитания
Слайд 8Средства воспитания
виды деятельности (труд, игра)
предметы, вещи (игрущки, ЭВМ)
произведения и
явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь)
конкретные мероприятия и
формы воспитательной работы (вечера, собрания)
Слайд 9Методы воспитания
– это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной
на решение задач воспитания.
И.Ф. Харламов
уточняет: методы воспитания – совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.
Слайд 10Классификация методов воспитания (Ю.К. Бабанский)
1 группа
Методы формирования
сознания личности
(взглядов,
оценок) –
единство сознания и поведения
2 группа
Методы организация деятельности,
опыта поведения –
формирование личности
в деятельности
3 группа
Методы стимулирования
деятельности и поведения
отражают потребностно-
мотивационный компонент
4 группа
Методы контроля,
самоконтроля и
самооценки
Слайд 111 группа методов
Методы формирования
сознания личности
(взглядов, оценок) –
единство сознания
и поведения.
рассказ
объяснение
лекция
диспут
беседа
пример
внушение
Слайд 122 группа методов
Методы организация деятельности,
опыта поведения –
формирование личности
в деятельности
упражнение
общественное
мнение
воспитывающие
ситуации
педагогическое
требование
приучение
инструктаж
демонстрация
Слайд 133 группа методов
Методы стимулирования
деятельности и поведения
отражают потребностно-
мотивационный компонент
наказание
(осуждение)
поощрение
(одобрение)
соревнования
познавательные
игры
эмоциональное
воздействие
Слайд 144 группа методов
Методы контроля,
самоконтроля и
самооценки
педагогическое
наблюдение
опросники
диагностика
выявление причин
отклоняющегося
поведения
посредством
бесед
Слайд 15Педагогическое мастерство
– комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации
профессиональной педагогической деятельности
Педагогическое общение
– это профессиональное общение преподавателя с
учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата
Слайд 16Функции педагогического общения
познание личности
обмен информацией
организация
деятельности
самоутверждение
сопереживание
обмен ролями
Слайд 17Структура педагогического общения
Моделирование
педагогом предстоящего
общения с классом
(прогностический
этап)
Управление
общением в ходе
педагогического
общения
Анализ осуществленной
системы
общения и
моделирование ее
на предстоящую
деятельность
Организация
непосредственного
общения в момент
начального взаимодействия
(коммуникативная атака)
Слайд 18Стили общения
Авторитарный стиль
Либеральный стиль
Демократичный стиль
Определяет направление
деятельности группы, указывает, приказывает, пресекает всякую инициативу, подавляет инициативу школьников
Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива, педагог советуется со школьниками, активно обсуждает ход работы
Анархический, попустительский. Учитель не вмешивается в жизнь коллектива, не проявляет активности. Педагог фактически самоустраняется от ответственности за происходящего
Слайд 19Коллектив
коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом признаков:
- общий
выборный
руководящий орган
- общая организация
деятельности
- общая совместная
деятельность для
достижения
поставленной
цели
- отношения
ответственной
зависимости
- общая социально
значимая цель
- сплоченность,
характеризующая
взаимопонимание,
защищенность,
«чувство локтя»,
причастность
к коллективу
Слайд 20Стадии формирования коллектива (А.С. Макаренко)
Первая стадия –
становление коллектива
(стадия первоначального
сплочения)
Вторая стадия –
усиление влияния актива
Третья и последующие
стадии
характеризуют
расцвет коллектива
Слайд 21Отношения между личностью и коллективом
Идеал взаимоотношений – гармонизация личности
и коллектива.
Личность берет от коллектива оптимальные модели поведения, усваивает
целесообразные способы общения и социальный опыт.
- личность подчиняется
коллективу (конформизм)
личность и коллектив
находятся в
оптимальных отношениях
(гармония)
личность подчиняет
себе коллектив
(нонконформизм)
Слайд 23Ребенок как объект и субъект воспитания
Объект воспитательного процесса -индивид, не
выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний
с целью расширить среду деятельности.
Субъект воспитательного процесса - это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности.
Слайд 24Общие концепции воспитания
Концепция - это
определенный способ понимания какого – либо предмета, явления или процесса;
основная точка зрения на предмет, предмет, руководящая идея для его систематического освещения, комплекс взглядов, связанных между собой и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной проблемы.
Слайд 25 Концепция воспитания –это более или менее
цельное представление об основных компонентах воспитания: целях;
содержании; методах; средствах; формах.
Слайд 26Уровни концепций воспитания:
3. авторские
школы педагогов
2. психологические учения
1. философско - социальные
Слайд 27Группы воспитательных концепций
1. Гуманистичекие
2. Авторитарные
индивидуальные цели
общественно значимые цели и
ценности
Слайд 28Цели воспитания
ставятся от общества или
исходят из
государства к человеку потребностей человека
авторитарная концепция
гуманистическая концепция
Слайд 29Гуманистическая концепция
1)
ориентация на полное раскрытие
человеческой
«самости», индивидуальности;
2) педоцентризм;
3) экзистенциализм.
Слайд 30 1) Гуманистическая концепция, базирующаяся на философии
экзистенциализма, рассматривает проблемы воспитания через призму проблем бытия человека.
2) Согласно теории педоцентризма ребенок составляет центр воспитания и его главную цель.
3) Внимание педагога акцентировано на личностных функций воспитанника, на приобретение им индивидуального опыта. Жизненный путь каждого ребенка рассматривается как уникальный , в соответствии с чем воспитательная деятельность понимается как помощь ребенку в проживании им собственной жизни с неповторимым набором событий, дел, поступков, переживаний.
Слайд 31Авторитарная концепция
образование по единой, с некоторой
дифференциацией программы для всех;
требования, распоряжения, регламентирующие деятельность и жизнь учащихся;
управление учебно – воспитательным процессом со стороны школы, учителя.
Слайд 32
Авторитарность может быть:
- свойством, характеристикой воспитательной системы, принятой в стране;
- проявляться как принятой за норму;
- рекомендуемый теорией и методикой или индивидуальный стиль общения, профессионального поведения воспитателя.
Слайд 33Концепция воспитания в современной России
В России
происходит становление демократического общества с ориентацией на такие принципиальные положения,
идеи, как:
Права человека;
Гражданское общество;
Демократия;
Социально ориентированная экономика;
Гуманизм .
Слайд 34Условии и источники для выработки концепции воспитания в России
Социально –
экономические и культурные условия в стране;
История отечественного образования и культуры;
Опыт
зарубежной педагогики, гуманистических воспитательных систем и теорий;
Общее поступательное движение образования от принуждающей школы к свободной.
Слайд 35 Парадигма – теория, принятая в качестве образца решения
исследовательских задач, то есть научный подход.
Слайд 36 Традиционная парадигма – разрабатывается главным образом концепции
«жесткого» педагогического управления. Это означает, что первоочередное внимание уделяется проблемам
воздействия педагога на воспитанника, то есть исследуется главным образом лишь одна сторона педагогического взаимодействия.
Слайд 38Системно – ролевая теория формирования личности ребенка (Н.М.Таланчук)
В
рамках данной концепции воспитание рассматривается как целенаправленное регулирование освоения личностью
системы социальных ролей, а цель воспитания видится в формировании личности, готовой и способной выполнять систему таких ролей. При этом каждой социальной роли соответствует определенная задача воспитания и самовоспитания:
Родительской – формирование педагогической культуры,
Профессионально – трудовой – формирование профессиональных знаний, умений, навыков и трудолюбия,
Целеутверждающей – формирование умений и способностей ставить жизненные цели и достигать их.
Слайд 39 Гуманистическая парадигма –ориентирована на максимально полное раскрытие
человеческой «самости», индивидуальности. Внимание педагога акцентировано в первую очередь на
реализации личностных функций воспитанника, на приобретении им внутреннего опыта.
Слайд 40Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития (Олег Семенович
Газман)
Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
Самореализация педагога
– в творческой самореализации ребенка;
Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;
Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;
Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;
Слайд 41Дети – носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой
растущего поколения. Воспитание – диалог культур;
Не сравнивай никого ни с
кем, сравнивать можно результаты действий;
Доверяя – не проверяй;
Признавай право на ошибку и не суди за нее;
Умей признавать свою ошибку;
Защищая ребенка, учи его защищаться.
Слайд 42 Гуманитарная парадигма базируется на философии экзистенциализма, рассматривающей
проблемы воспитания через призму проблем бытия человека. В ее рамках
успешно применяются системный, антропологический, синергетический и другие научные подходы.
Слайд 43 Концепция формирования образа жизни, достойной Человека (Надежда Егоровна
Щуркова)
Воспитание определяется как целенаправленное, организованное профессионалом –
педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
Слайд 44Принципы, лежащие в основе воспитания Н.Е.Щуркова
Принцип ориентации на ценности и
ценностные отношения, предписывающий педагогу обнаружить за событиями, действиями, словами, поступками,
а также за предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;
Принцип субъективности, согласно которому педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия;
Принцип целостности, предписывающий педагогу целостность, полифоничность влияний на воспитанника, необходимость апеллировать к отношению как ключевому объекту внимания педагога, учить ребенка воспринимать отдельные события как часть единого мира.
Слайд 45Литература
1. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие.- М., Академия, 2007.
2.
Педагогика под ред. Крившенко А.П. – М., Проспект, 2009. –
432с.