Разделы презентаций


Сущность воспитания и его место в целостной структуре педагогического процесса

Содержание

Воспитание Воспитание - это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности В современном понимании процесс воспитания - это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Сущность воспитания и его место в целостной структуре педагогического процесса
Лекция

Сущность воспитания и его место в целостной структуре педагогического процессаЛекция 1

Слайд 2Воспитание
Воспитание - это процесс формирования, развития личности, включающий в

себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности
В

современном понимании процесс воспитания - это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели

Социализация личности

Формирование личности

Становление личности

Воспитание Воспитание - это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и

Слайд 3Стороны воспитания
содержательная
процессуальная
от воспитателя
к воспитаннику
(прямая связь)
от воспитанника
к

воспитателю
(обратная связь)

Стороны воспитаниясодержательнаяпроцессуальнаяот воспитателя к воспитаннику (прямая связь) от воспитанника к воспитателю (обратная связь)

Слайд 4Противоречия
внешние
внутренние
Эффективность воспитания зависит от:
• сложившихся

воспитательных отношений
• соответствия цели и организации действий, помогающих

достигнуть цели

• соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников

• совокупного действия объективных и субъективных факторов

Противоречия внешние внутренние Эффективность воспитания зависит от: •  сложившихся воспитательных отношений •  соответствия цели и

Слайд 5Факторы воспитания
выражаются через условия воспитания (материально-технические, социальные, санитарно-гигиенические и др.


Объективные факторы
воспитатели и воспитанники, взаимодействие между ними, сложившиеся отношения, психологический

климат и др.

Субъективные факторы

Факторы воспитаниявыражаются через условия воспитания (материально-технические, социальные, санитарно-гигиенические и др. Объективные факторывоспитатели и воспитанники, взаимодействие между ними,

Слайд 6Условия воспитательного процесса
• интенсивность воспитания и самовоспитания;
• активность

его участников в педагогическом взаимодействии;
• эффективность сопутствующих ему процессов

- развития и обучения;
• воспитание улучшает развитие, развитие прокладывает путь к более успешному воспитанию;
• качество воспитательного воздействия;
• интенсивность воздействия на "внутреннюю сферу" воспитанника;
• сочетание педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников;
• интенсивность и качество взаимоотношений (общения) между самими воспитанниками;
• общественная направленность воспитания;
• связь воспитания с жизнью, трудом;
• опора на положительное в воспитании;
• гуманизация воспитания;
• личностный подход;
• единство воспитательных воздействий
Условия воспитательного процесса•  интенсивность воспитания и самовоспитания;•  активность его участников в педагогическом взаимодействии;•  эффективность

Слайд 7Принципы воспитания
Принцип связи воспитания с жизнью
Принцип опоры на положительное


Принцип гуманизации
Принцип личностного подхода
Принцип единства воспитательных воздействий
Принцип

направленности воспитания
Принципы воспитанияПринцип связи воспитания с жизнью Принцип опоры на положительное Принцип гуманизации Принцип личностного подхода Принцип единства

Слайд 8Средства воспитания
виды деятельности (труд, игра)
предметы, вещи (игрущки, ЭВМ)
произведения и

явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь)
конкретные мероприятия и

формы воспитательной работы (вечера, собрания)

Средства воспитания виды деятельности (труд, игра)предметы, вещи (игрущки, ЭВМ)произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная

Слайд 9Методы воспитания
– это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной

на решение задач воспитания.

И.Ф. Харламов

уточняет: методы воспитания – совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.
Методы воспитания– это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

Слайд 10Классификация методов воспитания (Ю.К. Бабанский)
1 группа
Методы формирования
сознания личности
(взглядов,

оценок) –
единство сознания и поведения
2 группа
Методы организация деятельности,

опыта поведения –
формирование личности
в деятельности

3 группа
Методы стимулирования
деятельности и поведения
отражают потребностно-
мотивационный компонент

4 группа
Методы контроля,
самоконтроля и
самооценки

Классификация методов воспитания (Ю.К. Бабанский) 1 группа Методы формированиясознания личности(взглядов, оценок) – единство сознания и поведения2 группа

Слайд 111 группа методов
Методы формирования
сознания личности
(взглядов, оценок) –
единство сознания

и поведения.
рассказ
объяснение
лекция
диспут
беседа
пример
внушение

1 группа методов  Методы формированиясознания личности(взглядов, оценок) – единство сознания и поведения.рассказ объяснение лекция диспут беседа

Слайд 122 группа методов
Методы организация деятельности,
опыта поведения –
формирование личности


в деятельности
упражнение
общественное
мнение
воспитывающие
ситуации
педагогическое
требование
приучение
инструктаж
демонстрация

2 группа методовМетоды организация деятельности, опыта поведения – формирование личности в деятельностиупражнение общественное мнение воспитывающие ситуации педагогическое

Слайд 133 группа методов
Методы стимулирования
деятельности и поведения
отражают потребностно-
мотивационный компонент


наказание
(осуждение)
поощрение
(одобрение)
соревнования
познавательные
игры
эмоциональное
воздействие

3 группа методовМетоды стимулирования деятельности и поведения отражают потребностно-мотивационный компонент наказание (осуждение) поощрение (одобрение) соревнованияпознавательные игрыэмоциональное воздействие

Слайд 144 группа методов
Методы контроля,
самоконтроля и
самооценки
педагогическое
наблюдение
опросники
диагностика
выявление причин
отклоняющегося
поведения
посредством

бесед

4 группа методовМетоды контроля, самоконтроля и самооценкипедагогическоенаблюдениеопросникидиагностикавыявление причинотклоняющегося поведения посредством бесед

Слайд 15Педагогическое мастерство
– комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации

профессиональной педагогической деятельности
Педагогическое общение
– это профессиональное общение преподавателя с

учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата
Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельностиПедагогическое общение – это профессиональное

Слайд 16Функции педагогического общения
познание личности
обмен информацией
организация
деятельности
самоутверждение


сопереживание
обмен ролями

Функции педагогического общения познание личности обмен информацией организация деятельности самоутверждение сопереживание обмен ролями

Слайд 17Структура педагогического общения
Моделирование
педагогом предстоящего
общения с классом
(прогностический

этап)
Управление
общением в ходе
педагогического
общения
Анализ осуществленной
системы

общения и
моделирование ее
на предстоящую
деятельность

Организация
непосредственного
общения в момент
начального взаимодействия
(коммуникативная атака)

Структура педагогического общения Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап) Управление общением в ходе педагогического общения

Слайд 18Стили общения
Авторитарный стиль
Либеральный стиль
Демократичный стиль
Определяет направление

деятельности группы, указывает, приказывает, пресекает всякую инициативу, подавляет инициативу школьников


Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива, педагог советуется со школьниками, активно обсуждает ход работы

Анархический, попустительский. Учитель не вмешивается в жизнь коллектива, не проявляет активности. Педагог фактически самоустраняется от ответственности за происходящего

Стили общения Авторитарный стиль Либеральный стиль Демократичный стиль Определяет направление деятельности группы, указывает, приказывает, пресекает всякую инициативу,

Слайд 19Коллектив
коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом признаков:
- общий

выборный
руководящий орган
- общая организация
деятельности
- общая совместная
деятельность для
достижения
поставленной

цели

- отношения
ответственной
зависимости

- общая социально
значимая цель

- сплоченность,
характеризующая
взаимопонимание,
защищенность,
«чувство локтя»,
причастность
к коллективу

Коллектив коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом признаков:- общий выборный руководящий орган- общая организациядеятельности- общая совместная

Слайд 20Стадии формирования коллектива (А.С. Макаренко)
Первая стадия –
становление коллектива

(стадия первоначального
сплочения)
Вторая стадия –
усиление влияния актива
Третья и последующие

стадии
характеризуют
расцвет коллектива
Стадии формирования коллектива (А.С. Макаренко) Первая стадия – становление коллектива (стадия первоначального сплочения)Вторая стадия – усиление влияния

Слайд 21Отношения между личностью и коллективом
Идеал взаимоотношений – гармонизация личности

и коллектива.
Личность берет от коллектива оптимальные модели поведения, усваивает

целесообразные способы общения и социальный опыт.

- личность подчиняется
коллективу (конформизм)

личность и коллектив
находятся в
оптимальных отношениях
(гармония)

личность подчиняет
себе коллектив
(нонконформизм)

Отношения между личностью и коллективом Идеал взаимоотношений – гармонизация личности и коллектива. Личность берет от коллектива оптимальные

Слайд 22Сущность процесса воспитания

Сущность процесса воспитания

Слайд 23Ребенок как объект и субъект воспитания
Объект воспитательного процесса -индивид, не

выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний

с целью расширить среду деятельности.
Субъект воспитательного процесса - это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности.
Ребенок как объект и субъект воспитанияОбъект воспитательного процесса -индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за

Слайд 24Общие концепции воспитания
Концепция - это

определенный способ понимания какого – либо предмета, явления или процесса;

основная точка зрения на предмет, предмет, руководящая идея для его систематического освещения, комплекс взглядов, связанных между собой и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной проблемы.
Общие концепции воспитания    Концепция - это определенный способ понимания какого – либо предмета, явления

Слайд 25 Концепция воспитания –это более или менее

цельное представление об основных компонентах воспитания: целях;
содержании; методах; средствах; формах.


Концепция воспитания –это более или менее цельное представление об основных компонентах воспитания: целях;содержании;

Слайд 26Уровни концепций воспитания:
3. авторские

школы педагогов

2. психологические учения
1. философско - социальные

Уровни концепций воспитания:      3. авторские школы педагогов

Слайд 27Группы воспитательных концепций
1. Гуманистичекие

2. Авторитарные

индивидуальные цели
общественно значимые цели и

ценности

Группы воспитательных концепций1. Гуманистичекие 2. Авторитарныеиндивидуальные целиобщественно значимые цели и ценности

Слайд 28Цели воспитания



ставятся от общества или

исходят из
государства к человеку потребностей человека

авторитарная концепция

гуманистическая концепция

Цели воспитания    ставятся от общества или

Слайд 29Гуманистическая концепция

1)

ориентация на полное раскрытие
человеческой

«самости», индивидуальности;

2) педоцентризм;

3) экзистенциализм.

Гуманистическая концепция        1) ориентация на полное раскрытие

Слайд 30 1) Гуманистическая концепция, базирующаяся на философии

экзистенциализма, рассматривает проблемы воспитания через призму проблем бытия человека.

2) Согласно теории педоцентризма ребенок составляет центр воспитания и его главную цель.
3) Внимание педагога акцентировано на личностных функций воспитанника, на приобретение им индивидуального опыта. Жизненный путь каждого ребенка рассматривается как уникальный , в соответствии с чем воспитательная деятельность понимается как помощь ребенку в проживании им собственной жизни с неповторимым набором событий, дел, поступков, переживаний.
1) Гуманистическая концепция, базирующаяся на философии экзистенциализма, рассматривает проблемы воспитания через призму

Слайд 31Авторитарная концепция

образование по единой, с некоторой

дифференциацией программы для всех;

требования, распоряжения, регламентирующие деятельность и жизнь учащихся;

управление учебно – воспитательным процессом со стороны школы, учителя.

Авторитарная концепция           образование по единой, с

Слайд 32
Авторитарность может быть:

- свойством, характеристикой воспитательной системы, принятой в стране;


- проявляться как принятой за норму;

- рекомендуемый теорией и методикой или индивидуальный стиль общения, профессионального поведения воспитателя.
Авторитарность может быть:       - свойством, характеристикой воспитательной системы,

Слайд 33Концепция воспитания в современной России
В России

происходит становление демократического общества с ориентацией на такие принципиальные положения,

идеи, как:
Права человека;
Гражданское общество;
Демократия;
Социально ориентированная экономика;
Гуманизм .
Концепция воспитания в современной России   В России происходит становление демократического общества с ориентацией на такие

Слайд 34Условии и источники для выработки концепции воспитания в России
Социально –

экономические и культурные условия в стране;
История отечественного образования и культуры;
Опыт

зарубежной педагогики, гуманистических воспитательных систем и теорий;
Общее поступательное движение образования от принуждающей школы к свободной.

Условии и источники для выработки концепции воспитания в РоссииСоциально – экономические и культурные условия в стране;История отечественного

Слайд 35 Парадигма – теория, принятая в качестве образца решения

исследовательских задач, то есть научный подход.

Парадигма – теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач, то есть научный подход.

Слайд 36 Традиционная парадигма – разрабатывается главным образом концепции

«жесткого» педагогического управления. Это означает, что первоочередное внимание уделяется проблемам

воздействия педагога на воспитанника, то есть исследуется главным образом лишь одна сторона педагогического взаимодействия.

Традиционная парадигма – разрабатывается главным образом концепции «жесткого» педагогического управления. Это означает, что первоочередное

Слайд 37Двусторонность воспитания

Двусторонность воспитания

Слайд 38Системно – ролевая теория формирования личности ребенка (Н.М.Таланчук)
В

рамках данной концепции воспитание рассматривается как целенаправленное регулирование освоения личностью

системы социальных ролей, а цель воспитания видится в формировании личности, готовой и способной выполнять систему таких ролей. При этом каждой социальной роли соответствует определенная задача воспитания и самовоспитания:
Родительской – формирование педагогической культуры,
Профессионально – трудовой – формирование профессиональных знаний, умений, навыков и трудолюбия,
Целеутверждающей – формирование умений и способностей ставить жизненные цели и достигать их.
Системно – ролевая теория формирования личности ребенка (Н.М.Таланчук)  В рамках данной концепции воспитание рассматривается как целенаправленное

Слайд 39 Гуманистическая парадигма –ориентирована на максимально полное раскрытие

человеческой «самости», индивидуальности. Внимание педагога акцентировано в первую очередь на

реализации личностных функций воспитанника, на приобретении им внутреннего опыта.
Гуманистическая парадигма –ориентирована на максимально полное раскрытие человеческой «самости», индивидуальности. Внимание педагога акцентировано в

Слайд 40Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития (Олег Семенович

Газман)
Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
Самореализация педагога

– в творческой самореализации ребенка;
Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;
Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;
Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;
Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития (Олег Семенович Газман)Ребенок не может быть средством в достижении

Слайд 41Дети – носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой

растущего поколения. Воспитание – диалог культур;
Не сравнивай никого ни с

кем, сравнивать можно результаты действий;
Доверяя – не проверяй;
Признавай право на ошибку и не суди за нее;
Умей признавать свою ошибку;
Защищая ребенка, учи его защищаться.
Дети – носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание – диалог культур;Не сравнивай

Слайд 42 Гуманитарная парадигма базируется на философии экзистенциализма, рассматривающей

проблемы воспитания через призму проблем бытия человека. В ее рамках

успешно применяются системный, антропологический, синергетический и другие научные подходы.
Гуманитарная парадигма базируется на философии экзистенциализма, рассматривающей проблемы воспитания через призму проблем бытия человека.

Слайд 43 Концепция формирования образа жизни, достойной Человека (Надежда Егоровна

Щуркова)
Воспитание определяется как целенаправленное, организованное профессионалом –

педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
Концепция формирования образа жизни, достойной Человека (Надежда Егоровна Щуркова)   Воспитание определяется как целенаправленное,

Слайд 44Принципы, лежащие в основе воспитания Н.Е.Щуркова
Принцип ориентации на ценности и

ценностные отношения, предписывающий педагогу обнаружить за событиями, действиями, словами, поступками,

а также за предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;
Принцип субъективности, согласно которому педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия;
Принцип целостности, предписывающий педагогу целостность, полифоничность влияний на воспитанника, необходимость апеллировать к отношению как ключевому объекту внимания педагога, учить ребенка воспринимать отдельные события как часть единого мира.

Принципы, лежащие в основе воспитания Н.Е.ЩурковаПринцип ориентации на ценности и ценностные отношения, предписывающий педагогу обнаружить за событиями,

Слайд 45Литература

1. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие.- М., Академия, 2007.
2.

Педагогика под ред. Крившенко А.П. – М., Проспект, 2009. –

432с.
Литература1. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие.- М., Академия, 2007. 2. Педагогика под ред. Крившенко А.П. – М.,

Слайд 46Ролевая игра «Полет на Луну»

Ролевая игра «Полет на Луну»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика