Слайд 1Святки
Ученица 5 А класса
МБОУ г. Иркутска СОШ № 28
Шилова Таисия
Слайд 2Цели:
Познакомить с обычаями и верованиями русского народа
Пробудить интерес к истории
народов России
Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма
Прививать любовь к старине, культуре и
быту русского народа
Способствовать воспитанию высоконравственной личности, глубоко понимающей и безгранично любящей русскую культуру и историю, русский народ и Отечество.
Слайд 3
Святки – святые вечера, так назывались в России дни празднества,
веселья, дни священного торжества Рождества Христова.
В этом празднике переплелись традиции
языческих обрядов древних славян и христианства.
Христианская церковь приурочила к зимним святкам три больших праздника: Рождество, Васильев день и Крещение.
Слайд 5ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Сочельник - день строгого поста перед Рождеством Христовым,
в который первая семейная трапеза совершалась только после первой звезды.
Кутья
- постная каша из зерен пшеницы, риса или ячменя с медом, маком или изюмом, которую варили в рождественскую ночь и крещенский сочельник в память умерших предков.
Колядки, щедровки,виноградья - песни праздничного обхода дворов с пожеланиями богатства и урожая.
Овсеньки - обрядовое печенье в виде птиц и домашних животных, которым хозяева одаривали колядовщиков после исполнения песен.
Нарятчики,машкараты - участники страшных вечеров, которые по суеверным представлениям древних славян были заместителями душ умерших предков, по другой версии они олицетворяли нечистую силу.
Тропарь - особое церковное песнопение, объясняющее смысл праздника
Слайд 6Первые три вечера назывались святыми, потому что, как только заканчивалась
всенощная в храме и люди расходились по домам, по деревне
начинали ходить «Христославы»- это группы детей, подростков и молодежи, которые, входя в дом, приносили весть о том, что родился Христос и пели рождественские колядки. Символом Рождества и святых вечеров была Вифлеемская звезда, - та самая, которая заиграла огнями, пошла по небосводу и опустила золотой луч на землю там, где родился маленький Христос.
Слайд 7
Канун рождества, Коляды, называют также Рождественским сочельником. Это название связано
с обычаем православных христиан употреблять этот день в пищу сочиво
- сушеные хлебные зерна, размоченные в воде. Сочивом называли не только кашу и всякую постную пищу, а также сок разных семян: маковое, конопляное, подсолнечное, горчичное, ореховое, миндальное и др. «молоко».
Слайд 8
По традиции трапеза начинается с появлением первой звезды, в память
о Вифлеемской звезде, возвестившей пастухам рождение Христа.
Слайд 9Первые три дня их назывались святыми вечерами. В эти дни
в домах славили Христа дети, молодежь, старые люди. Их так
и называли "христославы", "славельщики". Самый ранний обход, до первой утренней звезды по традиции совершали дети, так как по общему убеждению чистая детская молитва быстрее доходила до престола Господня.
Слайд 10Загадочки-отгадочки
Попытайтесь определить, какой день святок подразумевают те, или иные поговорки,
стихи, выражения и загадки.
Зима на мороз, а мужик - за
праздники. (Начало святок).
Свинку иль боровка до Васильева вечерка. (Старый Новый год).
Сосед к соседу идет на беседу. (Рождество, Васильев вечер).
Придут святки - загорят пятки. (Молодежные святочные посиделки) .
Снеговая баня все исправит, красоты прибавит. (Крещенье).
Когда день прибывает на куриный шаг? (Старый Новый год).
Когда цыган шубу продает? (После святок).
Медведь летит, хвостом вертит,
Свинья на ели гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела,
Поросяточки по сучкам висят,
Полететь хотят. (Васильев вечер).
Слайд 11Литература:
Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. – М.: Наука,
1978 г.
Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.: Молодая гвардия,
1991 г.
Громыко М.М. Религии России. - М., 1998 г.
// Газета «Благовест», Л.П. Ляховская
Коринфский Аполлон. Народная Русь. – М.: Белый город, 2007 г.
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день/ составитель Степкина О.В. – М.: Рипол-классик, 2009 г.
Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. – М.: Лабиринт, 2006 г.
Семенова М. Мы – славяне! – СПб: Азбука, 1998 г.
Терновая И.И. Иркутянка: портрет на рубеже веков ( конец XIX – начало XX вв.). – Иркутск: Оттиск, 2007 г.
Терещенко А.В. История Культуры русского народа. – М.: Эксмо, 2007 г.
Шмелев И.С. Лето Господне. – М.: Дрофа, 2002 г.
Слайд 12Колядка
- Маленькие детки,
Щипали ветки,
В саду стояли,
Христа прославляли.
Христос родился,
Рай отворился.
Слайд 13Тесто для колядок может быть приготовлено из одной ржаной муки
или из смеси ржаной и пшеничной муки в равных соотношениях
(1:1) по такой рецептуре: 2 тонких стакана муки, тонкий стакан жидкости (вода, молоко, простокваша, сметана в любых соотношениях), соль на кончике ножа. В преснушки соль не добавляется. Замешанное тесто должно 'отдохнуть' минут 20-30, прикрытое салфеткой, чтобы не обветрилось. Раскатать тесто в жгут, нарезать на равные кусочки, закатать шарики, раскатать из них тонкие лепешки, придать им круглую или овальную форму. Положить разнообразные начинки и по-разному защипать или загнуть края. Колядки (калитки) выпекать при температуре 200-220 градусов до готовности. Испеченные горячие колядки смазать растопленным маслом или маслом со сметаной, тогда корочка будет мягкой и вкусной.
Слайд 14Интернет-ресурсы:
http://ru.wikipedia.org
http://traditio-ru.org
http://www.ethnomuseum.ru
http://images.yandex.ru
http://www.symbolarium.ru
http://dic.academic.ru
http://pravoslavnye.org
http://azbyka.ru
http://crazymama.ru
http://www.pravmir.ru
http://kulinary2012.narod.ru
http://www.cultinfo.ru