Слайд 1Творческая тема:
ВИТРАЖ
Дизайн-студия «Люмос!»
Слайд 2В переводе с французского «vitrage» - остекление,
восходит к латинскому
«vitrum» - стекло.
Слайд 3термин
Витраж – это как правило орнаментальная (узор) или сюжетная декоративная
композиция из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет, рассчитанная
на сквозное освещение и обычно предназначенная для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Слайд 4Простейшие витражи существовали уже в Древнем Египте со II тысячелетия
до н.э. и в Древнем Риме - с I тысячелетия
н.э. В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.
Селенит («Лунный камень»)
Слайд 5Окна храма Святой Софии в Константинополе (Vl в н.э.) были
уже по-настоящему витражными.
Слайд 6Храм
Святой
Софии в Константинополе
(Vl в н.э.)
Слайд 7Символичные изображения животных и птиц на ранних витражах вызывают умиление
уже не первое столетие.
Кабан XlV в
Лань XV в
Слайд 8Благочестивая птичка с четками в лапке тоже относится к XV
веку.
Слайд 9Самым древним из уцелевших образцов витража романского периода является «Голова
Христа» из Вейссембургского аббатства в Эльзасе. Примерно Xl в н.э.
Слайд 10В романских храмах (Франция, Германия) в начале Средних веков стали
создаваться витражи на библейские и бытовые сюжеты. И они по
сей день являются особенностью готических соборов.
Дева Мария XVв, Норидж
История Св. Винсента Xlll в, Франция
Слайд 11Ангел XVв., Норфолк
Св.Варфоломей XVв., Винчестер
Слайд 12технология
Традиционная технология изготовления витражей окончательно оформилась
в Xl веке и
остается по сей день:
Весь витраж или его фрагменты сначала
рисовали в натуральную величину на матовой отражающей поверхности, например, выскобленной добела доске. Затем к полученному трафарету подбирали кусочки стекла, которое варили из речного песка, смешивая его с поташом, флюсом и известью. В роли красок при изготовлении первых цветных стекол выступали окислы металлов, которые добавлялись в расплавленное стекло. Был достаточно узкий спектр тонов, а само стекло имело много изъянов в виде различных затемнений, пузырей и неоднородностей цвета. Однако, именно эти дефекты и придают средневековым витражам особую прелесть. Его фигурные кусочки, вырезанные по лекалам (шаблонам), закреплялись между полосками Н-образного свинцового профиля, которые были отлиты и изогнуты по контуру каждого цветного пятна и спаяны между собой. Это самая древняя техника так называемого классического паечного витража. При этом окна достигали шестиметровой высоты, а некоторые окна – восемнадцати метров. Чтобы придать дополнительной прочности таким высоким окнам витраж делили на панели, и прикрепляли к расположенной снаружи металлической решетке.
Слайд 13Витражи размещались в огромных стрельчатых окнах, и в так называемых
окнах «розах» поражающих своей сложностью и красотой.
Слайд 29В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле.
Они
в полной мере становятся картинами с реалистической передачей объема. В
XVI в. получили распространение небольшие кабинетные витражи для украшения комнат.
Успехи в области естественных наук и химической технологии, ознаменовавшие эту эпоху, позволили радикально расширить ассортимент красок и обеспечили получение высококачественного бесцветного стекла в больших листах. Цветные стекла постепенно утрачивают свое значение, и в витражах XV и XVI вв. все большая площадь отводится бесцветному стеклу, расписанному красками.
Для получения новых, еще не виданных красочных оттенков художники стали прибегать к наложению цветных стекол одно на другое.
Слайд 30В это время часто создавались витражи на основе полотен известных
художников.
Фрагмент витража по эскизу Питера Пауля Рубенса
Витраж в монастыре Жиронимуш,
Лиссабон
Слайд 31Ренессанс вносит в технику витража немаловажные новшества. Широкое распространение получает,
прежде всего, прием «grisaille» (гризайль) — от французского слова «gris»
(серый). Он состоит в нанесении орнамента одной или несколькими красками, во всех тональных переходах, от темного до светлого. Применялся для передачи эффектов светотени.
Витражи "Grisaille", изображающие романтику Психеи и Купидона.
Церковь св. Мартина, Кельн
Слайд 32Однако, есть более ранние примеры витража в стиле «Гризайль».
Этот
витраж носит название "Пять сестер". Он расположен в Йоркском Соборе
(Xlll-XVвв) и содержит самое большое количество раннего английского гризайльевого стекла в мире, находящегося в одном окне. Витраж построен в 1260г. Каждая из пяти частей высотой примерно 15,5 метров и шириной 1,5м, и состоит из более 100 000 фрагментов!
Слайд 33«Чудо в Фаверне» 1613г.
Коллегиальная церковь Богоматери,
Святая капелла.
Слайд 36Затем интерес к витражам пошел на спад, и возобновился только
в 19 веке.
Фрагмент витража 19в.
Музей витража Собора в Или
Слайд 37Витражи сэра Эдварда Бёрн-Джонса
О витражном искусстве XlX века лучше
всего расскажут работы художника Эдварда Бёрн-Джонса.
Сэр Эдвард Коли Бёрн-Джонс (Sir
Edward Coley Burne-Jones, 1833 — 1898) родился в английском городе Бирмингем.
Это уникальный человек — близкий по духу прерафаэлитам, английский живописец и оформитель, один из наиболее видных представителей "Движения искусств и ремёсел".
Слайд 38Сэр Эдвард Бёрн-Джонс широко известен во всём мире прекрасными витражами,
которые исполнил с близким другом всей его жизни Уильямом Моррисом.
Слайд 39Витражи, выполненные по его эскизам в "Morris & Co", можно
увидеть в церквях по всей Англии.
Слайд 48В 19-20вв древняя техника витража стала активно использоваться и для
многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных
инструментов, ювелирных украшений.
В начале XX в. витражи проектировали такие архитекторы и художники, как Анри Ван де Вельде, Фрэнк Ллойд Райт, Чарльз Ренни Макинтош, Антонио Гауди, Пит Мондриан, Марк Шагал.
Слайд 49Один из витражей Фрэнка Ллойда Райта
Слайд 57Гигантская люстра зрительного зала во Дворце Каталонской музыки (Барселона), построенного
по проекту известного архитектора-модерниста Луиса Доменик-и-Монтаньера в 1905-1908 годах,
Слайд 58И еще несколько примеров современного витража
Слайд 65После технологического усовершенствования способов соединения стекол между собой витраж стал
применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных
предметов — ламп и светильников самых причудливых форм.
И особого внимания здесь требует маэстро витража Луис Тиффани.
Слайд 66Тиффани Луис Комфорт
18 февраля 1848, Нью-Йорк — 17 января 1933,
Нью-Йорк
— американский художник и дизайнер, представитель модерна. Международное признание Тиффани
принесли его изысканные изделия из стекла: витражи, абажуры, бижутерия. Произведения Луиса Комфорта Тиффани украшают храмы и частные дома. Крупнейшая в мире коллекция его ювелирных и стекольных изделий находится в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке.
Слайд 67Тиффани Луис Комфорт
Постоянно экспериментируя, дизайнер разработал новый вид стекла —
«Фавриль». А изобретенный им способ соединения небольших кусочков стекла с
помощью медной фольги, произвел революцию в художественном стеклоделии. Она позволила собирать из стекла тончайшие узоры, а также создавать объемные витражи.
Слайд 68С середины 1880-х годов, основанная им дизайнерская фирма производила витражи
на религиозные сюжеты по заказам церквей и храмов. Из кусочков
стекла, оставшихся после нарезки отдельных элементов витражей, компания стала производить абажуры. К концу ХIХ века эти изделия приобрели большую популярность и фирма заняла лидирующее положения на рынке.
Слайд 77Пейзажный
витраж
для окна
Тиффани Луис Комфорт
Слайд 78Витражная
ширма
Тиффани Луис Комфорт
Слайд 84Витражи Луиса Тиффани всегда будут поражать людей своей сказочной тонкостью
и изяществом.
Слайд 85Итак, в искусстве витража выделяют несколько видов технологии изготовления:
Слайд 86Виды витражей
Классический (наборный, мозаичный) витраж
образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми
перегородками из свинца, меди, латуни. Классический витраж подразделяется на свинцово-паечный
(собирается на свинцовый профиль) и витраж по технологии Тиффани (собирается на медную ленту).
Слайд 87Расписной витраж
На поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками с
последующим обжигом . Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя
с ней единое целое.
Виды витражей
Слайд 88Пескоструйный витраж
В 1870 техника была изобретена американцем Бенджамином Чу
Тилменом. Под сильным давлением подается струя сухого песка и сжатого
воздуха. Абразивные частицы деформируют стеклянную поверхность, оставляя светлые точки, которые и делают стекло матовым. Рисунок делается при помощи трафаретов.
Виды витражей
Слайд 89Травленый витраж
Суть заключается в воздействии на стекло химических компонентов,
в составе которых присутствует плавиковая кислота.
Виды витражей
Слайд 90Фьюзинг или Спечной витраж,
Технология берёт своё начало в 1990 году. Первый
фьюзинговый витраж был сделан в Германии, где и получил наибольшее распространение.
Особенность - это возможность отказаться от металлических протяжек. Цветные стекла вырезаются по очертаниям рисунка и выкладываются на стекло-подложку (обычно, бесцветное). После этого полученную мозаику помещают в печь, где стекла под воздействием высоких температур 800 °C приправляются друг к другу. Фьюзинг очень богат фактурами, ведь различным элементам витража при этой технике можно придавать рельеф, например, прожилок на листве. Оттенки и цвета достаточно часто наплывают один на другой и создается эффект размытости, напоминающий акварель.
Виды витражей
Слайд 92Литой витраж
Каждый модуль стекла отливается вручную либо выдувается. Стеклу,
толщина которого варьируется от 5 до 30 мм также придается
поверхностная фактура, которая преломляя свет усиливает выразительность. Для скрепления стекол используется цементный раствор и металлическая арматура.
Виды витражей
Слайд 93Комбинированный витраж — образуется сочетанием различных технологий создания витража.
Виды витражей
Свинцовый
профиль для витража.
Слайд 94Имитации витража:
Плёночный витраж (накладной)— Придумали в 70-е годы прошлого века в Америке, а развили
в Англии. На поверхность бесцветного стекла наносятся разнообразные пленки, имитирующие цветное
стекло. Затем на стыки с обеих сторон будущего витража аккуратно наносится свинцовая лента.
Псевдовитраж с фотопечатью – конструкция, состоящая из рамы и стеклянного или акрилового полотна с нанесенным на него изображением УФ-красками.
Контурный заливной витраж - на поверхность стекла наносится рисунок акриловыми полимерами в два этапа: контур имитирует жилку классического витража, в образовавшихся, путем нанесения контура, замкнутых областях, выполняется вручную заливка цветных элементов.
Слайд 95Процесс работы с пленочным витражом
Слайд 100Спасибо за внимание,
желаю вдохновения и творческих успехов!