Слайд 1Связь психологии с современными науками
Слайд 2Введение.
Одна из первых классификаций наук была создана Платоном. Классификация давала
схему всех научных знаний, той эпохи по образу и подобию
структуры психологии – структуры познавательных способностей человека.
1. Диалектика – ум, как искусство соображения.
2. Физика – чувственное познание, восприятие.
3. Этика – воля и стремление.
Слайд 3Введение.
Одним из учеников Платона был гениальный мыслитель античности Аристотель (384
– 322 гг. до н. э.).
Теоретические науки, составляющие первую часть
системы Аристотеля, состоят из аналитики, физики, математики и метафизики и имеют своим объектом бытие (в Боге), изучаемое каждой наукой.
Вторая часть – практические науки – охватывает собой этику, экономику и политику.
Теоретические науки, по Аристотелю, обуславливают правильное руководство деятельностью людей. В свою очередь, их практическая деятельность определяет условия производства или творчества. Эти творческие или изобразительные науки (изобретения) и составляют третью часть, которая содержит в себе поэтику, риторику и искусство.
Слайд 4Введение.
В системе наук, разработанной Гегелем, психология занимает место на одной
из ступенек саморазвития духа:
Субъективный дух – переходит в форму индивидуального
сознания;
Антропология – проявления естественно-душевного;
Феноменология – сознание, проявляющееся во внешнем действии;
Психология – духовная субстанция – мыслящая и воплощающая содержание.
Слайд 5Введение.
В классификации наук, предложенных Б.Кедровым, психология занимает надлежащее ей место.
Схема имеет вид треугольника, вершины которого означают науки:
Естественные;
Социальные;
Философские.
Слайд 6Психология и медицинские науки.
Если психология животных имеет дело с
теми формами поведения животных, которые развиваются в процессе их взаимодействия
со средой, становится совершенно ясно, что полное понимание законов их поведения не может иметь место без знания основных форм жизни, которые составляют предмет биологии.
1. Нужно достаточно отчетливо представлять различия, которые имеют место в существовании растений и животных.
2. Нужно ясно представлять, что именно меняется в условиях жизни с переходом от существования одноклеточных к многоклеточным.
3. Нужно хорошо усвоить различия в принципах существования живых существ.
Слайд 7Психология и медицинские науки.
Знание тех законов, по которым протекает регуляция
обменных процессов в организме, законов работы нервной ткани, основных форм
работы нервных клеток - все это совершенно необходимо для того чтобы психолог, изучая основные виды исторической деятельности человека не ограничивался их простым описанием, а представлял на какие механизме опираются эти сложнейшие формы деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах они протекают. Игнорировать законы физиологии, значило бы лишить психологию одного из важнейших источников научного знания.
Слайд 8 Психология и история.
Союз психологии и истории может быть внешним
и внутренним. Внешние связи этих наук имеют место тогда, когда
каждая из них для решения собственных проблем обращается к другой с целью использования ее данных. Так, историка может заинтересовать психологическая характеристика людей, живших в ту или иную эпоху, их взгляды, культура, обычаи, традиции и т.п. Психолог в свою очередь может обратиться к истории для решения своих задач, рассматривая психологию людей как исторический факт.
Слайд 9 Психология и история.
Например, историк, обращаясь к психологическим методам, может
изучить личность какого-либо государственного деятеля или психологию народа для того,
чтобы объяснить имевшие место исторические события (проблема роли личности в истории). Психолог в свою очередь может применить метод исторического анализа для проникновения в психологию и поведение людей давно живших поколений.
Слайд 10 Психология и история.
Теория культурно-исторического развития высших психических функций человека,
разработанная Л.С.Выготским. В ней автор показал, что главные исторические достижения
человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы стали мощным фактором, который значительно продвинул вперед филогенетическое и онтогенетическое психологическое развитие людей. Пользуясь всем этим, человек научился управлять собственной психикой и поведением, сделав их произвольными и опосредованными орудиями и знаками, подвластными его сознанию и воле.
Слайд 11Психология и история.
Исторический метод. Суть его состоит в том, что
для понимания природы, происхождения и законов какого-либо психологического явления надо
проследить его фило- и онтогенетическое развитие от элементарных к более сложным формам, не ограничиваться анализом наиболее развитых форм. Например, чтобы понять речевое мышление человека, необходимо выявить истоки мышления и речи, установить этапы их раздельного существования, соединения и совместного развития. Для того чтобы осознать, что представляют собой высшие формы человеческого внимания или памяти, необходимо рассмотреть их поэтапное развитие с раннего детства у детей.
Слайд 12 Психология и философия.
Многие вопросы психологии с большим трудом поддаются
экспериментальному анализу и изучению с помощью естественнонаучных методов. Во многом
они решаются философско-умозрительно. Многие проблемы психологии современного человека, такие, как личностный смысл и цель жизни, мировоззрение, политические пристрастия и моральные ценности, выступают как общие и для психологии (социальной), и для философии.
Слайд 13 Психология и философия.
К числу традиционных философско-психологических проблем можно отнести
проблему сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого
мышления, влияние общества на личность и личности на общество (мировоззренческий аспект), методологические проблемы психологии и ряд других.
Есть такие проблемы, при решении которых сотрудничество психологов и философов является наиболее плодотворным и уже дало ощутимые результаты. Это, прежде всего проблемы эпистемологии - науки о познании человеком окружающего мира, призванной выяснить принципиальную его постижимость человеком и наметить в самом общем виде методы такого познания.
Психология и социология.
Социологи пользуются психологическими данными
при решении проблем, касающихся общества в целом; психологи обращаются к социологическим теориям и фактам тогда, когда им необходимо глубже понять механизмы влияния общества на личность, а также общие закономерности поведения человека в обществе.
Психология и социология.
Есть немало проблем, над
решением которых социологи и психологи трудятся вместе и которые в принципе не могут быть решены без участия представителей обеих наук. Это – проблемы отношений между людьми, национальная психология, психология экономики, политики, межгосударственных отношений и ряд других. Сюда же относятся проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования.
Слайд 16
Психология и социология.
Наиболее известной из теорий, предложенных в русле «социологически
ориентированной» социальной психологии, помогающей нам понять каким образом, отдельно взятым
человеком приобретаются, поддерживаются и сохраняются определенные формы социального поведения, является теория социального научения. Эта теория в свою очередь выступает как часть социологии и имеет своим предметом социализацию.
Социализация – это многогранный процесс познания индивидом созданной людьми цивилизации, приобретения опыта социальной жизни, превращения из природного в общественное существо, из индивида в личность.
Слайд 17Психология и социология.
Механизмы социализации:
подражание,
внушение,
социальная фацилитация,
конформность ,
следование нормам,
Идентификация.
Слайд 18
Психология и социология.
Теория социального научения, лежащая в основе современных представлений
о закономерностях и механизмах социализации, утверждает, что поведение человека есть
результат его общения, взаимодействия и совместной деятельности с разными людьми в различных социальных ситуациях, есть результат подражания, наблюдения за другими людьми, обучения и воспитания на их примерах. Эта теория отрицает исключительную зависимость поведения человека от генотипа, биологии организма и его созревания и считает, что развитие не менее зависимо от мира, внешнего для человека, т.е. от общества.
Слайд 19
Психология и социология.
Другим важным положением теории социального научения является
утверждение о том, что любые формы общественного поведения человека, даже
если в их основе не лежат известные генетические факторы, преобразуются в результате применения к человеку системы разнообразных социально-культурных поощрений и наказаний. Такие поощрения (похвала, награда, одобрение т.п.) стимулируют и закрепляют те или иные реакции у человека. Наказания же, напротив, подавляют, препятствуют развитию и исключают их из сферы индивидуального опыта.
Слайд 22Психология и педагогика.
Когда-то в нашей стране существовала и успешно развивалась
комплексная наука о детях, их обучении и воспитании, называемая педологией.
В разработке ее проблем объединяли усилия педагоги, психологи, медики, генетики, физиологии и ряд других ученых. Из всех наук, которые они представляли, собирались полезные сведения о детях, необходимые для их обучения и воспитания.
Слайд 23Психология и педагогика.
Педологические исследования были прекращены, а учреждения закрыты в
результате волюнтарического некомпетентного вмешательства в 1939 г. Руководящих органов ЦК
ВКП(б) (имеется в виду постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса»).
Слайд 24Психология и педагогика.
Отрицательные последствия этого решения оказались серьезными, привели к
отставанию системы обучения и воспитания детей в нашей стране от
лучших мировых образцов. Не преодолены они, к сожалению, и до сих пор. Это, в частности, проявляется в продолжающем существовать разделении педагогики и психологии как в научных исследованиях, так и организационном плане.
Слайд 25Психология и педагогика.
Любой из вопросов обучения и воспитания детей требует
совместного участия педагогов и психологов и без их скоординированной работы
не может быть успешно решен.
Педология - комплексная наука о детях, их обучении и воспитании. В разработке ее проблем объединяли усилия педагоги, психологи, медики, генетики, физиологии и ряд других ученых.
Слайд 26Психология и педагогика.
Педологические исследования были прекращены, а учреждения закрыты в
результате волюнтарического некомпетентного вмешательства в 1939 г. Руководящих органов ЦК
ВКП (б) (имеется в виду постановления ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса»).
Слайд 27Заключение.
Психология может развиваться сохраняя лишь тесную связь с другими науками,
которые не замещают ее, но обеспечивают важной информацией, для того
чтобы она могла успешно раскрывать свой собственный предмет.