Слайд 1
(приёмы компрессии текста)
Сжатое изложение
Слайд 2К приемам компрессии (сжатия) текста относятся
Исключение
вводных слов;
однородных членов
предложения;
повторов;
однотипных примеров;
риторических вопросов и восклицаний;
цитат;
деталей, которые не влияют на ход
авторской мысли;
пояснений;
рассуждений;
описаний;
слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
Слайд 3При исключении необходимо
Выделить главное с точки зрения основной
мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
Объединить полученное,
используя основные средства связи между предложениями.
Слайд 4Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.
Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом
ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова) избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится Сказка живет везде, во во всем (5 слов)
Слайд 5Обобщение или объединение
парцеллированных предложений;
ряда предложений, связанных одной мыслью;
частей предложений;
конкретных,
единичных фактов, событий, явлений.
Слайд 6При объединении необходимо
Найти в тексте мелкие, единичные факты.
Найти
в них общее.
Объединить эти факты на основе общего.
Сформулировать получившееся
предложение.
Слайд 7
Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут
выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки
покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)
Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)
Слайд 8Замена
однородных членов обобщающим словом;
сложного предложения – простым;
части предложения или ряда
предложений общим понятием или выражением;
прямой речи – косвенной;
части текста одним
предложением;
части предложения местоимением и т.д.
Слайд 9При замене необходимо
Найти слова, смысловые части или предложения, которые
можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и
т.д.
Сформулировать получившееся предложение.
Слайд 10
Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и
не очень. (12 слов)
Сказки любят все. (3 слова )
Слайд 11Сочетание исключения и обобщения (объединения)
Сказки... как прекрасен и увлекателен
ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный
всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов)
Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.(20 слов)
Слайд 12Сочетание исключения и замены
Бывают, правда, и злые сказки, в
которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые.
А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди.(64 слова)
Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)
Слайд 13Сочетание замены, исключения и объединения
Вы, люди, специально, а чаще
случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам,
причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки.(61 слово)Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)
Слайд 14 Что нельзя удалять из текста?
Основные детали, помогающие понять авторскую
идею;
аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
Слайд 15Памятка «Как работать над сжатым изложением»
При первом чтении:
Внимательно прослушайте
текст, чтобы понять его содержание.
Определите тему текста (о чем текст?),
идею (чему учит текст?).
Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.
Запомните последовательность событий, рассуждений.
Определите количество абзацев, ключевые слова.
Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Как составить план.
1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.
2. Поставив ворос к каждому абзацу, получите вопросный план.
3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.
Слайд 16Памятка «Как работать над сжатым изложением» (продолжение)
После второго чтения
Разделите текст
на смысловые части.
Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст,
необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.
Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами.
Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.