Слайд 2БУДУ - БУДУЩЕЕ
СЛЕДУЮ - СЛЕДУЮЩЕЕ
ПИШИ ПРАВИЛЬНО!
Я
Слайд 3Грамматическая ошибка
От глагола несов. вида деепричастие несов. вида
От
глагола сов. вида деепричастие сов. вида
Ошибка:
не предвидев обмана
Слайд 4Грубые орфографические ошибки
Искусство
участвовать
Слайд 5Сжатое изложение
Текст и вариант сжатия
Слайд 6Текст для прослушивания
Если понимать воображение как способность отражать жизнь в
образах внутреннего мира, то надо признать, что этой способностью наделены
не только люди творческих профессий. Воображение в таком смысле слова присуще каждому человеку, мало того, им наделены даже животные.
Совсем другое дело, если мы говорим о способности преображать мир в сознании с помощью фантазии, то есть о способности усмотреть внутренним взором то, чего пока нет в реальной жизни. Такое воображение - основное условие творчества, и присуще оно исключительно человеку. Именно такое воображение рождает гениальные научные открытия и великие произведения искусства.
Значение этой человеческой способности невозможно переоценить. Она не просто приоткрывает нам окно в мир будущего, но позволяет прямо участвовать в формировании, моделировании этого мира, строить его по нашему желанию. То, что сегодня является плодом человеческого воображения, завтра будет воплощено в реальность. Воображение - это начало пути к достижению великой цели, первый шаг к осуществлению мечты.
(141слово) (по материалам Интернета)
Слайд 7Воображение
Это ценнейшая способность, благодаря которой мы можем представлять будущее
и способны моделировать, строить его.
Как способность отражать жизнь в образах
внутреннего мира
Как способность преображать мир в сознании с помощью фантазии
Наделены все люди и даже животные
Наделен только человек
1 часть текста
( 1 абзац)
2 часть текста
( 2 абзац)
3 часть текста
( 3 абзац)
В одном значении
В другом значении
Структура изложения, смысловая связь его частей
Слайд 8Текст для прослушивания.
Генеральная (ключевая) информация.
Если понимать воображение как способность
отражать жизнь в образах внутреннего мира, то надо признать, что
этой способностью наделены не только люди творческих профессий. Воображение в таком смысле слова присуще каждому человеку, мало того, им наделены даже животные.
Совсем другое дело, если мы говорим о способности преображать мир в сознании с помощью фантазии, то есть о способности усмотреть внутренним взором то, чего пока нет в реальной жизни. Такое воображение - основное условие творчества, и присуще оно исключительно человеку. Именно такое воображение рождает гениальные научные открытия и великие произведения искусства.
Значение этой человеческой способности невозможно переоценить. Она не просто приоткрывает нам окно в мир будущего, но позволяет прямо участвовать в формировании, моделировании этого мира, строить его по нашему желанию. То, что сегодня является плодом человеческого воображения, завтра будет воплощено в реальность. Воображение - это начало пути к достижению великой цели, первый шаг к осуществлению мечты.
(141слово) (по материалам Интернета)
Слайд 91 абзац
Если понимать воображение как способность
отражать жизнь в образах внутреннего мира, то надо признать, что
этой способностью наделены не только люди творческих профессий. Воображение в таком смысле слова присуще каждому человеку, мало того, им наделены даже животные.
37 слов
Если под воображением понимать способность отражать жизнь в образах внутреннего мира, то этим обладают не только люди творческих профессий. Такое воображение имеют все люди и даже животные.
27 слов
Слайд 102 абзац
Совсем другое дело, если мы говорим
о способности преображать мир в сознании с помощью фантазии, то
есть о способности усмотреть внутренним взором то, чего пока нет в реальной жизни. Такое воображение - основное условие творчества, и присуще оно исключительно человеку. Именно такое воображение рождает гениальные научные открытия и великие произведения искусства.
50 слов
Если же говорить о способности преображать мир в своем сознании с помощью фантазии, то такое воображение присуще только человеку. И оно является основным условием творчества. Такое воображение рождает гениальные научные открытия и великие произведения искусства.
34 слова
Если же говорить о способности преображать мир в своем сознании с помощью фантазии, то такое воображение, являясь основным условием творчества, присуще только человеку. Именно оно рождает гениальные научные открытия и великие произведения искусства.
32 слова
Исключаем уточняющую конструкцию (начинается со слов ТО ЕСТЬ)
Слайд 113 абзац
Значение этой человеческой способности невозможно переоценить.
Она не просто приоткрывает нам окно в мир будущего, но
позволяет прямо участвовать в формировании, моделировании этого мира, строить его по нашему желанию. То, что сегодня является плодом человеческого воображения, завтра будет воплощено в реальность. Воображение - это начало пути к достижению великой цели, первый шаг к осуществлению мечты.
54 слова
Благодаря этой способности, значение которой трудно переоценить, …
ИЛИ
Благодаря этой ценнейшей способности мы не только можем представить будущее, но еще и способны моделировать его по своему желанию с тем, чтобы завтра воплотить в жизнь. Воображение - первый шаг к осуществлению мечты.
32 слова
Слайд 12Логические ошибки
Логическая ошибка - нарушение правил или законов логики, признак
формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов. Логические ошибки включают
широкий спектр нарушений в построении развернутого монологического высказывания на заданную тему, начиная с отступлений от темы, пропуска необходимых частей работы, отсутствия связи между частями и заканчивая отдельными логическими несообразностями в толковании фактов и явлений. К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся:
1) нарушение последовательности высказывания;
2) отсутствие связи между частями высказывания;
3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
4) раздробление микротемы другой микротемой;
5) несоразмерность частей высказывания;
6) отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.;
7) нарушение причинно-следственных связей;
8) нарушение логико-композиционной структуры текста.
Текст представляет собой группу тесно взаимосвязанных по смыслу и грамматически предложений, раскрывающих одну микротему. Текст имеет, как правило, следующую логико-композиционную структуру: зачин (начало мысли, формулировка темы), средняя часть (развитие мысли, темы) и концовка (подведение итога). Следует отметить, что данная композиция является характерной, типовой, но не обязательной. В зависимости от структуры произведения или его фрагментов возможны тексты без какого-либо из этих компонентов. Текст, в отличие от единичного предложения, имеет гибкую структуру, поэтому при его построении есть некоторая свобода выбора форм. Однако она не беспредельна. При написании изложения или сочинения необходимо логично и аргументированно строить монологическое высказывание, делать обобщения.
При написании изложения необходимо логично и последовательно строить монологическое высказывание.
Слайд 13Ме́рить -рю, -ришь
ме́рять ( разг.)
-яю, -яешь;
несов., перех.
Слайд 14Ошибки, связанные с нарушением речевых, грамматических норм
Речевые ошибки
Речевая (в том
числе стилистическая) ошибка - это ошибка не в построении, не
в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц - один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
Слайд 15К речевым (в том числе стилистическим)
ошибкам относится:
употребление слова в
несвойственном ему значении;
употребление иностилевых слов и выражений;
неуместное использование экспрессивных, эмоционально
окрашенных слов;
немотивированное применение диалектных и просторечных слов
и выражений;
смешение лексики разных исторических эпох;
нарушение лексической сочетаемости (слова в русском языке сочетаются
друг с другом в зависимости от их смысла; от традиций употребления, вызванных
языковой практикой (слова с ограниченной сочетаемостью);
употребление лишнего слова (плеоназм);
повторение или двойное употребление в словесном тексте близких
по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология);
необоснованный пропуск слова;
бедность и однообразие синтаксических конструкций;
порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.
Слайд 16Разграничение видов речевых (в том числе стилистических) ошибок особенно важно
при оценивании работ отличного и хорошего уровня. В то же
время следует помнить, что соблюдение единства стиля - самое высокое достижение пишущего. Поэтому отдельные стилистические погрешности, допущенные школьниками, предлагается считать стилистическими недочетами.
Речевые ошибки следует отличать от ошибок грамматических (об этом см. далее).
Речевые ошибки: нарушения, связанные с неразвитостью речи:
плеоназм, тавтология, речевые штампы,
немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов;
неудачное использование экспрессивных средств, канцелярита;
неразличение (смешение) паронимов;
ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
Слайд 17К наиболее частотным речевым ошибкам относятся следующие:
1) Неразличение (смешение) паронимов:
Хищное (вместо хищническое) истребление лесов привело к образованию оврагов;
В
конце собрания слово представили (вместо предоставили) известному ученому;
В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом на: взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь, а глагол заглянуть, который необходимо употребить в этом предложении, имеет дополнение с предлогом в).
Слайд 18К наиболее частотным речевым ошибкам относятся следующие:
2) Ошибки в выборе
синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова
известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним место; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены).
3) Ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, я не веселый и мажорный не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака).
4) Нарушение лексической сочетаемости: В этом книжном магазине очень дешевые цены; Леонид вперед меня выполнил задание; Узнав об аварии, начальник скоропостижно прибыл на объект.
Слайд 19Наиболее распространённые речевые ошибки приведены в таблице:
Слайд 20Наиболее распространённые речевые ошибки приведены в таблице:
Слайд 21Грамматические ошибки
Грамматическая ошибка - это ошибка в структуре языковой единицы:
в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической
нормы - словообразовательной, морфологической, синтаксической. Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте. Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.
Грамматические ошибки состоят в ошибочном словообразовании, ошибочном образовании форм частей речи, в нарушении согласования, управления, видовременной соотнесенности глагольных форм, в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, в смешении прямой и косвенной речи, в нарушении границ предложения. Например:
подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство (здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс);
без комментарий вместо без комментариев, едь вместо поезжай, более легче (неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма);
заплатить за квартплату, удостоен наградой (нарушена структура словосочетания: не соблюдаются нормы управления);
Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю (неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т.е. нарушены синтаксические нормы).
Слайд 22Наиболее типичные грамматические ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, наречий,
частиц:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство
сострадания (норма для употребленного в тексте значения глагола движет);
2) неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует ...даст.., научит... или ...дает..., учит...);
3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует стекавшие);
4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма выйдя);
5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма
тут);
6) ошибки, связанные с нарушением закономерностей и правил грамматики, возникающие под влиянием просторечия и диалектов.
Слайд 23Кроме того, к типичным грамматическим можно отнести и синтаксические ошибки,
а именно:
1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему
теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (правильно это художественная сторона произведения)', Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо нужны смелость, знания, честность)',
2) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника', отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы (ограничительная частица всего должна стоять перед подлежащим: ... всего две проблемы)',
3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста',
4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.
Слайд 2411
Наиболее распространённые грамматические ошибки приведены в таблице:
Слайд 25Русский язык. 9 класс ГВЭ (устная форма)
Наиболее
распространённые грамматические ошибки приведены в таблице:
Слайд 26Перевод баллов в оценку:
0—14 баллов — отметка «2»
15—24 баллов — отметка «3»
25—33 баллов (из них
не менее 4 баллов по критериям ГК1-ГК4) — отметка «4»
34—39 баллов (из них
не менее 6 баллов по критериям ГК1-ГК4) — отметка «5»
Слайд 27Последовательность работы на экзамене
Рекомендации
Слайд 28После написания изложения
Выполнить тестовые задания.
Определить основную мысль предложенного для анализа
текста.
Несколько раз прочитать текст, стараясь ответить на следующие вопросы:
- Что
описывает автор? Какую ситуацию изображает?
- Кто главный герой/герои текста?
- Если в центре внимания автора один герой, то изменяется ли он? Если да, как изменяется? Какую истину он для себя открывает? Является ли главный герой рассказчиком?
- Если героев несколько, то как они общаются между собой? Какой момент в их общении становится кульминационным/переломным? Как раскрываются их характеры и мировоззрение?
- Какова цель автора? Для чего он описывает ситуацию, героя или взаимодействие героев?
- Что волнует (печалит, радует, вдохновляет) автора?
- Какую мысль он раскрывает? В каких словах текста эта мысль звучит?
Отметить в тексте самые важные для раскрытия авторской идеи слова или предложения и сформулировать для себя основную мысль текста.
Слайд 29Правила оценивания
сжатого изложения
Рекомендации ФИПИ
Слайд 30 По этому критерию оценивается умение правильно выделить всю
главную информацию исходного текста (все основные микротемы) и передать её
без искажений.
Необходимо учитывать при этом, что основное содержание (или главная информация) текста – это то содержание, без которого был бы неясен или искажён авторский замысел.
ИК1. АДЕКВАТНОСТЬ И ПОЛНОТА ПЕРЕДАЧИ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОСЛУШАННОГО ТЕКСТА
Слайд 31Применение критерия ИК1
Экзаменуемый может совсем пропустить одну из важных для
понимания исходного текста микротем, не обратив на неё внимания, или
может упустить микротему, неточно поняв её.
Неточно понятая микротема свидетельствует о том, что часть главного содержания исходного текста осталась для экзаменуемого недоступной, следовательно, оценка по критерию ИК1 должна быть снижена.
Слайд 32Применение критерия ИК1
В работе возможно некоторое расширение информации исходного текста
за счёт прибавления экзаменуемым не содержащейся в прослушанном тексте микротемы,
которая может быть как связана, так и не связана по смыслу с исходным текстом.
Такое прибавление микротемы часто ведёт к искажению авторского замысла всего текста в целом. В этом случае количество баллов по критерию ИК1 снижается.
Слайд 33Применение критерия ИК1
Нередко экзаменуемые передают все важные для восприятия исходного
текста микротемы, однако при этом нарушают абзацное членение текста. Это
не должно вести к снижению количества баллов по критерию ИК1.
Слайд 34ФИПИ
Вопрос: если ученик допускает ошибку при использовании такого приёма сжатия,
как исключение (исключает не второстепенную, а главную информацию), это ведёт
к снижению баллов по критерию ИК2? И отражается ли это одновременно ещё и на выставлении баллов по критерию ИК1, ведь часть микротемы в таком случае не передана учеником?
Ответ: Исключение главной информации ведёт к снижению баллов по ИК1.
Слайд 35Применение критерия ИК3
Оценивая логическую связь между единицами текста изложения учащегося,
нужно иметь в виду, что она не должна противоречить логике
исходного текста.
В то же время, оценивая речевую связность и правильность абзацного членения изложения, необходимо рассматривать эти параметры применительно к тексту работы учащегося, то есть к созданному экзаменуемым тексту изложения, а не сопоставлять текст, написанный выпускником, с оригиналом.
Слайд 36Применение критерия ИК1
Фактические ошибки, не ведущие к искажению основного содержания
и смысла исходного текста или какой-либо его микротемы, не учитываются
при выставлении оценки по критерию ИК1.
Слайд 37Применение критерия ИК2
При оценке сжатия текста необходимо оценивать не только
наличие приёмов компрессии в изложении, но и правильность их применения.
При правильном использовании приёмов компрессии исходного текста в экзаменационном изложении сохраняется адекватность авторской мысли и возможность её восприятия читателем.
Слайд 38Применение критерия ИК2
По этому критерию не оценивается полнота передачи содержания
исходного текста (это уже оценено по критерию ИК1), а оценивается
только умение экзаменуемого лаконично передавать основное содержание прослушанного текста, правильно используя основные приёмы сжатия.
ФИПИ рекомендует отслеживать объёмы сжатия.
Слайд 39Применение критерия ИК2
Важно!
Исключать можно только второстепенную информацию!
Слайд 40Источник материала
Спецификация экзаменационных материалов для проведения государственного выпускного экзамена по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ (устная форма) для обучающихся по образовательным программам ОСНОВНОГО
общего образования.
Пробный экзамен РЯ в 9 классе (ОГЭ)
Подготовила Бурмистрова Р.А.