Разделы презентаций


Таллинский переход: не предать забвению героическую страницу истории Клуб

Содержание

Наша молодость была не длинной, И покрылась ранней сединой. Нашу молодость рвало на минах, Заливало таллинской волной... Ольга Берргольц«Не предать забвению героическую страницу истории» Диакон Владимир ВасиликА. Блинков. Переход

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1



«Таллинский переход: не предать забвению героическую страницу истории»

Клуб «Подружка»





- 2016г.

«Таллинский переход: не предать забвению героическую страницу истории»Клуб «Подружка»- 2016г. -

Слайд 2Наша молодость была не длинной, И покрылась ранней сединой. Нашу

молодость рвало на минах, Заливало таллинской волной...
Ольга Берргольц

«Не предать

забвению героическую страницу истории» 
Диакон Владимир Василик

А. Блинков. Переход из Таллина в Кронштадт

Наша молодость была не длинной,  И покрылась ранней сединой.  Нашу молодость рвало на минах,

Слайд 3Одним из важных событий Великой Отечественной войны был Таллинский переход

(прорыв) кораблей Балтийского флота 28–29 августа 1941 года, который стал

крупнейшей военно-морской операцией в истории России.
Тогда, после упорной обороны Таллина, была совершена эвакуация его защитников, раненых, гражданского населения и техники Главной базы Балтийского Флота.
200 кораблей и судов пробирались в Ленинград по заминированному врагом фарватеру и при налетах вражеской авиации. Участники перехода проявили массовый героизм, спасая гибнущие и поврежденные корабли и тонущих людей. Несмотря на тяжелые потери — в течение одних суток погибло более 15 тысяч человек и 60 кораблей и судов, — основной отряд боевых кораблей прорвался в Ленинград и оказал серьезную помощь в самый критический момент его обороны.
Даже сейчас мало кто сознает, что осенью 1941 года существовала реальная угроза захвата города на Неве врагом, возможность чего не исключало наше Верховное Командование. А в случае взятия этого города вражеские войска были бы брошены на штурм Москвы, которая защищалась из последних сил. Поэтому справедливо признать, что Таллинский переход сыграл важную роль в ходе Великой Отечественной.
Одним из важных событий Великой Отечественной войны был Таллинский переход (прорыв) кораблей Балтийского флота 28–29 августа 1941

Слайд 4Для сравнения:

во время Цусимского сражения погибло 5000 человек. Однако.

если Цусима привела к революционному взрыву, то последствия Таллинского перехода

оказались совершенно иными.
Спасшиеся солдаты и матросы пополнили ряды защитников Ленинграда и отстояли его. Корабельная артиллерия Балтийского флота громила немецко-фашистские войска на ближних подступах к городу святого Петра и не давала немецким танковым колоннам войти в него. Роль артиллерии Балтийского флота и его частей в обороне города несомненна и, весьма возможно, если бы этот флот не оказался в Ленинграде в конце августа 1941 г., город мог бы быть сдан. А в этом случае пала бы и Москва, а с ней и Россия.
Участники перехода своим мужеством и жертвами спасли не только флот, но

и град святого Петра, а с ним — и Россию.
Для сравнения: во время Цусимского сражения погибло 5000 человек. Однако. если Цусима привела к революционному взрыву, то

Слайд 6Схема «Таллинского каравана»,
который должен был пройти из Таллина в

Кронштадт

Схема «Таллинского каравана», который должен был пройти из Таллина в Кронштадт

Слайд 7Главный Крейсер "Киров" - дошел до Кронштадта.
На «Кирове» находились

Военный совет КБФ и Краснознаменное знамя Балтийского флота, а также

правительство Эстонии.
На крейсер были погружены ценности Госбанка Эстонии.
Вице-адмирал В.Ф. Трибуц и его походный штаб находились на крейсере «Киров». На крейсере находился и командир ОЛСа В.П. Дрозд со своим штабом.

Главный Крейсер

Слайд 8Лидер "Ленинград" - дошел до Кронштадта Эсминец "Гордый" - дошел до

Кронштадта Эсминец "Сметливый" - дошел до Кронштадта Эсминец "Яков Свердлов" - 28

августа в 20.50 подорвался на мине у о-ва Мохни, переломился и затонул ПЛ "С-4" - дошла до Кронштадта ПЛ "С-5" - погибла 28 августа в 20.11 между о.Мохни и м.Юминдапина, следуя за крейсером, от подрыв;.на мине в районе 2 отсека. Спасено 9 человек, погиб почти весь Штаб БП.Л. ПЛ "Калев" - дошла до Кронштадта ПЛ "Лембит" - дошла до Кронштадта Пять базовых тральщиков (J\lb№204 - 207, 217) - дошли до Кронштадта Шесть сторожевых катеров т."МО-4" (№№112. 131.133, 142, 202, 208) - дошли до Кронштадта Пять торпедных катеров т.'Г-5" (№№73. 74. 94. 103, 113) - дошли до Кронштадта (кроме ТКА .№103 - затонул 28 августа в в 20.00 от подрыва на минном защитнике в р-не о.Прангли) Посыльное судно "Пиккер"- дошло до Кронштадта Ледокол "Суур-Тылл" - дошел до Кронштадта
Лидер

Слайд 9СОСТАВ   КОНВОЯ № 1: командир конвоя - капитан 2 ранга Н.Г.Богданов Учебное

судно (плавбаза) "Ленинградсовет" - дошло до Кронштадта Транспорт ВТ-524 "Калпакс" (2.190т)

- потоплен авиабомбами 29 августа в 15.00 у мыса Юминданина (по другим данным - восточнее оХогланд). Погибло более 1100 человек. Транспорт "Вирония" (2.026т) - затонул от подрыва на мине 28 августа в 21.45 у м.Юминданина. Часть людей удалось спасти, погибло около 1300человек. Транспорт ВТ-547 "Ярвамаа" (1.363т) - затонул 28 августа в 21.00 от подрыва на мине у о.Гогланд. Транспорт ВТ-511 "Алев" (1.445т) - поврежден авиабомбами и 28 августа в 22.00 затонул от подрыва на мине у о.Прангли. Погибло 149 чел. Транспорт ВТ-530 "Элла" (1.521т) - затонул 28 августа в 18.05 от подрыва на мине у о.Мохни. Погибло 644 человека. Транспорт ВТ-563 "Атис Кронвалдис" (1.423т) - потоплен авиабомбами юго-западнее о.Лавенсари 29 августа в 17.40. Из 1000 человек спасено не более 20. Ледокол "Кришьянис Вальдемарс" (1.932т) - затонул 28 августа в 18.30, поврежденный авиабомбами, от подрыва намине у о.Мохни. Плавмастерская "Серп и Молот" (1.200т) - повреждена авиабомбами и 29 августа выбросилась на берег у о.Гогланд, позже - выгорела. Подводные лодки: "ГД-307", "Щ-308". "М-79" - дошли до Кронштадта
СОСТАВ   КОНВОЯ № 1: командир конвоя - капитан 2 ранга Н.Г.Богданов Учебное судно (плавбаза)

Слайд 10И.Родионов. Спасение раненых с транспортов «Луга» и «Скрунда» . 1960

И.Родионов. Спасение раненых с транспортов «Луга» и «Скрунда» . 1960

Слайд 11ОХРАНЕНИЕ КОНВОЯ №1:
Эсминец "Свирепый" - дошел до Кронштадта Эсминец "Суровый" -

дошел до Кронштадта СКР "Аметист" - дошел до Кронштадта СКР "Касатка" -

дошел до Кронштадта Спасательное судно (СС) "Сатурн" - затонуло 28 августа в 23.00 от подрыва на мине у м.Юминданина. 2 СКА типа "МО-4" из них один: "МО-233" - потоплен 28 августа германской полевой артиллерией в 19.42 у м.Юминдана. Пять тихоходных тральщиков (погибли два): ТЩ №71 "Краб" - затонул от подрыва на мине в 19.00 28 августа у м.Юминданина ТЩ №56 "Барометр" - затонул от подрыва на мине в 22.05 28 августа у м.Юминданина Пять катеров-тральщиков - дошли до Кронштадта. Буксир "ОЛС-7" - дошел до Кронштадта Итого: потеряны все транспорты, три вспомогательных судна, три боевых корабля. Конвой практически полностью уничтожен!
ОХРАНЕНИЕ КОНВОЯ №1: Эсминец

Слайд 12Эсминец «Артем»
Эсминец «Яков Свердлов»
Эсминец«Володарский»

Эсминец «Артем»Эсминец «Яков Свердлов»Эсминец«Володарский»

Слайд 13СОСТАВ КОНВОЯ № 2:
командир - капитан 2 ранга Н.В.Антонов Сетевые заградители

"Вятка" и "Онега" дошли до Кронштадта Гидрографическое судно "Азимут" дошло до

Кронштадта Транспорты: "Казахстан" - в поврежденном виде, горящий, добрался до о.Вайндло; а 2 сентября дошел до Кронштадта. Имел на борту 5.000 человек. ВТ-505 "Иван Папанин" (3.374т) - выбросился на отмель у о.Гогланд 29 августа и в 15.00 30 августа разбит авиабомбами. Погибло более 70 человек. ВТ-584 "Найссаар" (1.892т) - затонул 29 августа от подрыва на мине к востоку от о.Мохни. Погибло до 400 раненых. ВТ-537 "Эргонаутис" (205т) - потоплен авиабомбами 29 августа у м.Юминданина. Погибло более 300 раненых. ВТ-550 "Шауляй" (1.570т) - поврежден авиабомбами и сел на грунт 29 августа у о.Гогланд. Не восстанавливался. ВТ-545 "Эверита" (3.251т) - следовал в конце конвоя и затонул в 22.45 28 августа от подрыва на мине у м.Юминданина. Погибло более 1.500 человек. Шхуна "Атта" (200т) - повреждена артогнем финских торпедных катеров и в 03.50 29 августа затонула в шторм.
СОСТАВ КОНВОЯ № 2: командир - капитан 2 ранга Н.В.Антонов Сетевые заградители

Слайд 14И.Родионов. Таллинский прорыв. 1960

И.Родионов. Таллинский прорыв. 1960

Слайд 15ОХРАНЕНИЕ КОНВОЯ № 2:
Канонерская лодка "Москва", СКР "Чапаев", четыре тихоходных

тральщика, девять катеров-тральщиков и два СКА типа "МО-4" - дошли

до Кронштадта
Итого: в конвое потоплены все транспорты, кроме одного, потеряно 6 единиц.
ОХРАНЕНИЕ КОНВОЯ № 2: Канонерская лодка

Слайд 16СОСТАВ КОНВОЯ № 3:
командир - капитан 2 ранга Я.Ф.Янсон Танкер №12

(2.122т) - потоплен авиабомбами в 18.10 29 августа у о.Гогланд. Транспорты: ВТ-512

"Тобол" (2.758т)- потоплен авиабомбами в 12.30 29 августа сев.-зап. о.Вайндло. Часть людей снята спасателями. ВТ-518 "Луга" (2.391т) - затоплен в 23.10 28 августа после подрыва на мине у м.Юминданина. Погибло 300 человек. ВТ-529 "Скрунда" (2.414т) - поврежден 29 августа авиабомбами, выдержав 36 атак германской авиации и 30 августа затоплен у о.Гогланд. ВТ-543 "Вторая пятилетка" (3.974т) - сел на грунт у о.Гогланд 29 августа и 30 августа добит бомбами. ВТ-546 "Аусма" (1.791т) - затонул от прямого попадания авиабомбы в 13.00 29 августа у о.Родшер. На борту имел 1.300 чел. ВТ-581 "Лейк Люцерне" (2.316т) - поврежден авиабомбами и 29 августа выбросился на берег у о.Гогланд. Погибло 200 человек. ВТ-520 "Эвальд" (1.050т) - потоплен авиабомбами в 15.07 29 августа у о.Мохни. Часть людей снята. Транспорт "Кумари" - судьба неясна, сведения отсутствуют. Спасательное судно "Колывань" - затонуло 28 августа от подрыва на мине у м.Юминданина.
СОСТАВ КОНВОЯ № 3: командир - капитан 2 ранга Я.Ф.Янсон Танкер №12 (2.122т) - потоплен авиабомбами в

Слайд 17Сторожевой корабль «Буря»
Сторожевой корабль «Ураган»

Сторожевой корабль «Буря»Сторожевой корабль «Ураган»

Слайд 18ОХРАНЕНИЕ КОНВОЯ № 3:

Канонерская лодка "Амгунь", СКР "Буран"- дошли до

Кронштадта СКР "Топаз" - затонул 28 августа от подрыва на мине

у м.Юминданина Тральщик №42 ("Ижорец-13") - затонул от подрыва на мине 28 августа у м.Юминданина. Три тихоходных тральщика -     дошли до Кронштадта Четыре катера-тральщика и два СКА т. "МО-4" - дошли до Кронштадта Посыльное судно "Юпитер" - затонуло 28 августа от подрыва на мине у м.Юминданина. Итого: конвой можно считать полностью разгромленным.
ОХРАНЕНИЕ КОНВОЯ № 3: Канонерская лодка

Слайд 19СОСТАВ КОНВОЯ № 4:
командир - капитан 3 ранга С.А.Глуховцев ВТ-501 "Балхаш"

(2.191т) - не вошел в состав конвоя №3 и следовал

с конвоем №4, затонул от подрыва на мине в 8.30 29 августа между о-вами Вайндло и Родшер. Погибло 95 человек. Три шхуны - судьба неясна, сведений и наименований нет. Три мотобота - один дошел до Кронштадта, а мотоботы № 61 "Капитан" и №62 "Вейно" затонули 28 августа в шторм в 18.00 у о. Лрангли. Самоходная баржа "ТТ-1" (325т) -потоплена авиабомбами 28 августа в 19.00 у м. Юминда. Бензовозная баржа № 252 (650т) - затонула 28 августа от подрыва на мине. Баржа "ЛБ-21" (950т) - потоплена авиабомбами 29 августа у м. Юминда.
Паровая шаланда "Петергоф" - затонула 28 августа от подрыва на мине у м. Юминда. Буксир "КП-18" - потоплен авиабомбами 29 августа у о.Вайндло. Еуксир "ЛП-5" - затонул от подрыва на мине 28 августа у о.Мохни. Буксир "Колыма" - затонул от подрыва на мине 28 августа у м.Юминда. Буксир "Палдиски" - захвачен 29 августа в 5.30 финскими ТКА. Пленено 27 чел. Буксир "И-18" - захвачен 29 августа в 5.30 финскими ТКА. Пленен 21 чел.
СОСТАВ КОНВОЯ № 4: командир - капитан 3 ранга С.А.Глуховцев ВТ-501

Слайд 20ОХРАНЕНИЕ КОНВОЯ № 4:
Канонерская лодка "И-8" - затонула 28 августа

от подрыва на мине в 20.30 у мыса Юминданина. СКР "Разведчик",

2 магнитных тральщика, 13 катеров-тральщиков, 2 СКА т."МО-4", 3 моторных шхуны - дошли до Кронштадта.
Итого: конвой полностью разгромлен.
ОХРАНЕНИЕ КОНВОЯ № 4: Канонерская лодка

Слайд 21Довоенное фото парохода «Ярвамаа», погибшего на мине в начале ночи.

Довоенное фото парохода «Ярвамаа», погибшего на мине в начале ночи.

Слайд 22СОСТАВ СИЛ АРЬЕРГАРДА:
флаг командира минной обороны -контр-адмирала Ю.Ф.Ралля
Эсминец "Калинин" -

затонул 28 августа в 23.00 от подрыва на мине между

о.Мохни и м.Юминданина. Часть людей спасена. Эсминец "Володарский"- затонул 28 августа в 23.50 от подрыва на мине, следуя за "Калининым". Эсминец "Артем" - мгновенно затонул от подрыва 28 августа в 24.00 на мине при попытке оказания помощи двум эсминцам. Сторожевые корабли: "Буря" - дошел до Кронштадта "Циклон" - затонул 28 августа в 22.00 от подрыва на мине у м.Юминданина. "Снег" - затонул 28 августа в 23.00 от подрыва на мине у м.Юминданина. Два торпедных катера типа "Г-5" и пять СКА типа "МО-4" - дошли до Кронштадта
Итого: арьергард практически уничтожен, а мелкие катера ретировались самостоятельно на высоких скоростях.
СОСТАВ СИЛ АРЬЕРГАРДА: флаг командира минной обороны -контр-адмирала Ю.Ф.Ралля Эсминец

Слайд 23Состав специального отряда прикрытия из состава Кронштадской ВМБ

(командир -

капитан 2 ранга И.Г.Святов):

12 тихоходных тральщиков, 4 сторожевых корабля,

6 ТКА, 8 СКА типа "МО-4", 2 КТЩ, СС "Метеор", 2 буксира и 4 мотобота. Базируясь на о.Гогланд, они пытались оказать помощь разгромленному каравану. Авиабомбами были потоплены буксиры "Вента" и "Вильми" (29 августа), в тот же день от бомб затонуло и гидрографическое суд¬но "Восток".

От авиационного прикрытия толку оказалось немного и существенной помощи авиаторы оказать не смогли.
Состав специального отряда прикрытия из состава Кронштадской ВМБ (командир - капитан 2 ранга И.Г.Святов): 12 тихоходных тральщиков,

Слайд 24Командующий Краснознаменным Балтийским флотом –
вице-адмирал Владимира Филипповича Трибуца.

Командующий Краснознаменным Балтийским флотом – вице-адмирал Владимира Филипповича Трибуца.

Слайд 25Влади́мир Фили́ппович Три́буц

15 [28] июля 1900, Санкт-Петербург — 30 августа 1977, Москва) — советский

военачальник, командующий Балтийским флотом (1939—1947). Адмирал (31 мая 1943 года),

доктор исторических наук (1972).
В 1918 году добровольно вступил в ряды ВМС. После Гражданской войны окончил Высшее военно-морское училище и Военно-морскую академию, служил на Балтийском флоте на линкоре «Марат» и эсминце «Яков Свердлов». С февраля 1938 года — начальник штаба Балтийского флота. В апреле 1939 года был назначен командующим флотом. 28 января 1940 года присвоено очередное воинское звание флагман 1-го ранга, 4 июня 1940 года переаттестован в вице-адмиралы.
В начальный период Великой Отечественной войны руководил действиями сил флота, который содействовал сухопутным войскам на приморских направлениях, в обороне Таллина, Ханко, Моонзундского архипелага, нарушал коммуникации противника в Балтийском море. Возглавлял в августе 1941 года трагический переход сил флота из Таллина в Кронштадт и Ленинград, в октябре-декабре 1941 года руководил эвакуацией гарнизона ВМБ Ханко. Принимал участие в организации и осуществлении обороны Ленинграда, на всех её этапах (1941—1943), взаимодействуя с сухопутными войсками в операциях, проводившихся Красной Армией.
Владимир Филиппович Трибуц скончался 30 августа 1977 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 7).
Влади́мир Фили́ппович Три́буц 15 [28] июля 1900, Санкт-Петербург — 30 августа 1977, Москва) — советский военачальник, командующий Балтийским флотом (1939—1947). Адмирал (31

Слайд 26Командир Восточной позиции, во время Таллинского перехода — командир арьергарда,


начальник штаба КБФ с сентября 1941-го по январь 1944 года

- Юрий Федорович Ралль

27 августа 1941 года «Калинин», во время Таллинского перехода, подорвался на мине заграждения у острова Мохни в Финском заливе. Являясь головным эсминцем в арьергарде, «Калинин» под флагом командира минной обороны Ралля, в 22 часа 10 минут, затралил параваном мину, взорвавшуюся у борта. Получив большие повреждения корпуса, корабль продолжал оставаться на плаву, благодаря самоотверженным усилиям экипажа и командира корабля Стасова П. Б. В течение часа, команда (включая контуженного вице-адмирала Ю. Ф. Ралля) смогла организованно покинуть корабль, понеся при этом дополнительные потери

Командир Восточной позиции, во время Таллинского перехода — командир арьергарда, начальник штаба КБФ с сентября 1941-го по

Слайд 27Юрий Федорович Ралль (1890(1890), г. Уфа — 1948) — деятель советского ВМФ,

вице-адмирал (1941 год), участник Великой Отечественной войны.
Биография
В 1912 году окончил

Морской кадетский корпус, в 1915 году — Штурманский офицерский класс, в 1917 году — Временные курсы траления, в 1926 году — Высшие академические курсы при Военно-морской академии им. К. Е. Ворошилова.
Участник Первой мировой и Гражданской войн. В 1917—1918 годах — командир миноносца «Подвижный», в 1918 году — транспорта «Рига», в 1918—1919 годах — эсминца «Капитан Изыльметьев». С 1919 года — флаг-штурман заведования тральным и заградительным делом, начальник минной обороны Балтийского моря.
В 1921 году назначен начальником оперативного отдела штаба Морских сил Балтийского моря, в 1921—1922 годах — штурман отдела траления Главного управления мореплавания, в 1922—1923 годах — флаг-штурман штаба флота, в 1923—1926 годах — командир линейного корабля «Марат».
С 1926 года — начальник Военно-морского училища им. М. В. Фрунзе и Учебного отряда кораблей военно-морских учебных заведений, с 1930 года — заместитель начальника Учебно-строевого управления Морских сил РККА. С 1932 года — командир бригады крейсеров Черноморского флота, а с 1935 года — преподаватель Военно-морской академии им. К. Е. Ворошилова. В 1936—1939 годах — начальник кафедры Военно-политической академии им. В. И. Ленина, затем начальник Управления боевой подготовки ВМФ, одновременно заместитель председателя Главной уставной комиссии.
В 1941—1945 годах — командир минной обороны, начальник штаба Балтийского флота, командующий эскадрой и Кронштадтским морским оборонительным районом.
Похоронен в Ленинграде на Коммунистической площадке в Александро-Невской лавре (ныне Казачье кладбище в Петербурге).
Юрий Федорович Ралль (1890(1890), г. Уфа — 1948) — деятель советского ВМФ, вице-адмирал (1941 год), участник Великой Отечественной войны.БиографияВ

Слайд 28Свидетели Таллинского перехода

Один из немногих оставшихся в живых непосредственных участников

Таллинского перехода,
90-летний полковник морской авиации в отставке Фёдор Парамонович

Еременко.
В августовские дни сорок первого года Фёдор Еременко, молоденький 19-летний курсант, только что закончивший первый курс ленинградского Высшего Военно-Морского училища имени Фрунзе, вместе со своими однокурсниками в составе учебной роты участвовал в обороне Таллина, а затем эвакуировался на эсминце "Володарский".
"Сегодня я склоняю голову перед памятником многим тысячам погибших. Моим боевым друзьям, которые погибли 72 года  тому назад на эсминце «Володарский», перед теми краснофлотцами и красноармейцами, погибшими на других кораблях - говорит Фёдор Парамонович Еременко - Я вспоминаю о тех, кому вместе со мной посчастливилось спастись, но кого уже нет с нами. Я вспоминаю о командире морского охотника МО-210 Владимире Михайловиче Панцирном, спасшего меня в ту ночь"
Свидетели Таллинского переходаОдин из немногих оставшихся в живых непосредственных участников Таллинского перехода, 90-летний полковник морской авиации в

Слайд 29Второй очевидец морской трагедии,
Валентин Йоханессович Виллемсоо,
ему было тогда

19 лет,
участвовал в обороне Таллине,
после чего эвакуировался
вместе

с остальными военными,
гражданскими жителями на судне "Карпакс".
Раненый красноармеец Виллемсоо, оставшись один на один с морем видел, как рядом на воде взрывались бомбы, стояли столбы дыма от горящих в ночи кораблей, подбитые немецкой авиацией транспортные суда с лёгкостью уходили под воду. Вокруг были слышны мольбы о помощи, крики раненых. Весь ужас августовской ночи завершала жуткая картина того, как немецкие лётчики с полной цинизма старательностью  добивали на воде спасшихся людей и раненых, расстреливая их шквальным огнём из пулемётов. Неизвестно, благодаря какому чуду он продержался на воде столько времени в настоящем аду, пока его не подобрал шедший вперёд транспорт. Для Валентина Виллемсоо это была самая ужасная ночь в его жизни, ничего страшнее после этого не было за всю войну.

Свидетели Таллинского перехода

Второй очевидец морской трагедии, Валентин Йоханессович Виллемсоо, ему было тогда 19 лет, участвовал в обороне Таллине, после

Слайд 30Свидетели Таллинского перехода
Иван Михайлович Саксин (р. 1921) хорошо известен в

Кронштадте. Он желанный гость на вечерах памяти героев войны. Таллинский

прорыв начал на "Циклоне", после гибели корабля оказался в Стрельнинско-петергофском десанте.

27-го августа под носом корабля раздался взрыв. Я находился в центральной части корабля. Корабль быстро стал погружаться. Шлюпки спустить не успевали. Я прыгнул в воду. Сбросив ботинки, я что было сил, поплыл в сторону от погибавшего корабля. Когда прошло некоторое время стали подавать голос, один, другой, третий... Мы сгруппировались в кружок. Попалась, какая-то доска. Держались по очереди. У одного матроса бушлат был с Было нас человек 7-8, не больше десяти. Помню, что среди спасшихся, не было ни одного красноармейца, только моряки. Сколько мы плавали, сказать не могу. Замёрзли . Каким-то чудом нас обнаружил какой-то буксир или катер. Нас подняли. Привезли нас на остров Гогланд, нам выдали сухую одежонку, накормили и там мы переночевали. На следующий день отправили в Кронштадт. Поселили в Балтийский Флотский экипаж на улице Зосимова. Привели нас куда-то, в какой-то кабинет. За столами сидят два человека и начинают спрашивать: «Кто вы? Откуда, с какого корабля? Почему вы не утонули? И почему вы здесь?..» И прочее и прочее. Когда окончен был этот опрос, дают чистый лист бумаги, говорят: «Пиши, что я такой-то, такой-то. Участвовал в этом переходе там-то, там-то». И заканчивалась эта наша писанина словами:
«Обязуюсь о данном факте широко не распространяться и считать, что это секретные данные...». Так что о таллиннском переходе, где-то до шестидесятых годов прошлого столетья никто не писал и наверно не знал".

Свидетели Таллинского переходаИван Михайлович Саксин (р. 1921) хорошо известен в Кронштадте. Он желанный гость на вечерах памяти

Слайд 31Степень героизма поразительным образом соответствовала кошмару происходящего, который описала на

портале Baltija. журналист Нелли Ивановна Кузнецова: «Морские уставы, принятые во

всех странах мира, на всех флотах, запрещают кораблям, попавшим в такие сложные условия, останавливаться, чтобы спасать тонущих. Ведь опасности погибнуть подвергаются и те, кто спешит на помощь. Жестокое правило, страшное требование…
И все-таки многих в этих сложнейших обстоятельствах, под бомбами и снарядами всё-таки сумели спасти. В операции спасения участвовали корабли и катера охранения, а также специальный отряд, развёрнутый на острове Гогланд. Моряки рисковали собой, снимая людей с горящих кораблей, поднимая тонувших из воды. За два этих страшных дня было спасено, как говорят исследователи, более 13 тысяч человек, только из воды подняли 5 тысяч. Морякам пришлось вылавливать обессиленных людей баграми, вытаскивать собственными силами, не жалея ни себя, ни своих жизней. Об этом трудно рассказывать, это трудно читать и слушать, но надо, чтобы и сегодня люди об этом знали.

Нелли Ивановна Кузнецова,
жерналист

Степень героизма поразительным образом соответствовала кошмару происходящего, который описала на портале Baltija. журналист Нелли Ивановна Кузнецова: «Морские

Слайд 32«У моряка нет трудного пути или лёгкого пути.
Есть один

— славный путь»
Адмирал П. С. Нахимов:
Оставшиеся в живых свидетели

перехода, жители острова Юминда рассказывали: над бушующими волнами моря разносились предсмертные крики тонущих людей. А потом на фоне этих предсмертных криков, разрывов мин и снарядов, стало вдруг нарастать пение.

Умирающие, обреченные люди пели «Интернационал».

В это трудно, быть может, поверить, но так говорят очевидцы, кто видел и слышал сам.
И на суше и на море моряки шли в бой с этой песней.
«У моряка нет трудного пути или лёгкого пути. Есть один — славный путь» Адмирал П. С. Нахимов:Оставшиеся

Слайд 33Чириков Иван Прокопьевич (1919 -28.08.1941гг.)
Эскадренный миноносец «Калинин» 3-ий дивизион эскадренных

миноносцев , флагман эскадры КБФ
Краснознаменный Балтийский флот
Чириков Иван Прокопьевич,

уроженец с. Поляны Солотчинского (ныне Рязанского) района Рязанской области, краснофлотец, кок, во флоте с 1939г.. Погиб во время Таллинского перехода на э/м «Калинин».
Отец: Чириков Прокопий Захарович.

Основание: ЦАМО, Ф.58,ОП.18004, Д.154.
ЦВМА, Ф.1787, ОП.2, 72.
Чириков Иван Прокопьевич (1919 -28.08.1941гг.)Эскадренный миноносец «Калинин» 3-ий дивизион эскадренных миноносцев , флагман эскадры КБФ Краснознаменный Балтийский

Слайд 34Советский эсминец типа «Изяслав» — «Калинин» (до 1925 года — «Прямислав»),

1925—1941 годы

Советский эсминец типа «Изяслав» — «Калинин» (до 1925 года — «Прямислав»), 1925—1941 годы

Слайд 35"КАЛИНИН", ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА.
Заложен в октябре 1913 г.,

спущен в 1915 г., вступил в строй в июле 1927

г. и вошел в состав Морских сил Балтийского моря. В августе 1929 г. - визит в Мемель (Литва) и в сентябре 1934 г. - в Гдыню (Польша). Архив Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ) 191186, С.-Петербург, ул. Миллионная, 36 8 (812) 312-11-37, 393-11-83 rgavmf@mail.rcom.ru http://rgavmf.ru/
Фонд: р-250 Ед.хранения: 50 Дело: 50 е хр. В фонде содержатся: акты инспекторских смотров; текущая переписка; донесения и статотчеты; сведения по личному составу; материалы по боевой подготовке



Слайд 36Из истории эсминца «Калинин»

10 января 1913 года Морское ведомство заключило

контракт с акционерным обществом «Беккер и Ко» на постройку 5

эсминцев. «Прямислав», заложенный раньше других кораблей данного типа, ещё до окончательного утвержденных чертежей и спецификаций, в которых некоторые размеры были увеличены с целью создать больший запас водоизмещения, в результате имел отличные ТТХ.
11 октября 1913 года «Прямислав» был зачислен в списки судов Балтийского флота. 9 ноября 1913 года (по другим данным 19 сентября или 27 октября 1913 года) заложен на судоверфи акционерного общества «Металлургических, механических и судостроительных заводов Беккер и Ко» в Ревеле (Таллин).
10 июля (25 июля)1915 года «Прямислав» был спущен на воду. После чего был был отбуксирован в Петроград, и достраивался там на Балтийском заводе. 5 февраля 1925 года был переименован в эсминец «Калинин».
«Калинин» вступил в строй только 20 июля 1927 года, войдя в состав Морских сил Балтийского моря.
С 19 по 21 августа 1929 года «Калинин» совершил визит в Клайпеду, Литва. С 1 по 10 сентября 1934 года — в Гдыню, Польша.
С 11 января 1935 года «Калинин» вошёл в состав Краснознамённого Балтийского флота. Проходил капитальный ремонт с 14 июня 1937 года по июнь 1941 года.
В годы Великой Отечественной войны «Калинин» участвовал в минно-заградительных операциях флота (в июне-августе 1941 года), обороне Таллина и Финского залива. «Калинин» входил сформированный для минных постановок специальный отряд кораблей под командой контр-адмирала Юрия Фёдоровича Ралля.
Из истории эсминца «Калинин»10 января 1913 года Морское ведомство заключило контракт с акционерным обществом «Беккер и Ко»

Слайд 37Потери на эсминце «Калинин» 28 августа 1941г.

Потери на эсминце «Калинин» 28 августа 1941г.

Слайд 38- Герасимов Петр Михайлович, 1917г.р., уроженец г. Скопина
старшина 2-ой

статьи, кладовщик, член ВЛКСМ, эсминец «Калинин», погиб во время Талиннского

перехода.

Основание: ЦВМА,Ф.864, ОП.1, Д.120;
ЦВМА, Ф.1787.оп.2, Д. 72.



- Епихин Григорий Петрович, 1915г. р., уроженец с. Уродово Спасского района Рязанской области, старший кок, эсминец «Карл Маркс», погиб во время Таллинского перехода.
Жена: Епихина Матрена Никитична.

Основание: ЦАМО, Ф.58, ОП.977320, Д.107.


- Герасимов Петр Михайлович, 1917г.р., уроженец г. Скопина старшина 2-ой статьи, кладовщик, член ВЛКСМ, эсминец «Калинин», погиб

Слайд 39- Симонов Василий Андреевич, 1920г.р., уроженец с. Боровое Шиловского района

Рязанской области, строевой, член ВЛКСМ, эсминец «Карл Маркс», остался жив

во время Таллинского перехода, закончил службу в 1947 году.
Мать: Симонова Александра Антоновна.

Основание: ЦАМО,Ф.58, ОП.18004, Д. 435.
ЦВМА,Ф.1787,ОП.2, Д.206.


- Скорюкин Иван Андреевич, 1920г.р., уроженец с. Чурики Чапаевского района Рязанской области, штурман-электрик, эсминец «Карл Маркс», выжил,
В дальнейшем продолжил службу в 406 отдельной роте связи.

Основание: ЦВМА, Ф.864, ОП.1, Д.120.
- Симонов Василий Андреевич, 1920г.р., уроженец с. Боровое Шиловского района Рязанской области, строевой, член ВЛКСМ, эсминец «Карл

Слайд 40- Рындин Василий Михайлович 1920г.р., уроженец г. Спасска, эсминец «Страшный»,

остался жив во время Таллинского перехода, в дальнейшем комендор подводной

лодки 3 класса.
Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»

Основание: ЦАМО,Ф.88, ОП.20, ЕД. ХРАНЕНИЯ 3, № 1537528461.

- Серочкин Яков Федорович 1917г.р., уроженец с. Тимошкино Шиловского района, старшина, эсминец «Страшный», погиб во время Таллинского перехода.

Отец: Серочкин Федор Григорьевич.

Основание: ЦАМО, Ф.58, ОП.18004, Д.211.
- Рындин Василий Михайлович 1920г.р., уроженец г. Спасска, эсминец «Страшный», остался жив во время Таллинского перехода, в

Слайд 41- Головин Сергей Яковлевич 1914г.р., старшина 2-ой статьи, командир отделения

торпедистов, эсминец «Карл Маркс», погиб во время Таллинского перехода.

Основание: ЦВМА,

Ф. 1787, ОП.2, Д.208.



- Никитин Федор Карпович 1879г.р., уроженец д. Ивановские Выселки Старожиловского района, мичман, помошник коменданта, погиб во время Таллинского перехода.

Основание: ЦВМА, Ф. 1787, ОП.2, Д.220.


- Головин Сергей Яковлевич 1914г.р., старшина 2-ой статьи, командир отделения торпедистов, эсминец «Карл Маркс», погиб во время

Слайд 42-ШИБАЕВ Василий Иванович 1917г.р., уроженец с. Лакино Елатомского района Рязанского

области, старшина 2-ой статьи, старший писарь, член ВЛКСМ, погиб во

время Таллинского перехода.

Основание: ЦВМА, Ф. 1787, ОП.2, Д.220.
-ШИБАЕВ Василий Иванович 1917г.р., уроженец с. Лакино Елатомского района Рязанского области, старшина 2-ой статьи, старший писарь, член

Слайд 43Тихо, минутой молчанья Память героев почтим…. Их голоса когда-то звучали, По утрам

они солнце встречали, Среди нас нет тех, Кто ушёл на

фронт и не вернулся. Вспомним через века,
через года, О тех,
кто уже не придёт никогда.
Вспомним!
Тихо, минутой молчанья Память героев почтим….  Их голоса когда-то звучали, По утрам они солнце встречали,

Слайд 44К большому сожалению, до настоящего времени Таллинский переход остается практически

неизвестным нашему населению, что вызывает чувство горечи и стыда как

по отношению к участникам этого перехода, так и по отношению к роли этого события в защите страны.
Чтобы вывести это событие из забвения и воздать должное его героям, я решила начать сбор материала о своих земляках- участниках перехода и, если будет нужно, то с большим удовольствием предоставлю материал инициативной группе по увековечиванию памяти Таллинского перехода.
Такое предать забвению - нельзя во имя будущих поколений!
К большому сожалению, до настоящего времени Таллинский переход остается практически неизвестным нашему населению, что вызывает чувство горечи

Слайд 45Самая близкая к фарватеру Таллин-Кронштадт точка на континентальном побережьи Эстонии

- мыс Юминда полуострова Юминданина. На этом мысе расположен маяк,

а вблизи рыбацкий (в прошлом) поселок Юминда. События 28 августа происходили на глазах жителей поселка, почти на траверзе мыса были потоплены 6 кораблей.

ПАМЯТНИК ПОГИБШИМ МОРЯКАМ В ЭСТОНИИ

Самая близкая к фарватеру Таллин-Кронштадт точка на континентальном побережьи Эстонии - мыс Юминда полуострова Юминданина. На этом

Слайд 46Траверз мыса Юминда, на дне моря лежат корабли Таллинского перехода

августа 1941 года
ПАМЯТНИК ПОГИБШИМ МОРЯКАМ В ЭСТОНИИ:

Траверз мыса Юминда, на дне моря лежат корабли Таллинского перехода августа 1941 годаПАМЯТНИК ПОГИБШИМ МОРЯКАМ В ЭСТОНИИ:

Слайд 47Памятная доска, посвящённая морякам, погибшим при героическом прорыве из Таллина

в Кронштадт в августе 1941 года

Памятная доска, посвящённая морякам, погибшим при героическом прорыве из Таллина в Кронштадт в августе 1941 года

Слайд 48ЛИТЕРАТУРА О ТАЛЛИНСКОМ ПЕРЕХОДЕ:

ЛИТЕРАТУРА О ТАЛЛИНСКОМ ПЕРЕХОДЕ:

Слайд 49КИНО О ТАЛЛИНСКОМ ПЕРЕХОДЕ:
ФИЛЬМ «ПРОРЫВ»
После премьеры участники Таллинского Прорыва Ф.П.

Еременко и В.Й. Виллемсоо вместе с творческой группой фильма "Прорыв":

режиссёром О. Бесединым, сценаристом Н. Печатным и продюссером И. Меркуловым
КИНО О ТАЛЛИНСКОМ ПЕРЕХОДЕ:ФИЛЬМ «ПРОРЫВ»После премьеры участники Таллинского Прорыва Ф.П. Еременко и В.Й. Виллемсоо вместе с творческой

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика