Слайд 1
«Таллинский переход: не предать забвению героическую страницу истории»
Клуб «Подружка»
- 2016г.
Слайд 2Наша молодость была не длинной,
И покрылась ранней сединой.
Нашу
молодость рвало на минах,
Заливало таллинской волной...
Ольга Берргольц
«Не предать
забвению героическую страницу истории»
Диакон Владимир Василик
А. Блинков. Переход из Таллина в Кронштадт
Слайд 3Одним из важных событий Великой Отечественной войны был Таллинский переход
(прорыв) кораблей Балтийского флота 28–29 августа 1941 года, который стал
крупнейшей военно-морской операцией в истории России.
Тогда, после упорной обороны Таллина, была совершена эвакуация его защитников, раненых, гражданского населения и техники Главной базы Балтийского Флота.
200 кораблей и судов пробирались в Ленинград по заминированному врагом фарватеру и при налетах вражеской авиации. Участники перехода проявили массовый героизм, спасая гибнущие и поврежденные корабли и тонущих людей. Несмотря на тяжелые потери — в течение одних суток погибло более 15 тысяч человек и 60 кораблей и судов, — основной отряд боевых кораблей прорвался в Ленинград и оказал серьезную помощь в самый критический момент его обороны.
Даже сейчас мало кто сознает, что осенью 1941 года существовала реальная угроза захвата города на Неве врагом, возможность чего не исключало наше Верховное Командование. А в случае взятия этого города вражеские войска были бы брошены на штурм Москвы, которая защищалась из последних сил. Поэтому справедливо признать, что Таллинский переход сыграл важную роль в ходе Великой Отечественной.
Слайд 4Для сравнения:
во время Цусимского сражения погибло 5000 человек. Однако.
если Цусима привела к революционному взрыву, то последствия Таллинского перехода
оказались совершенно иными.
Спасшиеся солдаты и матросы пополнили ряды защитников Ленинграда и отстояли его. Корабельная артиллерия Балтийского флота громила немецко-фашистские войска на ближних подступах к городу святого Петра и не давала немецким танковым колоннам войти в него. Роль артиллерии Балтийского флота и его частей в обороне города несомненна и, весьма возможно, если бы этот флот не оказался в Ленинграде в конце августа 1941 г., город мог бы быть сдан. А в этом случае пала бы и Москва, а с ней и Россия.
Участники перехода своим мужеством и жертвами спасли не только флот, но
и град святого Петра, а с ним — и Россию.
Слайд 6Схема «Таллинского каравана»,
который должен был пройти из Таллина в
Кронштадт
Слайд 7Главный Крейсер "Киров" - дошел до Кронштадта.
На «Кирове» находились
Военный совет КБФ и Краснознаменное знамя Балтийского флота, а также
правительство Эстонии.
На крейсер были погружены ценности Госбанка Эстонии.
Вице-адмирал В.Ф. Трибуц и его походный штаб находились на крейсере «Киров». На крейсере находился и командир ОЛСа В.П. Дрозд со своим штабом.
Слайд 8Лидер "Ленинград" - дошел до Кронштадта
Эсминец "Гордый" - дошел до
Кронштадта
Эсминец "Сметливый" - дошел до Кронштадта
Эсминец "Яков Свердлов" - 28
августа в 20.50 подорвался на мине у о-ва Мохни, переломился и затонул
ПЛ "С-4" - дошла до Кронштадта
ПЛ "С-5" - погибла 28 августа в 20.11 между о.Мохни и м.Юминдапина, следуя за крейсером, от подрыв;.на мине в районе 2 отсека. Спасено 9 человек, погиб почти весь Штаб БП.Л.
ПЛ "Калев" - дошла до Кронштадта
ПЛ "Лембит" - дошла до Кронштадта
Пять базовых тральщиков (J\lb№204 - 207, 217) - дошли до Кронштадта
Шесть сторожевых катеров т."МО-4" (№№112. 131.133, 142, 202, 208) - дошли до Кронштадта
Пять торпедных катеров т.'Г-5" (№№73. 74. 94. 103, 113) - дошли до Кронштадта
(кроме ТКА .№103 - затонул 28 августа в в 20.00 от подрыва на минном защитнике в р-не о.Прангли)
Посыльное судно "Пиккер"- дошло до Кронштадта
Ледокол "Суур-Тылл" - дошел до Кронштадта
Слайд 9СОСТАВ КОНВОЯ № 1:
командир конвоя - капитан 2 ранга Н.Г.Богданов
Учебное
судно (плавбаза) "Ленинградсовет" - дошло до Кронштадта
Транспорт ВТ-524 "Калпакс" (2.190т)
- потоплен авиабомбами 29 августа в 15.00 у мыса Юминданина (по другим данным - восточнее оХогланд). Погибло более 1100 человек.
Транспорт "Вирония" (2.026т) - затонул от подрыва на мине 28 августа в 21.45 у м.Юминданина. Часть людей удалось спасти, погибло около 1300человек.
Транспорт ВТ-547 "Ярвамаа" (1.363т) - затонул 28 августа в 21.00 от подрыва на мине у о.Гогланд.
Транспорт ВТ-511 "Алев" (1.445т) - поврежден авиабомбами и 28 августа в 22.00 затонул от подрыва на мине у о.Прангли. Погибло 149 чел.
Транспорт ВТ-530 "Элла" (1.521т) - затонул 28 августа в 18.05 от подрыва на мине у о.Мохни. Погибло 644 человека.
Транспорт ВТ-563 "Атис Кронвалдис" (1.423т) - потоплен авиабомбами юго-западнее о.Лавенсари 29 августа в 17.40. Из 1000 человек спасено не более 20.
Ледокол "Кришьянис Вальдемарс" (1.932т) - затонул 28 августа в 18.30, поврежденный авиабомбами, от подрыва намине у о.Мохни.
Плавмастерская "Серп и Молот" (1.200т) - повреждена авиабомбами и 29 августа выбросилась на берег у о.Гогланд, позже - выгорела.
Подводные лодки: "ГД-307", "Щ-308". "М-79" - дошли до Кронштадта
Слайд 10И.Родионов. Спасение раненых с транспортов «Луга» и «Скрунда» . 1960
Слайд 11ОХРАНЕНИЕ КОНВОЯ №1:
Эсминец "Свирепый" - дошел до Кронштадта
Эсминец "Суровый" -
дошел до Кронштадта
СКР "Аметист" - дошел до Кронштадта
СКР "Касатка" -
дошел до Кронштадта
Спасательное судно (СС) "Сатурн" - затонуло 28 августа в 23.00 от подрыва на мине у м.Юминданина.
2 СКА типа "МО-4" из них один: "МО-233" - потоплен 28 августа германской полевой артиллерией в 19.42 у м.Юминдана.
Пять тихоходных тральщиков (погибли два):
ТЩ №71 "Краб" - затонул от подрыва на мине в 19.00 28 августа у м.Юминданина
ТЩ №56 "Барометр" - затонул от подрыва на мине в 22.05 28 августа у м.Юминданина
Пять катеров-тральщиков - дошли до Кронштадта.
Буксир "ОЛС-7" - дошел до Кронштадта
Итого: потеряны все транспорты, три вспомогательных судна, три боевых корабля.
Конвой практически полностью уничтожен!
Слайд 12Эсминец «Артем»
Эсминец «Яков Свердлов»
Эсминец«Володарский»
Слайд 13СОСТАВ КОНВОЯ № 2:
командир - капитан 2 ранга Н.В.Антонов
Сетевые заградители
"Вятка" и "Онега" дошли до Кронштадта
Гидрографическое судно "Азимут" дошло до
Кронштадта
Транспорты:
"Казахстан" - в поврежденном виде, горящий, добрался до о.Вайндло; а 2 сентября дошел до Кронштадта. Имел на борту 5.000 человек.
ВТ-505 "Иван Папанин" (3.374т) - выбросился на отмель у о.Гогланд 29 августа и в 15.00 30 августа разбит авиабомбами. Погибло более 70 человек.
ВТ-584 "Найссаар" (1.892т) - затонул 29 августа от подрыва на мине к востоку от о.Мохни. Погибло до 400 раненых.
ВТ-537 "Эргонаутис" (205т) - потоплен авиабомбами 29 августа у м.Юминданина. Погибло более 300 раненых.
ВТ-550 "Шауляй" (1.570т) - поврежден авиабомбами и сел на грунт 29 августа у о.Гогланд. Не восстанавливался.
ВТ-545 "Эверита" (3.251т) - следовал в конце конвоя и затонул в 22.45 28 августа от подрыва на мине у м.Юминданина. Погибло более 1.500 человек.
Шхуна "Атта" (200т) - повреждена артогнем финских торпедных катеров и в 03.50 29 августа затонула в шторм.
Слайд 14И.Родионов. Таллинский прорыв. 1960
Слайд 15ОХРАНЕНИЕ КОНВОЯ № 2:
Канонерская лодка "Москва", СКР "Чапаев", четыре тихоходных
тральщика, девять катеров-тральщиков и два СКА типа "МО-4" - дошли
до Кронштадта
Итого: в конвое потоплены все транспорты, кроме одного, потеряно 6 единиц.
Слайд 16СОСТАВ КОНВОЯ № 3:
командир - капитан 2 ранга Я.Ф.Янсон
Танкер №12
(2.122т) - потоплен авиабомбами в 18.10 29 августа у о.Гогланд.
Транспорты:
ВТ-512
"Тобол" (2.758т)- потоплен авиабомбами в 12.30 29 августа сев.-зап. о.Вайндло. Часть людей снята спасателями.
ВТ-518 "Луга" (2.391т) - затоплен в 23.10 28 августа после подрыва на мине у м.Юминданина. Погибло 300 человек.
ВТ-529 "Скрунда" (2.414т) - поврежден 29 августа авиабомбами, выдержав 36 атак германской авиации и 30 августа затоплен у о.Гогланд.
ВТ-543 "Вторая пятилетка" (3.974т) - сел на грунт у о.Гогланд 29 августа и 30 августа добит бомбами.
ВТ-546 "Аусма" (1.791т) - затонул от прямого попадания авиабомбы в 13.00 29 августа у о.Родшер. На борту имел 1.300 чел.
ВТ-581 "Лейк Люцерне" (2.316т) - поврежден авиабомбами и 29 августа выбросился на берег у о.Гогланд. Погибло 200 человек.
ВТ-520 "Эвальд" (1.050т) - потоплен авиабомбами в 15.07 29 августа у о.Мохни. Часть людей снята.
Транспорт "Кумари" - судьба неясна, сведения отсутствуют. Спасательное судно "Колывань" - затонуло 28 августа от подрыва на мине у м.Юминданина.
Слайд 17Сторожевой корабль «Буря»
Сторожевой корабль «Ураган»
Слайд 18ОХРАНЕНИЕ КОНВОЯ № 3:
Канонерская лодка "Амгунь", СКР "Буран"- дошли до
Кронштадта
СКР "Топаз" - затонул 28 августа от подрыва на мине
у м.Юминданина
Тральщик №42 ("Ижорец-13") - затонул от подрыва на мине 28 августа у м.Юминданина.
Три тихоходных тральщика - дошли до Кронштадта
Четыре катера-тральщика и два СКА т. "МО-4" - дошли до Кронштадта
Посыльное судно "Юпитер" - затонуло 28 августа от подрыва на мине у м.Юминданина.
Итого: конвой можно считать полностью разгромленным.
Слайд 19СОСТАВ КОНВОЯ № 4:
командир - капитан 3 ранга С.А.Глуховцев
ВТ-501 "Балхаш"
(2.191т) - не вошел в состав конвоя №3 и следовал
с конвоем №4, затонул от подрыва на мине в 8.30 29 августа между о-вами Вайндло и Родшер. Погибло 95 человек.
Три шхуны - судьба неясна, сведений и наименований нет.
Три мотобота - один дошел до Кронштадта, а мотоботы № 61 "Капитан" и №62 "Вейно" затонули 28 августа в шторм в 18.00 у о. Лрангли.
Самоходная баржа "ТТ-1" (325т) -потоплена авиабомбами 28 августа в 19.00 у м. Юминда.
Бензовозная баржа № 252 (650т) - затонула 28 августа от подрыва на мине.
Баржа "ЛБ-21" (950т) - потоплена авиабомбами 29 августа у м. Юминда.
Паровая шаланда "Петергоф" - затонула 28 августа от подрыва на мине у м. Юминда.
Буксир "КП-18" - потоплен авиабомбами 29 августа у о.Вайндло.
Еуксир "ЛП-5" - затонул от подрыва на мине 28 августа у о.Мохни.
Буксир "Колыма" - затонул от подрыва на мине 28 августа у м.Юминда.
Буксир "Палдиски" - захвачен 29 августа в 5.30 финскими ТКА. Пленено 27 чел.
Буксир "И-18" - захвачен 29 августа в 5.30 финскими ТКА. Пленен 21 чел.
Слайд 20ОХРАНЕНИЕ КОНВОЯ № 4:
Канонерская лодка "И-8" - затонула 28 августа
от подрыва на мине в 20.30 у мыса Юминданина.
СКР "Разведчик",
2 магнитных тральщика, 13 катеров-тральщиков, 2 СКА т."МО-4", 3 моторных шхуны - дошли до Кронштадта.
Итого: конвой полностью разгромлен.
Слайд 21Довоенное фото парохода «Ярвамаа», погибшего на мине в начале ночи.
Слайд 22СОСТАВ СИЛ АРЬЕРГАРДА:
флаг командира минной обороны -контр-адмирала Ю.Ф.Ралля
Эсминец "Калинин" -
затонул 28 августа в 23.00 от подрыва на мине между
о.Мохни и м.Юминданина. Часть людей спасена.
Эсминец "Володарский"- затонул 28 августа в 23.50 от подрыва на мине, следуя за "Калининым".
Эсминец "Артем" - мгновенно затонул от подрыва 28 августа в 24.00 на мине при попытке оказания помощи двум эсминцам.
Сторожевые корабли:
"Буря" - дошел до Кронштадта
"Циклон" - затонул 28 августа в 22.00 от подрыва на мине у м.Юминданина.
"Снег" - затонул 28 августа в 23.00 от подрыва на мине у м.Юминданина.
Два торпедных катера типа "Г-5" и пять СКА типа "МО-4" - дошли до Кронштадта
Итого: арьергард практически уничтожен, а мелкие катера ретировались самостоятельно на высоких скоростях.
Слайд 23Состав специального отряда прикрытия из состава Кронштадской ВМБ
(командир -
капитан 2 ранга И.Г.Святов):
12 тихоходных тральщиков, 4 сторожевых корабля,
6 ТКА, 8 СКА типа "МО-4", 2 КТЩ, СС "Метеор", 2 буксира и 4 мотобота. Базируясь на о.Гогланд, они пытались оказать помощь разгромленному каравану. Авиабомбами были потоплены буксиры "Вента" и "Вильми" (29 августа), в тот же день от бомб затонуло и гидрографическое суд¬но "Восток".
От авиационного прикрытия толку оказалось немного и существенной помощи авиаторы оказать не смогли.
Слайд 24Командующий Краснознаменным Балтийским флотом –
вице-адмирал Владимира Филипповича Трибуца.
Слайд 25Влади́мир Фили́ппович Три́буц
15 [28] июля 1900, Санкт-Петербург — 30 августа 1977, Москва) — советский
военачальник, командующий Балтийским флотом (1939—1947). Адмирал (31 мая 1943 года),
доктор исторических наук (1972).
В 1918 году добровольно вступил в ряды ВМС. После Гражданской войны окончил Высшее военно-морское училище и Военно-морскую академию, служил на Балтийском флоте на линкоре «Марат» и эсминце «Яков Свердлов». С февраля 1938 года — начальник штаба Балтийского флота. В апреле 1939 года был назначен командующим флотом. 28 января 1940 года присвоено очередное воинское звание флагман 1-го ранга, 4 июня 1940 года переаттестован в вице-адмиралы.
В начальный период Великой Отечественной войны руководил действиями сил флота, который содействовал сухопутным войскам на приморских направлениях, в обороне Таллина, Ханко, Моонзундского архипелага, нарушал коммуникации противника в Балтийском море. Возглавлял в августе 1941 года трагический переход сил флота из Таллина в Кронштадт и Ленинград, в октябре-декабре 1941 года руководил эвакуацией гарнизона ВМБ Ханко. Принимал участие в организации и осуществлении обороны Ленинграда, на всех её этапах (1941—1943), взаимодействуя с сухопутными войсками в операциях, проводившихся Красной Армией.
Владимир Филиппович Трибуц скончался 30 августа 1977 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 7).
Слайд 26Командир Восточной позиции, во время Таллинского перехода — командир арьергарда,
начальник штаба КБФ с сентября 1941-го по январь 1944 года
- Юрий Федорович Ралль
27 августа 1941 года «Калинин», во время Таллинского перехода, подорвался на мине заграждения у острова Мохни в Финском заливе. Являясь головным эсминцем в арьергарде, «Калинин» под флагом командира минной обороны Ралля, в 22 часа 10 минут, затралил параваном мину, взорвавшуюся у борта. Получив большие повреждения корпуса, корабль продолжал оставаться на плаву, благодаря самоотверженным усилиям экипажа и командира корабля Стасова П. Б. В течение часа, команда (включая контуженного вице-адмирала Ю. Ф. Ралля) смогла организованно покинуть корабль, понеся при этом дополнительные потери
Слайд 27Юрий Федорович Ралль (1890(1890), г. Уфа — 1948) — деятель советского ВМФ,
вице-адмирал (1941 год), участник Великой Отечественной войны.
Биография
В 1912 году окончил
Морской кадетский корпус, в 1915 году — Штурманский офицерский класс, в 1917 году — Временные курсы траления, в 1926 году — Высшие академические курсы при Военно-морской академии им. К. Е. Ворошилова.
Участник Первой мировой и Гражданской войн. В 1917—1918 годах — командир миноносца «Подвижный», в 1918 году — транспорта «Рига», в 1918—1919 годах — эсминца «Капитан Изыльметьев». С 1919 года — флаг-штурман заведования тральным и заградительным делом, начальник минной обороны Балтийского моря.
В 1921 году назначен начальником оперативного отдела штаба Морских сил Балтийского моря, в 1921—1922 годах — штурман отдела траления Главного управления мореплавания, в 1922—1923 годах — флаг-штурман штаба флота, в 1923—1926 годах — командир линейного корабля «Марат».
С 1926 года — начальник Военно-морского училища им. М. В. Фрунзе и Учебного отряда кораблей военно-морских учебных заведений, с 1930 года — заместитель начальника Учебно-строевого управления Морских сил РККА. С 1932 года — командир бригады крейсеров Черноморского флота, а с 1935 года — преподаватель Военно-морской академии им. К. Е. Ворошилова. В 1936—1939 годах — начальник кафедры Военно-политической академии им. В. И. Ленина, затем начальник Управления боевой подготовки ВМФ, одновременно заместитель председателя Главной уставной комиссии.
В 1941—1945 годах — командир минной обороны, начальник штаба Балтийского флота, командующий эскадрой и Кронштадтским морским оборонительным районом.
Похоронен в Ленинграде на Коммунистической площадке в Александро-Невской лавре (ныне Казачье кладбище в Петербурге).
Слайд 28Свидетели Таллинского перехода
Один из немногих оставшихся в живых непосредственных участников
Таллинского перехода,
90-летний полковник морской авиации в отставке Фёдор Парамонович
Еременко.
В августовские дни сорок первого года Фёдор Еременко, молоденький 19-летний курсант, только что закончивший первый курс ленинградского Высшего Военно-Морского училища имени Фрунзе, вместе со своими однокурсниками в составе учебной роты участвовал в обороне Таллина, а затем эвакуировался на эсминце "Володарский".
"Сегодня я склоняю голову перед памятником многим тысячам погибших. Моим боевым друзьям, которые погибли 72 года тому назад на эсминце «Володарский», перед теми краснофлотцами и красноармейцами, погибшими на других кораблях - говорит Фёдор Парамонович Еременко - Я вспоминаю о тех, кому вместе со мной посчастливилось спастись, но кого уже нет с нами. Я вспоминаю о командире морского охотника МО-210 Владимире Михайловиче Панцирном, спасшего меня в ту ночь"
Слайд 29Второй очевидец морской трагедии,
Валентин Йоханессович Виллемсоо,
ему было тогда
19 лет,
участвовал в обороне Таллине,
после чего эвакуировался
вместе
с остальными военными,
гражданскими жителями на судне "Карпакс".
Раненый красноармеец Виллемсоо, оставшись один на один с морем видел, как рядом на воде взрывались бомбы, стояли столбы дыма от горящих в ночи кораблей, подбитые немецкой авиацией транспортные суда с лёгкостью уходили под воду. Вокруг были слышны мольбы о помощи, крики раненых. Весь ужас августовской ночи завершала жуткая картина того, как немецкие лётчики с полной цинизма старательностью добивали на воде спасшихся людей и раненых, расстреливая их шквальным огнём из пулемётов. Неизвестно, благодаря какому чуду он продержался на воде столько времени в настоящем аду, пока его не подобрал шедший вперёд транспорт. Для Валентина Виллемсоо это была самая ужасная ночь в его жизни, ничего страшнее после этого не было за всю войну.
Свидетели Таллинского перехода
Слайд 30Свидетели Таллинского перехода
Иван Михайлович Саксин (р. 1921) хорошо известен в
Кронштадте. Он желанный гость на вечерах памяти героев войны. Таллинский
прорыв начал на "Циклоне", после гибели корабля оказался в Стрельнинско-петергофском десанте.
27-го августа под носом корабля раздался взрыв. Я находился в центральной части корабля. Корабль быстро стал погружаться. Шлюпки спустить не успевали. Я прыгнул в воду. Сбросив ботинки, я что было сил, поплыл в сторону от погибавшего корабля. Когда прошло некоторое время стали подавать голос, один, другой, третий... Мы сгруппировались в кружок. Попалась, какая-то доска. Держались по очереди. У одного матроса бушлат был с Было нас человек 7-8, не больше десяти. Помню, что среди спасшихся, не было ни одного красноармейца, только моряки. Сколько мы плавали, сказать не могу. Замёрзли . Каким-то чудом нас обнаружил какой-то буксир или катер. Нас подняли. Привезли нас на остров Гогланд, нам выдали сухую одежонку, накормили и там мы переночевали. На следующий день отправили в Кронштадт. Поселили в Балтийский Флотский экипаж на улице Зосимова. Привели нас куда-то, в какой-то кабинет. За столами сидят два человека и начинают спрашивать: «Кто вы? Откуда, с какого корабля? Почему вы не утонули? И почему вы здесь?..» И прочее и прочее. Когда окончен был этот опрос, дают чистый лист бумаги, говорят: «Пиши, что я такой-то, такой-то. Участвовал в этом переходе там-то, там-то». И заканчивалась эта наша писанина словами:
«Обязуюсь о данном факте широко не распространяться и считать, что это секретные данные...». Так что о таллиннском переходе, где-то до шестидесятых годов прошлого столетья никто не писал и наверно не знал".
Слайд 31Степень героизма поразительным образом соответствовала кошмару происходящего, который описала на
портале Baltija. журналист Нелли Ивановна Кузнецова: «Морские уставы, принятые во
всех странах мира, на всех флотах, запрещают кораблям, попавшим в такие сложные условия, останавливаться, чтобы спасать тонущих. Ведь опасности погибнуть подвергаются и те, кто спешит на помощь. Жестокое правило, страшное требование…
И все-таки многих в этих сложнейших обстоятельствах, под бомбами и снарядами всё-таки сумели спасти. В операции спасения участвовали корабли и катера охранения, а также специальный отряд, развёрнутый на острове Гогланд. Моряки рисковали собой, снимая людей с горящих кораблей, поднимая тонувших из воды. За два этих страшных дня было спасено, как говорят исследователи, более 13 тысяч человек, только из воды подняли 5 тысяч. Морякам пришлось вылавливать обессиленных людей баграми, вытаскивать собственными силами, не жалея ни себя, ни своих жизней. Об этом трудно рассказывать, это трудно читать и слушать, но надо, чтобы и сегодня люди об этом знали.
Нелли Ивановна Кузнецова,
жерналист
Слайд 32«У моряка нет трудного пути или лёгкого пути.
Есть один
— славный путь»
Адмирал П. С. Нахимов:
Оставшиеся в живых свидетели
перехода, жители острова Юминда рассказывали: над бушующими волнами моря разносились предсмертные крики тонущих людей. А потом на фоне этих предсмертных криков, разрывов мин и снарядов, стало вдруг нарастать пение.
Умирающие, обреченные люди пели «Интернационал».
В это трудно, быть может, поверить, но так говорят очевидцы, кто видел и слышал сам.
И на суше и на море моряки шли в бой с этой песней.
Слайд 33Чириков Иван Прокопьевич (1919 -28.08.1941гг.)
Эскадренный миноносец «Калинин» 3-ий дивизион эскадренных
миноносцев , флагман эскадры КБФ
Краснознаменный Балтийский флот
Чириков Иван Прокопьевич,
уроженец с. Поляны Солотчинского (ныне Рязанского) района Рязанской области, краснофлотец, кок, во флоте с 1939г.. Погиб во время Таллинского перехода на э/м «Калинин».
Отец: Чириков Прокопий Захарович.
Основание: ЦАМО, Ф.58,ОП.18004, Д.154.
ЦВМА, Ф.1787, ОП.2, 72.
Слайд 34Советский эсминец типа «Изяслав» — «Калинин»
(до 1925 года — «Прямислав»),
1925—1941 годы
Слайд 35"КАЛИНИН", ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА.
Заложен в октябре 1913 г.,
спущен в 1915 г., вступил в строй в июле 1927
г. и вошел в состав Морских сил Балтийского моря. В августе 1929 г. - визит в Мемель (Литва) и в сентябре 1934 г. - в Гдыню (Польша). Архив
Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ)
191186, С.-Петербург, ул. Миллионная, 36
8 (812) 312-11-37, 393-11-83
rgavmf@mail.rcom.ru
http://rgavmf.ru/
Фонд: р-250
Ед.хранения: 50
Дело: 50 е хр. В фонде содержатся: акты инспекторских смотров; текущая переписка; донесения и статотчеты; сведения по личному составу; материалы по боевой подготовке
Слайд 36Из истории эсминца «Калинин»
10 января 1913 года Морское ведомство заключило
контракт с акционерным обществом «Беккер и Ко» на постройку 5
эсминцев. «Прямислав», заложенный раньше других кораблей данного типа, ещё до окончательного утвержденных чертежей и спецификаций, в которых некоторые размеры были увеличены с целью создать больший запас водоизмещения, в результате имел отличные ТТХ.
11 октября 1913 года «Прямислав» был зачислен в списки судов Балтийского флота. 9 ноября 1913 года (по другим данным 19 сентября или 27 октября 1913 года) заложен на судоверфи акционерного общества «Металлургических, механических и судостроительных заводов Беккер и Ко» в Ревеле (Таллин).
10 июля (25 июля)1915 года «Прямислав» был спущен на воду. После чего был был отбуксирован в Петроград, и достраивался там на Балтийском заводе. 5 февраля 1925 года был переименован в эсминец «Калинин».
«Калинин» вступил в строй только 20 июля 1927 года, войдя в состав Морских сил Балтийского моря.
С 19 по 21 августа 1929 года «Калинин» совершил визит в Клайпеду, Литва. С 1 по 10 сентября 1934 года — в Гдыню, Польша.
С 11 января 1935 года «Калинин» вошёл в состав Краснознамённого Балтийского флота. Проходил капитальный ремонт с 14 июня 1937 года по июнь 1941 года.
В годы Великой Отечественной войны «Калинин» участвовал в минно-заградительных операциях флота (в июне-августе 1941 года), обороне Таллина и Финского залива. «Калинин» входил сформированный для минных постановок специальный отряд кораблей под командой контр-адмирала Юрия Фёдоровича Ралля.
Слайд 37Потери на эсминце «Калинин» 28 августа 1941г.
Слайд 38- Герасимов Петр Михайлович, 1917г.р., уроженец г. Скопина
старшина 2-ой
статьи, кладовщик, член ВЛКСМ, эсминец «Калинин», погиб во время Талиннского
перехода.
Основание: ЦВМА,Ф.864, ОП.1, Д.120;
ЦВМА, Ф.1787.оп.2, Д. 72.
- Епихин Григорий Петрович, 1915г. р., уроженец с. Уродово Спасского района Рязанской области, старший кок, эсминец «Карл Маркс», погиб во время Таллинского перехода.
Жена: Епихина Матрена Никитична.
Основание: ЦАМО, Ф.58, ОП.977320, Д.107.
Слайд 39- Симонов Василий Андреевич, 1920г.р., уроженец с. Боровое Шиловского района
Рязанской области, строевой, член ВЛКСМ, эсминец «Карл Маркс», остался жив
во время Таллинского перехода, закончил службу в 1947 году.
Мать: Симонова Александра Антоновна.
Основание: ЦАМО,Ф.58, ОП.18004, Д. 435.
ЦВМА,Ф.1787,ОП.2, Д.206.
- Скорюкин Иван Андреевич, 1920г.р., уроженец с. Чурики Чапаевского района Рязанской области, штурман-электрик, эсминец «Карл Маркс», выжил,
В дальнейшем продолжил службу в 406 отдельной роте связи.
Основание: ЦВМА, Ф.864, ОП.1, Д.120.
Слайд 40- Рындин Василий Михайлович 1920г.р., уроженец г. Спасска, эсминец «Страшный»,
остался жив во время Таллинского перехода, в дальнейшем комендор подводной
лодки 3 класса.
Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»
Основание: ЦАМО,Ф.88, ОП.20, ЕД. ХРАНЕНИЯ 3, № 1537528461.
- Серочкин Яков Федорович 1917г.р., уроженец с. Тимошкино Шиловского района, старшина, эсминец «Страшный», погиб во время Таллинского перехода.
Отец: Серочкин Федор Григорьевич.
Основание: ЦАМО, Ф.58, ОП.18004, Д.211.
Слайд 41- Головин Сергей Яковлевич 1914г.р., старшина 2-ой статьи, командир отделения
торпедистов, эсминец «Карл Маркс», погиб во время Таллинского перехода.
Основание: ЦВМА,
Ф. 1787, ОП.2, Д.208.
- Никитин Федор Карпович 1879г.р., уроженец д. Ивановские Выселки Старожиловского района, мичман, помошник коменданта, погиб во время Таллинского перехода.
Основание: ЦВМА, Ф. 1787, ОП.2, Д.220.
Слайд 42-ШИБАЕВ Василий Иванович 1917г.р., уроженец с. Лакино Елатомского района Рязанского
области, старшина 2-ой статьи, старший писарь, член ВЛКСМ, погиб во
время Таллинского перехода.
Основание: ЦВМА, Ф. 1787, ОП.2, Д.220.
Слайд 43Тихо, минутой молчанья
Память героев почтим….
Их голоса когда-то звучали,
По утрам
они солнце встречали,
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на
фронт и не вернулся.
Вспомним через века,
через года,
О тех,
кто уже не придёт никогда.
Вспомним!
Слайд 44К большому сожалению, до настоящего времени Таллинский переход остается практически
неизвестным нашему населению, что вызывает чувство горечи и стыда как
по отношению к участникам этого перехода, так и по отношению к роли этого события в защите страны.
Чтобы вывести это событие из забвения и воздать должное его героям, я решила начать сбор материала о своих земляках- участниках перехода и, если будет нужно, то с большим удовольствием предоставлю материал инициативной группе по увековечиванию памяти Таллинского перехода.
Такое предать забвению - нельзя во имя будущих поколений!
Слайд 45Самая близкая к фарватеру Таллин-Кронштадт точка на континентальном побережьи Эстонии
- мыс Юминда полуострова Юминданина. На этом мысе расположен маяк,
а вблизи рыбацкий (в прошлом) поселок Юминда. События 28 августа происходили на глазах жителей поселка, почти на траверзе мыса были потоплены 6 кораблей.
ПАМЯТНИК ПОГИБШИМ МОРЯКАМ В ЭСТОНИИ
Слайд 46Траверз мыса Юминда, на дне моря лежат корабли Таллинского перехода
августа 1941 года
ПАМЯТНИК ПОГИБШИМ МОРЯКАМ В ЭСТОНИИ:
Слайд 47Памятная доска, посвящённая морякам, погибшим при героическом прорыве из Таллина
в Кронштадт в августе 1941 года
Слайд 48ЛИТЕРАТУРА О ТАЛЛИНСКОМ ПЕРЕХОДЕ:
Слайд 49КИНО О ТАЛЛИНСКОМ ПЕРЕХОДЕ:
ФИЛЬМ «ПРОРЫВ»
После премьеры участники Таллинского Прорыва Ф.П.
Еременко и В.Й. Виллемсоо вместе с творческой группой фильма "Прорыв":
режиссёром О. Бесединым, сценаристом Н. Печатным и продюссером И. Меркуловым