Слайд 2Введение
"Танец – это живой язык, которым говорит человек…
Танец требует общения
прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек,
а
инструментом выражения – человеческое тело".
Мэри Вигман
Танцетерапия стремится дать возможность каждому клиенту реализовать свои ощущения в непосредственном потоке самовыражения, представляющем собой скорее естественные, самопроизвольные и неограниченные движения, чем выполнение формальных танцевальных движений.
Слайд 4 Танцевальная терапия ведет свое происхождение от
творческого танца. На раннем этапе истории танец стал средством выражения
мыслей и чувств, которые
Нелегко было перевести в слова. Спонтанные движения и жесты служили для человеческой коммуникации задолго до появления формального языка.
На протяжении тысячелетий в разных культурах существовали ритуальные танцы для празднования победы, оплакивания мертвых, лечения больных. Танец был сильным средством самопроявления и выражения чувств.
Слайд 5 Со временем в западных культурах танец
из формы социальной коммуникации и самовыражения превратился в вид искусства,
целью которого было поучение и увеселение публики.
Слайд 6В истории развития танцевальной терапии К. Рудестам выделяет ряд ключевых
событий:
Первое связано с необходимостью физической, психической реабилитации ветеранов, вернувшихся с
полей второй мировой войны. Танцевальная терапия стала вспомогательным методом реабилитации инвалидов.
Другим фактором, способствующим росту популярности танцевальной терапии, явилось появившееся в 60-х годах движение тренинга человеческих отношений.
Наконец, интерес к новым программам танцевальной терапии был подогрет исследованиями по невербальной коммуникации.
Слайд 7Понятие танцетерапии
и её применение
Слайд 8 Танцевальная терапия -
метод психотерапии, в котором тело является инструментом,
а движение процессом, помогающим человеку пережить, распознать и выразить свои
чувства и конфликты.
Слайд 9Танцевальная терапия применяется:
При работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения
общения, межличностного взаимодействия.
Для тех, чьи запросы связаны с телесностью.
Для
тех, кто не доволен собственным телом или своим телесным поведением.
Для тех, для кого некоторые чувства или переживания оказываются слишком сильными, чтобы сказать о них.
Для людей, переживающих стрессовый или кризисный период.
Слайд 10Можно выделить три области применения танцетерапии:
1. Танцтерапия больных (клиническая танцтерапия).
2.
Танцтерапия людей с психологическими проблемами (танцевальная психотерапия).
3. Танцтерапия для
личного развития и самосовершенствования.
Слайд 12 Танцевальный терапевт выступает партнером по танцу в групповом занятии, режиссером
событий, катализатором, облегчающим развитие участников через движение.
Функция танцевального терапевта –
создание безопасной окружающей среды для того, чтобы участники могли свободно вступать в контакт, исследовать и понимать себя и свое взаимодействие с другими.
Слайд 13Требования к танцетерапевту:
Хороший танцевальный терапевт нуждается в богатом репертуаре собственных
движений, чтобы свободно следовать за участником.
Использование этого метода требует от
психолога достаточно глубокой подготовки.
Должен уметь создать в группе обстановку спокойствия и доверия, позволяющую участникам исследовать себя и других, а также отражает и развивает спонтанные движения участников группы.
Слайд 14Цель и задачи
танцевальной терапии
Слайд 15 Цель танцевальной терапии –
развитие осознания собственного тела, создания позитивного
образа тела, развитие навыков общения, исследование
чувств и приобретение
группового
опыта.
Слайд 16Задачи танцетерапии:
Углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его
использования.
Усиление чувства собственного достоинства.
Развитие социальных навыков.
Помощь членам группы вступить
в контакт с их собственными чувствами.
Создание "магического кольца".
Слайд 18Три компонента терапевтического процесса:
Осознание.
Увеличение выразительности движений.
Аутентичное движение.
Слайд 19В «Системе усилий», по Лобану, динамика движений описывается четырьмя параметрами:
Пространство.
Сила.
Время.
Течение.
Слайд 20 Обычная продолжительность занятия - 40-50 мин. Занятия могут быть ежедневными,
еженедельными (на протяжении нескольких месяцев или лет).
В профилактических целях
возможно проведение одноразовых танцевальных марафонов. Оптимальный количественный состав группы - 5-12 человек.
Может быть музыкальное сопровождение, но она не всегда обязательно.
Слайд 21Этапы занятия
Разминка
Разработка общегрупповой темы
Заключительная стадия (завершение)
Слайд 22
Формы танцетерапии
Индивидуальная
Групповая
Слайд 23Танцевальная терапия
и танец
Каким образом танцетерапия отличается от танца?
В
танцевальной терапии мы больше интересуемся тем, как движение ощущается, чувствуется,
а не тем, как оно выглядит.
Слайд 25Кинестетическая эмпатия
Преувеличение
Трансформация движения в коммуникацию
Развитие темы в действие
Слайд 26Внимание к взаимодействию
Использование ритма
Освобождение от напряжения
Работа с реквизитом
Слайд 27Отображение
Животные
Свободный танец
Следование за ведущим
Упражнения
Слайд 28Заключение
Современный человек значительно отошел от природы, которая никогда не освобождала
нас от необходимости двигаться.
Слайд 29Литература
1. Колесников, Л. Движение, ты прекрасно! [Текст] / Л. Колесников, Б.
Никитюк, Л. Этинген. - М., 2003.
2. Осипова, А.А. Введение в
практическую психокоррекцию: групповые методы работы [Текст] / А.А. Осипова. - М., Воронеж: МОДЭК,2000. - 240с.
3. Рудестам, К. Групповая психотерапия [Текст] : учебное пособие / К. Рудестам. – СПб.: «Питер Ком», 1998. – 384 с. – 10 000 экз. – ІЅBN 5-88782-397-6;
4. http://autist.narod.ru/stark.htm
5. http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/8000 и другие источники