Слайд 1Технические и аудиовизуальные средства обучения
Лекция 2 «Технические средства обучения»
Слайд 2План лекции:
Преимущества ТСО;
Степень применения ТСО;
Классификация ТСО (6 подходов);
Требования к ТСО;
Функции
ТСО.
Слайд 3Преимущества ТСО
1. Оказывают на детей особо сильное эмоциональное воздействие.
2.
Позволяют показать процесс или явление в его развитии, динамике.
3.
Вызывают у детей многообразные ощущения (мир звуков и красок).
4. Обеспечивают высокий эмоциональный тонус, и, как правило, повышенную работоспособность детей.
5. Снижают затраты необходимого времени педагога (воспитателя).
Слайд 4Эффективность использования ТСО
определяется тремя взаимосвязанными аспектами ее обеспечения -
техническим,
методическим,
организационным.
Слайд 5Степень применения ТСО
Эпизодический;
Систематический;
Синхронный.
Слайд 6Технические средства обучения -
совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением,
применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с
целью его оптимизации.
Слайд 7Технические средства обучения
технические устройства (аппаратура)
дидактические средства обучения (носители информации)
Слайд 8В англоязычных источниках ТСО называют аудиовизуальными средствами
жесткие (hardware)
мягкие
(software)
магнитофоны, проекторы, телевизоры, компьютеры …
носители информации: грампластинки, магнитная лента,
магнитные и оптические диски, слайды, кинофильмы …
Слайд 9Классификация ТСО по функциональному назначению
технические средства:
передачи учебной информации,
контроля знаний,
обучения
и самообучения,
тренажерные,
вспомогательные,
комбинированные.
Слайд 10Технические средства передачи информации:
диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, музыкальные центры
(аудиосистемы), проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы и киноустановки, телевизоры, видеомагнитофоны, ПЭВМ и
т. п.
Отличительной особенностью всех этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.
Слайд 11Технические средства контроля
объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие
по определенной программе и заданным критериям с той или иной
степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала. Контролирующие ТСО бывают индивидуальные и групповые. Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся.
Слайд 13Технические средства обучения и самообучения
обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым
по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения
знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные.
Слайд 15Тренажерные технические средства
специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования
первоначальных умений и навыков. Использование тренажеров в обучении основано на
применении специально разработанных программ
действий, составляемых на основе процесса моделирования осваиваемой деятельности.
Слайд 16Тренажеры, как правило, включают в себя:
Моделирующий компьютер;
Имитационную модель;
Интерфейс оператора;
Станцию
инструктора;
Дополнительное периферийное оборудование.
Слайд 18Особенно широко тренажерные технические средства используются в процессе обучения техническим
специальностям.
Слайд 19дисплее - можно добиться серьезного прогресса в обучении к моменту
прихода специалистов на боевые посты реального корабля.
Подготовка на тренажере
любой степени сложности никогда не заменит реальных учений. Но с тренажером можно начать тренировки еще до того, как корабль сойдет со стапеля. Используя точные математические модели корабля и его систем, а также комбинации реального оборудования с имитированным на
Слайд 20Вспомогательные технические средства
движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения
карт, плакатов; устройства дистанционного управления комплексами ТСО и затемнением предметных
кабинетов; радиомикрофоны, микрофонная проводная технику, усилители, полиэкраны, электронные доски и т. п.
Слайд 21Комбинированные технические средства (универсальные)
выполняют несколько функций. Это лингафонные устройства,
замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные системы и т. д.
Слайд 22Классификация ТСО по принципу устройства и работы
механические,
электромеханические,
оптические,
звукотехнические,
электронные,
комбинированные.
Слайд 23Классификация ТСО по роду обучения
устройства индивидуального,
группового
и поточного (для
больших групп обучаемых, например, в вузах для целого потока) пользования.
Слайд 24Классификация ТСО по логике работы
с линейной программой работы, т.
е. не зависящие от обратной связи,
с разветвленной программой, обеспечивающей различные
режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.
Слайд 25Классификация ТСО по характеру воздействия на органы чувств
визуальные,
аудиосредства (аудиальные),
аудиовизуальные.
Слайд 26Классификация ТСО по характеру предъявления информации
экранные,
звуковые,
экранно-звуковые.
Слайд 27К средствам обучения предъявляют разносторонние требования:
функциональные,
педагогические,
эргономические,
эстетические,
экономические.
Слайд 28Функциональные требования:
способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы (громкость и качество
звучания; вместимость кассет аудиовизуальных средств, достаточная для проведения занятия с
минимумом перезарядок; универсальность прибора).
Слайд 29Педагогические требования:
соответствие возможностей технического средства тем формам и методам учебно-воспитательного
процесса, которые
согласуются с современными требованиями.
Слайд 30Эргономические требования:
удобство и безопасность эксплуатации; минимальное количество операций при подготовке
и работе с аппаратом; низкий уровень шума; удобство осмотра, ремонта,
транспортирования.
Слайд 31Эстетические требования:
гармония формы (наглядное выражение назначения, масштаб, соразмерность); целостность композиции,
товарный вид.
Слайд 32Экономические требования:
относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности технических
средств.
Слайд 33Функции ТСО в учебно-воспитательном процессе:
коммуникативная,
управленческая,
кумулятивная,
научно-исследовательская.
Слайд 34Коммуникативная:
функция передачи информации.
Слайд 35Управленческая:
предполагает подготовку учащихся к выполнению заданий и организацию их выполнения
(отбор, систематизация, упорядочивание информации), получение обратной связи в процессе восприятия
и усвоения информации и коррекцию этих процессов.
Слайд 42Кумулятивная:
хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации. Это осуществляется
через комплектование и создание фоно- и видеотек, накопление, сохранение и
передачу информации с помощью современных информационных технологий.
Слайд 43Научно-исследовательская:
связана с преобразованием получаемой с помощью ТСО информации учащимися с
исследовательской целью и с поиском вариантов использования технических средств обучения
и воспитания педагогом,
моделированием содержания и форм подачи информации.
Слайд 44Контрольные вопросы:
В чем преимущество ТСО перед другими средствами обучения?
Какое ТСО
Вы хотели бы применить (применяли Ваши учителя) на своих занятиях?
Используют ли Ваши педагоги самостоятельно изготовленные дидактические материалы?
С какими трудностями можно сталкнуться, используя ТСО?
Слайд 45Литература к лекции:
Коджаспирова Г.М., Петров К. В. Технические средства обучения
и методика их использования. Глава 1, 2