Слайд 1Технология формирования универсальных учебных действий
младших школьников
Слайд 2Литература
Текст ФГОС НОО 2009 г.
Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /
[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования// http://standart.edu.ru/attachment.aspx? id=127
Вергелес Г.И., Конева В.С. Младший школьник: учим учиться (система формирования учебной деятельности): Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. – 108 с.
Вергелес Г.И., Конева В.С. Дидактика. – СПб., 2003.
Слайд 3Структура ООП НОО (ФГОС НОО)
пояснительная записка;
планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы начального общего образования;
учебный план начального общего образования;
программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
программы отдельных учебных предметов, курсов;
программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
программа коррекционной работы;
система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Слайд 4Личностные УУД
Действие смыслообразо-вания
Действие нравственно-этического оценивания
Личностное, профессиональ-ное, жизнен-ное самоопре-деление
Установление учащимися связи
между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между
результатом учения, и тем, что побуж-дает деятельность, ради чего она осу-ществляется. Ученик должен задавать-ся вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
Оценивание усваиваемого содержа-ния, исходя из социальных и личност-ных ценностей, обеспечивающее лич-ностный моральный выбор
Слайд 5Познавательные УУД
Общеучебные
Логические
Постановка и решение проблем
Слайд 6Общеучебные УУД
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и
выделение необходимой информации;
моделирование – преобразование объекта из чувственной
формы в модель,
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение
постановка и формулирование проблемы
Слайд 7Логические УУД
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, в том числе
самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Слайд 8УУД постановки и решения проблемы
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
Слайд 9Регулятивные УУД
Целеполагание
Планирование
Прогнозирова-ние
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
определение
последовательно-сти промежуточных целей с учетом конечного результата
предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
Слайд 10Регулятивные УУД
Контроль
Коррекция
Оценка
Волевая саморегуля-ция
сличение способа действия и его результата
с заданным эталоном
внесение необходимых дополнений и корректив в план и
способ действия
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Слайд 11Коммуникативные УУД
Планирование учебного сотрудничества
Постановка вопросов
Разрешение конфликтов
Управление поведением партнёра
Умение выражать свои
мысли
Умение владеть монологической и диалогической формами речи
Слайд 12Программа формирования универсальных учебных действий (ФГОС НОО)
описание ценностных ориентиров
содержания образования на ступени начального общего образования;
связь универсальных учебных
действий с содержанием учебных предметов;
характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;
типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
Слайд 13Ценностные ориентиры начального общего образования
Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Начальная школа/ [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение,
2010. — 191 с. — (Стандарты второго поколения). С.97-98
Слайд 14Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
Примерная основная
образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е. С. Савинов].
— М.: Просвещение, 2010. — 191 с. — (Стандарты второго поколения). С.103 – 110.
Слайд 15Характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
Примерная
основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е. С.
Савинов]. — М.: Просвещение, 2010. — 191 с. — (Стандарты второго поколения). С. 98 – 103.
Слайд 16Типовые задачи формирования универсальных учебных действий
Как проектировать универсальные учебные действия
в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя
/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — С. 52- 135.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования…// http://standart.edu.ru/attachment. aspx? id=127. С.147 - 201
Слайд 17Описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от
дошкольного к начальному общему образованию
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Начальная школа/ [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2010. — 191 с. — (Стандарты второго поколения). С.110-113.
Слайд 18В широком значении термин «универсальные учебные действия»
это - умение
учиться.
Слайд 19Умение учиться предполагает
полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые
включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные
действия и операции (анализ, планирование, контроль, оценка и др.)
Слайд 20Показатели сформированности умений:
Скорость выполнения работы
Высокое качество
Самостоятельность
Осознанность
Слайд 21Достичь всех этих показателей (особенно 4-го) можно,
если действие
занимает в структуре учебной деятельности обучающегося не место операции, выступая
средством, а место цели активности ребёнка», т.е. надо специально, целенаправленно работать над формированием УУД
Слайд 22Технология формирования УУД младших школьников
Определить задачи формирования УУД.
Расписать их по
классам.
Внести специальные цели формирования УУД в тематическое планирование по каждому
учебному предмету.
В содержание каждого урока (большинства уроков) по всем учебным дисциплинам включать специальные приёмы, непосредственно формирующие то или иное учебное действие (анализ, целеполагание, планирование и т.д.)
Периодически проводить срезы при помощи специальных диагностических заданий.