Слайд 1Технология химического машиностроения
Лекция 5
Технология изготовления различных деталей
Слайд 2Технология изготовления корпусных деталей
Корпусные детали являются базовыми элементами, на которых
монтируются отдельные сборочные единицы и дета-ли. В сборочных единицах корпуса,
как правило, координируют относительное положение деталей, входящих в них. К корпусным деталям относятся коробки передач, блоки цилиндров двигателей, корпуса редукторов и насосов.
Слайд 4
В корпусах имеются основные поверхности, называемые базовыми, которыми определяется
их положение в изделии, и вспомогательные поверхности под крышки, фланцы
и т.д.
На основные поверхности задаются жесткие требования на параллельность, перпендикулярность и т.д.
Корпусные детали имеют отверстия, которые можно разделить на точные (основные), поверхности которых служат опорами для валов, шпинделей и др., и вспомогательно-крепежные, cмaзочные.
Слайд 5Основные технические условия на корпусные детали
Непрямолинейность и непараллель-ность основных поверхностей
0,05-0,1 мм на всю длину. Шероховатость этих поверхностей Ra =
0,6-5 мкм.
Основные отверстия обрабатываются по 5-6 квалитетам точности. Погрешность формы – 0,5-0,7 от допуска, шероховатость Ra = 0,05-2,00 мкм.
Слайд 6
Допуски на межосевые расстояния отверстий под валы – 0,02-0,1
мм
Неперпендикулярных опорных торцов к осям основных отверстий 0,01-0,05 мм на
100 мм длины радиуса.
Слайд 7Материал и способы
получения заготовок
Большинство корпусных деталей изготавливают из серого чугyна
СЧl5, СЧ18, СЧ21, СЧ24.
Для сварных корпусных деталей применяют в большинстве
случаев малоуглеродистые стали: Ст3 и Ст4.
Корпусные детали, работающие в условиях вибрации, изготавливают из ковкого чугyна или литейной стали 15Л.
Слайд 8
В последнее время все большее приме-нение для изготовления корпусных
деталей машин получают алюминиевые сплавы.
Заготовки корпусных деталей изготовляют литьем или
сваркой.
Для правильного выбора способа полу-чения заготовки нужно рассматривать комплексно процесс получения заготов-ки и процесс дальнейшей ее механи-ческой обработки, совокупная стои-мость которых должна быть min.
Слайд 9Обработка корпусных деталей
обработку плоских поверхностей можно производить: строганием, фрезерованием, точением,
протягиванием, шлифованием, шабрением, полированием, накатыванием.
строганuе применяется в единичном и мелкосерийном
производствe, а также при обработке крупных, тяжелых деталей большой длины и малой ширины. Строгание производится на продольно-строгальных и поперечно-строгальных станках.
Слайд 10
Фрезерованuе может производиться на консольно-фрезерных, продольно-фрезерных, карусельно-фрезерных и барабанно-фрезерных
станках.
Фрезерование позволяет обеспечить 9-11 квалитеты точности и Ra:1,0-5,0 мкм.
Протягивание плоских
наружных поверхностей может применяться в массовом производстве для повышения качества. Оно позволяет обеспечить 7-8 квалитеты точности и Ra:0,5 мкм.
Слайд 11Обработка плоских поверхностей корпусных заготовок на карусельно-фрезерном станке: 1-заготовки; 2-фрезы;
3
- карусельный стол станка
Слайд 12
Окончательную обработку плоскостей корпусных деталей производят на плоско шлифовальных
станках шлифо-ванием периферией или торцом круга
Шлифование позволяет полупчить:
а) черновое -
8-9 квалитеты точности, Rа: 1,5 мкм;
б) чистовое - 7-8 квалитеты точности, Rа : 0,4 мкм;
в) тонкое - 5-б квалитеты точности, Rа :0,1 мкм.
Слайд 13
Шабрение плоских поверхностей выполняется с помощью шабера вручную или
механическим способом.
Полирование плоских поверхностей может производиться кругами и лентами. Полирование
позволяет получить 5-6 квалитеты точности и шероховатость Rа : 0,05 мкм.
Отделочно-упрочняющая обработка плоских поверхностей приводит к упрочнению поверхностного слоя.
Слайд 14
Обработка основных отверстий представляет собой наиболее ответственную и трудоемкую
часть технологического процесса изготовления корпусных деталей. Обработка отверстий делится на
черновую, чистовую и отделочную.
При черновой обработке необходимо удалить основную часть припуска, обеспечив точность относительного положения осей отверстий при наименьшей стоимости операции.
Слайд 15
Чистовая обработка должна обеспечить точность размеров и окончательную точность
относительного положения обрабатываемых отверстий.
Отделочную обработку применяют в случае надобности для
повышения точности и уменьшения шероховатости обрабатываемых отверстий.
Отделочная обработка основных отвер-стий производится тонким растачивани-ем, планетарным шлифованием, хонингованием или раскатыванием,
Слайд 16
Обработка корпусных деталей осуществляется в следующей последовательности:
1 ) обрабатываются
основные базовые плоскости;
2) обрабатываются два базировочных и остальные отверстия в
одной из базовых плоскостей;
3) обрабатываются основные отверстия начерно;
4) обрабатываются остальные поверхности и другие отверстия (кроме основных) заготовки;
5) окончательно обрабатываются основные отверстия заготовки.
Слайд 17Маршрут изготовления корпуса в условиях мелкосерийного производства
Слайд 19Технология изготовления фланцев и крышек
Фланцы и крышки служат для ограничения
осевого перемещения вала, расположенного на подшипниках в изделии (машине), за
счет создания определенного натяга или гарантированного осевого зазора между торцом наружного кольца подшипника и торцом фланца или крышки.
Слайд 20
Технические требования на изготовление основных поверхностей фланцев и крышек:
точность отверстий под подшипники по 6-7 квалитетам, шероховатость Rа :
0,б3-1,25 мкм; точность наружных установочных поверхностей по 6-8 квалитету, шерохова-тость Rа : 0,63-1 ,0 мкм; допуск цилиндрич-ности и круглости поверхностей под подшип-ники 0,01-0,02 мм; допуск соосности внут-ренних и наружных цилиндрических поверх-ностей 0,01-0,03 мм; допуск торцопого биения относительно оси отверстия 0,03-0,05 мм; плоскостность торцовых присоединительных поверхностей с шероховатостью Ra:1,25-1,5
Слайд 21Материалы и способы получения заготовок для фланцев и крышек
Фланцы и
крышки изготавливают из чугуна марок СЧl5, сталей 30, 35, 40,
45 и др. Крышки зачастую изготавливают из алюминиевых сплавов. Заготовками фланцев и крышек в зависимости от серийности выпуска являются стальные и чугунные отливки, поковки, штамповки, а также отрезанные от сортового прутка диски.
Слайд 22
Литье по выплавляемым моделям обеспечи-вает получение заготовок с минимальными
припусками. Некоторые поверхности, например, отверстия под крепежные болты, не требуют
дальнейшей механической обработки. Этот метод применяют при большой серийности изготовления фланцев. Стальные фланцы и крышки в средне- и крупносерийном производстве обычно изготавливают из штампованных заготовок, получаемых на молотах и подкладных закрытых штампах или высадкой на горизонтально-ковочных машинах.
Слайд 23Обработка фланцев и крышек
Обработка цилиндрических и торцовых поверхностей в зависимости
от условий производства может производиться на универсальных тoкарных станках, станках
с ЧПУ вертикально-сверлильных стaнкаx, агрегатно-сверлильных станках, многошпиндельных вертикальных
токарных полуавтоматах.
Слайд 24
При изготовлении фланцев и крышек в крупносерийном производстве на
многошпиндельных вертикальных токарных полуавтоматах 1К282 и 1К284 возможна полная обработка
всех поверхностей.
Изготовление фланца из прутка диаметром 70 мм на горизонтальном шестишпиндельном автомате дано на слайде. В этой наладке на второй позиции предусмотрен стружколом А, а на 3-й - четырехшпиндельная головка для нарезания резьбы и ощупывающее устройство для контроля отверстия на отсутствие обломков метчика.
Слайд 26
Обработка крепежных отверстий осуществляется на вертикально-сверлильных, радиально-сверлильных станках, станках
с ЧПУ, агрегатных станках.
Обработка фланцев и крышек осуществляется в следующей
последовательности:
l) обрабатываются наружные, внутренние и торцовые поверхности;
2) обрабатываются крепежные отверстия;
3) обрабатываются остальные поверхности (лыски, радиальные отверстия и т.п.);
4) если необходимо, то осуществляется термообработка;
5) окончательно обрабатываются основные наружные и торцовые поверхности.
Слайд 33Технология изготовления станин и рам
Станины и рамы служат для координирова-ния
положения и движения основных узлов и механизмов машины.
Существует большое разнообразие
рам и станин, но из них можно выделить два основных касса:
l) рамы и станины только для координации узлов и механизмов;
2) рамы и станины для координирования по-ложения и направления движения узлов и механизмов
Слайд 35
Все рамы и станины имеют следующие поверхности:
1) основание -
плоскость, которой они устанавливаются на фундамент (основная база);
2) привалочные плоскости,
служащие для координирования смонтированных на них узлов (вспомогательные базы);
3) крепежные отверстия для болтов и винтов, предназначенных как для крепления самой рамы или станины, так и для прикрепления к ней сопряженных узлов и деталей.
Слайд 36Технические условия изготовления станин
l. Допускаемая неплоскостность повер-хности основания δ мм
на I000 мм.
2. Допускаемое отклонение от плоскостности привалочных плоскостей ±δ
мм на 1000 мм. Величина δ определяется исходя из требуемой точности координирования сопряженного узла.
Слайд 37
3. Правильность положения привалочных поверхностей относительно базовой.
4. Точность формы
направляющих: прямолинейность - для направляющих поступательного движения, круглость - для
направляющих вращательного движения. Допускаемое отклонение зависит от необходимой точности траектории движения сопряженного узла.
Слайд 38
5. Точность относительного положения отдельных поверхностей направляющих (параллельность, перпендикулярность).
6.
Шероховатость направляющих Ra = 0,08-2 мкм.
7. Тверлость направляющих.
Слайд 39Материалы и способы получения заготовок
Для изготовления станин и рам используют-ся:
чугyн СЧ15, СЧ2l и СЧ32, Ст 3, Ст 5. Накладные
планки для направляющих изготавливают из стали 20Х.
Станины из чугуна получают литьем в земляные формы, в мелкосерийном и серийном производстве - ручной формовкой по деревянным моделям, в крупносерийном и массовом производстве - машинной формовкой по металлическим моделям.
Слайд 40
Для ответственных станин необходимо производить старение отливoк (естественное или
искусственное). Естественное старение заключается в вылеживании заготовок в течение определенного
промежутка времени (3-6 мес). Искусственное старение осу-ществляется нагревом или вибрациями.
Старение производится для снятия остаточных напряжений в заготовке, которые приводят к их короблению.
Станины и рамы из стми обычно получают сваркой
Слайд 41Методы обработки поверхностей станин
Для обработки плоскости основания могут применяться: фрезерование,
строгание, торцовое обтачивание, обдирочное шлифование. Обоснованный выбор одного из этих
методов может быть сделан лишь путем сравнительного расчета себестоимости обработки.
Слайд 42
Привалочная плоскость и направляющие обрабатываются при базировании по основанию
и по вертикальным привалочным плоскостям или технологическим приливам, обработанным совмещенно
с основанием. Выбор метода обработки привалочных поверхностей производится так же, как и для основных поверхностей.
Слайд 43Маршрут изготовления станин
Общая последомтельность обработки станин:
1) обрабатывается плоскость основания начерно;
2)
обрабатываются направляющие и привалочные поверхности начерно;
3) производится старение;
4) производится чистовая
обработка плоскости основания;
Слайд 44
5) осуществляется получистовая обработка направляющих и чистовая привалочных поверхностей;
6)
обрабатываются крепежные и другие отверстия;
7) производится термообработка направляющих;
8) обрабатываются направляющие
начисто.
Слайд 45Маршрутная карта изготовления станин