Слайд 1Технология организации самостоятельной работы обучающегося
Надо помогать людям эффективно учиться, вместо
того, чтобы передавать им ненужные знания…
П. Фани, А. Мамфолд
Слайд 2Сущность самостоятельной работы
Вид деятельности
Метод обучения
Форма организации деятельности
Средство обучения
Слайд 3Признаки самостоятельной работы
1. Наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса
и времени на их выполнение;
2. Проявление умственного напряжения обучаемыми для
правильного выполнения того или иного действия;
3. Проявление сознательности, самостоятельности и активности в процессе решения поставленных задач;
4. Наличие результатов работы, отражающей понимание проблемы.
5. Владение навыками самостоятельной работы.
Слайд 4Дидактические задачи самостоятельной работы:
Мотивирует учащихся к освоению учебных программ;
2. Повысить
ответственность обучающихся за свою учебу;
3. Научить обучающихся самостоятельно добывать знания
из различных источников;
4. Способствовать развитию навыков, умений самообразовательной, исследовательской и творческой деятельности
Слайд 5Этапы выполнения самостоятельной работы
Слайд 6Характеристика технологии организации самостоятельной работы обучающегося
Слайд 7Нетрадиционные приемы организации самостоятельной работы
Стратегия «Трехчастные дневники»
Слайд 8Нетрадиционные приемы организации самостоятельной работы
Стратегия «Таблица-синтез»
(составил И. О. Загашев)
Данная
стратегия используется для развития рефлексивного восприятия информации. Она побуждает ученика
к диалогу с текстом, к критическому осмыслению его содержания.
При первом восприятии текста заполняются первые две графы, а третья — при просмотре содержания первых двух. При чтении текста можно предложить обучающимся читать в паре. Диалог, возникающий в процессе подобного парного чтения, может впоследствии перерасти в умение вести диалог с текстом.
Слайд 9Веб квесты
«Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым
работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие
веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год).
Слайд 10Цели вЕб-квеста
повышение мотивации к самообучению;
формирование новых компетенций;
реализация креативного потенциала;
повышение личностной
самооценки;
развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, поэтические, музыкальные,
художественные способности).
Слайд 11виды заданий для веб-квестов
Пересказ – демонстрация понимания темы на основе
представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации,
плаката, рассказа.
Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
Самопознание – любые аспекты исследования личности.
Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
Оценка – обоснование определенной точки зрения.
Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
Слайд 12Фреймирование
Фреймирование – лежит в основе структуры электронных учебников, которые нужны
для самообразования, развития умения работать самостоятельно.
Слайд 13Интеллект-карта
Это инструмент, позволяющий:
Эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
Мыслить, используя весь свой
творческий и интеллектуальный потенциал.
Слайд 14Интеллект-карты
Это очень красивый инструмент для решениятаких задач, как: проведение презентации,
принятие решений, планирован6ие своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение
мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов и т.д.
Слайд 16Кейс-технологии
Это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи,
не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, которая
заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
Слайд 17Типы кейсов
1. Практические (определенные жизненные ситуации);
2 Обучающие ;
3. Научно-исследовательские.
Слайд 18Возможности метода кейса.
Видеть проблемы.
Понимать и использовать концепции.
Анализировать профессиональные ситуации.
Оценивать альтернативы
возможных решений.
Выбирать оптимальный вариант решения.
Составлять план его осуществления.
Развивать мотивацию.
Развивать коммуникационные
навыки и умения.
Слайд 19Типология кейсов.
Метод инцидента.
Метод разбора деловой корреспонденции.
Метод ситуационного анализа.
Игровое проектирование.
Метод дискуссии.
Слайд 20Кейс должен:
быть написан интересно, простым и доходчивым языком;
отличаться «драматизмом» и
проблемностью;
показывать как положительные примеры, так и отрицательные;
содержать необходимое и достаточное
количество информации.
Слайд 21Список Литературы
1. Крылова О.Н., Даутова О.Б.
Современные педагогические технологии в профильном
обучении. Учеб.-метод. Пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной.
Санкт-Петербург.: КАРО, 2006 г.-176 с.
2. Крайг Г. Психология развития. Санкт-Петербург.: «Альянс «Дельта», 2003 г. – 152 с.