Слайд 1Технология развития
критического мышления
Слайд 2КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
это особый вид деятельности позволяющий ученику вынести здравое
суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения
Слайд 3ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ–
состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в
дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять
главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Слайд 4Критическое мышление имеет
5 характеристик (Д. Клустер)
Во-первых – это мышление
самостоятельное
Во-вторых – это мышление обобщенное
В-третьих – это мышление проблемное и
оценочное
В четвертых – это мышление аргументированное
В пятых – критическое мышление есть мышление социальное
Слайд 5Основа ТРКМ –
трехфазная структура урока:
вызов
осмысление
рефлексия
Слайд 6Роль учителя:
направляет усилия учеников в определенное русло
сталкивает различные суждения
создает условия,
побуждающие к принятию самостоятельных решений
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы
подготавливает
новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Слайд 7Современный выпускник умеет:
формировать собственное мнение
совершать обдуманный выбор между различными мнениями
решать
проблемы
аргументировано спорить
ценить совместную работу, в которой возникает общее решение
уметь оценить
чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Слайд 8Задачи фазы вызова
( пробуждение интереса к предмету)
Актуализировать имеющиеся у
учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом
Пробудить познавательный
интерес к изучаемому материалу
Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
Слайд 9Приемы по развитию навыков решения проблем
Мозговой штурм
Карусель. Групповая работа. Проблемные
вопросы или задания по количеству групп. Каждая пишет свое решение
и передает по кругу дальше
Слайд 11ПМИ (Плюс –Минус –Интересно)
автор Эдвард де Боно
«Плюс» (+) записываем те
факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»
«Минус» (-)
записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
«?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей
«Что в этом интересного?»
Слайд 12Задачи фазы реализации смысла –
(осмысление материала во времени работы над
ним)
Помочь активно воспринимать изучаемый материал
Помочь соотнести старые знания с новыми
Слайд 15Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
Слайд 16Таблица Донны Огл
«Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
Слайд 17Сама ТЕМА - это «ствол дерева»
«Листочки» - это ПРОГНОЗ
«Веточки» -
это АРГУМЕНТЫ, обоснования
прогнозов
«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»
Слайд 20Задачи фазы рефлексии –
(обобщение материала, подведение итогов)
Помочь учащимся самостоятельно обобщить
изучаемый материал
Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
Слайд 21Приемы по развитию навыков ведения дискуссии
Ролевая игра
Перекрестная дискуссия
Спор-диалог
Метод углов (учащиеся
расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной
группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе)
6 шляп (чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, ученик доказывает ту или иную точку зрения)
Аквариум
Слайд 22СИНКВЕЙН
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строчка
– это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка
– это описание действия в рамках этой темы тремя словами
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Слайд 24Преимущества ТРКМ
работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает
интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
совместная работа способствует
лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
есть возможность повторения, усвоения материала;
усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса);
вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
обостряется любознательность, наблюдательность;
Слайд 25Преимущества ТРКМ
дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная
работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность
за совместный способ познания;
письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;
в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;
развивает активное слушание;
исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;
предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.
Слайд 26Затруднения, которые испытывает педагог
Реализовать полностью урок в данной технологии в
рамках классно- урочной системы очень сложно (как и другой любой).
Лучше урок сдваивать, если есть такая возможность.
Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.
Технология не всегда эффективна в слабых классах С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий.
Неправильное понимание стратегий и методов.
Непринятие некоторых приёмов детьми, нелюбимые (творческого характера и работа с большим объёмом информации).
В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.
Сложность в подборе материала (из разных источников).
Большие моральные, временные и материальные затраты.
Слайд 27Образовательные результаты
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком
в разных областях знаний;
пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно
формулировать гипотезу;
решать проблемы;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
брать на себя ответственность