Слайд 2
Лингвистическая разминка
Повторим!
1. Найдите словосочетания со связью согласования, управления, примыкания.
2.
Найдите нарушение в употреблении предлогов с существительными.
3. Цифровой
диктант
Слайд 4(16)… Музыка та же, и я вроде тот же, и
горло мое сдавило, стиснуло, но нет слёз, нет детского восторга
и жалости чистой, детской, из которой рождалась любовь к земле родной, к своим близким. (17)Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку. (18)Всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка не плакала, а как будто повернулась иной ко мне стороною, звуча древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы поутихли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они под крышу в свой дом, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо не подбрасывало взрывами. (по В.П.Астафьеву)
Слайд 5Беседа по вопросам
1. Докажите,
что перед вами текст.
2.Средство связи:
а) местоимение
б) однокоренные слова
в) повторяющиеся слова
г) вводные слова
д) частицы
Слайд 8 Работа в паре
Задания. Найти в
тексте:
1 вариант - эпитеты и метафоры,
2 вариант - олицетворение и
сравнение
Индивидуальная работа- найти в тексте эмоциональные выражения
Слайд 9Проверка
Эпитеты -
чистая жалость
грязная изнанка
вечное небо
старая музыка
Метафоры -
купол пожара
огонь войны
Олицетворения
-
музыка не плакала , звала, заставляла
ночь укрыла
Сравнения -
музыка разворачивала душу,
как огонь разворачивал дома
Эмоциональные выражения -
музыка закаменела
взлеты к небу, к звезде,
растворилась в сердце
горло сдавило
горящие развалины
Слайд 10 1 вариант
Объясните значение слов:
скорбный
мрачный
2 вариант
Подберите синонимы к словам:
восторг
плакать
вечный
Слайд 11Дифференцированная работа
1 уровень – базовый
Задание:
1. Вставить пропущенные
буквы.
2. Выполнить синтаксический и пунктуационный разборы.
2 уровень – продвинутый
Задание:
1. Расставьте знаки препинания, обоснуйте свой выбор.
2. Укажите виды подчинительной связи.
3 уровень – углубленный
Задание:
Слайд 12Диалог с текстом.
Компрессия мини-текста
Сжатие текста.
Это преобразование, при котором текст
заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются
смысловые искажения и утрата значимых положений.
Слайд 13Исключение
вводных слов;
однородных членов предложения;
повторов;
однотипных примеров;
риторических вопросов и восклицаний;
цитат;
деталей, которые не
влияют на ход авторской мысли;
пояснений;
рассуждений;
описаний;
слов, предложений, которые могут быть удалены
без ущерба для содержания.
Слайд 14При исключении необходимо
Выделить главное с точки зрения основной мысли
текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
Объединить полученное, используя
основные средства связи между предложениями.
Слайд 15Обобщение или объединение
парцеллированных предложений;
ряда предложений, связанных одной мыслью;
частей предложений;
конкретных, единичных
фактов, событий, явлений.
Слайд 16Замена
однородных членов обобщающим словом;
сложного предложения – простым;
части предложения или ряда
предложений общим понятием или выражением;
прямой речи – косвенной;
части текста одним
предложением;
части предложения местоимением и т.д.
Слайд 17При замене необходимо
Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно
сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
Сформулировать получившееся предложение.
Слайд 181 вариант:
(16)… Музыка та же, и я вроде тот же,
и горло мое сдавило, стиснуло, но нет слёз, нет детского
восторга и жалости чистой, детской, из которой рождалась любовь к земле родной, к своим близким. (17)Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку.
Слайд 192 вариант:
(18)Всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё вывернуто грязной
изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка не плакала, а как
будто повернулась иной ко мне стороною, звуча древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы поутихли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они под крышу в свой дом, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо не подбрасывало взрывами.
Слайд 20Задания
Выделить основную и второстепенную информацию.
Письменно записать микротему.
Устно компрессировать текст.
Указать приемы
компрессии.
Слайд 21Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение.
Объяснить смысл фразы:
«Музыка заставляла что-то делать, чтобы небо,
вечное наше небо, не подбрасывало взрывами»