Слайд 1Текст как речевое произведение
Слайд 2Понимание текста – процесс творческий
«Понимание есть повторение процесса творчества в
измененном порядке.»(А.А.Потебня)
Слайд 3 Основные особенности текста
ТЕКСТ – от лат.textus -«ткань», «словесное
единство»
1.Тематическое единство
предложений.
2.Смысловое единство предложений.
3.Способы связи между предложениями.
4.Стиль речи.
5.Тип текста(речи).
6.Текст можно озаглавить.
Слайд 4 ПОМНИТЕ!
ТЕМА ТЕКСТА – это то, о чем в
нем гово –рится, что положено в его основу.
Можно задать вопрос:
о чем говорится в
тексте?
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА –это его вывод,
жизненный урок.
Можно задать вопрос: чему учит текст? С какой целью автор написал текст?
Слайд 5ЗАГОЛОВОК (ЗАГЛАВИЕ) ТЕКСТА –это назва-ние произведения или отдельных его час-тей.
Заглавие
отражает либо тему, либо основную мысль текста. Заглавие помогает
предположить, что будет в тексте, спрогнозировать возможное развитие событий, понять идейный смысл текста.
Слайд 6 СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
ЦЕПНАЯ
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ
Слайд 7ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ (ЦЕПНАЯ) СВЯЗЬ
«НОВОЕ» становится «ДАННЫМ»
в следующем предложении.
Последующее связано
с предыдущим.
Предложения «сцепляются».
1.
2.
3.
Вокруг города раскинулись леса.
В лесах попадались
озера с огромными
соснами по берегам,
Сосны все время тихонько шумели.
Слайд 8СРЕДСТВА ЦЕПНОЙ СВЯЗИ:
- ПОВТОР СЛОВ
- МЕСТОИМЕНИЯ
-СИНОНИМЫ
- ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА
- ПЕРИФРАЗЫ и
др.
Задание: составьте собственные примеры с данными видами связи
Слайд 9ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ
«ДАННОЕ» - одинаково во всех предложениях. Все предложения связаны
с первым. Предложения сопоставляются, противопоставляются...
1.
2.
3.
4.
Леса оздоравливают землю.
Они не только исполинские
лаборатории,
дающие кислород.
Они поглощают пыль и ядовитые газы.
Их справедливо называют «легкими города».
Слайд 10СРЕДСТВА ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ СВЯЗИ:
-СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ
(одинаковый порядок слов, одинаковые грамматические формы)
-ВВОДНЫЕ слова
(во-первых, во-вторых, наконец)
-наречия МЕСТА (справа, слева, впереди, там)
- наречия ВРЕМЕНИ
(сначала, потом) и др.
Задание: составьте собственные примеры с данными видами связи
Слайд 11 Средства художественной
изобразительности
Звуковые
средства:
-благозвучие-
-аллитерация, ассонанс;
-звуковые повторы;
-звуковой символизм;
-ритм и интонация.
Слайд 13Словесные средства:
эпитет –художественное определение, в котором автор выражает свое отношение
к
предмету
сравнение –уподобление одного предмета, явления, действия другому
аллегория –иносказание
перифраз- описательный оборот
речи, применяемый для замены слов или слова,
чтобы избежать повторения
Слайд 14метафора-слово или выражение в переносном значении
метонимия – вид тропа, в
котором явление
или предмет обозначается с помощью других слов или понятий
синекдоха
– вид тропа, в котором переносится значение одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого
Слайд 15литота –художественное преуменьшение
гипербола-художественное преувеличение
олицетворение-представление неодушевленного предмета в виде живого существа
ирония-
скрытая насмешка
Слайд 16 ТИПЫ ТЕКСТА (РЕЧИ)
ОПИСАНИЕ
1) вопрос
какой
предмет?
перечисление постоянных и однородных
признаков;
2) композиция:
общее впечатление от предмета;
признаки предмета;
оценка
предмета;
3) связь предложений:
параллельная
Слайд 17ПОВЕСТВОВАНИЕ
1) вопрос
что произошло? что делает предмет?
описание действий, происходящих
после-
довательно;
2) композиция:
начало действия;
развитие действия;
кульминация;
развязка действия;
3) связь предложений:
цепная
Слайд 18Рассуждение
1) вопрос
почему? зачем?
объяснение фактов, событий с указанием
причинно-следственных связей;
2) композиция:
-тезис;
-доказательства;
-вывод;
3) связь предложений:
цепная