Слайд 1Тема 1.
Информация и информационные процессы.
Информационное общество
Слайд 2Практически 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно
9 % - посредством органов слуха и только 1 %
при помощи остальных органов чувств.
Слайд 3Понятие информации и информационных процессов
Информация несет человеку новые знания об
объектах, процессах и явлениях.
На протяжении всей своей деятельности человек
постоянно участвует в процессе обработки информации, который очень сложен.
Слайд 4Информация и информационные процессы
Обмен
Приём
Передача
Использование
Хранение
Обработка
Преобразование
Информационные процессы
Процессы, в результате которых происходит обмен,
хранение и обработка информации называются ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ.
Информационные процессы происходят в:
человеческом
обществе;
растительном и животном мире;
технике.
Слайд 5Процесс конспектирования лекции за учителем - пример информационного процесса в
обществе.
Слайд 6Что общего между папирусом, берестяной грамотой, книгой и диском?
Хранение
информации
Слайд 7Информация и информационные процессы
Знания часто представляют собой результаты наблюдений над
объектами и явлениями окружающего мира, которые пока не используются человеком
(хранятся). Такие знания называют данными. Если данные начинают использовать, то они становятся информацией.
Информация – это используемые данные.
Слайд 8Информационная деятельность человека
Этапы информатизации общества (информационные революции):
1
Создание письменности
2
3
4
Книгопечатание (середина XVI
в.)
Освоение электричества, изобретение средств информационной коммуникации – телеграфа, телефона, радио,
телевидения (конец XIX – середина XX в.)
Создание микропроцессора и персонального компьютера (70-е гг. XX в.) на основе ЭВМ (40-50-е гг XX в.), компьютеризация и информатизация общества.
Слайд 9Информационная деятельность человека
По Закону РФ «Об информации, информатизации и защите
информации» (25.01.95):
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ – процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям
любого человека в получении необходимой информации.
Слайд 10Информационная деятельность человека
Движущая сила информационного общества: производство информации.
В информационном
обществе все усилия направлены не на производство и потребление товаров
(как в индустриальном), а на совершенствование интеллекта и знаний как средства и продукта производства. Происходит резкое увеличение роли умственного труда.
Материально-техническая база информационного общества – компьютерные системы и сети, информационные технологии и телекоммуникации.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО – это общество, в котором большинство работающих заняты обработкой, хранением и обменом информации.
Слайд 11Информационная деятельность человека
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА – умение целенаправленно и с пользой
работать с информацией и применять для её обработки современные информационные
технологии.
Информационная культура современного человека проявляется:
в навыках использования технических устройств (от телефона до ПК и компьютерных сетей);
в способности использовать в работе компьютерные технологии;
в умении извлекать информацию из различных источников (от печатных до электронных ресурсов);
в знании методов обработки информации;
в умении работать с разными видами информации.
Слайд 12Информационные системы
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА – это взаимосвязанное сочетание, средств, методов и
людей, участвующих в информационных процессах.
Организацию информационных процессов в информационных системах
с помощью технических средств называют информационными технологиями.
Инструментами информационных технологий являются все устройства, обеспечивающие обмен, хранение и обработку информации. Важнейшее место среди них занимает компьютер, своеобразная “фабрика информации”. Но техническое воплощение информационной системы лишено самостоятельного значения, если не учитывать роли человека, организатора и участника информационных процессов, главного потребителя информации.
Слайд 13
Цель – это ожидаемый результат в процессе управления.
Кроме цели, для
процесса управления важна известная заранее информация. Её называют исходной (входной)
информацией для процесса управления.
Информационные основы процессов управления
Слайд 14Для лётчика исходной информацией является:
Навыки и сведения, полученные в процессе
обучения летной профессии;
Задание на конкретный полёт в устной или письменной
форме; разработка по картам предстоящего маршрута со штурманом;
Данные о состоянии летательного аппарата на момент взлёта;
Данные о предполагаемых метеоусловиях.
Слайд 15Управление – процесс целенаправленного воздействия на объект.
Понятие управления ввёл американский
учёный, основоположник кибернетики, Норберт Винер.
Управление является информационным процессом, так как
для принятия различных решений требуется постоянно производить различные действия с информацией (получать, обрабатывать, передавать, хранить.)
Слайд 16Выделение исходной информации для различных процессов управления
Слайд 17Для достижения цели управления необходимо приложить некоторые усилия по отношению
к объекту управления, то есть осуществить управляющее воздействие на объект
управления.
Последовательность команд по управлению объектом, приводящая к заранее поставленной цели, называется алгоритмом управления.
Слайд 18Объекты управления и управляющее воздействие
Слайд 19Если текущая (рабочая) информация учитывается при формировании управляющего воздействия, то
говорят о наличии обратной связи.
Слайд 20
Определение:
Процесс управления называется разомкнутым, если в нём не учитывается текущая
информация об объекте управления.
Пример: различные справочные службы. Потребитель получает нужную
ему информацию и прекращает взаимодействие со службой, никак не влияя на ее работу и ту информацию, которой она располагает.
Процесс управления называется замкнутым, если в нём учитывается текущая информация об объекте управления с помощью обратной связи.
Примером замкнутой системы управления служит организация работы железнодорожной кассы.
Слайд 21
Коротко о главном:
Управление предполагает наличие исходной информации, объекта управления и
управляющего воздействия.
Если управление осуществляется с помощью обратной связи (реакция объекта
на управляющее воздействие), то такой процесс управления является замкнутым. Если управление не учитывает текущую информацию, то это незамкнутый процесс управления.
Слайд 22Исходная информация
Техническое устройство или человек
Объект управления
Управляющее воздействие
Обратная связь
Как называются процессы
управления, изображённые на схемах ?
Исходная информация
Техническое устройство или человек
Объект управления
Управляющее
воздействие
1
2
Слайд 23Информационные системы
Любая информационная система складывается из обеспечивающих подсистем. Наиболее важные
и обязательные обеспечивающие подсистемы могут быть представлены схемой:
Слайд 24Информационная система
Система - это любой объект, который одновременно рассматривается и
как единое целое, и как совокупность разнородных объектов, объединенных для
достижения определенного результата.
Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, участвующих в обработке данных
Слайд 25Информационная система
Значение информационной системы:
Освобождает работников от рутинной работы за счет
ее автоматизации;
Обеспечивает достоверность информации;
Обеспечивает более рациональную организацию переработки информации на
компьютере.
Слайд 26ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Подготовиться к проверочной работе по теме 1.