Слайд 3Что такое Человеческий Фактор ?
Слайд 51. Общая характеристика человеческого фактора.
Особенности Закона Мерфи.
Методы исследования человеческого
фактора.
Слайд 6Человеческий фактор — многозначный термин,
наука о человеческих возможностях и ограничениях
на рабочем месте.
Слайд 7Цель «Человеческого фактора»- оптимизация отношений между персоналом ТО и системами
для улучшения безопасности и производительности.
Слайд 9Статистика авиапроишествий говорит, что 3 из 4 проишествий являются следствием
ошибок, допущенных внешне здоровыми индивидуумами с надлежащей квалификацией.
В стремлении
как можно быстрее внедрить новые технологии часто забывают о людях, которые должны взаимодействовать с этим оборудованием и использовать его.
Источником некоторых проблем являются конструктивные недостатки оборудования, неадекватные процедуры, недостатки в профессиональной подготовке, не отвечающие требованиям инструкции по эксплуатации.
Oсознание нормальной работоспособности человека, пределов его возможностей и поведения в эксплуатационных условиях имеет главное значение для понимания концепции безопасности полетов.
Слайд 10 Примеры авиационных происшествий и инцидентов
Инцидент с Boeing-737-200, (Алоха рейс
243), Мауи, Гавайи, 28 апреля 1988 года
Слайд 11 Примеры авиационных происшествий и инцидентов
Происшествие с рейсом Алоха №
243, связано с тем, что 18 футов верхней обшивки кабины
были сорваны в полете. Самолет перед полетом согласно директиве осматривался двумя авиационными инспекторами NDT. Один инспектор имел стаж работы 22 года, а второй - 33 года. Ни один из них не обнаружил трещин во время инспекции. Проверки, проведенные после инцидента, выявили наличие еще свыше 240 трещин в обшивке этого самолета. Это случай выявил много проблем, связанных с человеческими факторами, ведущими к ненадлежащим инспекциям: специалисты NDT выполнение смотровых работ посчитали несоответствующими их статусу
Слайд 12причинами аварии были признаны:
коррозия металла,
плохая эпоксидная связка частей фюзеляжа,
усталость заклёпок,
повреждения металла
фюзеляжа
Слайд 13Примеры авиационных происшествий и инцидентов
Инцидент с ВАС 1-11, G-BJRT
(British Airways рейс 5390), Дидкот, Оксфордшир, 10 июня 1990 года
Слайд 14
Человеческий фактор – это наука о людях в той обстановке,
в которой они живут и трудятся, о их взаимодействии с
машинами, процедурами и окружающей обстановке, а также о взаимодействии людей между собой.
Слайд 15 Предмет человеческого фактора – изучение закономерностей поведенческих
реакции человека в той или иной обстановке.
Объект исследования человеческого фактора – человек и его физиологические свойства , психологические состояния.
Слайд 16 Цель «Человеческого фактора»- оптимизация отношений между персоналом ТО и
системами для улучшения безопасности и производительности.
Цель изучения человеческого фактора
– наладить взаимодействие человека с техническими системами для того, чтобы повысить безопасность, надежность, эффективность и благополучие.
Слайд 17 Человеческий фактор
Познание из области
человеческого фактора необходимо знать и специалистам технического персонала, так как
ошибки человека при техническом обслуживании ВС оказывают влияние на безопасность полета.
Слайд 18Причины происшествии из-за человеческого фактора:
Нарушение пилотом стандартной процедуры – 33%
Недостаточный
контроль со стороны второго пилота- 26%
Конструктивные недостатки – 13%
Недостатки технического
обслуживания и инспекции – 12%
Недостатки связи между службой управления воздушным движением и летным экипажем – 6%
Прочие ошибки- 10%
Слайд 19Закон Мерфи
майор Эдвард Мерфи
инженер ВВС США
«Если
что-то может произойти, это произойдет»
Слайд 20Закон Мерфи
Важный фактор, ведущий к ошибкам – склонность к
беспечности.
Это вера в то, что со мной ничего такого
не случится.
Существует закон Мерфи, который можно прочитать таким образом: «Если что-то может случиться, оно случится».
Слайд 22Закон Мерфи
Людям свойственно благодушие. Вера в то, что авиационное
проишествие никогда не случится со мной или с моей компанией,
является основной проблемой при попытках убедить людей и организации в необходимости работать с учетом человеческих факторов, опознавать риски и внедрять улучшения.
Толкование закона Мерфи звучит как : «Если что-то может произойти, это произойдет».
Если люди будут признавать закон Мерфи, это поможет преодолеть убеждение многих из них, что «это никогда не произойдет со мной».
Инциденты происходят не только с безответственными людьми. Инциденты и проишествия, описанные выше, показывают, что ошибки могут совершаться опытными, уважаемыми людьми, а аварии могут случаться в организациях, признанных , как «безопасные».
Слайд 23закон Мерфи был впервые сформулирован и использован на авиабазе Эдвардс
в 1949 году.
Этот закон назван так в честь его
создателя – капитана Эдварда Мерфи, бывшего в то время инженером на проекте MX981 ВВС США.
Целью проекта было определение максимальной перегрузки, которую способен выдержать человеческий организм.
В один прекрасный день капитан обнаружил критическую ошибку, допущенную одним из техников при монтаже экспериментального оборудования, и сказал в его адрес фразу, ставшую прототипом закона Мерфи – «Если что-то можно сделать неправильно, этот человек так и сделает!».
Законы Мерфи в авиации:
Инструмент падает туда, где он может причинить максимальный вред.
1. После укорочения деталь становится чересчур короткой
2. Все герметичные стыки протекают
3. О том, что жгут в самом дальнем углу с ужасным подходом к нему не законтрен, вспоминается через 2 секунды после окончательной затяжки последнего крепежного болта на лючке доступа.
4. если что-то можно собрать неправильно, то обязательно найдется кто-то, кто так и сделает.
5. если может произойти ряд неисправностей, то они происходят в наихудшей последовательности.
6. на складе замены для отказавшей детали нет.
7. необходимый инструмент уже забрали для работы в другом месте.
8. когда закончил работу и собираешься передохнуть, начальник дает новое срочное задание
Слайд 24Основные теоретические концепции человеческого фактора:
2. Концепции информационной модели
3. Концепции
пропускной способности
4. Концепции количественной оценки рабочего процесса и надежности
Слайд 25Основные методологические принципы человеческого фактора:
принцип гуманизации труда
принцип активности инженера
принцип комплексности
принцип последовательности
принцип проектирования деятельности
Слайд 26
Методы исследования человеческого фактора
1. Психодиагностические методы.
2. Экспериментальные методы.
3. Методы
психологической поддержки безопасной и надежной деятельности человека в системах “человек
— техника”.
Слайд 274. Психофизиологические методы.
5. Математические методы.
6. Методы анализа продуктов
деятельности .
Слайд 287. Методы моделирования .
8. Имитационные методы .