Слайд 1Тема 1. Почему философия больше не физика?
1. Дефиниция и специфика
дисциплины, ее место в образовательном процессе.
2. Технология изучения и формы
отчетности.
3. Философия как физика (учение о природе) в Древней Греции.
Слайд 2
4. Чем философское знание отличается от научного?
5. Структура современной философии.
Слайд 3Базовый учебник
Введение в философию 2004 ― Введение в философию: Учебное
пособие для высших учебн. заведений / Авт. колл.: Фролов И.
Т. и др. Изд. 3-е, перераб. и дополн. М.: Изд-во "Республика", 2004.
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001072/st000.shtml
Слайд 4Литература:
Философия: Учебник / Под ред. В. Д.Губина, Т .Ю. Сидориной,
В. П. Филатова. М. ГЕОТАР-Медиа, 2012.
Новая философская энциклопедия: В 4
тт. М., 2000—2001; 2004; 3-е изд. — 2010. ‒ На сайте ИФ РАН
Слайд 5Философия ―
«любовь к мудрости» (от греч. рhileo – «люблю» и
sophia – «мудрость»).
Пифагор (580–500 гг. до н. э.) называл
«философами» людей, «стремящихся к нраву и образу жизни мудрого существа»
(согласно Диодору Сицилийскому, 90–30 гг. до н.э.)
Слайд 6Сократ (469―399 до н.э.)
Платон (347―427 до н.э.):
Философия ― то,
чем занимаются философы.
Слайд 7«Философия ―
теоретически осмысленное мировоззрение»1, то есть система самых общих теоретических
взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм
отношения человека к миру
1( Введение в философию. С.18).
Слайд 8Мировоззрение ―
совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее
видение, понимание мира, места в нем человека, а также –
жизненные позиции, программы поведения, действий людей»1.
1 Введение в философию. С. 8.
Слайд 9Виды мировоззрений:
магическое (в магии),
мифологическое (мифология),
религиозное (в религии),
философское (философия),
религиозно-философское (в традиционных
культурах)
научное (в науке),
обыденное мировоззрение (в повседневной жизни)
и т.д.
Слайд 10Магическое мировоззрение
основано на вере в существование скрытых в природных объектах
и явлениях сил и в возможность воздействовать на них с
помощью специальных практик.
Слайд 11Особенности мифологического мировоззрения:
Оно основано на вере в мифы.
Оно синкретично:
мир представляется единым, природное в нем не отделено от социального
и от сверхъестественного.
Оно антропоморфно ― ему характерно придание человеческих качеств природе, природным и сверхъестественным существам.
Слайд 12Особенности религиозного мировоззрения:
Оно основано на догматической вере в сверхъестественное
и в религиозные авторитеты.
В нем происходит удвоение мира: разделение его
на мир земной, природный и мир небесный, сверхъестественный; небесный мир всегда стоит выше земного.
Оно накладывает ограничения на развитие научного познания.
Слайд 13Особенности философского мировоззрения:
Оно строится на фундаменте непротиворечивого, доказательного и
рационального знания о мире.
В нем мир снова обретает единство как
«жизненный мир человека».
Оно развивается само и создает предпосылки для развития научного знания.
Слайд 14(Продолжение)
Научное знание используется для построения философской картины мира, но полностью
в философии не воспроизводится.
Философское мировоззрение используется как теоретическое обоснование
культуры в широком смысле этого слова, как разнообразных форм человеческой деятельности.
Слайд 15В.С. Степин:
Философия ― форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая
систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о
наиболее сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни (Новая филос.энциклопедия. Т. 4. С. 195).
Слайд 16Цели курса философии:
1) познакомить с наличными мировоззренческими проблемами и различными
мировоззренческими позициями для их решения, чтобы способствовать формированию современного личного
мировоззрения.
Слайд 172) снабдить знанием специальной философской терминологии, чтобы обсуждать мировоззренческие проблемы;
3) объяснить устройство различных систем знания и механизмов их порождения;
4)
приобщить к универсальному видению мира.
Слайд 18Физики, искавшие первоначало (архэ)
всех вещей:
Фалес (кон. VII – первая половина
VI вв. до н. э.) – вода,
Анаксимандр (в 547–546
г. до н. э. ему было 64 года) – апейрон,
Анаксимен (сер. VI в. до н. э.) – воздух,
Анаксагор из Клазомен (ок. 496 до н. э. – 428 до н. э.) гомеомерии и нус,
Гераклит Эфесский (акмэ ок.504-501 гг. до н. э.) – огонь-Логос,
Демокрит (ок. 460–370 до н.э.) из Абдер – атомы.
Слайд 19Гераклит учил:
«Многознание уму не научает»,
«Мудрость есть знание всего в едином»,
оно дает человеку возможность «управлять решительно всеми вещами»;
«Все течет», или
«Все изменяется»;
«Нельзя дважды войти в одну и ту же реку, потому что на входящего набегают все новые и новые воды».
Слайд 20Гераклит показал, что
изменение - это и есть сущее, то, к
познанию чего должно стремиться мышлению, и что изменчивость подчиняется мировому
закону (логосу);
целью познания является выявление законов.
Слайд 21Логос:
1) слово,
2) речь, предложение, высказывание,
3) смысл или понятие,
4) объективный закон мироздания, принцип порядка и меры, согласно которому
происходит превращение огня в космос и космоса - в огонь.
Слайд 22Первичные качества (у атомов):
фигура / форма, поворот, положение / порядок.
Вторичные
качества (у вещей):
цвет, вкус, запах, твердость и т.п.
Слайд 23«Вторая навигация» философии, по Платону (427–347 до н.э.),
означает, что
она начинает искать причины сущего в надприродном, сверхчувственном мире, в
мире умопостигаемом и опираясь только на силы разума.
Слайд 24Элеаты Ксенофан Колофонский (род. в 580–577 гг. до н. э.),
Парменид (акмэ в 505–501 гг. до н. э.) и Зенон
(акмэ – сер.V в. до н. э.) увидели первоначало и первооснову сущего в бытии. Для них бытие есть то единое, неподвижное, неизменное, умопостигаемое, что лежит в основе всех вещей чувственного мира, подлинная реальность.
Слайд 25Аристотель (384―322 до х.э.)
поместил философию над всеми видами знания, потому
что она открывает первые причины высшего вида бытия – бытия
неподвижного и самостоятельно существующего.
Математику и физику назвал «вторая философия».
Слайд 26Объект знания ―
реальность или ее часть, которая изучается человеком (субъектом).
Предмет знания ― то, что наука мысленно выделяет, обозначает и
изучает в объекте.
Слайд 27Методы (способы) познания
― совокупность приемов и операций практической и теоретической
деятельности, порождающих знания.
Объект философского исследования уникален, это мир как
единое целое ―
Универсум.
Слайд 28Аристотель:
«Философия ― универсальная наука, которая себя ищет».
Предмет философии составляют: бытие
как все сущее (универсум), природа, человек, культура и ее отдельные
области (искусство, наука, религия, философия), общество, познание и т.д.
Слайд 29Основные методы философии:
методы теоретического (логического) мышления (применяемые также всеми науками):
анализ, синтез, вывод, индукция, доказательства, и т.д. ,
диалектический метод
Сократа,
метод универсального сомнения Декарта,
Слайд 30(Продолжение)
герменевтический метод (истолкования смыслов),
метод компьютерного моделирования
и т.д.
Слайд 31Жиль Делёз (1925–1995),
Феликс Гваттари (1930–1992)
« Что такое
философия?»
«…философия — это искусство формировать, изобретать, изготавливать концепты» (с.
6).
Концепт ‒ слово вместе со «свернутым» в нем его мысленным содержанием (понятием).
У Делёза и Гваттари концепт по смыслу напоминает слово вместе с идеей, которую слово обозначает.
Слайд 32Наука концептов не создает, наука создает пропозиции (высказывания) о мире
вещей.
«Величие той или иной философии измеряется тем, к каким
событиям призывают нас ее концепты, или же тем, какие события мы способны вычленить из концептов благодаря ей» (с. 41-42).
Слайд 33Почему философия больше не физика
(и не наука)?
Философия перестала быть только
физикой (учением о природе), когда обрела в школе элеатов свой
предмет (бытие) и свой инструмент (абстрактное мышление).
Философия не считается наукой с начала ХХ века, потому что у философии уникальный объект (мировое целое, увиденное с человеческой позиции) и сложный неоднородный предмет.
Слайд 34Структура современной философии
онтология (учение о бытии),
социальная философия (учение об
обществе),
антропология (учение о человеке),
праксиология (учение о практике),
аксиология
(учение о ценностях),
философия истории,
философия религии,
культурология (философия культуры),
компаративистика (сравнительная философия),
этика (теория морали; буквально, «наука о должном поведении»),
эстетика (общая теория искусств; «наука о прекрасном»),
гносеология / эпистемология (теория познания),
логика (наука о рассуждениях),
философия науки.
Слайд 35
Философские школы – это сообщества философов, связанные с каким-либо местом
или учительской традицией
(Милетская школа, Афинская школа, Академия, Ликей, Московская
школа, Ст.-Петербургская школа, Франкфуртская школа, школа мадхьямака, школа йогачара и т.д.).
Направления в философии выделяют по критерию решений вопросов бытия и познания или вообще по главным для данного сообщества философов проблемам (материализм, идеализм, номинализм, реализм, рационализм, иррационализм и т.п.).
Слайд 36Течения философии выделяют в рамках направлений или локальных традиций философствования
(течениями иррационализма называют философию жизни, экзистенциализм, фрейдизм и неофрейдизм;
течениями
русской философии называют русскую религиозную философию и космизм).