Разделы презентаций


Тема 1. Почему философия больше не физика?

Содержание

4. Чем философское знание отличается от научного? 5. Структура современной философии.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 1. Почему философия больше не физика?
1. Дефиниция и специфика

дисциплины, ее место в образовательном процессе.
2. Технология изучения и формы

отчетности.
3. Философия как физика (учение о природе) в Древней Греции.

Тема 1. Почему философия больше не физика?1. Дефиниция и специфика дисциплины, ее место в образовательном процессе.2. Технология

Слайд 2 4. Чем философское знание отличается от научного?
5. Структура современной философии.


4. Чем философское знание отличается от научного?  5. Структура современной философии.

Слайд 3Базовый учебник
Введение в философию 2004 ― Введение в философию: Учебное

пособие для высших учебн. заведений / Авт. колл.: Фролов И.

Т. и др. Изд. 3-е, перераб. и дополн. М.: Изд-во "Республика", 2004.
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001072/st000.shtml
 

Базовый учебникВведение в философию 2004 ― Введение в философию: Учебное пособие для высших учебн. заведений / Авт.

Слайд 4Литература:
Философия: Учебник / Под ред. В. Д.Губина, Т .Ю. Сидориной,

В. П. Филатова. М. ГЕОТАР-Медиа, 2012.
Новая философская энциклопедия: В 4

тт. М., 2000—2001; 2004; 3-е изд. — 2010. ‒ На сайте ИФ РАН
Литература:Философия: Учебник / Под ред. В. Д.Губина, Т .Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М. ГЕОТАР-Медиа, 2012.Новая философская

Слайд 5Философия ―
«любовь к мудрости» (от греч. рhileo – «люблю» и

sophia – «мудрость»).
Пифагор (580–500 гг. до н. э.) называл

«философами» людей, «стремящихся к нраву и образу жизни мудрого существа»
(согласно Диодору Сицилийскому, 90–30 гг. до н.э.)
Философия ―«любовь к мудрости» (от греч. рhileo – «люблю» и sophia – «мудрость»). Пифагор (580–500 гг. до

Слайд 6Сократ (469―399 до н.э.)
Платон (347―427 до н.э.):
Философия ― то,

чем занимаются философы.

Сократ (469―399 до н.э.)Платон (347―427 до н.э.): Философия ― то, чем занимаются философы.

Слайд 7«Философия ―
теоретически осмысленное мировоззрение»1, то есть система самых общих теоретических

взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм

отношения человека к миру
1( Введение в философию. С.18).

«Философия ―теоретически осмысленное мировоззрение»1, то есть система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека,

Слайд 8Мировоззрение ―
совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее

видение, понимание мира, места в нем человека, а также –

жизненные позиции, программы поведения, действий людей»1.
1 Введение в философию. С. 8.
Мировоззрение ―  совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека,

Слайд 9Виды мировоззрений:
магическое (в магии),
мифологическое (мифология),
религиозное (в религии),
философское (философия),
религиозно-философское (в традиционных

культурах)
научное (в науке),
обыденное мировоззрение (в повседневной жизни)
и т.д.


Виды мировоззрений:магическое (в магии),мифологическое (мифология),религиозное (в религии),философское (философия),религиозно-философское (в традиционных культурах)научное (в науке),обыденное мировоззрение (в повседневной жизни)и

Слайд 10Магическое мировоззрение
основано на вере в существование скрытых в природных объектах

и явлениях сил и в возможность воздействовать на них с

помощью специальных практик.
Магическое мировоззрениеосновано на вере в существование скрытых в природных объектах и явлениях сил и в возможность воздействовать

Слайд 11Особенности мифологического мировоззрения:
Оно основано на вере в мифы.
Оно синкретично:

мир представляется единым, природное в нем не отделено от социального

и от сверхъестественного.
Оно антропоморфно ― ему характерно придание человеческих качеств природе, природным и сверхъестественным существам.
Особенности мифологического мировоззрения: Оно основано на вере в мифы.Оно синкретично: мир представляется единым, природное в нем не

Слайд 12Особенности религиозного мировоззрения:
Оно основано на догматической вере в сверхъестественное

и в религиозные авторитеты.
В нем происходит удвоение мира: разделение его

на мир земной, природный и мир небесный, сверхъестественный; небесный мир всегда стоит выше земного.
Оно накладывает ограничения на развитие научного познания.
Особенности религиозного мировоззрения: Оно основано на догматической вере в сверхъестественное и в религиозные авторитеты.В нем происходит удвоение

Слайд 13Особенности философского мировоззрения:
Оно строится на фундаменте непротиворечивого, доказательного и

рационального знания о мире.
В нем мир снова обретает единство как

«жизненный мир человека».
Оно развивается само и создает предпосылки для развития научного знания.
Особенности философского мировоззрения: Оно строится на фундаменте непротиворечивого, доказательного и рационального знания о мире.В нем мир снова

Слайд 14(Продолжение)
Научное знание используется для построения философской картины мира, но полностью

в философии не воспроизводится.
Философское мировоззрение используется как теоретическое обоснование

культуры в широком смысле этого слова, как разнообразных форм человеческой деятельности.

(Продолжение)Научное знание используется для построения философской картины мира, но полностью в философии не воспроизводится. Философское мировоззрение используется

Слайд 15В.С. Степин:
Философия ― форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая

систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о

наиболее сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни (Новая филос.энциклопедия. Т. 4. С. 195).
В.С. Степин:Философия ― форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах

Слайд 16Цели курса философии:
1) познакомить с наличными мировоззренческими проблемами и различными

мировоззренческими позициями для их решения, чтобы способствовать формированию современного личного

мировоззрения.
Цели курса философии:1) познакомить с наличными мировоззренческими проблемами и различными мировоззренческими позициями для их решения, чтобы способствовать

Слайд 172) снабдить знанием специальной философской терминологии, чтобы обсуждать мировоззренческие проблемы;


3) объяснить устройство различных систем знания и механизмов их порождения;
4)

приобщить к универсальному видению мира.
2) снабдить знанием специальной философской терминологии, чтобы обсуждать мировоззренческие проблемы; 3) объяснить устройство различных систем знания и

Слайд 18Физики, искавшие первоначало (архэ) всех вещей:
Фалес (кон. VII – первая половина

VI вв. до н. э.) – вода,
Анаксимандр (в 547–546

г. до н. э. ему было 64 года) – апейрон,
Анаксимен (сер. VI в. до н. э.) – воздух,
Анаксагор из Клазомен (ок. 496 до н. э. – 428 до н. э.) гомеомерии и нус,
Гераклит Эфесский (акмэ ок.504-501 гг. до н. э.) – огонь-Логос,
Демокрит (ок. 460–370 до н.э.) из Абдер – атомы.
Физики, искавшие первоначало (архэ) всех вещей:Фалес (кон. VII – первая половина VI вв. до н. э.) –

Слайд 19Гераклит учил:
«Многознание уму не научает»,
«Мудрость есть знание всего в едином»,

оно дает человеку возможность «управлять решительно всеми вещами»;
«Все течет», или

«Все изменяется»;
«Нельзя дважды войти в одну и ту же реку, потому что на входящего набегают все новые и новые воды».
Гераклит учил:«Многознание уму не научает»,«Мудрость есть знание всего в едином», оно дает человеку возможность «управлять решительно всеми

Слайд 20Гераклит показал, что
изменение - это и есть сущее, то, к

познанию чего должно стремиться мышлению, и что изменчивость подчиняется мировому

закону (логосу);
целью познания является выявление законов.
Гераклит показал, чтоизменение - это и есть сущее, то, к познанию чего должно стремиться мышлению, и что

Слайд 21Логос:
1) слово,
2) речь, предложение, высказывание,
3) смысл или понятие,

4) объективный закон мироздания, принцип порядка и меры, согласно которому

происходит превращение огня в космос и космоса - в огонь.
Логос:1) слово, 2) речь, предложение, высказывание, 3) смысл или понятие, 4) объективный закон мироздания, принцип порядка и

Слайд 22Первичные качества (у атомов): фигура / форма, поворот, положение / порядок.
Вторичные

качества (у вещей):
цвет, вкус, запах, твердость и т.п.

Первичные качества (у атомов): фигура / форма, поворот, положение / порядок.Вторичные качества (у вещей):цвет, вкус, запах, твердость

Слайд 23«Вторая навигация» философии, по Платону (427–347 до н.э.),
означает, что

она начинает искать причины сущего в надприродном, сверхчувственном мире, в

мире умопостигаемом и опираясь только на силы разума.
«Вторая навигация» философии, по Платону (427–347 до н.э.), означает, что она начинает искать причины сущего в надприродном,

Слайд 24Элеаты Ксенофан Колофонский (род. в 580–577 гг. до н. э.),


Парменид (акмэ в 505–501 гг. до н. э.) и Зенон

(акмэ – сер.V в. до н. э.) увидели первоначало и первооснову сущего в бытии. Для них бытие есть то единое, неподвижное, неизменное, умопостигаемое, что лежит в основе всех вещей чувственного мира, подлинная реальность.

Элеаты Ксенофан Колофонский (род. в 580–577 гг. до н. э.), Парменид (акмэ в 505–501 гг. до н.

Слайд 25Аристотель (384―322 до х.э.)
поместил философию над всеми видами знания, потому

что она открывает первые причины высшего вида бытия – бытия

неподвижного и самостоятельно существующего.
Математику и физику назвал «вторая философия».
Аристотель (384―322 до х.э.)поместил философию над всеми видами знания, потому что она открывает первые причины высшего вида

Слайд 26Объект знания ―
реальность или ее часть, которая изучается человеком (субъектом).


Предмет знания ― то, что наука мысленно выделяет, обозначает и

изучает в объекте.
Объект знания ―реальность или ее часть, которая изучается человеком (субъектом). Предмет знания ― то, что наука мысленно

Слайд 27Методы (способы) познания
― совокупность приемов и операций практической и теоретической

деятельности, порождающих знания.

Объект философского исследования уникален, это мир как

единое целое ―
Универсум.
Методы (способы) познания― совокупность приемов и операций практической и теоретической деятельности, порождающих знания. Объект философского исследования уникален,

Слайд 28Аристотель:
«Философия ― универсальная наука, которая себя ищет».
Предмет философии составляют: бытие

как все сущее (универсум), природа, человек, культура и ее отдельные

области (искусство, наука, религия, философия), общество, познание и т.д.
Аристотель:«Философия ― универсальная наука, которая себя ищет».Предмет философии составляют: бытие как все сущее (универсум), природа, человек, культура

Слайд 29Основные методы философии:
методы теоретического (логического) мышления (применяемые также всеми науками):

анализ, синтез, вывод, индукция, доказательства, и т.д. ,
диалектический метод

Сократа,
метод универсального сомнения Декарта,

Основные методы философии:методы теоретического (логического) мышления (применяемые также всеми науками): анализ, синтез, вывод, индукция, доказательства, и т.д.

Слайд 30(Продолжение)
герменевтический метод (истолкования смыслов),
метод компьютерного моделирования
и т.д.

(Продолжение)герменевтический метод (истолкования смыслов), метод компьютерного моделированияи т.д.

Слайд 31Жиль Делёз (1925–1995), Феликс Гваттари (1930–1992) « Что такое

философия?»
«…философия — это искусство формировать, изобретать, изготавливать концепты» (с.

6).
Концепт ‒ слово вместе со «свернутым» в нем его мысленным содержанием (понятием).
У Делёза и Гваттари концепт по смыслу напоминает слово вместе с идеей, которую слово обозначает.
Жиль Делёз (1925–1995),  Феликс Гваттари (1930–1992)   « Что такое философия?» «…философия — это искусство

Слайд 32Наука концептов не создает, наука создает пропозиции (высказывания) о мире

вещей.
«Величие той или иной философии измеряется тем, к каким

событиям призывают нас ее концепты, или же тем, какие события мы способны вычленить из концептов благодаря ей» (с. 41-42).

Наука концептов не создает, наука создает пропозиции (высказывания) о мире вещей.  «Величие той или иной философии

Слайд 33Почему философия больше не физика (и не наука)?
Философия перестала быть только

физикой (учением о природе), когда обрела в школе элеатов свой

предмет (бытие) и свой инструмент (абстрактное мышление).
Философия не считается наукой с начала ХХ века, потому что у философии уникальный объект (мировое целое, увиденное с человеческой позиции) и сложный неоднородный предмет.
Почему философия больше не физика (и не наука)?Философия перестала быть только физикой (учением о природе), когда обрела

Слайд 34Структура современной философии
онтология (учение о бытии),
социальная философия (учение об

обществе),
антропология (учение о человеке),
праксиология (учение о практике),
аксиология

(учение о ценностях),
философия истории,
философия религии,
культурология (философия культуры),
компаративистика (сравнительная философия),
этика (теория морали; буквально, «наука о должном поведении»),
эстетика (общая теория искусств; «наука о прекрасном»),
гносеология / эпистемология (теория познания),
логика (наука о рассуждениях),
философия науки.
Структура современной философиионтология (учение о бытии), социальная философия (учение об обществе), антропология (учение о человеке), праксиология (учение

Слайд 35 Философские школы – это сообщества философов, связанные с каким-либо местом

или учительской традицией (Милетская школа, Афинская школа, Академия, Ликей, Московская

школа, Ст.-Петербургская школа, Франкфуртская школа, школа мадхьямака, школа йогачара и т.д.).

Направления в философии выделяют по критерию решений вопросов бытия и познания или вообще по главным для данного сообщества философов проблемам (материализм, идеализм, номинализм, реализм, рационализм, иррационализм и т.п.).

Философские школы – это сообщества философов, связанные с каким-либо местом или учительской традицией  (Милетская школа,

Слайд 36Течения философии выделяют в рамках направлений или локальных традиций философствования


(течениями иррационализма называют философию жизни, экзистенциализм, фрейдизм и неофрейдизм;
течениями

русской философии называют русскую религиозную философию и космизм).

Течения философии выделяют в рамках направлений или локальных традиций философствования (течениями иррационализма называют философию жизни, экзистенциализм, фрейдизм

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика