Слайд 1Тема 1. Правовые основы образовательной политики РФ
Слайд 2Роль государства и общества в развитии системы отечественного образования.
О
Б Р А З О В А Н И Е
Государство
Общество
Личность,
успешная и полезная в обществе, способствующая укреплению государства
Человек
Слайд 3Понятие образования в России
Образование – общественно значимое благо, под которым
понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи,
общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов
Слайд 4 Государственная политика в области образования является органичной частью
социальной политики, которая реализуется государством не только по линии конституционных
гарантий, но и в рамках специальных нормативных и правовых актов, например, направленных на развитие и управление образованием.
Слайд 5В образовательной политике реализуется социальная ответственность государства в сфере образования.
Основные приоритеты образовательной политики.
Слайд 6Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности
к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.
Фундаментальные основы государственной политики в области образования в РФ
Слайд 7Граждане РФ имеют право на получение основного общего образования на
родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах
возможностей, предоставляемых системой образования.
Вопросы изучения государственных языков республик в составе РФ регулируются законодательством этих республик.
Фундаментальные основы государственной политики в области образования в РФ
Слайд 8Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим
недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения
ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Фундаментальные основы государственной политики в области образования в РФ
Слайд 9Проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования
обеспечивает Правительство Российской Федерации.
Фундаментальные основы государственной политики в области образования
в РФ
Слайд 10государственные гарантии реализации прав в сфере образования,
право выбора образовательной
организации,
право получения образования в соответствии со склонностями и потребностями,
право
обучения на родном языке,
государственно-общественный характер управления образованием,
правовые гарантий обеспечения доступности образования и др.
Слайд 11ИСТОЧНИКИ, ОТРАЖАЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Национальная доктрина
образования в Российской Федерации (до 2025 г.)
Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской федерации до 2020 года
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы
Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы
Материалы Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения
Слайд 12
Концепция долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020
года
Модернизация системы образования – условие для формирования инновационной экономики
Стратегическая цель
государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования
Приоритетные задачи:
1.Обеспечение инновационного характера базового образования (обновление структуры сети ОУ, компетентностный подход, обновление механизмов финансирования ОУ, увеличение оплаты труда)
Слайд 13
Концепция долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020
года
2.Модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития (раннее развитие
детей, образование и социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья, выявление и поддержка одарённых детей и талантливой молодёжи).
3.Создание современной системы непрерывного образования.
4.Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.
Слайд 14
Концепция долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020
года
Установлены целевые ориентиры развития системы образования к 2012 и 2020
году
«Повышение конкурентоспособности российского образования станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг»
Слайд 15Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена
Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761)
Главная цель Национальной стратегии- определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы её реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах
и нормах международного права
Слайд 16Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы
1.Основные
проблемы в сфере детства
2. Ключевые принципы Национальной стратегии
3. Основные направления
реализации Национальной стратегии:
Семейная политика детствосбережения
Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей
Здравоохранение, дружественное к детям
Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства
Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребёнку правосудия
Дети – участники реализации Национальной стратегии
4.Система мер по каждому направлению
Слайд 17Национальная доктрина образования
в Российской Федерации
Основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет
образования в государственной политике.
Определяет стратегические цели образования, тесно увязывая
их с проблемами развития российского общества,
«Отражает решимость и волю государства принять на себя вместе с общественностью ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России».
Рассчитана на период до 2025 года
Слайд 18Национальная доктрина образования
в Российской Федерации
Ожидаемые результаты реализации доктрины:
в области
качества образования:
создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного
качественного образования на всех уровнях;
индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;
конкурентоспособный уровень образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг;
в области доступности образования:
общедоступное и бесплатное среднее (полное) общее образование, включая возможность выбора основных профилей обучения
Слайд 19СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
повышение доступности качественного образования,
соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого
гражданина
Слайд 20ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
1. Обеспечение инновационного характера базового образования.
2.
Модернизация институтов образования как инструментов социального развития.
3.
Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
4. Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.
Слайд 211. Переход на новые образовательные стандарты
2. Развитие системы поддержки талантливых
детей
3. Развитие учительского потенциала
4. Изменение инфраструктуры школьной сети
5. Сохранение и
укрепление здоровья школьников
6. Расширение самостоятельности школ
Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа» (ННШ)
(утверждена Президентом РФ 4 февраля 2010 года, приказ № 271)
Слайд 22Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы
утверждена
Постановлением
Правительства Российской Федерации
от 7 февраля 2011 г. № 61
Слайд 23Федеральная программа развития образования
Ожидаемые результаты реализации Программы :
вступление в силу
федерального закона об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования
и введение в действие полного комплекта федеральных и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования, в том числе специальных;
качественное обновление содержания общего образования;
реструктуризация и развитие системы образовательных учреждений общего образования…
Слайд 24ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Основная функция системы образования – развития ресурса
образования как института гражданского общества
Слайд 25ФГОСы беспечивают:
1. Единство образовательного пространства
2. Преемственность основных образовательных программ
3. Вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования
4. Возможность
формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.
5. Государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ И результатам их освоения
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ст.11 Закона «Об образовании в Российской Федерации»
Слайд 26ФГОСы включают в себя требования к:
1. структуре основных образовательных
программ
2. Преемственность основных образовательных программ
3. Вариативность содержания
образовательных программ соответствующего уровня образования
4. Возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.
5. Государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ И результатам их освоения
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты
Слайд 27СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ:
обеспечение консолидации нации;
обеспечение конкурентоспособности нации (личности,
общества и государства);
обеспечение безопасности нации (личности, общества и государства).
Слайд 28
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСОЛИДАЦИИ НАЦИИ:
Главная задача:
Формирование национальной системы позитивных
ценностей и идеалов взаимоуважения, творчества и солидарности.
Слайд 29
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ НАЦИИ :
Главная задача:
Сохранение и эффективное развитие
национального ресурса теоретических и практических знаний, методологического и технологического опыта.
Слайд 30ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИИ:
Главная задача:
Внедрение в общественное сознание принципов патриотизма,
социальной ответственности и толерантности.
Слайд 31Стандарт как общественный договор
Стандарт – совокупность трех систем требований
Ориентация
стандарта на результаты образования
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДА
Слайд 32
выявление и согласование потребностей в общем образовании
личность
общество
государство
Стандарт как
общественный
договор: ориентиры развития
Слайд 33
организация и
содержание
планируемые и достигаемые результаты
ресурсы и условия
реализуемые
результаты
К структуре
образовательных программ
К результатам освоения
образовательных программ
К условиям реализации
образовательных программ
Стандарт как совокупность
трех
систем требований
Слайд 34Основные результаты образования
познавательные (учебные) результаты;
результаты, личностного развития , сформированные
в процессе образования, – гражданская позиция, уровень социализации, система ценностных
отношений и ориентировок ;
общеучебные действия ( навыки самооценки, организации различных видов деятельности).
Слайд 35ВИДЫ РЕЗУЛЬТАТОВ
Предметные результаты – знания, умения, навыки, опыт решения проблем,
творческой деятельности, система ценностей, усвоенные в рамках изучения отдельного предмета.
Метапредметные
результаты - освоенные на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Личностные результаты - система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Слайд 36Особенности представления результатов
Предметные и метапредметные результаты - Фундаментальное ядро содержания
образования, примерные (базисные) программы по предметам, программа формирования универсальных учебных
действий.
Личностные результаты - программа социализации и воспитания обучающихся.
Все виды результатов конкретизируются в образовательной программе общеобразовательного учреждения.
Слайд 37ТРЕБОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО
СТАНДАРТА
Требования
региона
Требования
региона
Требования
школы
Дополнительные требования не могут служить основанием для итоговой аттестации
выпускников
Требования стандарта могут
быть дополнены
Слайд 38Итоговая
аттестация
Мониторинговые
исследования
Требования к результатам освоения
основных образовательных программ
федеральные показатели
федеральные показатели
региональные показатели
Открытый доклад
школы:
обязательные показатели
Документ об образовании
индивидуальные показатели
Открытый доклад школы:
добровольные показатели
региональные показатели
уровень
страна
регион
школа
учащийся
не выделяются
и
не анализируются
Требования к результатам образования
и система оценки их достижения
Слайд 39ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЮ СТАНДАРТА
Государство и органы управления образованием -
обеспечение образовательного учреждения дидактическими, методическими, финансовыми и иными ресурсами.
Ответственность образовательного
учреждения - создание условий для успешной образовательной деятельности педагогов и детей, выявление и анализ непосредственных результатов образовательного процесса, выявление внутренних ресурсов для повышения качества образования.
Семья ученика отвечает за реализацию своих прав и выполнение своих обязанностей в сфере образования.
Соотношение зон ответственности образовательного учреждения и семьи конкретизируется в договоре, заключаемом образовательным учреждением и семьей.