Слайд 1Тема 1. Современная структура и динамика медиасистемы
Средства массовой информации –
массмедиа. Сущность.
Основные сегменты медиасистемы.
Медиасистема: основные силы влияния.
Динамика национальных
медиасистем в XX-XXI веке.
Медиасистема России на рубеже XX-XXI вв.
Слайд 21. Средства массовой информации – массмедиа. Сущность
Слайд 3
Основные этапы становления СМИ / медиа
Слайд 4Медиа, массмедиа, СМИ
Термин «медиа» и «масс-медиа» пришел к нам из
западных источников (mass media) и является родовым для многих сегодняшних
явлений: медиапространство, медиарынок, медиаэффекты, медиасистема и др.
Медиа (Л.М. Землянова) – средства связи и передачи информации разных типов – от самых древних (языки жестов, дымов, барабанов, наскальных рисунков и т.д.) до наисовременнейших, образующих глобальные информационные супермагистрали.
Масс медиа = средства массовой информации.
Слайд 5Масс медиа = средства массовой информации.
Массмедиа – средства массовой информации.
К ним относятся:
Пресса (газеты, журналы, книги);
Радио;
Телевидение;
Кинематограф;
Звукозаписи и видеозаписи различных текстов;
Формы
новейших телекомпьютерных систем и мультимедийных устройств.
Объединяющие качества медиа:
Обращенность к массовой аудитории,
Относительная доступность множеству людей,
Корпоративный характер производства и распространения предназначенной аудитории информации.
Слайд 6Средства массовой информации – форма социального взаимодействия посредством информационных сообщений.
Средства
массовой коммуникации (СМК) – российский термин, понятие делает акцент на
каналах распространения, а не на распространяемом содержании.
Г. Маклюэн (1950-е гг.): The medium is the message (Посредник и есть сообщение).
Медиа – система каналов и содержания, существующих в неразрывной связи – особая система общества.
Слайд 72. Основные сегменты медиасистемы
Слайд 8Характеристики медиасистемы
Имеет целостный характер и формирует постоянное информационное взаимодействие в
общественном пространстве,
Располагает совокупностью организованных компонентов – технологической, экономической, редакционной, аудиторной,
информационной подсистем, каждая из которых активно взаимодействует со своей средой,
Является организованной системой и имеет определенный потенциал самоорганизации, что позволяет ей действовать в соответствии с запросами общества, опираясь на правовые, этические, организационные и иные отношения между участниками массовой информационной деятельности.
Слайд 9Изменения происходят во всех подсистемах медиасистемы:
технологической,
экономической,
редакционной,
аудиторной,
информационной.
Слайд 10Основной подход – индустриальный – массмедиа – отрасль, производящая единый
продукт – содержание, которое производится для аудитории СМИ (часть общественной
сферы vs продукт медиаиндустрии, производимый медиакомпаниями для дальнейшей продажи рекламодателям).
Изменения роли аудитории. Она становится активным производителем содержания.
Слайд 11Основа медиасистемы
Основа медиасистемы – традиционные («старые медиа»):
периодические печатные СМИ:
газеты, журналы,
вещательные СМИ: радио, телевидение,
«поставщики» для СМИ: информационные агентства, пресс-синдикаты.
Основная
характеристика «старых медиа»: большая роль журналистов в производстве содержания и большая доля журналистских материалов в медиаконтенте.
Журналистика = средства массовой информации
Слайд 12Следующий этап
Интегрирование в медиасистему нежурналистского контента (с изменением технологических
платформ) – музыкальные произведения, театральные спектакли, кинофильмы и т.д. Появление
следующих сегментов:
Система популярной музыки и звукозапись,
Кинематограф,
Производство радио- и телекомпаний, или продакш-компании.
Это повлекло развитие рекламных и коммуникационных агентств. Система связей с общественностью, интеграция медиа- и книгоиздательского бизнеса – движение СМИ в сторону индустрии свободного времени.
Слайд 13Рубеж XX и XXI в
Технологический прогресс и цифровая революция. Сегменты:
«производящие» (продакшн), «собирающие» (агрегаторы) и «передающие» (дистрибьюторы) медиаконтент. Конвергенция традиционных
медиакомпаний и распространителей. Сегменты:
Кабельные сети,
Спутниковые телеканалы,
Интегрированные гибридные цифровые телекоммуникационные сети: Интернет, мобильная телефония, сети Wi-Fi, Wi-Max.
Это – «новые медиа».
Слайд 14Типологические отличия
новых медиа
Одновременно являются каналом распространения контента и средой его
производства,
Не существуют без технологических платформ, привязанных к экрану,
Содержание для них
создается в цифровой форме, что существенно расширяет и скорость, и масштабы его распространения, и процессы создания и «переупаковки»,
Интерактивны, предполагают большую селективность со стороны аудитории, давая ей возможность принять участие в создании и преобразовании контента.
Слайд 15Сегодня с расширением развлекательного контента, в медиасистему включают: компьютерные игры,
спорт, тематические парки развлечений, шоу-бизнес, моду. Это – «индустрия СМИ
и развлечений», «индустрия содержания», «культурные индустрии», «креативные индустрии».
Слайд 16Характеристики, по которым можно выделить сегменты медиасистемы
Тенденции исторического развития,
Базовые типологические
характеристики,
Общие профессиональные принципы,
Этические ценности,
Технологии,
Принципы организации производственной цепочки,
Бизнес-модели,
Основы построения взаимоотношений с
рекламодателями и аудиторией.
Слайд 17Главные сегменты единой медиаиндустрии:
Газеты – ежедневные, еженедельные в бумажной и
онлайн-версии,
Журналы – любой периодичности и тематической направленности (общего интереса, специализированные
в бумажной и онлайн-версии),
Радио: все диапазоны, сетевое, местное, аналоговое, цифровое, вещающее в эфире и Интернете,
Телевидение на всех платформах – эфирное, сетевое, кабельное, спутниковое как аналоговое, так и цифровое, присутствующнн и в эфире и в Интернете,
Интернет-СМИ (не имеющие аналогов в других медийных средах),
Информационные агентства,
Книгоиздательские компании,
Киностудии, радио- и телепроизводящие компании, музыкальные звукозаписывающие студии,
Предприятия рекламного бизнеса,
Структуры системы связей с общественностью.
Слайд 18Векторы развития медиасистемы
Корпоративные медиа (B2B, B2C, B2P),
Многофункциональные порталы, поисковые системы,
социальные сети,
Конвергенция каналов распространения (онлайн-версии печатных СМИ),
Трансформация медиаиндустрии в новую
экосистему, объединяющую медиа, ИТ и телекоммуникации.
Слайд 19Медиасистема – сложная многоуровневая, многовекторная среда, образованная:
Медиаинститутами в их взаимодействии
между собой и во взаимодействии с обществом, другими его институтами,
а также индивидуумами/гражданами (аудиторией),
Взаимосвязанной и конкурентной системой медиапредприятий медиарынка, включающего как отдельные типологические сегменты традиционных и новых медиа, так и инфраструктурные предприятия (производящие компании),
Определенными профессиональными сообществами и видами деятельности по созданию, производству и распространению медиапродуктов и медиауслуг.
Слайд 203. Медиасистема: основные силы влияния
Слайд 21Единицы анализа медиасистемы (уровни):
1. Общенациональная медиасистема. Цель – обеспечение жизнедеятельности
и функционирования социума, осуществляя распространение потоков новостей, аналитики, экономической, корпоративной
и потребительской информации, массовых культурных продуктов.
Задачи:
Жизнедеятельность государства (национального государства),
Создание единого пространства общественной дискуссии. СМИ - центральный игрок «общественной сферы» (Ю. Хабермас);
Создание общественного блага – товаров и услуг, предоставляемых всем гражданам на равных условиях и т.д.
Слайд 222. Региональные медиасистемы. Цель: информирование, просвещение, интеграция аудитории. Структура медиасистемы
усложняетс.
3. Траснациональный и глобальный уровень. Определяется специфическим взаимодействием национального и
глобального. Процессы – от гомогенизации до гибридизации, от гетерогенизации до глокализации, от принятия глобального до сопротивления ему.
Слайд 23Взаимовлияние – медиасистемы и государства. Динамика медиасистемы определяется следующими факторами
География
страны, размер территории, климат, принципы административно-территориального устройства (создание инфраструктуры для
распространения СМИ, связь СМИ с культурой и обществом),
Национальные моногосударства с небольшими территориями иным образом влияют на медиасистему, чем большие многонациональные государства, зависимые от об общенациональных вещательных электронных медиа и региональных медарынков, веающих на национальных языках.
Экономическое развитие страны – объем капитала и различия между регионами,
Различия в культуре, языке, религии.
Слайд 244. Динамика национальных медиасистем и медиасистема России на рубеже XX-XXI
вв.
Слайд 25Исследование медиасистем началось после Второй мировой войны, особенно в 1950-1950-е
гг. Это было связано с:
С послевоенными геополитическими реалиями, особенно в
Европе,
С глобализацией экономики, стимулирующей развитие рекламных рынков,
С прогрессом информационно-коммуникационных технологий, вызвавших к жизни новые средства коммуникации и производства содержания.
Слайд 26До 1960-х гг. исследование медиасистем:
Выявление их базовых количественных индикаторов и
качественных,
Общее их описание,
Анализ тенденций изменений,
Национальное государство – базовая единица анализа.
Слайд 27Рубеж 1970-х-1980-х гг.:
Динамика национальных медиасистем начала определяться тенденциями, приходившимися «извне»
национальных государств,
Унификация в функционировании медиаиндустрий,
Растущее сходство в отношениях СМИ с
национальными институтами,
Появление схожих повесток дня,
Перенос интересов исследователей с национальных медиа на технологическую инфраструктуру медиа и глобальный рынок содержания.
Слайд 281980-1990-е гг.:
Вопросы глобализации информационных потоков, преодолевавших национальные границы,
Расширение международного рынка
новостей,
Унификация продуктов массовой культуры,
Важность общих тенденций в медиасистемах разных
стран.
Слайд 291990-2000-е гг.
Возникновение новых теоретических концепций мира с множественными центрами силы,
Переосмысление
значения национальных факторов в понимании современных медиасистем,
Противостояние национальных языков английскому.
Противостояние
этнических культур – усредненной массовой, глобальной,
Противостояние национальных обрядов – безликому потребительскому образу жизни.
Слайд 30Настоящее время
Столкновение глобального и национального медиакапитала,
Внешнего и внутиреннего законодательства в
области СМИ,
Между глобальной и национальной повесткой дня,
В области профессиональных стандартов,
Различия
в медиапотребительских привычках.
Слайд 31
Российская медиасистема
Особенности российской действительности, влияющие на российскую медиасистему:
Большая площадь страны
и низкая плотность населения – проблемы распространения печатной периодики и
необходимость построения высокотехнологичной телекоммуникационной системы распространения телерадиовещительных сигналов и превращает общедоступное федеральное ТВ в доминирующее СМИ России,
Уникальный многонациональный состав российского общества – необходимость мультиязычных и мультикультурных СМИ, что коммерчески невыгодно и требует экономической поддержки,
Слайд 32Особенности российской действительности, влияющие на российскую медиасистему
Неравномерность экономического развития –
неравное распределение финансовых ресурсов между региональными медиарынками, различные возможности доступа
аудитории к информации, неоднородное производство редакционного качественного журналистского контента, различные редакционные стандарты,
Социокультурные различия между регионами – разные запросы власти и аудитории на контент СМИ.
Слайд 33Глобальные тенденции, влияющие на российскую медиасистему
Прогресс ИКТ – становление Интернета
как заметного сегмента медиасистемы, развитие новых форм ТВ: неэфирных кабельного,
спутникового,
Глобализация экономики – значительный объем рекламы транснациональных компаний и глобальных брендов, включение российской медиасистемы в мировой рынок новостей и развлекательного контента,
Изменения в стиле жизни людей – фрагментация аудитории, противоречия в поведении аудитории: конфликты медиапотребления цифрового и аналогового поколений.
Слайд 34Взаимодействие центростремительных и центробежных тенденций
Слайд 35«Разделение труда» в российской медиасистеме
Общедоступные эфирные федеральные телеканалы – реализация
функций освещения общенациональной политики и массового развлечения,
Региональные печатные и эфирные
аудиовизуальные СМИ – обслуживание местных аудиторий, политических и финансовых элит, местных рекламодателей,
Неэфирные платные телеканалы – обслуживание фрагментированных аудиторий, территориально несвязанных, тематически и жанрово специализированными программами (новости, спорт, кино и т.д.),
Новые медиа – создают сообщества, формирование корпоративных повесток дня, объединение аудитории за пределами мест ее проживания.