Слайд 1Тема 1 Теоретические основы менеджмента
.
Понятие менеджмента и его сущность.
Основные
подходы менеджмента к системе управления.
Виды менеджмента.
Функции менеджмента.
Слайд 2
Вопрос 1 - Понятие менеджмента
и его сущность
В настоящее время
не существует однозначного, строго определенного понятия «менеджмент».
Слово «менеджмент» не переводится на русский язык дословно.
Со староанглийского языка слово «management» переводится как искусство объезжать лошадей. Принято считать, что в оборот это слово было введено в Англии в период промышленной революции (18-19 век), а затем распространилось по всему миру.
Этимологически слова «менеджмент» и «менеджер» восходят к латыни: «manus» - рука, «manusagere», «manibusagere» -делать руками.
Зарубежные энциклопедии трактуют понятие «менеджмент» как процесс достижения цели собственника организации «руками других людей».
Слайд 3
В самом общем виде менеджмент - область
знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения
целей организации путём рационального использования имеющихся ресурсов.
Основная цель менеджмента - обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.
Следует различать понятия: управление и менеджмент и руководство.
Управление > Менеджмент
Менеджмент > Руководство
Слайд 4
Менеджмент – это вид управления, который
переводится на русский язык как управление производством или совокупность принципов,
методов, способов, форм управления производством с целью его эффективности и прибыльности.
В наиболее общем значении на современном этапе под управлением понимается непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на систему (техническую, биологическую и социальную), обеспечивающий повышение её организованности, снижение неопределенности для достижения того или иного полезного эффекта с учетом тенденций её развития и изменения среды.
Главная задача управления – обеспечение упорядоченности системы, её целостности и живучести, сохранения, нормального функционирования и развития.
Слайд 5
Румянцева З.П. рассматривает менеджмент как:
-
процесс;
- функция;
- органы управления;
- наука и искусство;
- категория людей.
Слайд 6
Менеджмент определяется как процесс с помощью которого подготовленные
специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и
способов их достижения.
Процесс менеджмента предполагает выполнение пяти основных функций: планирование, организация, мотивация, контроль, координация.
Данные функции выполняются определенной категорией людей в организации – менеджерами, которые образуют аппарат управления (высшее, среднее и низшее руководство в организации). Осуществляющие управление организацией руководители должны обладать системой знаний, умений и навыков по управлению.
Поскольку организация представляет собой социотехническую систему, на функционирование которой оказывают влияние факторы внешней и внутренней среды и люди, работающие в организации, обладают своими особенностями, то руководителю необходимо применение искусства в управлении.
Слайд 7Вопрос 2 Основные подходы менеджмента к системе управления
В истории менеджмента
можно выделить следующие подходы:
- процессный;
- системный;
- ситуационный.
Слайд 8
Процессный подход определяет управление как
процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается
не как единовременное действие, а как серия взаимосвязанных действий – функций управления.
Системный подход предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует и единого лучшего способа управления организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, наиболее соответствующий данной ситуации.
Слайд 9Вопрос 3
Таблица 1 Виды менеджмента
Слайд 10Вопрос 4 - Функции менеджмента
Планирование
Организация
Координация
Контроль
Мотивация
Слайд 11 Планирование – это процесс включающий в себя три
составляющих:
а). Цели.
б). Перечень операций для достижения цели.
в). Оценка ресурсов.
Организация – это функция управления, задача которой формирование структуры организации и обеспечение её всем необходимым, а также формирование организационной культуры.
Мотивация – это функция управления имеющая целью активизировать людей т.е. побудить выполнять определенную работу качественно.
Контроль – функция управления, задача которой количественная и качественная оценка ресурсов, работы организации и работников.
Координация – это функция управления, цель которой достижение согласованности в работе всех подразделений организации путем установления рациональных связей между ними (отчеты, собрания, компьютерная сеть, средства связи).