Разделы презентаций


Тема 11. Основы государственных и муниципальных финансов

Содержание

1. Экономическая деятельность государстваМодернизация системы государственных финансов во всех индустриально развитых странах мира преследует главную цель — радикальное повышение эффективности выполнения государством своих функций. Новая институциональная теория вернулась к теории общественного договора

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 11. Основы государственных и муниципальных финансов
1. Экономическая деятельность

государства.
2. Понятие и состав государственных финансов.
3. Государственные доходы: сущность и

классификация.
4. Государственные расходы: сущность и классификация.
5. Организация местных финансов
Тема 11. Основы государственных и муниципальных финансов 1. Экономическая деятельность государства.2. Понятие и состав государственных финансов.3. Государственные

Слайд 21. Экономическая деятельность государства
Модернизация системы государственных финансов во всех индустриально

развитых странах мира преследует главную цель — радикальное повышение эффективности выполнения

государством своих функций.
Новая институциональная теория вернулась к теории общественного договора Ж.-Ж. Руссо, в соответствии с которой предполагается, что имеет место делегирование людьми части своих прав государству. Принято считать, что таким договором является конституция государства, которая описывает, что входит в компетенцию государства, и какие права граждан не могут быть никогда и никем ущемлены.
Предполагается, что есть сферы деятельности, в которых государство более эффективнее иных механизмов, а если речь вести только об экономике, то государство компенсирует так называемые «провалы рынка». Финансы государства являются прямым и непосредственным проявлением эффективности его деятельности.
1. Экономическая деятельность государстваМодернизация системы государственных финансов во всех индустриально развитых странах мира преследует главную цель — радикальное

Слайд 3Экономическая и социальная неэффективность рынка
Основными причинами для вмешательства государства в

экономику обычно называют  «провалы рынка» (то есть экономическую неэффективность) и неравенство

(несправедливость, социальную неэффективность) при «рыночном» распределении доходов.
К изъянам рынка можно отнести известные макроэкономические провалы — инфляцию и безработицу. Как показал мировой опыт последнего столетия, эти проблемы рынок не в состоянии решить самостоятельно.
Социальная несправедливость: первичное распределение доходов в любой рыночной экономике обусловлено изначально неравной наделенностью экономических агентов ресурсами. Тот, кто имеет землю, капитал, семейные связи и хорошее образование, как правило, получит доход выше, чем, тот, кто всего этого лишен.
Экономическая и социальная неэффективность рынкаОсновными причинами для вмешательства государства в экономику обычно называют  «провалы рынка» (то есть экономическую

Слайд 41. Экономическая деятельность государства
Деятельность государства в целом проявляется в следующих

функциях:
1) регулирующая функция ;
2) перераспределительная функция;
3) экономическая функция;
4) социальная функция;
5)

контрольная функция.
1. Экономическая деятельность государстваДеятельность государства в целом проявляется в следующих функциях:1) регулирующая функция ;2) перераспределительная функция;3) экономическая

Слайд 5Регулирующая функция
1. Обусловлена тем, что
существуют области функционирования государства, в

которых оно занимает ведущие позиции (например, оборона, социальная помощь и

т.п.),
государство реализует экономическую политику через институциональную систему,
государство является собственником и взаимодействует с различными структурами предпринимательского сектора экономики.

2. К областям регулирования относятся: сфера предпринимательства, государственные финансы, денежное обращение, безналичные расчеты, внешнеэкономическая деятельность, валютный курс, экономическая безопасность, общественный сектор.

Регулирующая функция1. Обусловлена тем, что существуют области функционирования государства, в которых оно занимает ведущие позиции (например, оборона,

Слайд 6Перераспределительная функция
1. Созданный национальный доход является объектом перераспределения между его

производителями и потребителями. Для реализации этой функции решающую роль в

федеративном государстве играет распределение полномочий и предметов ведения между федерацией и её субъектами в социально-экономической сфере.

2. Механизмом такого перераспределения служат налоговая и бюджетная системы.
Перераспределительная функция1. Созданный национальный доход является объектом перераспределения между его производителями и потребителями. Для реализации этой функции

Слайд 7Экономическая функция
1) охрана института права, защита общественного спокойствия и предотвращение

конфликтов;
2) защита прав частной собственности, ее спецификация и регистрация;
3) обеспечение

возможности и путей свободного обмена товарами и услугами;
4) создание и защита механизмов обмена информацией в широком смысле слова;
5) сохранение и разработка измерительных стандартов, включая меры, весы, эталоны, а также деньги (поддержание стабильности используемой денежной единицы как наиболее универсального инструмента и мерила обменных операций);
6) производство общественных благ (где общественные издержки окажутся ниже частных на единицу блага).
Экономическая функция1) охрана института права, защита общественного спокойствия и предотвращение конфликтов;2) защита прав частной собственности, ее спецификация

Слайд 8Социальная функция
1. Государство поддерживает социальную справедливость и определенный уровень общественного

благосостояния, гарантирует прожиточный минимум, соответствие роста заработной платы и производительности

труда, обеспечивает занятость населения.

2. Для реализации этой функции решающую роль играет финансово-экономический потенциал государства. Реализация этой функции связана с расширением спроса общественного сектора экономики.

Социальная функция1. Государство поддерживает социальную справедливость и определенный уровень общественного благосостояния, гарантирует прожиточный минимум, соответствие роста заработной

Слайд 9Контрольная функция
1. Государство создает ориентиры социально-экономического развития общества, задает параметры

экономического и социального роста, определяет условия предпринимательской деятельности, формирует долгосрочные,

среднесрочные и текущие экономические и социальные программы, выполнение которых и служит объектом контроля.
2. Реализация этой функции обеспечивается через органы государственного контроля, в том числе финансового, а также институциональные системы.
3. Механизмом реализации этой функции является система показателей и критериев, зафиксированная в правовых актах различного уровня, система санкций, поощрений и льгот, выбор приоритетов социально-экономического развития общества.
Контрольная функция1. Государство создает ориентиры социально-экономического развития общества, задает параметры экономического и социального роста, определяет условия предпринимательской

Слайд 102. Понятие и состав государственных финансов
Экономическая сущность государственных финансов :
они

выражают денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимости общественного

продукта и части национального богатства для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функций государства и государственных предприятий.


Фактически государственные финансы являются инструментом вмешательства государства в экономику в целом, оказывают непосредственное влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. А общество должно иметь возможность оценить результаты такого вмешательства.

2. Понятие и состав государственных финансовЭкономическая сущность государственных финансов :они выражают денежные отношения, связанные с распределением и

Слайд 11Теория государственных финансов
«...применительно к условиям современной России имеет

место серьезное отставание теоретических разработок в области государственных финансов. Это

приводит не только к противоречивости ряда концепций по развитию экономики и финансов на средне- и долгосрочную перспективы и задач, стоящих перед государством, но и к практическим трудностям, возникающим в ходе работы финансовых органов и служб, в частности, с углублением реформ в бюджетной сфере, проводимой административной реформой».
Основы современной теории государственных финансов были заложены на рубеже ХIХ—ХХ вв., когда начали интерпретировать бюджет в терминах спроса и предложения благ, поставляемых государством, и пытались искать рациональные подходы к его формированию. Позднее наука о государственных финансах развивалась в большей степени как теория налогов и перераспределения. И лишь в последнее время общепринятым стал синтетический взгляд на ресурсы, формы и результаты деятельности государства сквозь призму производства и обмена экономических благ, а экономика общественного сектора сформировалась как самостоятельная научная и учебная дисциплина.
Теория государственных финансов «...применительно к условиям современной России имеет место серьезное отставание теоретических разработок в области государственных

Слайд 12Теория государственных финансов: взгляд американских ученых
Большой вклад в развитие теории

государственных финансов во второй половине ХХ в. внесли американские ученые (Р. Масгрейв,

Д. Стиглиц, Дж. Бьюкенен, К. Эрроу и др.).
Со времени появления первой работы Р. Масгрейва (The Theory of Public Finance. N.Y., 1959) принято считать, что государственная финансовая политика (регулирование государством действий рынка) имеет три основных направления:
совершенствование размещения ресурсов производства товаров и услуг;
перераспределение (безвозмездное) определенной части доходов и материальных благ между группами населения под влиянием существующих в данной стране традиций и сформировавшегося общественного мнения;
разнообразные меры, направленные на обеспечение устойчивого экономического роста в стране и на прогрессивные изменения в структуре экономики.
Теория государственных финансов: взгляд американских ученыхБольшой вклад в развитие теории государственных финансов во второй половине ХХ в. внесли

Слайд 13Современная теория государственных финансов
Сегодня экономическая теория государственных финансов (public finance) получила

дальнейшее развитие в рамках экономики общественного сектора.
Так, этой теорией

рассматриваются вопросы экономического обоснования государственных расходов и налогов, их виды, влияние на экономическое поведение фирм и домохозяйств, основные проблемы программ государственных расходов.
Соответственно бюджет и государственная собственность предстают, прежде всего, в качестве инструментов, призванных обеспечивать удовлетворение потребностей в тех благах, которые недостаточно эффективно производятся в частном секторе.
Современная теория государственных финансов Сегодня экономическая теория государственных финансов (public finance) получила дальнейшее развитие в рамках экономики общественного сектора.

Слайд 14«Провалы государства»
Неравномерное распределение всех видов ресурсов через институты государства. Когда

государство собой подменяет рыночные механизмы, соединения факторов производства, то встает

вопрос относительной эффективности. Таких критериев несколько:

1) критерий Калдора—Хикса — система распределения эффективна, если все, кто пострадал от каких-либо действий, могут получить полную компенсацию убытков, а остальная часть общества останется при этом в лучшем положении, чем прежде;
2) критерий Скитовски — экономическое благосостояние улучшается, если выполняется предыдущий критерий, и проигравшие не могут подкупить выигравших для отмены действий последних;
3) критерий Литтла — для обеспечения эффективности деятельности необходимо выполнение двух предыдущих критериев и условие отсутствия ухудшения условий благосостояния.
«Провалы государства»Неравномерное распределение всех видов ресурсов через институты государства. Когда государство собой подменяет рыночные механизмы, соединения факторов

Слайд 15КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ
Состояния экономики можно сравнивать с точки зрения эффективности

размещения ресурсов и справедливости распределения продуктов, полученных при использовании этих

ресурсов.







Общество в результате проведения той или иной политики может менять эти состояния. В этом случае требуется определить, какое из возможных экономических состояний является более предпочтительным с точки зрения общества. Однако очень тяжело определить однозначно критерий справедливости даже по отношению к отдельной человеческой жизни, не говоря уже обо всей экономике в целом.

Экономика

Эффективное размещение ресурсов

Справедливое распределение благ

+

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ БЛАГОСОСТОЯНИЯСостояния экономики можно сравнивать с точки зрения эффективности размещения ресурсов и справедливости распределения продуктов, полученных

Слайд 16«Провалы государства»
Высокая вероятность достижения результатов, отличных от поставленных. В соответствии

с законом А. Вагнера государство имеет историческую тенденцию к расширению, особенно в

сфере расходов в связи со спецификой роста общественного производства (глобализацию можно рассматривать как разновидность действия этого закона).
Возможное несоответствие доходов и расходов бюджетной системы. Более того, кейнсианцы и регуляционисты предполагают, что дефицит государственного бюджета может выполнять на определенных этапах экономического цикла позитивную, стимулирующую роль для всего общественного развития.
Отсутствие юридически закрепленных критериев эффективности деятельности государства (каковым является прибыль для фирмы)
«Провалы государства»Высокая вероятность достижения результатов, отличных от поставленных. В соответствии с законом А. Вагнера государство имеет историческую тенденцию к

Слайд 17Особенность
общественных финансов
рост объемов государственных расходов
опережает
рост ВНП

Особенность общественных финансоврост объемов государственных расходовопережаетрост ВНП

Слайд 18исторический
экономический
социально - политический
государство для финансирования непредвиденных расходов прибегает к выпуску

государственного займа, год за годом происходит рост размера государственного долга

и процентов по нему, иными словами, расходов на его обслуживание

усложнение экономической жизни в результате развития экономики и углубляющим-ся разделением труда; научно-технический прогресс, и как следствие, увеличение государствен-ных ассигнований в науку, различные инвестиционные проекты; развитие техники и технологии вызывает потребность в больших объемах капитала и др.

существенное расширение социальных функций государства (пенсионное страхование, помощь населению при стихийных бедствиях и катастрофах, усиливается активность в сферах образования и здравоохранения и др.)

"Закон возрастающей государственной активности" Адольфа Вагнера

Факторы роста государственной активности

историческийэкономическийсоциально - политическийгосударство для финансирования непредвиденных расходов прибегает к выпуску государственного займа, год за годом происходит рост

Слайд 19размещения
перераспределительная
стабилизации
общественные товары, блага и услуги не могут быть обеспечены посредством

рынка; государство оптимально распределяет ограниченные экономические ресурсы между "частными" и

"общественными" товарами и выбирает структуру и объемы последних.

реализуется путем:
1) налогово-трансфертной схемы (сочетание налогообложе-ния высоких доходов с субсидиро-ванием низкодоходных домашних хозяйств);
2) прогрессивных налогов, (финансирование общественного хозяйства, такого, как жилищное, имеющего низкие доходы от нанимателей);
3) сочетания налогов на товары, покупаемые высокодоходными потребителями с субсидированием товаров, покупаемых потреби-телями с низкими доходами.

обеспечение высокой занятости, приемлемой степени ценовой стабилизации и экономического роста с учетом результатов внешней торговли и состояния платежного баланса

Распределительная функция общественных финансов: подфункции

размещенияперераспределительнаястабилизацииобщественные товары, блага и услуги не могут быть обеспечены посредством рынка; государство оптимально распределяет ограниченные экономические ресурсы

Слайд 20Поле корреляции между начисленными налогами (на душу населения) и ВРП

(на душу населения) по субъектам РФ, 2007 г. (тыс. руб./чел.)


Поле корреляции между начисленными налогами (на душу населения) и ВРП (на душу населения) по субъектам РФ,

Слайд 21Государственный бюджет
Внебюджетные фонды
Государственный кредит
Обособленные звенья:
Финансы государственных предприятий и организаций
общегосударственные (федеральные,

правительственные, региональные)
По уровню управления:
местные (муниципальные)
Классификация государственных финансов

Государственный бюджетВнебюджетные фондыГосударственный кредитОбособленные звенья:Финансы государственных предприятий и организацийобщегосударственные (федеральные, правительственные, региональные)По уровню управления: местные (муниципальные)Классификация государственных

Слайд 22Место и значение государственных финансов в современном обществе
О роли государственных

финансов свидетельствуют следующие показатели:

доля расходов консолидированного бюджета в ВВП;
структура его

расходов и место в ней социального сектора;
основные программы государственных расходов (национальные проекты), их влияние на инвестиционную среду;
уровень административных издержек, межбюджетных трансфертов.

При этом государство, прежде всего, осуществляет законодательное регулирование экономических отношений, применяет инструменты финансового регулирования (налоги, субсидии и др.), производит товары и услуги (образовательные, медицинские и т.п.), в том числе чистые общественные блага, которые могут обеспечиваться только государством (национальная оборона, экологическая безопасность и др.), доводит трансферты дохода малообеспеченным, жилищные субсидии.
Место и значение государственных финансов в современном обществеО роли государственных финансов свидетельствуют следующие показатели:доля расходов консолидированного бюджета

Слайд 233. Государственные доходы: сущность и классификация
Государственные доходы –
это система

экономических отношений, в процессе которых образуется совокупность средств, поступающих в

собственность государства для создания материальной базы его функционирования

Материально-вещественной стороной понятия доходов является определенные денежные средства, сосредоточиваемые у государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Экономическая природа государственных доходов и их организация обусловлены системой хозяйствования, политической и экономической ролью государства.

3. Государственные доходы: сущность и классификацияГосударственные доходы – это система экономических отношений, в процессе которых образуется совокупность

Слайд 24К доходам от государственной собственности относятся:
доход государственных организаций в виде

валового дохода (прибыли), налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных доходов;
доходы

от государственного имущества (от государственного жилого фонда, земли, лесов, водных угодий, других природных ресурсов, средства от разгосударствления и приватизации государственной собственности);
доходы от платных услуг, оказываемых государственными учреждениями и организациями (регистрационные сборы, сборы за поверку, клеймение и экспертизу мер и измерительных приборов и др.) и плата за нехозяйственные услуги (государственная пошлина, сбор дорожной полиции и т.д.);
специальные средства бюджетных учреждений, включающие арендную плату за помещения, доходы подсобных предприятий и др.
К доходам от государственной собственности относятся:доход государственных организаций в виде валового дохода (прибыли), налога на добавленную стоимость,

Слайд 25доходы государственных предприятий и организаций
налоговые поступления частнопредпри-нимательского сектора
налоговые платежи населения
По

организационно-правовому оформлению форм собственности:
налоговые поступления коммерческих организаций
доходы, формируемые в сфере

материального производства

По сфере создания:

доходы, образующиеся в непроизводственной сфере

Классификация государственных доходов

налоговые поступления обществен-ных организаций

доходы государственных предприятий и организацийналоговые поступления частнопредпри-нимательского сектораналоговые платежи населенияПо организационно-правовому оформлению форм собственности:налоговые поступления коммерческих организацийдоходы,

Слайд 26налоговые
По финансовому содержанию:
неналоговые (средства от разгосударствления и приватизации, доходы от

денежно-вещевых лотерей и т.д.)
Классификация государственных доходов
централизованные
По методам мобилизации:
децентрализованные

налоговыеПо финансовому содержанию: неналоговые (средства от разгосударствления и приватизации, доходы от денежно-вещевых лотерей и т.д.)Классификация государственных доходов

Слайд 274. Государственные расходы: сущность и классификация
Государственные расходы –
это денежные

издержки, связанные с функционированием государства

Как экономическая категория

государственные расходы выражают экономические отношения, связанные с распределением, перераспределением и потреблением части валового общественного продукта в целях развития и совершенствования общественного производства, удовлетворения разнообразных потребностей общества.


4. Государственные расходы: сущность и классификацияГосударственные расходы – это денежные издержки, связанные с функционированием государства

Слайд 284. Государственные расходы: сущность и классификация
Государственные расходы в разных странах

мира занимают большую или меньшую долю в составе ВВП —

в среднем от 20 до 50%, в зависимости от того,
насколько богата экономика (в терминах ВВП на душу населения),
какую социально-экономическую политику проводит государство.

Как правило, в экономиках протекционистского типа (социально ориентированных) большая доля суммарного дохода перераспределяется через бюджет, тогда как в экономиках либерального типа эта доля значительно ниже.

4. Государственные расходы: сущность и классификацияГосударственные расходы в разных странах мира занимают большую или меньшую долю в

Слайд 29Доля расходов консолидированного бюджета в ВВП отдельных стран мира, 2001

г. (доля расходов, %)

Доля расходов консолидированного бюджета в ВВП отдельных стран мира, 2001 г. (доля расходов, %)

Слайд 30Рост роли государства в экономиках развитых стран
Динамика государственных расходов в

ведущих индустриальных странах за последние 120 лет показывает неуклонный рост

их удельного веса в ВВП во всех странах, хотя и в разной степени:
в США — в 4 раза,
в Швеции — в 10 раз,
в Германии — почти в 5 раз.

Это зависит от выбранной модели социально-экономического развития — либерально-рыночной, как в США, социально-ориентированной рыночной экономики, как в странах ЕС, либо общества всеобщего благоденствия, как в скандинавских странах, где уровень налоговых изъятий и перераспределения доходов достигает двух третей валового продукта
Рост роли государства в экономиках развитых странДинамика государственных расходов в ведущих индустриальных странах за последние 120 лет

Слайд 31Рост роли государства в экономиках развитых стран
Динамика государственных расходов в

ведущих индустриальных странах за последние 120 лет показывает неуклонный рост

их удельного веса в ВВП во всех странах, хотя и в разной степени:
в США — в 4 раза,
в Швеции — в 10 раз,
в Германии — почти в 5 раз.

Это зависит от выбранной модели социально-экономического развития — либерально-рыночной, как в США, социально-ориентированной рыночной экономики, как в странах ЕС, либо общества всеобщего благоденствия, как в скандинавских странах, где уровень налоговых изъятий и перераспределения доходов достигает двух третей валового продукта
Рост роли государства в экономиках развитых странДинамика государственных расходов в ведущих индустриальных странах за последние 120 лет

Слайд 32В состав расходов предприятий государственного сектора входят:
1) затраты, связанные с

производственной, хозяйственно-эксплуатационной деятельностью;
2) затраты на расширенное воспроизводство (в основные и

оборотные фонды);
3) платежи в бюджет и внебюджетные фонды;
4) платежи в поощрительные и стимулирующие фонды.
В состав расходов предприятий государственного сектора входят:1) затраты, связанные с производственной, хозяйственно-эксплуатационной деятельностью;2) затраты на расширенное воспроизводство

Слайд 33Принципы государственных расходов
1) плановость;
2) целевой характер;
3) безвозвратный характер;
4) финансирование в

меру выполнения планов (прогнозов) развития;
5) соблюдение режима экономии в использовании

ресурсов;
6) оптимальное сочетание бюджетных, кредитных и собственных источников их покрытия.

Принципы государственных расходов1) плановость;2) целевой характер;3) безвозвратный характер;4) финансирование в меру выполнения планов (прогнозов) развития;5) соблюдение режима

Слайд 34расходы, непосредственно связанные с материальным производством и относящиеся к производственной

сфере
расходы в непроизводственной сфере деятельности
По экономическому содержанию:
Классификация государственных расходов
расходы на

создание государственных резервов

на экономику

социально – культурные мероприятия

науку

По предметному признаку:

оборону

управление

расходы, непосредственно связанные с материальным производством и относящиеся к производственной сферерасходы в непроизводственной сфере деятельностиПо экономическому содержанию:Классификация

Слайд 355. Организация местных финансов
На организацию государственных и муниципальных финансов оказывают влияние такие

факторы, как форма государственного устройства (унитарная, федеративная), особенности административно-территориального устройства

государства, в том числе местного самоуправления.
В соответствии со ст. 9 Европейской хартии местного самоуправления органы местного самоуправления должны иметь достаточные собственные финансовые ресурсы для выполнения своих функций.
Конституцией Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Так, установлено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы


5. Организация местных финансовНа организацию государственных и муниципальных финансов оказывают влияние такие факторы, как форма государственного устройства (унитарная, федеративная),

Слайд 365. Организация местных финансов
Местные финансы –
это экономические отношения, посредством

которых местные органы управления мобилизуют, распределяют и используют в соответствии

с возложенными на них функциями часть общественного продукта в денежной форме.

Они включают местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды и финансы хозяйствующих субъектов, находящиеся в собственности местных органов управления. Структура и направление местных финансов определяются функциям местных органов власти и управления - собраний депутатов, местной администрации и местного самоуправления.


5. Организация местных финансовМестные финансы – это экономические отношения, посредством которых местные органы управления мобилизуют, распределяют и

Слайд 37В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г.

№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

к вопросам местного значения поселения (ст. 14) относятся:

формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;
установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения;
водоотведение, снабжение населения топливом;
содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования;
обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством;
организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства и др.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного

Слайд 38Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика