Тема 1.1
Введение в проблему афазии
Слайд 2ПЛАН
Определение афазии, место в логопедии.
Причины афазии, статистика.
Механизм возникновения афазии.
Дифференциальная
диагностика афазии и других речевых патологий
История развития учения об афазии
Слайд 3Список литературы
Логопедия: Учебник для пед. вузов / Под ред. Л.С.
Волковой, С.Н. Шаховской.– М., 2002. Шохор-Троцкая М.К. Коррекционно-педагогическая работа при
афазии.– М., 2002.
Логопедия. Методическое наследие: в 5 кн.: пособие для логопедов и студ. Дефектол. Фак. Пед. вузов/ авт.-сост. С. Н.Шаховская, Т.В.Волосовец, Л.Г. Парамонова: ред. Л.С.Волкова. – М., Владос. – Кн. : Алалия. Афазия. – 2003.
Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селивёрстова – М., 1997, Т.2.
Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М., 2000.
Шохор-Троцкая М.К. Речь и афазия: Методологический подход к преодолению речевых расстройств. - М., 2001.
Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. – М., 2001.
Цветкова Л.С. Нейропсихология и афазия. – М., 2001.
Цветкова Л.С. К вопросу о природе афазии и учение о факторе: (о причинах нарушений речи) // Вопросы психологии. –2002. №4.
Слайд 4Афазия
(греч. А- частица, означающая отрицание, и phases- речь)
это полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями
головного мозга
Слайд 5Афазия
Нарушение структурно-семантического оформления
устного речевого высказывания
(клинико-педагогическая классификация)
Слайд 6Афазия
одно из наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно
нарушаются все виды речевой деятельности.
говорение,
аудирование (понимание),
чтение
письмо
Слайд 7Причины возникновения афазии
Нарушение мозгового кровообращения
черепно-мозговые травмы
Опухоли головного мозга
Инфекционные заболевания головного
мозга
Слайд 8статистика
При поражении левого полушария (в связи с инсультом) у мужчин
в 3 раза чаще, чем у женщин, развивается афазия
В трети
случаев нарушений кровообращения головного мозга 30% больных составляют лица трудоспособного возраста: соотношение мужчин и женщин 3:1 (по данным ВОЗ)
Слайд 9черепно-мозговые травмы
Чаще у детей и подростков
В ситуациях катостроф
лица молодого
возраста: инвалиды различных локальных войн.
Слайд 10опухоли головного мозга,
инфекционные заболевания головного мозга.
Слайд 11
Профилактика афазии
Наиболее частой причиной афазии является инсульт. Чтобы уменьшить его
вероятность необходимо:
Регулярно делать физические упражнения;
Есть много фруктов и овощей;
Ограничить потребление
соли и жира;
Бросить курить;
Умеренно потреблять спиртное;
Поддерживать здоровый вес;
Следить за артериальным давлением;
Рассмотреть возможность принятия низких доз аспирина, если врач рекомендует это сделать;
Немедленно обратиться за медицинской помощью при наличии симптомов инсульта.
Слайд 12Механизм возникновения афазии
Поражение головного мозга
Поражение речевых зон
Системный распад речи
(импрессивной, экспрессивной)
Общеафазические симптомы:
нарушение понимания речи,
особенности экспрессивной речи,
называния, повторения, письма, чтения, счёта
(различные особенности и сочетания этих симптомов, характерные для каждой формы афазии),
Особенности интеллектуально- эмоциональной сферы
Слайд 14Дифференциальная диагностика афазии и других речевых дефектов
афазия – (дизартрия)
это
центральное расстройство речевого механизма (периферического),
расстройство управления речевым процессом (самого
движения);
отсутствуют нарушения иннервации мышц артикуляционного аппарата (нарушение иннервации),
нарушается моторная функция, произвольность моторной функции, это обусловлено поражением корковых зон (произвольность на страдает)
Слайд 15Дифференциальная диагностика афазии и других речевых дефектов
афазия –( корковая
дизартрия )
системное нарушение речи (только произносительной стороны речи),
системный распад
экспрессивной и импрессивной речи при сохранности периферических органов речи:
специфически, системно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевой деятельности (устная речь, речевая память, фонематический слух, понимание речи, письменная речь, чтение, счёт ит.д.)
Слайд 16Дифференциальная диагностика афазии и других речевых дефектов
афазия - алалия
нарушение
уже сформировавшейся речи
после 3-х лет, т.е. мы говорим о нарушении
речи,
при алалии - недоразвитие головного мозга – недоразвитие речи.
Слайд 17классификации афазий
классическая, неврологическая: Вернике - Лихтгейма,
Лингвистическая: Х.Хед, В.К.Орфинская,
нейропсихологическая
А.Р. Лурия
Нейролингвистическая классификация афазий . Т. Б. Глезерман, Т. Г.
Визель
Слайд 18Нейролингвистический подход
Нейролингвистика – научная дисциплина, изучающая мозговые механизмы речевой деятельности
и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных
поражениях мозга
Нейролингвистика является одним из способов анализа клинической картины нарушения речи при афазии с помощью лингвистических терминов и на основе лингвистических теорий
Слайд 19Основные положения нейролингвистического подхода
создание концепции двух классов афазических нарушений речи,
связанных с преимущественным выпадением синтагматической и парадигматической систем языка
анализ сложного
процесса кодирования и декодирования различных по сложности речевых сообщений
Слайд 20Парадигматика — это иерархически построенная система кодов, с помощью которых
звуки вводятся в определенную систему фонематических оппозиций, а слово —
в системы понятий, в семантические поля и др.
Слайд 21Парадигмами являются фонемы, слоги, лексемы, корень слова, префиксы, суффиксы, флексии,
словосочетания, различные типы предложений.
Единицы парадигматической системы взаимозаменяются по признаку
или-или
Пардигмтические отношения построены по пространственному, симультанному принципу
Слайд 22Нарушения выбора парадигматических единиц языка при афазиях проявляются в литеральных
и вербальных (словесных) парафазиях, которые наблюдаются преимущественно и устной и
реже в письменной речи при поражении задних речевых зон коры головного мозга, а также в виде параграмматизма, то есть выбора флексий при построении развернутого высказывания больных с сенсорной и афферентной моторной афазией
Слайд 23Синтагматические отношения построены по временному, линейному, сукцессивному принципу
Для синтагматической системы
характерна взаимосвязь по принципу и—и
Синтагматика имеет другую природу — она
связывает слова в плавную речь и опирается на синтаксические средства языка
Слайд 24Грубое нарушение синтагматических связей называется (аграмматизм) характерно для «передних» форм
афазии — эфферентной моторной и одной из форм динамической афазии
Слайд 25Система восстановительного обучения при афазии
Слайд 26ПРИКАЗ МИНЗДРАВА РФ
ОТ 28.12.98 N 383
О СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ
БОЛЬНЫМ ПРИ НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ И ДРУГИХ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
Слайд 27Приказ 22 августа 2005 г. N 534 о мерах по
совершенствованию организации нейрореабилитационной помощи больным с последствиями
Слайд 28МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИОННОЙ
ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ С ОЧАГОВЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ГОЛОВНОГО
МОЗГА В
РЕЗУЛЬТАТЕ ИНСУЛЬТА, ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ И ДРУГИХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ
НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Заместитель Министра здравоохранения и
социального развития
Российской Федерации
Р.А.ХАЛЬФИН
06.02.2006 г. N 504-РХ
Слайд 29Специалисты, осуществляющие нейрореабилитацию больных
врачи,
медицинские психологи,
медицинские педагоги
организаторы
здравоохранения
Слайд 30Научные основы и задачи восстановительного обучения
Слайд 31Основная задача восстановительного обучения
восстановление коммуникативных способностей больных, т.е. восстановление утраченных
речевых умений и навыков.
Слайд 32Научная основа
восстановительного обучения
принципы восстановительного обучения
Л.С.Цветкова
Слайд 33Психофизиологические принципы
Принцип квалификации дефекта
Принцип использования сохранных анализаторных систем (афферентаций) в
качестве опоры при обучении
Принцип создания новых функциональных систем
Принцип опоры
на разные уровни организации психических функций
Принцип опоры на всю психическую сферу человека в целом
Принцип контроля
Слайд 34Психологические принципы
Принцип учета личности больного
Принцип опоры на деятельность больного
. Принцип
организации деятельности больного
Принцип программированного обучения
Принцип системного воздействия на дефект
Принцип учета
социальной природы человека,
Слайд 35Психолого-педагогические принципы
Принцип «от простого — к сложному»
Принцип наглядности
Принцип доступности
Принцип
систематичности
и др.