Слайд 1
ТЕМА 12. УСТНОЕ И ПИСЬМЕННОЕ ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
Слайд 2
1. Деловой этикет как составная часть культуры общения
Этикет - большая
и важная часть общечеловеческой культуры, впитавшая в себя представления народов
о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности.
Слайд 3
Различают следующие основополагающие принципы деловых взаимоотношений:
Свобода
Терпимость
Деловая обязанность.
Деловая этика
- это совокупность норм поведения предпринимателя, совокупность требований, предъявляемых культурным
обществом к характеру общения с людьми, социальному облику делового человека.
Слайд 4Успех делового общения, по мнению Джека Ягера - автора книги
"Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса", требует
обязательного соблюдения 6 правил:
Правила представления и знакомства.
Правила проведения деловых контактов.
Правила поведения на переговорах.
Требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде.
Требования к речи.
Требования к культуре составления служебных
документов.
Слайд 5Речевой этикет
Речевой этикет - это совокупность всех этикетных речевых средств
и правила их использования в тех или иных ситуациях.
Разновидности этикета
выделяются в самостоятельные системы:
воинский этикет
дипломатический этикет
церковный(православный) этикет
светский этикет
служебный (деловой) этикет
Слайд 6 Этикет - явление национальное. То, что считается вежливым
у одного народа, может быть истолковано как жест невежливого отношения
к собеседнику у другого.
Этикетная формула
Этикетная формула часто представляет собой фразеологизированные предложения, являющиеся готовыми языковыми средствами.
Слайд 7В любой деловой ситуации могут вступать в контакт люди разных
коммуникативных типов:
Открытого (считается наилучшим для общения, ведения переговоров).Он сосредоточивает внимание
на партнере по коммуникации.
Закрытого ("человека - манипулятора"). Он сосредоточивает внимание на самом себе.
Слайд 8
Открытый тип:
1.) Позиция: "Самое интересное - мой партнер, собеседник".
2.) Поведение:
"Не господствовать, не мешать подлинному взаимодействию".
3.) Стратегия: равноправие, сотрудничество.
4.)Планируемый результат:
узнать и понять другого.
Слайд 9Закрытый тип:
1.) Позиция: "Самое интересное - я", "я - сам".
2.)
Поведение: "Право на речь - это право на власть. Я
командую в разговоре - он подчиняется".
3.) Стратегия: доминирование, иерархия.
4.) Планируемый результат: показать себя, высказаться самому.
Слайд 10В деловом взаимодействии все речевое поведение ориентировано на определенную реакцию
партнера. Для того чтобы реакция оказалась адекватной намерениям каждой из
сторон, необходимо:
овладеть личностными качествами делового человека - быть уверенным в себе, иметь личные цели и ценности;
демонстрировать объективность в оценке информации и в способах ее сообщения, проявлять искренний интерес к предмету речи и к партнеру;
в партнере по деловому общению уважать личность, стремиться увидеть проблему глазами партнера
Слайд 11 соблюдать постулат релевантности - говорить по существу обсуждаемого вопроса;
корректно
относиться к количеству и качеству информации, ее достоверности, быть последовательным
и аргументированным;
соблюдать языковую нормативность деловой речи - четко формулировать мысль, использовать принятые в деловом общении клише.
подчиняться установленным правилам и ограничениям (протоколу, деловому этикету, культуре общения, позволяющим формировать у собеседника приятный имидж)
Слайд 1212.2. Риторика как составная часть культуры делового общения
Обобщая различные наблюдения
и рекомендации,
укажем свойства, придающие особую энергетику речи:
обаяние,
артистизм,
уверенность,
дружелюбие,
искренность,
объективность,
заинтересованность.
В деловом общении ценятся также экспрессия и тональная вариативность речи.
Слайд 13Эмоциональность речи
1.Метафора - представляет собой живой, яркий, привлекательный образ.
Чтобы научиться
"сделать" метафору самому, нужно знать:
что сравнимые объекты должны быть однородны
(нельзя рыбу сравнивать со щукой);
что должен быть заявлен главный, сущностный признак объекта;
какую оценку должна нести метафора: улучшать объект оценки или ухудшать.
что метафору лучше развить, "раскрутить" в речи, соблюдая "единство образа".
Слайд 142. Ирония (греч. - притворство) - игра значений, прямого и
переносного, - также создает свежий, незаштампованный речевой эффект.
3. Парадокс.
Остроумие, свежесть речи может придать парадокс (греч. - неожиданность).
4. Намек. Избежать лишней категоричности в оценках, в выражениях похвалы и, напротив, неодобрения помогает намек.
5. Градация. Экспрессивность деловой речи придает градация (греч. - постепенное изменение: нарастание или убывание).
6. Установить деловой и эмоциональный контакт с собеседником, создать атмосферу гармонии и сотрудничества помогают особые фигуры речи: ободрение и одобрение, уступки и допущения.
Слайд 15 7. Вопросы. Определенным этапом обсуждения темы являются вопросы.
В деловом взаимодействии
используются
разные видов вопросов:
информационные
контрольные
для ориентации
подтверждающие
ознакомительные
однополюсные
встречные
альтернативные
направляющие
провокационные
вступительные
заключающие
закрытые
открытые
зеркальные
Слайд 1612.3. Паралингвистика, невербальные средства и деловая коммуникация
Паралингвистика (греч. рara -
около) изучает совокупность невербальных средств, включенных в речевое сообщение и
передающих, вместе с вербальными средствами, смысловую информацию. Различают три вида паралингвистических средств:
фоноционные. К фоноционным относят тембр речи, ее темп, громкость, типы заполнения пауз ("э-э", "м-м " и др.), особенности произношения звуков;
кинетические. К кинетическим относят жесты, тип выбираемой позы, мимику;
графические. Графические средства - это почерк, способы графических дополнений к буквам, их заменители, символы.
Слайд 17Средства невербальной коммуникации
К средствам невербальной коммуникации относят, как правило, следующие:
1.
Жестовый контакт
2. Дистанция между общающимися.
3. Ориентация
4. Внешний вид.
5.
Поза тела.
6. Кивок головой
7. Выражение лица (мимика)
8. Жесты
9. Взгляд
10. Паравербальные и экстравербальные сигналы.
Слайд 18Что такое энергетика речи?
Различают следующие характеристики человеческого голоса:
1. Скорость речи
менее
200 слогов в минуту - относительно медленная речь;
около 350 слогов
в минуту - относительно "нормальная" речь;
около 500 слогов в минуту –
относительно быстрая речь.
2. Громкость.
3. Артикуляция.
4. Высота голоса.
5. Режим или течение речи.
Слайд 19Деловая коммуникация
Знаки:
Визуальный контакт
Язык тела
Тон голоса и скорость речи
Приверженность теме разговора
Расшифровки
знаков людьми иной культуры
Визуальный контакт:
Для многих черных американцев, молодых испаноговорящих
и некоторых других людей прямой взгляд не означает уважения и его избегают.
Язык тела:
В некоторых африканских странах прямой контакт лицом к лицу воспринимается как слишком агрессивный. Выходцы из Ближней Азии привыкли к более близкому расстоянию во время беседы, чем это принято у европейцев..
Слайд 20Тон голоса и скорость речи:
Испанцы и итальянцы говорят быстрее других
европейцев. Американцы говорят громко, а британцы невольно демонстрируют повышенное чувство
гордости.
Приверженность теме разговора:
Американцы и немцы склонны быть прямолинейными, а представители Японии и некоторых азиатских культур ведут себя более уклончиво, не подписывая контракта до последней минуты.
Слайд 2112.4. Организационно-распорядительная документация как разновидность письменной деловой речи и ее
лингвистические и структурные особенности
Центром деловой
письменности является
-организационно-
распорядительная
документация (ОРД).
Приказ
– правовой акт,
издаваемый руководителем
органа управления для
решения оперативных
задач по деятельности
предприятия и по личному
составу.
Слайд 221. Приказ имеет заголовок :("О реорганизации предприятия", "Об изменении графика
работы", "Об изменении оплаты отпусков", "О приеме на работу").
2.Текст приказа
состоит из двух частей:
- констатирующей
- распорядительной.
Основанием для приказа могут служить:
1) нормативные документы государственных органов (правительства, налоговой инспекции, органов местного самоуправления);
2) решения Совета директоров, общих собраний акционеров;
3) производственная необходимость.