Слайд 1ТЕМА 13. Направленность личности
ДИСЦИПЛИНА - СЕРВИСОЛОГИЯ (ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ)
СПЕЦИАЛЬНОСТИ
- 10010365 (230500 – СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ; 10011065 (230600)
ДОМОВЕДЕНИЕ
ИНСТИТУТ: ИСМД, кафедра СЕРВИСА И МОДЫ
КОНОПЛЕВА НИНА АЛЕКСЕЕВНА – КАНД. КУЛЬТУРОЛОГИИ, ДОЦЕНТ ПО КАФЕДРЕ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ЗАВ, КАФ. СМ
Слайд 2
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Понятие о мотивации и мотивах активности человека.
2. Понятие
об установках.
3. Понятие об идеалах.
4. Понятие о склонностях человека.
5. Основные
подходы к понятию потребность, потребностным отношениям человека.
Слайд 3КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Мотив (от лат – movere) – приводить в движение,
толкать.
1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта;
2) предметно-направленная
активность определенной силы;
3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется;
4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Слайд 4КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее
направленность.
Идеал – идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека.
Формирование природных предметов сообразно И. представляет собой специфически человеческую форму жизнедеятельности, ибо предполагает спец. создание образа цели деятельности до ее фактического осуществления.
Слайд 5КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Склонность -избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею
заниматься. Ее основой является глубокая, устойчивая потребность индивида в той
или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. Возникновение склонностей обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей, хотя возможны случаи их несовпадения
Слайд 6КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Установка -готовность,предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного
объекта и обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности по отношению
к данному объекту.
Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.
Слайд 7КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Убеждения – осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в
соответствии со своими ценностными орентациями. Образуя упорядоченную систему взглядов (политических,
философских, эстетических, естественнонаучных и др.) совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека.
Интерес – это мотив, который действует, в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности, это направленность внимания, помыслов.
Слайд 8Требования к знаниям, умениям и навыкам
Знания:
понятий – мотив, мотивация,
склонность, идеал, установка, убеждения, направленность
Умения:
анализировать, прогнозировать поведение клиента с
учетом его убеждений, установок, мотивов, идеалов, склонностей.
- Навыки - управления поведением потребителя с учетом его убеждений, установок, мотивов, идеалов, склонностей.
Слайд 9УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
В процессе исторического развития круг того, в чем человек
нуждается расширяется. Испытываемая или осознаваемая человеком зависимость от того, в
чем он нуждается или чем заинтересован, порождает направленность на соответствующий предмет.
Направленность включает два тесно связанных между собой момента:
А) предметное содержание, т.к. направленность – это всегда стремление к чему – то, к тому или иному предмету;
Б)напряжение, которое при этом возникает
Слайд 10УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
При этом выделяются тенденции влечения и тенденции долженствования (С.П.
Рубинштейн). Должное в известном смысле противостоит тому, что непосредственно влечет.
Должное становится значимым для человека лишь тогда, когда он осознает значимость данной цели, когда она становится его личным делом, к которому влечет иногда с силой, превосходящей силу бессознательных влечений.
Слайд 11УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
Активность личности достигает высшей эффективности, когда она оптимально организована
и целенаправленна, что обеспечивается принципом доминанты, иерархией мотивов, активности.
В качестве
мотивов выступают:
представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович);
потребности, влечения, побуждения, склонности (Х. Хекхаузен);
желания, привычки, мысли, чувство долга (П.А. Рудик)
Слайд 12УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
(продолжение)
морально-политические установки и помыслы (А.Г. Ковалев);
психические процессы, свойства и
состояния личности (К.К. Платонов);
предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев);
установки (А. Маслоу);
условия
существования (В.К. Вилюнас)
Слайд 13УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
Понимание потребностей многозначно, так существуют подходы к их характеристике:
потребность
как внутренний побудитель активности;
потребность как нужда;
потребность как предмет удовлетворения нужды;
потребность
как отсутствие блага;
потребность как ценность;
потребность как состояние
Слайд 14УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
(продолжение)
потребность как системная реакция;
потребность как мотив.
Мотивация,обусловленная потребностями
личности:
В
случае биологических потребностей этапы формирования мотива следующие:
1) формирование первичного мотива;
2)
поисковая активность – может быть внешней или внутренней. Задача второго этапа:
Слайд 15УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
(продолжение)
а) определение субъективной вероятности достижения успеха при различных способах
поведения и деятельности;
б)предвидение последствий выбираемого для достижения цели пути.
3 этап
– выбор конкретной цели и формирование намерений. Если конечная цель не поставлена, мотивы являются недейственными (А.Н. Леонтьев)
Мотив – это системное образование, а побуждение – это его энергетическая сторона
Слайд 16УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
(продолжение)
Дж. Роттер обозначает побуждение как потенцию действия, а Л.
Фестингер как мотивационное давление.
Намерение и побуждение не одно и
то же. Намерение – это замысел, предположение сделать что-нибудь. Намерение может быть и без побуждения, когда человек намерен что-то не делать или же когда у него не хватает решимости осуществить задуманное, т.е он не может проявить силу врли.
Слайд 17Вопросы для самопроверки
Дайте определение понятию потребности как побудителя активности человека.
Дайте
характеристику понятию потребности как нужды и предмета ее удовлетворения.
Проследите понимание
потребности как отсутствия блага и ценности;
Охарактеризуйте потребность как мотив, как побуждение.
Охарактеризуйте этапы мотивационного процесса.
Слайд 18Рекомендуемая литература:
Основная литература:
- Коноплева Н.А. Сервисология (человек и его
потребности): учеб.пособие/Н.А. Коноплева. – М.: Флинта : МПСИ, 2008. –
248 с.
Слайд 19Рекомендуемая литература:
Дополнительная литература:
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер
Ком, 1999.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПБ.: Питер., 2000.