Слайд 1
ТЕМА 1.7. ОСНОВЫ ЭРГОНОМИКИ И БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПАЦИЕНТА
Волжский филиал ГАПОУ
«Волгоградский
медицинский колледж»
Волжский 2020
Междисциплинарный курс:
Безопасная среда для участников лечебно-диагностического процесса
Слайд 2Мотивация изучения темы:
Сестринский персонал подвержен колоссальным физическим нагрузкам в лечебном
процессе. Медицинским сестрам приходится перемещать пациентов, передвигать тяжелое оборудование, переносить
тяжести, длительное время находиться в вынужденной позе.
В России отмечаются одни из самых высоких в мире показателей заболеваемости специалистов сестринского дела. Значительную долю в структуре заболеваемости медицинских работников составляет травматизм при осуществлении профессиональных обязанностей.
Слайд 3Цели занятия
Знать:
◊ Понятие «эргономика», «биомеханика»;
◊ Понятие «лечебно-охранительный режим», его элементы
и значение для пациента;
◊ Виды режимов двигательной активности;
◊ Вспомогательные устройства
для передвижения пациента;
◊ Безопасные технические приемы удерживания пациента.
Слайд 4Термин «Эргономика» был принят в Англии в 1949 г. Произошел
он от сочетания двух греческих слов: «эргон» - работа, «номос»
- закон. В буквальном переводе он означает: закономерности функционирования человека во время работы.
Эргономика – это отрасль науки, изучающая трудовые процессы с целью оптимизации орудий, условий труда, повышения эффективности трудовой деятельности человека и сохранения его здоровья
Это наука, позволяющая эффективно совершать работу с минимальной затратой энергии и без вреда для здоровья.
Слайд 5
Медицинская эргономика – прикладная дисциплина, один из разделов профессиональной эргономики,
изучающий особенности трудовых процессов в медицине.
Медицинская эргономика занимается разработкой:
наиболее оптимальных
алгоритмов движения в ходе выполнения медицинских манипуляций;
вспомогательных средств, устройств, облегчающих труд медицинских работников;
оптимальных условий труда на рабочем месте.
Слайд 6Факторами, способствующими травматизации сестринского персонала, являются:
особенности контингента больных (неврологические, травматологические,
реанимационные отделения и др.);
медицинская аппаратура;
неудобная поза при работе;
манипуляции, выполняемые в
амбулаторных условиях;
ночные дежурства (физическое переутомление);
повышенное психоэмоциональное напряжение и др.
Слайд 7Биомеханика – это наука, изучающая законы механического движения в живых
системах.
В самом широком смысле к живым системам в биомеханике
относятся:
- целостные системы, например – человек;
- его органы и ткани;
- объединения организмов, то есть совершающая совместные действия группа людей.
Биомеханика в медицине изучает координацию усилий костно-мышечной, нервной системы и вестибулярного аппарата, направленных на поддержку равновесия и обеспечения наиболее физиологичного положения тела в покое и при движении: ходьбе, подъёмах тяжестей, наклонах, в положении сидя, стоя, а также при выполнении повседневных жизненных функций.
Слайд 8 Правильная биомеханика тела младшей медицинской сестры в положении сидя, стоя,
при подъёме тяжести
Сидеть, стоять и поднимать тяжести младшая медицинская сестра
должна соблюдать биомеханику тела это позволит ей предотвратить травму.
Правильная биомеханика в положении сидя
-- колени должны быть чуть выше бёдер (это позволит перераспределить массу тела и уменьшить нагрузку на поясничный отдел позвоночника);
-- плечи должны быть расправлены и расположены симметрично бёдрам;
-- спина должна быть прямой, а мышцы живота – напряжёнными;
В положении сидя необходимо уменьшить напряжение мышц спины. Для этого следует облокотиться на спинку стула. Очень важно, чтобы стул и стол отвечали определённым требованиям:
-- сиденье не должно быть слишком мягким и изогнутым;
-- высота сиденья должна равняться длине голени (если ноги не достают до пола, необходимо подставить под стопы опору);
-- глубина сиденья должна быть не более 2/3 длины бёдер;
-- спинка стула должна быть отклонена назад на 3-5 градусов, а верхняя её планка располагаться под лопатками;
-- масса тела должна поддерживаться, в основном, седалищными буграми;
-- высота стола должна соответствовать росту человека (крышка стола, примерно, на уровне локтя согнутой руки, под столом должно быть достаточно места для ног).
Необходимо запомнить: для того, чтобы повернуться, находясь в положении сидя, надо повернуться всем корпусом, а не только грудью или плечами.
Слайд 9 Правильная биомеханика тела младшей медицинской сестры в положении сидя, стоя,
при подъёме тяжести
Правильная биомеханика в положении сидя
Слайд 10 Правильная биомеханика тела младшей медицинской сестры в положении сидя, стоя,
при подъёме тяжести
Правильная биомеханика в положении стоя
-- колени должны
быть расслаблены так, чтобы коленные суставы двигались свободно;
-- масса тела должна быть распределена равномерно на обе ноги;
-- ступни должны быть расставлены на ширину плеч;
-- для того чтобы снизить нагрузку на поясничный отдел позвоночника, надо встать прямо и напрячь мышцы живота и ягодиц; голову при этом следует держать прямо, чтобы подбородок находился в горизонтальной плоскости;
-- располагать плечи в одной плоскости с бёдрами.
Необходимо запомнить: для того, чтобы повернуться в положении стоя, вначале надо повернуть ступни так, чтобы за ними следовал корпус тела. Не начинать поворот с поясницы!
Слайд 11 Правильная биомеханика тела младшей медицинской сестры в положении сидя, стоя,
при подъёме тяжести
Правильная биомеханика тела при подъеме тяжестей
Следует делать
это рационально, с наименьшим воздействием на межпозвонковые диски: поднимать груз, не наклоняя туловище вперёд, а сгибая ноги в коленных и тазобедренных суставах и сохраняя прямое положении спины; переносить груз не на одной, а равномерно распределив его на обе руки и прижимая к себе, или положив на плечо, сохраняя спину прямой.
Используя правильную биомеханику тела, сестра обеспечивает себе безопасность и сохраняет себе и пациенту здоровье.
Слайд 12Лечебно-охранительный режим -
это комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на
обеспечение максимального физического и психического покоя пациентов.
Элементы ЛОР:
Обеспечение щадящего для
психики пациента режима;
Соблюдение правил внутреннего распорядка;
Обеспечение режима рациональной двигательной активности.
Слайд 13Обеспечение щадящего для психики пациента режима включает:
Создание у пациента определенного
психологического настроя на выздоровление, улучшение состояния, преодоление проблем со здоровьем.
Соблюдение медицинским персоналом основных этических принципов является важнейшим условием обеспечения психического покоя пациентов.
Нужно всегда помнить, что слово, сказанное пациенту, должно вселять в него надежду на каждый новый день.
К каждому пациенту должен быть индивидуальный подход. Не допустимы грубость и панибратство!
Необходимо рекомендовать пациентам соблюдать правила внутреннего распорядка дня в отделении и не нарушать его самим.
Слайд 16Режимы двигательной активности пациента
Строгий постельный - обычно назначают пациентам
в самом начале тяжелых острых заболеваний (острый инфаркт миокарда, нестабильная
стенокардия и др.). При нем пациент постоянно находится либо в положении на спине, либо в полусидячем положении с приподнятым изголовьем кровати (положение Фаулера). Пациенту категорически запрещается не только вставать, но и садиться, а в некоторых случаях даже самостоятельно поворачиваться в постели. Все гигиенические мероприятия (гигиенические процедуры, смена белья, подача судна и мочеприёмника), а также кормление осуществляется только с помощью младшей медицинской сестры.
Постельный – он характеризуется несколько большей физической активностью пациента в постели: разрешается поворачиваться, под наблюдением врача сестринского персонала выполнять легкие гимнастические упражнения и, наконец, через определенное время – присаживаться на краю кровати, пустив ноги.
Полупостельный – пациенту разрешается некоторое время сидеть на стуле около кровати. Кормление происходит в палате. Мероприятия личной гигиены пациент может осуществлять самостоятельно или с помощью младшей медицинской сестры (в зависимости от устройства палаты).
Слайд 17Режимы двигательной активности пациента
Палатный - пациенту разрешается передвигаться в
пределах палаты, но большую часть времени он проводит в кровати.
Гигиенический туалет, кормление пациентов и физиологические отправления осуществляются в палате.
Общий - разрешается свободная ходьба по коридору, подъем по лестнице, прогулка на территории больницы, пациенты самостоятельно обслуживают себя: принимают пищу в столовой, посещают туалет, принимают гигиеническую ванну, душ и др. Однако тихий час пациент проводит, непременно лежа в постели.
Слайд 18Вспомогательные устройства для для размещения и перемещения пациента
Важную роль
при перемещении пациента имеют вспомогательные средства.
К ним относятся:
- упоры для
самостоятельного перемещения пациентов в постели и с помощью одной медицинской сестры;
- веревочные лестницы для самостоятельного подъема больных в постели;
- скользящие простыни (макси-слайды) для перемещения тяжелобольного к изголовью кровати, перемещения с кровати на каталку и с каталки на кровать;
- вращающиеся диски (флекси-диски) для поворота пациентов сидя и стоя;
- роллеры для перемещения тяжелобольных, поворота по оси, сидя в постели;
- удерживающие пояса для фиксации пациентов при подъеме и сопровождении;
- эластичные пластины для всех видов перемещения больных;
- скользящие доски для перемещения больного с кровати в кресло и обратно;
- гамаки для перемещения больных в другие кабинеты и палаты;
- наколенники для выполнения манипуляций в положении «стоя на одном колене»;
- противопролежневые прокладки из современных природных и синтетических материалов;
- валики и подушки для физиологического положения больного в постели и т.д.
Слайд 19Вспомогательные устройства для для размещения и перемещения пациента
Слайд 20Безопасные технические приемы удерживания пациента
Слайд 21ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Законспектировать материалы презентации.
Изучить материал лекции по учебнику: Выполнение работ
по профессии "Младшая медицинская сестра по уходу за больными", часть
1, Безопасная среда для участников лечебно-диагностического процесса /составители Н.А. Репчинская, Л.А. Помоленкова.- Волгоград: ГАПОУ "Волгоградский медицинский колледж", 2019. - Текст : электронный. Стр. 103 - 110.