Слайд 1Тема 2. Исследования в экономических системах
Лекция 1. Исследования и их
роль в научной и практической деятельности человека
Понятие исследования. Объект и
предмет, цель и задачи исследования.
Гипотеза и ее роль в исследовании систем управления
Диалектический подход к исследованию
Роль исследования в научной и практической деятельности человека
Слайд 2Понятие исследования. Объект и предмет, цель и задачи исследования.
Исследование –
это целенаправленное познание чего-либо, результаты которого выступают в виде системы
понятий, законов (закономерностей) и моделей, характеризующих изучаемый предмет или явление. Оно включает:
распознавание проблем и ситуаций;
определение их происхождения;
выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;
установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;
нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
Слайд 3 Характеризуя исследование как процесс, следует отметить, что он отличается от
других видов деятельности тем, что:
содержит творческую часть, которую можно назвать
мысленным экспериментом с воображаемыми объектами;
устремлен на выяснение существенных характеристик явлений, процессов, в итоге выступающих как важные обобщения в форме принципов, закономерностей и законов, знание которых обеспечивает господство человека в соответствующей области;
исследователь не имеет каких-либо алгоритмических предписаний успеха, нельзя также найти решение проблемы в литературе или выяснить это решение у своих коллег по науке;
исследователь поставлен в положение, когда он, оказавшись перед лицом сложности научной проблемы, испытывает объективную недостаточность информации, очевидную неопределенность направления поиска.
Слайд 5 Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при
его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие:
методология исследования – совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования;
организация исследования – порядок проведения, основанный на распределении функции и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях;
ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов;
объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметов – конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования;
тип исследования – принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик;
потребность исследования – степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления;
результат исследования – рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий;
эффективность исследования – соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.
Слайд 6 Проведение исследования осуществляется в следующих случаях:
при совершенствовании системы управления действующей
организации;
при разработке системы управления вновь создающейся организации;
при совершенствовании системы управления
производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения;
при совершенствовании системы управления вследствие изменения формы собственности.
Приступая к исследованиям, исследователь должен определить стоящую перед ним проблему, объект и предмет исследования, а также цель и задачи исследования.
Слайд 7 Проблема – это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Условиями постановки
научной проблемы выступают объективно возникающие противоречия между потребностями в тех
или иных действиях и незнанием способов их выполнения, между потребностями в новых знаниях и их недостаточностью. Такие условия характеризуются (квалифицируются) как проблемная ситуация. Наиболее типичны следующие проявления научной и практической деятельности:
- результаты деятельности не соответствуют поставленным целям;
- ранее выработанные, теоретически обоснованные и практически проверенные методы решения не могут быть использованы или не дают должного эффекта в новых условиях;
- в ходе практической деятельности обнаруживаются факты и данные практического опыта, не укладывающиеся в рамках существующих теоретических представлений;
- одна из новых частных теорий вступает в логическое противоречие с более общей теорией или с другими областями знаний в пределах данной отрасли науки.
Слайд 8 Актуальность исследования. Актуальность исследования указывает на необходимость и своевременность
изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики
функционирования исследуемых систем и явлений, характеризует противоречия, которые возникают между общественными потребностями (спросом на научные идеи и практические рекомендации) и наличными средствами их удовлетворения, которые могут давать наука и практика в настоящее время.
Объект исследования – это та совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. Он выступает как носитель проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность.
Выбор предмета исследования:
- ориентирует на тот набор переменных и связей между ними, которые наиболее выпукло выражают центральный вопрос проблемы;
- очерчивают границы (рамки) предпринимаемого исследовательского поиска;
Объект и предмет исследования могут выступать в трех видах:
организационные, экономические (материальные) отношения;
отношения личностные и безличностные, общие и общесоциальные, основой которых являются экономические (производственные) отношения;
система понятий, категорий, накопленных знаний.
Слайд 9 Из предмета исследования вытекают его цели и задачи.
Целями исследования могут быть развитие теории или совершенствование практики. Цель
формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеривается сделать исследователь. На основе опыта можно выделить и сопоставить следующие цели исследования.
Слайд 10 Четкой постановкой целей исследования достигается:
- одновременная формулировка проблемы и гипотез
о возможных решениях ее, чем обеспечивается ориентация дальнейшего
хода исследования;
- определение объема работы, временных и финансовых затрат, материально – технических ресурсов, методического обеспечения для получения ожидаемого результата;
- регулирование взаимоотношений заказчика и исполнителя, обеспечивающее нормативную сторону программы как официального документа и определяющее форму представления результатов исследования.
Цели исследования конкретизируется и развивается в задачах исследования.
Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта;
Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития;
Третья – со способностями преобразования, моделирования, опытно – экспериментальной проверки;
Четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.
Слайд 11Гипотеза и ее роль в исследовании систем управления
Гипотеза — (греческое
слово — основание, предположение), термин многозначен. Гипотезой называется:
1. Предположение о
существовании явлений, о причинах их возникновения и характере развития;
2. Процесс мысли, заключающейся в определенных предположениях и его доказательство;
3. Теория, в которой идея обоснована только до уровня предположения значительной степени вероятности.
Научная гипотеза определяется как обоснованное и доказанное предположение либо о непосредственно не наблюдаемом факте, ли6o о закономерном порядке, объясняющем какую-либо совокупность явлений.
Слайд 12Описание фактов
Анализ известных законов и теорий
Выдвижение догадки, связанной с интуицией
Формирование
рабочей гипотезы и ее проверка
Отказ от данной гипотезы, выдвижение новой
Проверка
гипотезы
Формулировка научной гипотезы
Новые теории, законы, закономерности
Не выполняется
Не выполняется
Выполняется
Выполняется
Алгоритм формирования гипотез
Слайд 13 Описание фактов осуществляется: средствами естественного языка; статистическими методами (таблицы, ряды
динамики и пр.); графически (графики, диаграммы и т.п.).
Специфическими признаками гипотезы
являются:
1. Адекватность и обоснованность (должна объяснять как можно больший круг установленных ранее и вновь выявленных фактов и по возможности не противоречить установленным ранее положениям науки - противоречия должны быть конкретно и детально проанализированы и объяснены).
2. Принципиальная проверяемость (логическая, с помощью эксперимента, на основе практики).
3. Полнота, т.е. возможность приложения гипотезы не только к тем явлениям, с которыми была связана потребность в гипотезе, но и к другим — уже известным, но не объясненным в других областях исследования.
4. Простота.
5. Достоверность.
Гипотезы бывают:
а) описательные (предполагается существование какого-либо явления). Например: система управления должна содержать ….;
б) объяснительные (вскрывающие причины явления). Например: если заменить управляющего, то доходность фирмы увеличится;
в) описательно-объяснительные.
Слайд 14 К гипотезе предъявляются определенные требования:
- она не должна включать в
себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше;
-
в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;
- при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;
- требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности.
Гипотезы с различными уровнями обобщенности, в свою очередь, можно отнести к инструктивным или дедуктивным.
При этом, формальными признаками хорошей гипотезы являются:
а) адекватность ответа вопросу или соотнесенность выводов с посыпками (иногда исследователи формулируют проблему в одном определенном плане, а гипотеза с ней не соотносится и уводит человека от проблемы);
б) правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по данной проблеме (если такого соответствия нет, новое исследование оказывается изолированным от общей научной теории);
в) проверяемость.
Слайд 15 Исходное теоретическое знание о проблеме исследования формируется как априорное, гипотетическое,
когда желаемые результаты, выраженные в целях и задачах, устанавливаются предположительно,
до проведения эмпирического исследования.
проблема
цель
гипотеза
Проверка гипотезы (эмпирическое исследование)
Слайд 16 Гипотеза является формой предположения или допущения, в котором содержащееся знание
носит вероятностный характер, но пригодный для рассуждения о непонятном, неясном,
ставшем предметом исследования.
1. Это вероятностное знание.
2. Это достаточно обоснованное знание (но не истинное).
3. Это знание предполагает разрешение противоречия, лежавшего в основе проблемы.
4. Это знание содержит качественно новые моменты, по сравнению с имеющимися.
5. Это принципиально проверяемое знание, с указанием на способ проверки.
Основные процедуры построения гипотез:
— выдвижение гипотез;
— формулировка (разработка) гипотез;
— проверка гипотез.
Слайд 17Выдвижение гипотез
Источником гипотез выступают новые факты, в которых предметная область
включается в научно-практическое исследование:
— когда для объяснения новых фактов недостаточно
имеющихся теоретических знаний;
— когда для объяснения новых фактов непригодны общие имеющиеся знания.
Отправным пунктом разработки гипотез выступают эвристический потенциал экономических теорий, смежных с ним отраслей знаний, статистика, «самовыдвижение» исследовательской мысли и т. п.
В случае, когда нет достаточного материала, чтобы выдвинуть гипотезу, проводят разведывательные исследования.
Цель выдвижения гипотез:
а) сузить массу возможных предложений и догадок при решении поставленной проблемы;
б) обеспечить ориентацию движения исследовательского поиска к желаемому результату.
Слайд 18 Требования к выдвижению гипотезы
Выдвигаемая гипотеза должна быть достаточно теоретически надежна:
преемственной с предшествующим знанием; не противоречить фактам науки; оспариваться могут
положения и выводы.
Выдвигаемая гипотеза должна быть однозначно логически согласована с проблемой и целью.
Выдвигаемая гипотеза должна заключать понятия, получившие предварительное уточнение и интерпретацию.
Выдвигаемая гипотеза должна быть приложима к данным, заключенным в предварительном описании предмета исследования.
Выдвигаемая гипотеза должна заключать возможность эмпирической проверки (верификации) с помощью предметно-методических средств познания, которая обеспечивает переход от нее к теории и закону.
Слайд 19 Формулировка гипотез
От исследователя построение гипотез требует:
эрудиции и теоретической подготовки;
умения думать;
обладания
практической сметкой и здравым смыслом;
умения догадываться (воображения, интуиции).
Проверка гипотез
Доказательство достоверности
гипотез становится главной задачей последующего эмпирического исследования, так как цель любого научно-исследовательского поиска составляет не их формулировка, а получение новых научно-практических знаний (открытий), которые обогащают науку знанием принципиально новых фактов и вырабатывают пути и средства целенаправленного воздействия на проблемную ситуацию и ее разрешения.
Слайд 20 Диалектический подход к исследованию
Диалектический подход к исследованию требует:
рассматривать все связи
и взаимообусловленности изучаемого объекта;
рассматривать объект изучения в динамике (в процессе
функционирования);
опираться на известные законы диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей – все вещи, явления, процессы материального мира и их отражение в человеческом сознании рассматриваются как сложные системы, элементы которых являются по отношению друг к другу противоположностями.
Закон перехода количества в качество – определяет содержание любого диалектического процесса как единство сравнительно медленных количественных изменений внутри данного качества и быстрых, скачкообразных переходов от одного качества к другому, встающему на место старого.
Закон отрицания отрицания – каждый данный уровень развития, каждая конкретная вещь или явление есть отрицание своей предшествующей ступени и отрицание отрицания по отношению к еще более раннему уровню.
Слайд 21 Практическая формула диалектического подхода заключается в выборе принципов и методов
его реализации, а также в сочетании с другими подходами, которые
он не должен отрицать.
1. Принцип объективности
2. Принцип движения и развития.
3. Принцип противоречивости.
4. Принцип научности.
5. Принцип проверяемости.
6. Принцип взаимодействия.
7. Принцип целостности.
8. Принцип относительности.
9. Правило генетической и исторической определенности.
Слайд 22Принцип научности
(описание-объяснение, предвидение)
Принцип проверяемости практикой (результат)
Принцип объективности
(фактология)
Принцип взаимодействия
(системность, многовариантность)
Принцип целостности
(выделение
из среды)
Принцип движения и развития
(изменения, качество)
Принцип относительности
(критерии, ограничения)
Принцип генетической и
исторической определенности (происхождения, этапы, изменения)
Принцип противоречивости (поиск альтернатив, противоположностей)
Взаимосвязь принципов диалектического подхода
Слайд 23 Роль исследования в научной и практической деятельности человека
Современное управление, отражающее
особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого
человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.
Содержание управления раскрывают основные функции управления — предвидение (планирование), организация, контроль, регулирование, координация, активизация (мотивация).
В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера.
Исследование — это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).