Разделы презентаций


Тема 2. Исследования в экономических системах Лекция 1. Исследования и их роль

Содержание

Понятие исследования. Объект и предмет, цель и задачи исследования. Исследование – это целенаправленное познание чего-либо, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов (закономерностей) и моделей, характеризующих изучаемый предмет или явление. Оно

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 2. Исследования в экономических системах Лекция 1. Исследования и их

роль в научной и практической деятельности человека
Понятие исследования. Объект и

предмет, цель и задачи исследования.
Гипотеза и ее роль в исследовании систем управления
Диалектический подход к исследованию
Роль исследования в научной и практической деятельности человека
Тема 2. Исследования в экономических системах Лекция 1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности

Слайд 2Понятие исследования. Объект и предмет, цель и задачи исследования.
Исследование –

это целенаправленное познание чего-либо, результаты которого выступают в виде системы

понятий, законов (закономерностей) и моделей, характеризующих изучаемый предмет или явление. Оно включает:
распознавание проблем и ситуаций;
определение их происхождения;
выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;
установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;
нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
Понятие исследования. Объект и предмет, цель и задачи исследования.	Исследование – это целенаправленное познание чего-либо, результаты которого выступают

Слайд 3 Характеризуя исследование как процесс, следует отметить, что он отличается от

других видов деятельности тем, что:
содержит творческую часть, которую можно назвать

мысленным экспериментом с воображаемыми объектами;
устремлен на выяснение существенных характеристик явлений, процессов, в итоге выступающих как важные обобщения в форме принципов, закономерностей и законов, знание которых обеспечивает господство человека в соответствующей области;
исследователь не имеет каких-либо алгоритмических предписаний успеха, нельзя также найти решение проблемы в литературе или выяснить это решение у своих коллег по науке;
исследователь поставлен в положение, когда он, оказавшись перед лицом сложности научной проблемы, испытывает объективную недостаточность информации, очевидную неопределенность направления поиска.
Характеризуя исследование как процесс, следует отметить, что он отличается от других видов деятельности тем, что:содержит творческую часть,

Слайд 5 Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при

его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие:

методология исследования – совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования;
организация исследования – порядок проведения, основанный на распределении функции и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях;
ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов;
объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметов – конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования;
тип исследования – принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик;
потребность исследования – степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления;
результат исследования – рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий;
эффективность исследования – соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.
Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих

Слайд 6 Проведение исследования осуществляется в следующих случаях:
при совершенствовании системы управления действующей

организации;
при разработке системы управления вновь создающейся организации;
при совершенствовании системы управления

производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения;
при совершенствовании системы управления вследствие изменения формы собственности.
Приступая к исследованиям, исследователь должен определить стоящую перед ним проблему, объект и предмет исследования, а также цель и задачи исследования.
Проведение исследования осуществляется в следующих случаях:при совершенствовании системы управления действующей организации;при разработке системы управления вновь создающейся организации;при

Слайд 7 Проблема – это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Условиями постановки

научной проблемы выступают объективно возникающие противоречия между потребностями в тех

или иных действиях и незнанием способов их выполнения, между потребностями в новых знаниях и их недостаточностью. Такие условия характери­зуются (квалифицируются) как проблемная ситуация. Наиболее типичны следующие проявления научной и прак­тической деятельности:
- результаты деятельности не соответствуют поставленным целям;
- ранее выработанные, теоретически обоснованные и практически проверенные методы решения не могут быть использованы или не дают должного эффекта в новых условиях;
- в ходе практической деятельности обнаруживаются факты и данные практического опыта, не укладывающиеся в рамках существующих теоретических представлений;
- одна из новых частных теорий вступает в логическое противоречие с более общей теорией или с другими областями знаний в пределах данной отрасли науки.
Проблема – это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Условиями постановки научной проблемы выступают объективно возникающие противоречия между

Слайд 8 Актуальность исследования. Актуальность исследования указывает на необходимость и своевременность

изучения и решения проблемы для даль­нейшего развития теории и практики

функционирования исследуемых систем и явлений, характеризует противоречия, которые возникают меж­ду общественными потребностями (спросом на научные идеи и практические рекомендации) и наличными средства­ми их удовлетворения, которые могут давать наука и прак­тика в настоящее время.
Объект исследования – это та совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. Он выступает как носитель проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность.
Выбор предмета исследования:
- ориентирует на тот набор переменных и связей между ними, которые наиболее выпукло выражают центральный вопрос проблемы;
- очерчивают границы (рамки) предпринимаемого исследовательского поиска;
Объект и предмет исследования могут выступать в трех видах:
организационные, экономические (материальные) отношения;
отношения личностные и безличностные, общие и общесоциальные, основой которых являются экономические (производственные) отношения;
система понятий, категорий, накопленных знаний.
Актуальность исследования. Актуальность исследования указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для даль­нейшего развития

Слайд 9 Из предмета исследования вытекают его цели и задачи.

Целями исследования могут быть развитие теории или совершенствование практики. Цель

формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеривается сделать исследователь. На основе опыта можно выделить и сопоставить следующие цели исследования.
Из предмета исследования вытекают его цели и задачи.  	Целями исследования могут быть развитие теории или

Слайд 10 Четкой постановкой целей исследования достигается:
- одновременная формулировка проблемы и гипотез

о возможных решениях ее, чем обеспечивается ориентация дальнейшего

хода исследования;
- определение объема работы, временных и финансовых затрат, материально – технических ресурсов, методического обеспечения для получения ожидаемого результата;
- регулирование взаимоотношений заказчика и исполнителя, обеспечивающее нормативную сторону программы как официального документа и определяющее форму представления результатов исследования.
Цели исследования конкретизируется и развивается в задачах исследования.
Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта;
Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития;
Третья – со способностями преобразования, моделирования, опытно – экспериментальной проверки;
Четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.
Четкой постановкой целей исследования достигается:- одновременная формулировка проблемы и гипотез о возможных решениях ее,   чем

Слайд 11Гипотеза и ее роль в исследовании систем управления
Гипотеза — (греческое

слово — основание, предположение), термин многозначен. Гипотезой называется:
1. Предположение о

существовании явлений, о причинах их возникновения и характере развития;
2. Процесс мысли, заключающейся в определенных предположениях и его доказательство;
3. Теория, в которой идея обоснована только до уровня предположения значительной степени вероятности.
Научная гипотеза определяется как обоснованное и доказанное предположение либо о непосредственно не наблюдаемом факте, ли6o о закономерном порядке, объясняющем какую-либо совокупность явлений.
Гипотеза и ее роль в исследовании систем управления	Гипотеза — (греческое слово — основание, предположение), термин многозначен. Гипотезой

Слайд 12Описание фактов
Анализ известных законов и теорий
Выдвижение догадки, связанной с интуицией
Формирование

рабочей гипотезы и ее проверка
Отказ от данной гипотезы, выдвижение новой
Проверка

гипотезы

Формулировка научной гипотезы

Новые теории, законы, закономерности

Не выполняется

Не выполняется

Выполняется

Выполняется

Алгоритм формирования гипотез

Описание фактовАнализ известных законов и теорийВыдвижение догадки, связанной с интуициейФормирование рабочей гипотезы и ее проверкаОтказ от данной

Слайд 13 Описание фактов осуществляется: средствами естественного языка; статистическими методами (таблицы, ряды

динамики и пр.); графически (графики, диаграммы и т.п.).
Специфическими признаками гипотезы

являются:
1. Адекватность и обоснованность (должна объяснять как можно больший круг установленных ранее и вновь выявленных фактов и по возможности не противоречить установленным ранее положениям науки - противоречия должны быть конкретно и детально проанализированы и объяснены).
2. Принципиальная проверяемость (логическая, с помощью эксперимента, на основе практики).
3. Полнота, т.е. возможность приложения гипотезы не только к тем явлениям, с которыми была связана потребность в гипотезе, но и к другим — уже известным, но не объясненным в других областях исследования.
4. Простота.
5. Достоверность.
Гипотезы бывают:
а) описательные (предполагается существование какого-либо явления). Например: система управления должна содержать ….;
б) объяснительные (вскрывающие причины явления). Например: если заменить управляющего, то доходность фирмы увеличится;
в) описательно-объяснительные.
Описание фактов осуществляется: средствами естественного языка; статистическими методами (таблицы, ряды динамики и пр.); графически (графики, диаграммы и

Слайд 14 К гипотезе предъявляются определенные требования:
- она не должна включать в

себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше;
-

в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;
- при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;
- требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности.
Гипотезы с различными уровнями обобщенности, в свою очередь, можно отнести к инструктивным или дедуктивным.
При этом, формальными признаками хорошей гипотезы являются:
а) адекватность ответа вопросу или соотнесенность выводов с посыпками (иногда исследователи формулируют проблему в одном определенном плане, а гипотеза с ней не соотносится и уводит человека от проблемы);
б) правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по данной проблеме (если такого соответствия нет, новое исследование оказывается изолированным от общей научной теории);
в) проверяемость.
К гипотезе предъявляются определенные требования:	- она не должна включать в себя слишком много положений: как правило, одно

Слайд 15 Исходное теоретическое знание о проблеме исследования формируется как априорное, гипотетическое,

когда желаемые результаты, выраженные в целях и задачах, устанавливаются предположительно,

до проведения эмпирического исследования.

проблема

цель

гипотеза

Проверка гипотезы (эмпирическое исследование)

Исходное теоретическое знание о проблеме исследования формируется как априорное, гипотетическое, когда желаемые результаты, выраженные в целях и

Слайд 16 Гипотеза является формой предположения или допущения, в котором содержащееся знание

носит вероятностный характер, но пригодный для рассуждения о непонятном, неясном,

ставшем предметом исследования.
1. Это вероятностное знание.
2. Это достаточно обоснованное знание (но не истинное).
3. Это знание предполагает разрешение противоречия, лежавшего в основе проблемы.
4. Это знание содержит качественно новые моменты, по сравнению с имеющимися.
5. Это принципиально проверяемое знание, с указанием на способ проверки.
Основные процедуры построения гипотез:
— выдвижение гипотез;
— формулировка (разработка) гипотез;
— проверка гипотез.
Гипотеза является формой предположения или допущения, в котором содержащееся знание носит вероятностный характер, но пригодный для рассуждения

Слайд 17Выдвижение гипотез
Источником гипотез выступают новые факты, в которых предметная область

включается в научно-практическое исследование:
— когда для объяснения новых фактов недостаточно

имеющихся теоретических знаний;
— когда для объяснения новых фактов непригодны общие имеющиеся знания.
Отправным пунктом разработки гипотез выступают эвристический потенциал экономических теорий, смежных с ним отраслей знаний, статистика, «самовыдвижение» исследовательской мысли и т. п.
В случае, когда нет достаточного материала, чтобы выдвинуть гипотезу, проводят разведывательные исследования.
Цель выдвижения гипотез:
а) сузить массу возможных предложений и догадок при решении поставленной проблемы;
б) обеспечить ориентацию движения исследовательского поиска к желаемому результату.
Выдвижение гипотез	Источником гипотез выступают новые факты, в которых предметная область включается в научно-практическое исследование:	— когда для объяснения

Слайд 18 Требования к выдвижению гипотезы
Выдвигаемая гипотеза должна быть достаточно теоретически надежна:

преемственной с предшествующим знанием; не противоречить фактам науки; оспариваться могут

положения и выводы.
Выдвигаемая гипотеза должна быть однозначно логически согласована с проблемой и целью.
Выдвигаемая гипотеза должна заключать понятия, получившие предварительное уточнение и интерпретацию.
Выдвигаемая гипотеза должна быть приложима к данным, заключенным в предварительном описании предмета исследования.
Выдвигаемая гипотеза должна заключать возможность эмпирической проверки (верификации) с помощью предметно-методических средств познания, которая обеспечивает пе­реход от нее к теории и закону.
Требования к выдвижению гипотезыВыдвигаемая гипотеза должна быть достаточно теоретически надежна: преемственной с предшествующим знанием; не противоречить фактам

Слайд 19 Формулировка гипотез
От исследователя построение гипотез требует:
эрудиции и теоретической подготовки;
умения думать;
обладания

практической сметкой и здравым смыслом;
умения догадываться (воображения, интуиции).
Проверка гипотез
Доказательство достоверности

гипотез становится главной задачей последующего эмпирического исследования, так как цель любого научно-исследовательского поиска составляет не их формулировка, а получение новых научно-практических знаний (открытий), которые обогащают науку знанием принципиально новых фактов и вырабатывают пути и средства целенаправленного воздействия на про­блемную ситуацию и ее разрешения.
Формулировка гипотез	От исследователя построение гипотез требует:эрудиции и теоретической подготовки;умения думать;обладания практической сметкой и здравым смыслом;умения догадываться (воображения,

Слайд 20 Диалектический подход к исследованию
Диалектический подход к исследованию требует:
рассматривать все связи

и взаимообусловленности изучаемого объекта;
рассматривать объект изучения в динамике (в процессе

функционирования);
опираться на известные законы диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей – все вещи, явления, процессы материального мира и их отражение в человеческом сознании рассматриваются как сложные системы, элементы которых являются по отношению друг к другу противоположностями.
Закон перехода количества в качество – определяет содержание любого диалектического процесса как единство сравнительно медленных количественных изменений внутри данного качества и быстрых, скачкообразных переходов от одного качества к другому, встающему на место старого.
Закон отрицания отрицания – каждый данный уровень развития, каждая конкретная вещь или явление есть отрицание своей предшествующей ступени и отрицание отрицания по отношению к еще более раннему уровню.
Диалектический подход к исследованию	Диалектический подход к исследованию требует:рассматривать все связи и взаимообусловленности изучаемого объекта;рассматривать объект изучения в

Слайд 21 Практическая формула диалектического подхода заключается в выборе принципов и методов

его реализации, а также в сочетании с другими подходами, которые

он не должен отрицать.
1. Принцип объективности
2. Принцип движения и развития.
3. Принцип противоречивости.
4. Принцип научности.
5. Принцип проверяемости.
6. Принцип взаимодействия.
7. Принцип целостности.
8. Принцип относительности.
9. Правило генетической и исторической определенности.
Практическая формула диалектического подхода заключается в выборе принципов и методов его реализации, а также в сочетании с

Слайд 22Принцип научности
(описание-объяснение, предвидение)
Принцип проверяемости практикой (результат)
Принцип объективности
(фактология)
Принцип взаимодействия
(системность, многовариантность)
Принцип целостности
(выделение

из среды)
Принцип движения и развития
(изменения, качество)
Принцип относительности
(критерии, ограничения)
Принцип генетической и

исторической определенности (происхождения, этапы, изменения)

Принцип противоречивости (поиск альтернатив, противоположностей)

Взаимосвязь принципов диалектического подхода

Принцип научности(описание-объяснение, предвидение)Принцип проверяемости практикой (результат)Принцип объективности(фактология)Принцип взаимодействия(системность, многовариантность)Принцип целостности(выделение из среды)Принцип движения и развития(изменения, качество)Принцип относительности(критерии,

Слайд 23 Роль исследования в научной и практической деятельности человека
Современное управление, отражающее

особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого

человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.
Содержание управления раскрывают основные функции управления — предвидение (планирование), организация, контроль, регулирование, координация, активизация (мотивация).
В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера.
Исследование — это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).
Роль исследования в научной и практической деятельности человека	Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика